«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов

Немало мной дорог России пройдено,

Но болью в сердце мысль живёт одна:

Без вот такой, как эта, малой родины

Не может стать великою страна.

(«Троицкий»)

«Моя малая родина»

(проектная деятельность)

учащихся 5-7 - х классов

Средней общеобразовательной школы №38 с углубленным изучением отдельных предметов имени Е.А. Болховитинова









Воронеж 2015 г.

«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов

1.1Актуальность.

Любовь ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живёт, к школе, городу, к стране.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа.

Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки - гордость нашего края - все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев, приемникам их традиций.

Основы отношения к миру вообще формируются в ребенке постепенно, ближе и понятнее ребенку любовь к своим близким, к родным местам, позже эти чувства перерастут в любовь к Родине.

2.2. Актуальность для общества

Как же возникла идея создания такого проекта?

Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Наш край может похвастаться многовековой историей. Но всегда, отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём «Малой родиной».

Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного края, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время.

ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА:

Можно ли через изучение своего РОДНОГО КРАЯ, воспитать чувство гражданственности и патриотизма.

В своей практике учителя часто сталкиваются со следующими проблемами:

  • отсутствие доступной информации по истории своего края;

  • отсутствие у учеников навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;

  • слабое умение представить окружающим полученные знания.

Цель проекта:

воспитание любви к родным местам, к малой родине; формирование нравственных ценностей.

Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в школьном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране.

Задачи:

  • Формировать интерес к прошлому и настоящему Воронежской области и г. Воронежу.

  • Углублять краеведческие знания о родном крае.

  • Расширять представления детей о названиях улиц, о достопримечательностях своей малой Родины.

  • Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою малую Родину.

  • Формировать у детей умение активно использовать свои знания и умения в различных видах деятельности.


  • Знакомить с творчеством поэтов и художников, прославляющих наш край.

  • Привлечение родителей к сотрудничеству.

Гипотеза.

Проживая в Воронежской области, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил наш край, начнут проявлять интерес к событиям жизни их родного края и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи моего проекта выполнены.

Научная новизна:

работы состоит в том, что реализация данного проекта обеспечит:

-популяризацию не только географического, исторического и культурного наследия своей малой Родины;

-формирование любви к своей малой Родине, познавательного интереса к природе родного края и ответственного отношения к ней;

-взаимоотношение с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующие воспитанию у детей интереса и любви к своей малой Родине.

Данные аспекты являются неотъемлемой частью системы образования школьников на этапе становления современной личности. У детей формируются навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков в практической деятельности. Расширяется запас знаний о своей родном крае, традициях и истории возникновения.

Тип проекта:

познавательно - информационный.

В ходе реализации проекта формируются следующие компетенции учащихся;

  • ценностно-смысловые компетенции (связанны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение)

  • общекультурные компетенции, т.е. познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов;

  • учебно-познавательные компетенции - совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания;

  • информационные компетенции - навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; владение современными средствами инфор-мации поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача;

  • коммуникативные компетенции - знание языков, способов взаи-модействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

  • социально-трудовые компетенции - выполнение роли гражданина, наблюдателя, представителя, потребителя, покупателя, производителя, члена семьи .

  • компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки

Участники проекта:

Организатор проекта учитель географии Бердникова И.Н.

ученики МБОУ СОШ №38 7 -х классов.

Родители учащихся

ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: СЕНТЯБРЬ 2012 ГОДА - МАЙ 2015 ГОДА.

ВИД ПРОЕКТА:ТВОРЧЕСКИЙ, ДОЛГОСРОЧНЫЙ, СЕМЕЙНО-ГРУППОВОЙ.


ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: творческая, поисковая, исследовательская.

СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА: культурологический, лингвистический, краеведческий.

ФОРМА ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • фотографии, рисунки, поделки

  • презентации, видеофильмы

  • модели

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ: городскиеи школьная библиотеки, интернет, экскурсии по Воронежской области и отчёты экскурсий.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Для учеников:

- ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;

- развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;

- самореализация.

Для педагога:

- повышение профессионализма;

- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;

- личностный и профессиональный рост;

- самореализация.

Для родителей.

- повышение уровня личностного сознания; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, самореализация.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:

1) Принцип развития - отражает четкую ориентацию на развитие личности.

