Методические рекомендации: Интерактивное пространство урока

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Использование интерактивного оборудования на уроках географии как средства оптимизации УВП и эффективной подготовки к ЕНТ».


Обухова Надежда Викторовна

учитель географии высшей категории КГУ «Средняя школа №12»

ГУ «Отдел образования Житикаринского района»


Все новое быстро входит в нашу жизнь, и не замечать, не осознавать этого мы не можем, а значит, нуж­но учиться использовать те многочисленные возможности, которые нам предоставляет расширившееся до неимоверных размеров информационное пространство. Новое время диктует новые условия и требует от учителя иного подхода к преподаванию предмета. Интерактивные предметные кабинеты позволяют максимально использовать потенциал информационных технологий в традиционном процессе обучения, и особенно для подготовки учащихся к ЕНТ.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) вынуждают каждого учителя понять, принять, оценить и применить их компоненты в повседневной урочной практике. Этот путь неповторим - и обусловлен именно необходимостью авторизации каждым учителем преподаваемого курса, перевода с абстрактного языка учебника в конкретный мир ощущений и действий обучаемых, для которых вирту­альный мир компьютерных программ уже стал не менее реальным, чем предметный и социальный мир.

«Компьютер - это устройство, способное принести пользу каждому, кто его не боится». И количество денег и усилий, вложенных в развитие этого устройства, привели к тому, что полностью компетентных в ИКТ людей быть не может. А потому не надо бояться взаимообучения, демонстрации того, что учитель чего-то не знает или не умеет, надо превратить обучение учителя в педагогический прием. Наверное, сис­тема образования должна быть признательна ИКТ именно зато, что компьютеры более эффективно, чем любые разговоры, повлияли на изменение общей роли учителя на уроке - от всезнающего ментора к организатору, менеджеру процесса самообучения своих учеников.

Основной целью информатизации системы образования Республики Казахстан является создание единой образовательной информационной среды в Республике Казахстан, позволяющей на основе использования новых информационных технологий повысить качество казахстанского образования, обеспечить равные возможности гражданам на получение образования всех уровней и ступеней, а также интегрировать ин­формационное пространство Республики Казахстан в мировое образовательное пространство.

Информационное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны формировать и использовать информационные ресурсы, справляться с постоянно возрастающим потоком информации из внутренних и внешних источников так, чтобы принимать эффективные решения и успешно выполнять оп­ределенные профессиональные функции.

Современное состояние общества, предъявляет все более высокие требования к уровню знаний и уме­ний выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню представляемой и обрабатываемой информации. Внедрение современных технологий в образовательный процесс является дополнительной возможностью повышения качества обучения учащихся. Новые информационные технологии и программ­ные средства способны помочь нам более эффективно решать следующие задачи:

•стимулирование самостоятельности и работоспособности учащихся, содействие развитию их личности;

•организация индивидуального обучения школьников;

•наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как наиболее способных и мотивирован­ных учащихся, так и недостаточно подготовленных.

Для решения этих задач в нашей школе используются новые информационные технологии в преподава­нии учебных предметов. Использование информационных и коммуникационных технологий позволяет бо­лее эффективно и гибко работать с учебным материалом и переходить на новые методы обучения. Не каж­дый из выпускников школы станет профессионалом в области информационных технологий, но все они должны обладать глубокими знаниями и успешно применять их в своей дальнейшей деятельности.

Возможности школьного компьютерного класса позволяют обеспечить доступ учащихся к овладению информационными технологиями, позволяют активно использовать Интернет для самостоятельной работы и участвовать в дистанционном обучении.

Мы, учителя, применяя новые информационные технологии, формируем свою информационную, ком­муникационную компетентность. Используя новые информационные технологии, педагоги учатся приме­нять цифровые образовательные ресурсы, Интернет, что позволяет использовать в процессе проведения уроков дополнительные возможности. Применение интернет-технологий дает возможность накопить и обобщить интересный педагогический опыт, сформировать «методические копилки» как в области тради­ционной педагогики, так и в области инновационных компьютерных технологий.

Многие учителя прошли обучение и овладели навыками работы на компьютере по программе «Сниже­ние информационного неравенства в Республике Казахстан». Огромное желание учеников, педагогическо­го коллектива повышать качество образования, выход в Интернет, использование обучающих программ - это ресурсы для эффективного использования новых информационных технологий. Цели, задачи и принципы использования новых информационных технологий.

Использование новых информационных технологий ориентировано на достижение взаимосвязанных меж­ду собой целей:

•создание единой информационной образовательной среды школы;

•внедрение информационных технологий в образовательный процесс;

•повышение компьютерной грамотности учащихся и педагогов.

Использование новых информационных технологий направлено на создание условий для системного внедрения и активного использования информационных технологий в работе школы. В ходе использования новых информационных технологий предполагается решение следующих групп задач:

Задачи для учителей:

•использование современных методов преподавания, облегчающих общение с учащимися; •своевременное и адресное распространение учебных материалов;

•использование информационных технологий для проверки работ и выставления оценок; •реализация дифференцированного подхода к обучению различных категорий учащихся; •получение доступа к специализированным учебным материалам;

•использование материалов в различных форматах (Power Point,Word, Excel, web-страницы, ActivStudio);

•использование электронных учебных материалов и проверочных заданий к ним;

•создание новой практики обучения и внеучебных форм образования.

