- Преподавателю
- География
- Методические рекомендации: Интерактивное пространство урока
Методические рекомендации: Интерактивное пространство урока
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Обухова Н.В. |
Дата | 24.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Использование интерактивного оборудования на уроках географии как средства оптимизации УВП и эффективной подготовки к ЕНТ».
Обухова Надежда Викторовна
учитель географии высшей категории КГУ «Средняя школа №12»
ГУ «Отдел образования Житикаринского района»
Все новое быстро входит в нашу жизнь, и не замечать, не осознавать этого мы не можем, а значит, нужно учиться использовать те многочисленные возможности, которые нам предоставляет расширившееся до неимоверных размеров информационное пространство. Новое время диктует новые условия и требует от учителя иного подхода к преподаванию предмета. Интерактивные предметные кабинеты позволяют максимально использовать потенциал информационных технологий в традиционном процессе обучения, и особенно для подготовки учащихся к ЕНТ.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) вынуждают каждого учителя понять, принять, оценить и применить их компоненты в повседневной урочной практике. Этот путь неповторим - и обусловлен именно необходимостью авторизации каждым учителем преподаваемого курса, перевода с абстрактного языка учебника в конкретный мир ощущений и действий обучаемых, для которых виртуальный мир компьютерных программ уже стал не менее реальным, чем предметный и социальный мир.
«Компьютер - это устройство, способное принести пользу каждому, кто его не боится». И количество денег и усилий, вложенных в развитие этого устройства, привели к тому, что полностью компетентных в ИКТ людей быть не может. А потому не надо бояться взаимообучения, демонстрации того, что учитель чего-то не знает или не умеет, надо превратить обучение учителя в педагогический прием. Наверное, система образования должна быть признательна ИКТ именно зато, что компьютеры более эффективно, чем любые разговоры, повлияли на изменение общей роли учителя на уроке - от всезнающего ментора к организатору, менеджеру процесса самообучения своих учеников.
Основной целью информатизации системы образования Республики Казахстан является создание единой образовательной информационной среды в Республике Казахстан, позволяющей на основе использования новых информационных технологий повысить качество казахстанского образования, обеспечить равные возможности гражданам на получение образования всех уровней и ступеней, а также интегрировать информационное пространство Республики Казахстан в мировое образовательное пространство.
Информационное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны формировать и использовать информационные ресурсы, справляться с постоянно возрастающим потоком информации из внутренних и внешних источников так, чтобы принимать эффективные решения и успешно выполнять определенные профессиональные функции.
Современное состояние общества, предъявляет все более высокие требования к уровню знаний и умений выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню представляемой и обрабатываемой информации. Внедрение современных технологий в образовательный процесс является дополнительной возможностью повышения качества обучения учащихся. Новые информационные технологии и программные средства способны помочь нам более эффективно решать следующие задачи:
•стимулирование самостоятельности и работоспособности учащихся, содействие развитию их личности;
•организация индивидуального обучения школьников;
•наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как наиболее способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных.
Для решения этих задач в нашей школе используются новые информационные технологии в преподавании учебных предметов. Использование информационных и коммуникационных технологий позволяет более эффективно и гибко работать с учебным материалом и переходить на новые методы обучения. Не каждый из выпускников школы станет профессионалом в области информационных технологий, но все они должны обладать глубокими знаниями и успешно применять их в своей дальнейшей деятельности.
Возможности школьного компьютерного класса позволяют обеспечить доступ учащихся к овладению информационными технологиями, позволяют активно использовать Интернет для самостоятельной работы и участвовать в дистанционном обучении.
Мы, учителя, применяя новые информационные технологии, формируем свою информационную, коммуникационную компетентность. Используя новые информационные технологии, педагоги учатся применять цифровые образовательные ресурсы, Интернет, что позволяет использовать в процессе проведения уроков дополнительные возможности. Применение интернет-технологий дает возможность накопить и обобщить интересный педагогический опыт, сформировать «методические копилки» как в области традиционной педагогики, так и в области инновационных компьютерных технологий.
Многие учителя прошли обучение и овладели навыками работы на компьютере по программе «Снижение информационного неравенства в Республике Казахстан». Огромное желание учеников, педагогического коллектива повышать качество образования, выход в Интернет, использование обучающих программ - это ресурсы для эффективного использования новых информационных технологий. Цели, задачи и принципы использования новых информационных технологий.
Использование новых информационных технологий ориентировано на достижение взаимосвязанных между собой целей:
•создание единой информационной образовательной среды школы;
•внедрение информационных технологий в образовательный процесс;
•повышение компьютерной грамотности учащихся и педагогов.
Использование новых информационных технологий направлено на создание условий для системного внедрения и активного использования информационных технологий в работе школы. В ходе использования новых информационных технологий предполагается решение следующих групп задач:
Задачи для учителей:
•использование современных методов преподавания, облегчающих общение с учащимися; •своевременное и адресное распространение учебных материалов;
•использование информационных технологий для проверки работ и выставления оценок; •реализация дифференцированного подхода к обучению различных категорий учащихся; •получение доступа к специализированным учебным материалам;
•использование материалов в различных форматах (Power Point,Word, Excel, web-страницы, ActivStudio);
•использование электронных учебных материалов и проверочных заданий к ним;
•создание новой практики обучения и внеучебных форм образования.
