Конспект урока Почвенные ресурсы России

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока «Почвенные ресурсы России».

Цели урока:

-изучить возможности использования почв человеком, формировать представления о причинах разрушения почв и путях повышения плодородия почв;

-рассмотреть основные проблемы, связанные с использованием почв человеком;

- наметить меры по охране почвенных ресурсов, повышению плодородия почв;

-познакомить с понятиями земельные ресурсы, мелиорация, рекультивация.

ХОД УРОКА.

Этап урока

Смысловой блок

Вид деятельности

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

Состав почвы.

Структура почвы.

Особенности основных типов почв России.

фронтальный опрос

ПI. Изучение нового материала.

1. Значение почв для жизни человека.

Почвы для человека выступают как неоценимое богатство, как земельные (почвенные) ресурсы. Это те земельные площади, которые могут использоваться в сельском и лесном хозяйстве. Эти земли вместе с остальными, так называемыми неудобными землями (пустоши, ледники, болота, горы), составляют земельный фонд России.

Почва - это богатство страны. Чем выше плодородие почв, тем больший урожай можно получить.

2. Структура почвенных ресурсов.

Земельные ресурсы - это территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, поля, пастбища.

Часть земельных ресурсов, используемая в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, называют почвенными ресурсами.

Различие понятий «почва» и «земля».

- В какой части России больше земельных ресурсов? А почвенных ресурсов?

45% земельных ресурсов (земельного фонда) занято лесами, 13% -почвенные ресурсы, из которых 8% занято под пашню.

- Какие почвы более всего распаханы?

(Плодородные: черноземы, серые лесные.)

В характере использования почв существуют различия: почвы тундры - это оленьи пастбища, они не распаханы, на почвах полупустынь - пастбища верблюдов и овец. А почвы степей на 85% и более распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу.

3. Причины ухудшения состояния почвы.

4. Противоэрозионные мероприятия.

Первый путь - это противоэрозионные мероприятия: внедрение правильных почвозащитных севооборотов, соблюдение агротехники (вспашка на определенную глубиКонспект урока Почвенные ресурсы Россиину, поперечная вспашка склонов) полезащитные лесонасаждения. Сохранение лесов одно из важнейших противоэрозионных мероприятий.

Мелиорация - это совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия. К мелиоративным мерам относятся: орошение, осушение, борьба с эрозией, обводнение, пастбище, внесение удобрений.

- Определите, какие виды мелиорации проводятся на юге Русской равнины, на севере Русской равнины.

- В какой природной зоне необходимо известкование почвы? (В тайге, т. к. там кислые почвы, а известкование нейтрализует кислотность почвы.)

- Почему орошение почв может привести к их засолению? (Орошение приводит к подъему уровня грунтовых вод, при высокой температуре влага испаряется, а соли остаются.)

фронтальная беседа

слайд



формулирование понятий


фронтальная беседа

работа с текстом учебника

слайд



составление схемы

работа с текстом учебника

рис. 45

фронтальная беседа

IV. Закрепление

Виды мелиорации при разных типах почв:

- Чем отличается мелиорация почв в тайге, от мелиорации почв в степях?

В тайге необходима комплексная мелиорация:

-внесение удобрений (из-за промыва почвы),

-известкование (почвы кислые),

-осушение (избыточное увлажнение).

В степях основные меры - это противоэрозионные (борьба с оврагами и пыльными бурями, орошение).

С какой целью проводится террасирование склонов? (Это противоэрозионное мероприятие - террасы - ступеньки должны снизить вероятность образования оврагов.)

Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»? (Под хвойной растительностью -почвы подзолистые, под травами - черноземы.)

Какие виды мелиорации проводятся в вашей местности? Почему?

Игра "Верите ли вы в то, что…?"

а) первыми почвами, в которые человек бросил зерно, были илистые почв рек;

б) в мире часто происходили столкновения и войны за плодородные поля;

в) первыми исследователем почв в России был М.В.Ломоносов;

г) самые плодородные почвы серые лесные;

д) современный чернозем содержит 10-13 % гумуса;

фронтальный опрос

V. Итог урока

Выводы по уроку. Оценка работы.

Домашнее задание §17. Повторить 15 - 16 (подготовка к тестированию).


© 2010-2022