Задачи для учащихся:

•освоение новых областей знаний и приобретение новых навыков для успешной сдачи ЕНТ;

•получение интересных и актуальных материалов.

Основные принципы использования информационных технологий:

•Принцип участия:

привлечение всех участников образовательного процесса к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по внедрению информационных технологий

•Принцип гарантий:

реализация конституционных прав детей на получение качественного образования, выполнение государст­венных гарантий на повышение информационной культуры всех участников образовательного процесса.

Ожидаемые результаты использование новых информационных технологий:

1. Рост компьютерной грамотности учащихся, обеспечивающий повышение качества образования. 2. Повышение качества преподавания и знаний учащихся, способствующее успешной сдаче ЕНТ. З. Увеличение количества педагогов, владеющих новыми информационными технологиями.

4. Создание системы регулярной консультационной поддержки педагогов в области применения информа­ционных технологий в образовательном процессе.

5. Обеспечение равных образовательных возможностей для всех учащихся.

Доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Ведь для каждого преподавателя очень важно обеспечить хороший темп урока сохранить его на протяжении всего занятия. Таким образом, создавая флипчарты, вы создаете модель собственного урока, и конструирование происходит путем внедрения в урок разного типа флипчартов. Готовые флипчарты можно использовать на любом этапе урока: при проверке домашнего задания, при изучении нового материала, при первичном или вторичном закреплении изученного. Электронная указка ACTIVwand позволяет легко достать до верхней части доски даже самым маленьким.

  • Инструменты создания электронного флипчарта позволяют учителю подготовить материал урока и делать любые аннотации во время урока электронными чернилами.

  • Расширенная библиотека ресурсов содержит большое количество материалов по любому предмету и позволит Вам легко и быстро использовать их в своем материале урока.

  • Инструмент Камера позволит делать фотографию всего экрана или части экрана, ограниченной прямоугольником, многоугольником, произвольной линией.

  • Инструмент Открытия позволит открывать экран в 4-х направлениях и показывать материал урока постепенно.

  • Инструмент Прожектора позволяет концентрировать внимание на необходимой части экрана, ограничивая её эллипсом или прямоугольником (или инвертируя это ограничение).

  • Инструмент Текста позволяет вставлять и редактировать текстовые блоки в любом месте страницы флипчарта, используя экранную клавиатуру.

  • Инструменты стандартных геометрических фигур позволяют сократить время подготовки флипчарта.

  • Инструмент Экранная корзина позволяет быстро и легко удалить ненужные объекты.

  • Применение электронных тестеров

  • Работа с интерактивной картой.

Формирование мотивации к обучению стало возможным благодаря использованию системы методов и приёмов:

  1. создание ситуации успеха через выполнение заданий, посильных для всех учащихся, через организацию учебного процесса с опорой на психолого-педагогические особенности детей;

  2. обучение через сочетание чувственного и рационального познания, опору на наглядность, изложение материала с помощью эмоционально насыщенных визуальных образов, использование интерактивной доски, других средств ИКТ;

  3. управление вниманием учеников через использование инструментов интерактивной доски: «инструмент шторки», «прожектор», цветом, толщиной линии и другие.

  4. предоставление права выбора разноуровневых, репродуктивных, частично-поисковых, творческих, исследовательских заданий;

  5. включение учащихся в коллективную деятельность, сотрудничество на уроке через организацию работы в группах, коллективный поиск решения проблемы, оказание учащимися помощи друг другу;

  6. создание проблемной ситуации через сравнение учебных объектов, выделение существенных признаков предметов, группировку, классификацию, обобщение, установление противоречий;

  7. привлечение учащихся к самостоятельной оценочной деятельности через организацию рефлексии, самостоятельный выбор критериев оценивания, возможность выбора работ для проверки, отзыв учащихся об ответе других.

Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:

  1. Материалы к уроку можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятий и сохранит время на обсуждения.

  2. Можно создавать ссылки с одного файла на другой- например, аудио, видео- файлы или интернет страницы.

  3. К интерактивной доске можно подключить и другое аудио - видеооборудование.

  4. Материалы можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование.

  5. После занятия файлы можно сохранить в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки учеников.

Мне интересны сайты и форумы, где преподаватели обмениваются опытом работы с интерактивными досками и рассказывают об успехах своих учеников. Новые технологии - это дополнительная мотивация к обучению. Возможно, завтра все это перестанет быть заманчивой новинкой. Поэтому для меня важно не опоздать изучить возможности новых устройств с пользой для себя и для моих учеников. Информационные технологии обучения при их грамотном использовании позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся.

Перед нами стоит главная цель - качественная подготовка учащихся к ЕНТ, чтобы достичь этой цели, мы должны соблюдать компетентностный и личностно - ориентированный подход на уроке.

Основной задачей компетентностного подхода в современных условиях является самостоятельное целе-полагание учащихся начиная с 1 класса.

Использование информационно - коммуникативных технологий положительно влияет на процесс при­обретения и усвоения новых знаний, что особенно важно при непрерывной подготовке к ЕНТ.


© 2010-2022