2) Принцип дифференциации и индивидуализации - предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.

3) Принцип диалогического общения - отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.

4) Принцип доступности - предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.

5) Принцип системности - достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

- Познавательные занятия, экскурсии;

- Продуктивная деятельность;

- Фотовыставки и выставки рисунков и поделок.

«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов

2012 -2013 учебный год

I -Этап«Костенки - колыбель человечества?!»

Интегрированный продукт географии и истории

«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов

«В гостях у мамонта.»

Мой край родной - как много в нем загадок…

Как он прекрасен и порой необъясним…

Возьмем Костенки - там сейчас и свой уклад, и свой порядок.

А двадцать тысяч лет назад здесь мамонт крупный жил.

Он безобиден был, хоть и суровый с виду,

Питался, как ни странно, исключительно травой.

Но, если что, то никому не дал бы он в обиду

Свою семью и погибал за них порой.

В то время на земле стоял период лютой зимней стужи,

И, чтобы не погибнуть и согреться в эти холода,

Наш предок древний, выходя на поиски чего-нибудь на ужин,

Мечтал добыть побольше мяса, а для теплоты меха.

И главною, желанною добычей был, конечно, мамонт.

Наш предок из его костей и шкур построил себе крепкий, теплый дом.

А для хранения запасов пищи ямы-кладовые заложил в фундамент,

Ведь мяса было вдоволь: и на ужин, и на то, чтоб съесть его потом.

Как жили люди двадцать тысяч лет назад? Кто знает…

И почему все мамонты погибли, кто тому виной?

На все эти вопросы археолог отвечает,

Ведя раскопки на костенковских стоянках день-деньской.

Крючков Никита


Первые по времени поселения человека в Костенках относятся к 45 тысячам лет назад, последние заканчивают свое существование примерно 30 тысяч лет спустя. За это время человечество сумело пройти грандиозный путь от небольших групп первых европейцев, только начавших осваивать новый континент, до высокоразвитых обществ «охотников на мамонтов». Находки той эпохи показали, что люди не только сумели выжить в экстремальных условиях приледниковой зоны, но и создали выразительную культуру: они умели строить достаточно сложные жилые сооружения, делать разнообразные каменные орудия и создавать удивительные художественные образы. Благодаря этим находкам во многом и было создано наше современное представление о каменном веке. Костенки - это эталонный памятник верхнего палеолита, беречь, изучать и пропагандировать который призван музей-заповедник.

Географическое положение«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов

Костёнки - село на правом берегу Дона в Хохольском районе Воронежской области, административный центр Костенского сельского поселения

Открытие, потрясшее научный мир. Наши предки жили на Русской равнине 45000 лет назад. Костёнки - место археологических раскопок, расположенное в одноименном селе на правом берегу Дона, в Воронежской области. Впервые обнаружено в 1879 году, но первые раскопки начались в 1920-х годах.

На площади 10 км² найдено свыше 60 стоянок, возраст которых колеблется от 45 до 15 тысяч лет. Судя по найденным артефактам, наши предки имели развитую культуру и искусство. Это сенсационное открытие ставит под сомнение теорию о том, что человек разумный зародился в Африке и оттуда перекочевал на север Евразии.

Костёнки - место археологических раскопок, расположенное в одноименном селе на правом берегу Дона, Хохольского района, Воронежской области. Здешние стоянками эпохи верхнего палеолита известны во всём мире. Русский археолог Александр Спицын назвал их «жемчужиной русского палеолита». Костёнки - это место сенсационных находок, которые меняют наши взгляды на первобытную историю! С незапамятных времен здесь находили крупные кости загадочных животных. Неслучайно и название этой местности имеет в своей основе корень "кость". У местных жителей издавна существовало предание о живущем под землёй звере, кости которого и находят люди. Живым это чудовище никто не видел, поэтому народ решил, что обнаружить его можно только после его смерти. Эти кости заинтересовали даже Петра I.