Задачи для учащихся:
•освоение новых областей знаний и приобретение новых навыков для успешной сдачи ЕНТ;
•получение интересных и актуальных материалов.
Основные принципы использования информационных технологий:
•Принцип участия:
привлечение всех участников образовательного процесса к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по внедрению информационных технологий
•Принцип гарантий:
реализация конституционных прав детей на получение качественного образования, выполнение государственных гарантий на повышение информационной культуры всех участников образовательного процесса.
Ожидаемые результаты использование новых информационных технологий:
1. Рост компьютерной грамотности учащихся, обеспечивающий повышение качества образования. 2. Повышение качества преподавания и знаний учащихся, способствующее успешной сдаче ЕНТ. З. Увеличение количества педагогов, владеющих новыми информационными технологиями.
4. Создание системы регулярной консультационной поддержки педагогов в области применения информационных технологий в образовательном процессе.
5. Обеспечение равных образовательных возможностей для всех учащихся.
Доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Ведь для каждого преподавателя очень важно обеспечить хороший темп урока сохранить его на протяжении всего занятия. Таким образом, создавая флипчарты, вы создаете модель собственного урока, и конструирование происходит путем внедрения в урок разного типа флипчартов. Готовые флипчарты можно использовать на любом этапе урока: при проверке домашнего задания, при изучении нового материала, при первичном или вторичном закреплении изученного. Электронная указка ACTIVwand позволяет легко достать до верхней части доски даже самым маленьким.
-
Инструменты создания электронного флипчарта позволяют учителю подготовить материал урока и делать любые аннотации во время урока электронными чернилами.
-
Расширенная библиотека ресурсов содержит большое количество материалов по любому предмету и позволит Вам легко и быстро использовать их в своем материале урока.
-
Инструмент Камера позволит делать фотографию всего экрана или части экрана, ограниченной прямоугольником, многоугольником, произвольной линией.
-
Инструмент Открытия позволит открывать экран в 4-х направлениях и показывать материал урока постепенно.
-
Инструмент Прожектора позволяет концентрировать внимание на необходимой части экрана, ограничивая её эллипсом или прямоугольником (или инвертируя это ограничение).
-
Инструмент Текста позволяет вставлять и редактировать текстовые блоки в любом месте страницы флипчарта, используя экранную клавиатуру.
-
Инструменты стандартных геометрических фигур позволяют сократить время подготовки флипчарта.
-
Инструмент Экранная корзина позволяет быстро и легко удалить ненужные объекты.
-
Применение электронных тестеров
-
Работа с интерактивной картой.
Формирование мотивации к обучению стало возможным благодаря использованию системы методов и приёмов:
-
создание ситуации успеха через выполнение заданий, посильных для всех учащихся, через организацию учебного процесса с опорой на психолого-педагогические особенности детей;
-
обучение через сочетание чувственного и рационального познания, опору на наглядность, изложение материала с помощью эмоционально насыщенных визуальных образов, использование интерактивной доски, других средств ИКТ;
-
управление вниманием учеников через использование инструментов интерактивной доски: «инструмент шторки», «прожектор», цветом, толщиной линии и другие.
-
предоставление права выбора разноуровневых, репродуктивных, частично-поисковых, творческих, исследовательских заданий;
-
включение учащихся в коллективную деятельность, сотрудничество на уроке через организацию работы в группах, коллективный поиск решения проблемы, оказание учащимися помощи друг другу;
-
создание проблемной ситуации через сравнение учебных объектов, выделение существенных признаков предметов, группировку, классификацию, обобщение, установление противоречий;
-
привлечение учащихся к самостоятельной оценочной деятельности через организацию рефлексии, самостоятельный выбор критериев оценивания, возможность выбора работ для проверки, отзыв учащихся об ответе других.
Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:
-
Материалы к уроку можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятий и сохранит время на обсуждения.
-
Можно создавать ссылки с одного файла на другой- например, аудио, видео- файлы или интернет страницы.
-
К интерактивной доске можно подключить и другое аудио - видеооборудование.
-
Материалы можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование.
-
После занятия файлы можно сохранить в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки учеников.
Мне интересны сайты и форумы, где преподаватели обмениваются опытом работы с интерактивными досками и рассказывают об успехах своих учеников. Новые технологии - это дополнительная мотивация к обучению. Возможно, завтра все это перестанет быть заманчивой новинкой. Поэтому для меня важно не опоздать изучить возможности новых устройств с пользой для себя и для моих учеников. Информационные технологии обучения при их грамотном использовании позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся.
Перед нами стоит главная цель - качественная подготовка учащихся к ЕНТ, чтобы достичь этой цели, мы должны соблюдать компетентностный и личностно - ориентированный подход на уроке.
Основной задачей компетентностного подхода в современных условиях является самостоятельное целе-полагание учащихся начиная с 1 класса.
Использование информационно - коммуникативных технологий положительно влияет на процесс приобретения и усвоения новых знаний, что особенно важно при непрерывной подготовке к ЕНТ.