Еще в 1717 году Петр I писал в Воронеж азовскому вице-губернатору Степану Колычеву:«повелевает в Костенску и в других городах и уездах губернии приискивать великих костей как человеческих, так и слоновых и всяких других необыкновенных». Многие из найденных в Костёнках останков были отправлены в Санкт-Петербургскую "кунсткамеру". Тогда считали, что найденные гигантские кости - это останки боевых слонов Александра Македонского, «ходившего воевать со скифами». Первые серьезные археологические исследования стоянок в Костенках были проведены выдающимся ученым,антрологом - Иваном Поляковым Во второй половине 19 века. Так, 28 июня 1879 года из первого же заложенного шурфа были извлечены кремневые орудия труда, наконечники копий и другие предметы, подтверждающие существование людей в этих местах много веков назад. И лишь с 20-х годов прошлого века началось планомерное изучение палеолитических стоянок. Здесь были все самые известные представители русской археологии: Сергей Замятнин, Петр Ефименко, Александр Рогачев, Павел Борисковский.

Костёнки вызывают больший интерес и сегодня. На сегодняшний день, археологические раскопки в районе Костёнок проходят на территории около 10 км². За это время было открыто свыше 60 стоянок, возраст которых по словам учёных колеблется от 45 до 15 тысяч лет!

Примечательно, что, согласно традиционной историографии, в этот период Русская равнина была ещё покрыта ледником. Особого внимания заслуживает тот факт, что в одном культурном пласте были найдены: останки человека современного типа и мамонта, многочисленные произведения искусства, атакже десять знаменитых на весь мир женских фигурок, прозванных «палеолитическими Венерами». Таким образом, обнаруженные отечественной археологией находки ставят под большое сомнение общепринятую гипотезу, что человек разумный зародился в Африке и оттуда перекочевал в Западную Европу. Костёнки - это важнейший археологический памятник, доказывающий, что на нашей земле с древнейших времён существовала высокоразвитая цивилизация.

Климатические условия Древнейший человек в Воронежском крае появился в эпоху позднего палеолита. К этому времени в природе произошли значительные изменения.

Ледник, доходивший в пределах края до города Богучара, отступил далеко на север. Воронежские земли освободились от ледникового покрова и стали пригодными для поселения людей.

Природа.От ледника на юг тянулась бескрайняя тундра. Летом здесь буйно, но ненадолго разрастались травы и зеленели кусты.
Люди довольно густо заселили приледниковые территории. Там обитали животные, которые на многие тысячелетия стали для человека главным объектом охоты, поскольку давали обильную пищу, а также шкуры и кости. Это мамонты, шерстистые носороги и пещерные медведи. Здесь же паслись стада диких лошадей, оленей, зубров и т.д.
Периоды оледенения стали суровым испытанием для первобытных людей. Необходимость противостояния неблагоприятным условиям способствовала поступательному развитию человечества. Охота на крупных животных была возможна только при условии участия в ней значительного числа людей. Предполагается, что охота была загонной: зверей гнали либо к обрывам, либо к специально вырытым ямам. Таким образом, человек мог выжить лишь в группе себе подобных


5 «а» и 5 «б» знакомятся с экспонатами музея

«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов







«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов

Платонова Мария 5 «б» клас

«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов

Тихонова Анна 5 «б» класс







Наши поделки

Стоянка древнего человека Логунова Алёна 7 «А» класс

«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов

«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов

«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов

Наши творения


Отзыв о поездке Копцевой Ксении 5 «а» класс.


Не так уж много в мире музеев каменного века. Но каждый из них интересен по- своему. Нам повезло, у нас под Воронежем в селе Костёнки располагается такой музей.

Нашему классу довелось побывать в музее, открытый, прямо посреди раскопок стоянки людей верхнего палеолита. Это сделано для того, чтобы не нарушать естественную археологическую находку. Помимо этой главной стоянки, показаны шалаши, покрытые шкурой животных, орудия охоты древних людей, предметы искусства и даже останки древнего человека и кости мамонта.

Мне очень понравилась эта экскурсия. Я узнала очень много нового и интересного о родном крае в те далёкие времена.

Отзыв о поездке Логуновой Алёны 5 «а» класс.

Мне очень понравилась эта поездка. Я узнала для себя очень много интересного и необычного. Я фактически побывало на стоянке первобытного человека.

Костёнки (стих Холодовой Надежды ченицы 5 «а» класса)

Век двадцать первый на дворе, мы всем классом в октябре

Едем посмотреть Костёнки на Воронежской Земле

Вдруг что-то странное случилось

Что же с нами приключилось

Люди каменного века окружили нас кольцом

Заставляют строить дом!

Не какой-нибудь кирпичный, а старинный необычный

Стены из больших костей

Видим мамонтов живых. И на них идёт охота

Вот тяжёлая работа - мамонта догнать, убить и что-нибудь сварить

Мы идём мимо всех поселений

Шестьдесят их построили здесь

Статуэтки из бивня мамонта

И животных фигурки тут есть,

До чего ж интересно в Костёнках!

Это место для всех открыто

И недаром оно зовётся

«Жемчужиной палеолита»!!!

«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов

О древних людях(стих Холодовой Надежды ученицы 5 «а» класса)

Люди каменного века напоминают человека

Но хоть разумными и называются,

Только странно одеваются

На всех шкуры одеты звериные

И ходят они все с дубинами

Копья сделали из бивня мамонта

Все орудия из камней и костей

Сразу видно живут все общинами

И не любят не званных гостей!

2013-2014 учебный год


II Этап

Народные традиции, быт, уклад жизни и народный костюм Воронежской области.

Интегрированный продукт географии литературы и изобразительного искусства

Фермер и казачий атаман из Воронежской области Владимир Брежнев строит этнографический музей под открытым небом - «Деревенька XVII-XIX веков».

Музей под открытым небом «Деревенька XVII-XIX веков», который создает глава крестьянско-фермерского хозяйства «Шанс» Владимир Брежнев (он же - атаман станицы Эртильской), находится неподалеку от города Эртиль - в 112 км езды от Воронежа. Всего фермер планирует построить 20 тематических домиков.

Сейчас в этнографической деревне Брежнева есть крестьянская изба, гончарня, изба ткачихи-самогонщицы, сакля, кузница, сеновал, ветряная мельница, дома рыбака и бортника, землянка. Есть уголок «В гостях у сказки» с избушкой Бабы-яги (как водится, на курьих ножках), русская баня, которая топится по-черному, а также экспозиция «Орудия труда крестьян XVII-XIX веков».

В центре музея под открытым небом расположен пруд, к которому ведут два моста. В дальнейшем, как обещает Владимир Брежнев, в деревне появятся домики токаря и плотника, винокурня, конюшня. Впрочем, его планы регулярно дополняются.

«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов

«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов


«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов

Географическое положение: Эртильский муниципальный район расположен в северо-восточной части Воронежской области. Он граничит на севере с Липецкой и Тамбовской областями, на востоке с Терновским районом, на юге с Аннинским, на западе с Панинским и Верхнехавским районами. Расстояние от райцентра до Воронежа - 145 км.

Природа: Эртильский район расположен на юге лесостепной зоны, в Окско-Донской равнины. Местность без больших перепадов, со слаборазвитыми оврагами и балками.

Район беден полезными ископаемыми: гончарные глины, бластные пески, суглинки. Последние используются в качестве сырья местными кирпичными заводами. По оценкам специалистов запасы Прокуроровского (мкр. г. Эртиль) месторождения составляет 199 тысяч кубометров.

По климату район несколько отличается от других районов Воронежской области, так как здесь наблюдается пониженное количество годовых осадков и самая низкая температура как зимой, так и летом.

Примерно 80 % площади района находится под пашней. Район специализируется на выращивании сахарной свеклы, зерновых культур, кукурузы, подсолнечника.

Наиболее крупные реки - это Битюг и Токай, относящиеся к Битюго-Хопёрскому гидрологическому району. Эти реки отличаются извилистостью, медленным течением, большим числом мелей. Река Битюг принимает в себя пересыхающие реки Гнилуша, Самовчика, Матреночка, Паневка, Эртиль. Река Токай в верхнем течении практически пересыхает и образует озерца. Токай подпитывает только Малая Речка.

Основными лесными массивами района являются: Малореченская речная дача, Дондуковская дача близ Александровки, хвойные и смешанные лесочки у сёл Самовец, Битюг-Матреновка, Щучинские Пески, Малые Ясырки и посёлка Морозовка

Из древесных пород наиболее распространены; сосна, осина, ольха, вяз, берёза, тополь,клён дикая груша, ильмовые породы, липа, рябина калина, дуб, а 40-50 лет назад эта порода была доминирующая.

Появление лесомелиоративной станции во многом способствует сохранению и увеличению лесного покрова (с 1 % до 3,5 %). Большое значение имеет также лесозащитные полосы (шириной 10-20 м), первые из которых были посажены в 1900-1903гг. сподвижниками В. В. Докучаева.

Лекарственные растения представлены следующимивидами: тысячелистник, зверобой, душица, цикорий, полынь лекарственная,

пижма, кровохлебка, ландыш, подорожник, пастушья сумка, горец птичий, корень валерьяны, девясил, мать-и-мачеха,конский щавель, орляк, шалфей, хвощ полевой, мята, чистотел, земляника и прочие.

Фауна представлена кабанами, бобрами, косулями, лосями. Исчезли волки, байбаки, лебеди, белки, многие виды землероек и суслики. Несколько веков назад водились дикие лошади (тарпаны) и дрофы. При раскопках курганов находили останки медведей и оленей, что даёт основание полагать их былую принадлежность к фауне Эртильского района. Также малочисленны и редки весенние и осенние стаи перелётных гусей и уток.

Почти повсеместно исчезли раки. Среди рыб остались наиболее «стойкие» виды: щука, окунь, лещ, карась, плотва и краснопёрка. Стали редки язь, линь, карп, вьюн, голавль. По рассказам старожилов когда-то в реках водились сомы.

Степная фауна представлена обитателями: лисица, заяц-беляк, заяц-русак, лесная куница, енотовидная собака, выхухоль, дятел, поползень, черный дрозд, мыши полёвки и другие грызуны, ящерица, копчик, перепел, воробей, ворона, грач, сорока,большая синица, соловей, жаворонок, иволга, дикий голубь, кукушка, степной орёл, летучая мышь, лебедь, удод, сова.

Мы приехали.«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов

Нас радушно встретили


«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов

Лететь не надо за границу,
Чтобы увидеть Колизей:
В Эртиле нашем насладишься,
Увидев Брежнева музей«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов

Казачий хутор в чистом поле
Стоит, как триста лет назад,
И атаман по доброй воле
Готов гостям всё показать

«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов



Вот курень с печкой глинобитной
И крышей - глиняный намес,
Казачьи шашки - память битвы,
Да сколько тут ещё чудес!


«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов

«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов

Мы видим кузню из самана
И чем работал здесь кузнец:
Из кожи мех, горно, оправа,
Кувалда, молот - молодец.

Подковы гнули, плуг чинили,
Могли и шашку отковать.
Своих детей всему учили,-
Как сеять хлеб, как воевать.



А в этом домике когда-то
Гончар ваял свои горшки,
Гончарный круг и печка рядом
И для просушки есть вершки.

Пустырь и мельница-ветрянка,
Крестьяне там мололи рожь,
Крестьянский хлеб он, словно пряник,
Нигде такого не найдёшь.

Здесь прудик с рыбкой золотистой
И остров с домом рыбака,
Сторожевая рядом вышка -
Эртиль весь виден свысока.

А для детей Владимир Брежнев
Построил сказку, как в кино,
Яга в избе с метлою встретит:
Там всякой нечисти полно.

«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов


Русские народные игры и забавы


«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов

Ходули на Руси были не просто забавой, а полноценным средством передвижения. В условиях традиционного русского бездорожья (особенно весной) эти «устройства для ног» были порой единственным возможным транспортным средством.

«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классовКто кого?

«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов

Здесь было много делегаций
Из зарубежных дальних стран,
Бывали даже африканцы
И гости из восточных стран.

Лететь не надо за границу,
Пусть заграница едет к нам,
У нас красивее, чем в Ницце,

Музей докажет это вам.

Важное отличие этого музея от всех остальных: здесь все можно трогать руками, примеряться к старинным инструментам, которые годы назад использовались в каждом хозяйстве.

Отзыв о поездке Минаковой Нелли (ученицы 6 класса «а»)


Поездка -это всегда какое-то открытие. Приезжая куда-либо узнаёшь много нового, вот например мне запомнилась этническая деревня. Сама мысль о том, что мужчина сам всё это придумал. Сконструировал и построил не выходит у меня из головы. Для меня это было как маленькое путешествие во времени, некий лабиринт, так как мы шли по особому маршруту.

Из этнической деревни я для себя узнала много из истории, в основном быт русских людей. Эта деревня как настоящий древнерусский город со своими орудиями труда, мельницей, мостами через реку, избушками, конюшней, гончарной и кузницей. Как и в любой деревне, там были животные; индюк, коза, гуси. Утки и даже бобры. Вся эта обстановка тебя завораживает, ведь это ты видишь не в учебнике, а своими глазаминаяву. Мне нравятся такие поездки.


Отзыв о поездке Коротких Виктории (ученицы 6 класса «а»)


Каждый человек мало знает о своей Родине. Наша поездка в этническую деревню рассказала нам о многом; о природе, истории, быте, жизни людей нашего края. Наша дорога тоже много показала наши леса, поля, реки. Мы видели много животных и растений Воронежской области. Я очень благодарна нашему учителю Бердниковой И.Н. и экскурсоводу за очень интересные и познавательные истории. Экспонаты музея мне очень запомнились. Наша поездка для меня незабываема.

Стихотворение о поездке в этническую деревню Золоторёвой Анастасии

( ученицы 6 класса «а»)


Однажды жарким майским днём

У школьного крыльца

Сердца ребят, пылавшие огнём,

Нашли начало экскурсионного кольца.

Автобус мчал нас много миль

Смеша ребячью грусть

И, наконец, привёз в Эртиль

Наш драгоценный груз

Там в этнической деревне

Был у нас экскурсовод

Рассказал про мир он древний

И про древний русский род

Утки, крякая ходили по тропинке

Индюк, важно следовал за нами

И увидели мы в явь, не на картинке,

Как в печи пеклась картошка с пирогами.

Там есть даже кузня из самана,

Мельница, курень и пруд с бобрами

Видели мы змея с бабкой-ёжкой

И протоки под семью мостами



Отзыв о поездке Романовой Анастасии (ученицы 6 класса «а»)


Мы всем классом ездили в Эртиль. За окном автобуса открывался дивный вид. Погода стояла хорошая. Когда мы приехали нас встретил очень радостный и гостеприимный индюк. Потом началась очень интересная экскурсия. Ещё мы приняли участие в народных играх и забавах; ходили на ходулях, перетягивали канат, бились на подушках. Когда мы ехали назад, мне сразу захотелось попасть в прошлое. Когда наши дальние предки собирались и устраивали разные игрища и гулянья на широком русском поле.





«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов
















2014-2015 год

IIIэтап

В гости к Романовской игрушке»



«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов


Безликое массовое производство почти вытеснило творческие индивидуальные керамические, текстильные изделия. Вы спросите: « а как же душа?- «а вот души, к сожалению, в них нет». И только когда мастер создает своими руками творение, он выражает внутренний мир и делает это с теплотой и любовью, а главное - с душой. На свет рождается не безликий, серый предмет, а яркая, со своими особенностями, характером, лицом игрушка.


«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов

Вс. Романово (близ Липецка) на берегу реки Воронеж родилась романовская игрушка. По историческим сведениям в XVI веке близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке город был преобразован в село Романово (ныне Ленино). Местность была богата залежами разнообразной глины (белой, чёрной, красной и жёлтой), которая использовалась для изготовления посуды: горшков, крынок, мисок, ложек и др. Романовская посуда ценилась: ее охотно покупали в городе и окрестных деревнях, торговали ею на базарах и ярмарках в селе Боринское или уездном городе Липецке.

Для души мастера лепили и глиняные игрушки, в основном со свистками - свистульки (наиболее ранние датируются концом ХIХ века). Эти игрушки-свистульки стали по местности называться «романовскими». Для их изготовления использовали чёрную глину - наиболее прочную и послушную в руках. Обжигали игрушки в горнах.

Для романовской игрушки характерен интерес к жанровым композициям и, если композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях,то есть сюжет, который принадлежит только романовской игрушке - запряжка в один конь. Это самая раритетная композиция. В типичных сюжетах русского народного искусства катанье в санях отображает праздничные гуляния, а в романовской - военный с дамой и сани с запряжкой в один конь. Фигурки соединены в композицию на узком длинном основании, сама форма которого напоминает полозья и символизирует быстрый бег саней. Впечатление лёгкости создает и красивый цвет бледно-жёлтой поливы. Композиция лаконична и проста по исполнению. С помощью налепов, дырочек, насечек, защипов и элементов гравировки мастерами переданы необходимые детали лиц, одежды и причудливых головных уборов. Мастера по традиции изображали людей в анфас, а зверей - в профиль: конь красив по силуэту; седоки же в санях явно рассчитаны на фронтальную точку зрения. Романовская игрушка имеет цвет солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого создаётся впечатление лёгкости, «глиняная» тяжеловесность уравновешена мягкостью и округлостью объёмов, нарядным декором и раскраски в два-три цвета.

Интересен образ птиц и животных в игрушках. Особенность их декора - ритмичный орнамент из глубоких, как бы рубленых борозд, ложащийся то поперечными штрихами на большие рога коровы, то косыми полосками на бороду козла. Фантастическое зрелище - липецкие глиняные птицы. Они совершенно непохожи на скромные свистульки, театрально богаты в своих нарядах и пышном оперении, которое полукружьями расстилается по земле. Зачастую значительны по размерам: их длинное туловище лежит на земле, опираясь спереди на две короткие толстые ноги, а массивная шея несёт небольшую голову, иногда увенчанную высоким гребнем у курицы или украшенную челкой у утки.

Традиционный образ Берегини в романовской игрушке наделен чертами местного колорита: женская фигура - романушка одета в народный романовский костюм: красная кофта, яркая юбка, пестрые разноцветные атласные ленты, ряды блестящих бус. В Липецке сохранилось выражение «как романушка», то есть безвкусно, пёстро одета.

Среди «романушек» есть традиционный силуэт Сирина - птицы счастья. Образ Сирина восходит к древнегреческим сиренам, полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. По славянской мифологии, чудесная птица является лишь счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение.

Еще среди «романушек» ещё множество разнообразных образов: царственные индюки, петухи с гребнем-полусолнцем, быки с тонкими полосками «инея», утки с целым ожерельем утят, танцующие медведи, всадники-«казаки» и другие сюжетные сценки. В романовской игрушке насчитывается всего более сорока сюжетов: от самого простого свисточка - летящего жаворонка, до композиции - тройки. Часто мастера лепили романовские образы домашних животных: уток, коров, баранов и коз.


Игрушка-свистулька Бык.
В. Маркин«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов

Потомственные народные мастера - игрушечники - Иван Федорович Гункин (его сюжеты стали классикой ремесла), Виктов Васильевич Маркин (занимался возраждением романовской игрушки). В 1995 году романовская игрушка вышла на российский уровень. Участвуя в I всероссийском фестивале народной игрушки в Туле, Виктор Маркин за свои работы был удостоен диплома первой степени. Далее были выставки, фестивали, мастер-классы…игрушки побывали на фестивале в дни празднования 850-летия Москвы, на выставках в Италии, Китае и других странах. Лучшие работы мастера хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга, Государственном Российском Доме народного творчества в Москве, музеях России и за рубежом (Франция, Италия, Израиль, Польша, Китай). В 1998 году Виктор Маркин получил звание народного мастера России. Его ученики - Ольга Волокитина, Анастасия Короленко и Снежанна Ильина признанные народные мастера России. Династию Митиных можно считать долгожителями игрушечного ремесла. Они смогли свои знания, секреты и навыки сохранить и пронести через три столетия до наших дней.

2010 год для романовской игрушки стал судьбоносным. На московской IX Всероссийской выставке народных художественных промыслов России «Ладья-2010» игрушка покорила своим изяществом и певческим голосом Москву и нашла своих почитателей. Мастера «Дома романовской игрушки» представили огромных размеров изделия из глины - «Романушку», «Петуха» и «Индюка». Все работы были заявлены в книгу рекордов Гиннеса. На Родине игрушки проходят традиционные фестивали романушки. Романовская игрушка пользуется неизменной популярностью как в России, так и за рубежом.

«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов

«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов

Мы учимся лепить из глины


Заключение

Любить свою родину большую и малую - это значит делать всё, чтобы она становилась богаче и краше, чтобы людям в ней лучше жилось.

Любить свою Родину, большую и малую - это не значит только восхищаться, любоваться тем, что есть здесь. Любить родину - это не значит жить только настоящим. Ведь без прошлого нет будущего.

В заключении был проведён фотоконкурс «Мой любимый Воронежский край».


«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов«Моя малая родина» (проектная деятельность) учащихся 5-7 – х классов


© 2010-2022