Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии»

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии».Целью обучения  по предмету география считаю развитие общей культуры школьников,формированию системы взглядов принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды,понимания роли людей и значения их деятельности в отношении природы и общества.В данной связи каждый учитель получает возможность следовать определенным методикам и призван ориентироваться на творческий  подход к организации процесса обучения,т.к. он должен вы... Активным субъектом в процессе познавательной деятельности является сам обучающийся. В связи с этим он должен обладать желанием и умением учиться. Желание учится, не проявляется само собой.Обучая своему предмету,учитель  формирует у учащихся осознанное отношение к этому предмету,и это отношение становится важным результатом его работы,от него во многом зависит качество овладения самим предметом.  Гео уже сама по себе содержит много интересного,увлекательного и занимательного.Однако для активизации познавательной деятельности стремлюсь, чтобы не только гео информация была интересной,но и сам процесс ее получения.  «Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню.  Дай мне действовать самому, и я научусь». И эти строки подтверждаются результатами психологов.  Выявлено,что получаемая информация усваивается следующим образом:Лекция – усваивается 5 %.Чтение – 10%. Аудиовизуальные средства – 20 %.Демонстрация – 30%.Дискуссии – 50%.Практические действия – 70%.При обучении других усваивается -90% информации. В связи с этим на уроках чередую виды деятельности. Это  работа с атласом,с учебником,со статистическими данными.А также, заполнение таблиц при получении информации из источников информации. Объект Географическое положение Тектоническая структура Максимальная высота Для активизации познавательной деятельности учащихся часто создаю проблемные ситуации.Например,при изучении темы «Черная металлургия» ставится вопрос,«В какой части нашей страны необходимо построить завод по производству труб?» В ходе решения,проблемной ситуации  можно предложить систематизировать материал и составить таблицу,рисунок – конспект,опорную схему.Опыт работы показывает,что обучение с применением опорных конспектов развивает память,логическое мышление,способность к анализу,монологическую речь,раскрывает творческий потенциал, индивидуальные    способности учеников.     Для более полного усвоения учащимися основных понятий, овладения умениями имеет организация познавательной деятельности их с учебником географии. Сформированность умения работать с учебником позволяет более экономно использовать учебное время на уроке и при подготовке домашнего задания. Прочитать параграф текста, анализировать карту выписать причины данного следствия.Или  сравнить две территории,имеющие одинаковое гео положение  и объясните причины расположения их в разных климатических областях. Работа проводится в парах,группах.  С проблемным обучением сочетаются игровые моменты,которые также активизируют познавательную деятельность учащихся.Игра  дает понять принцип моделирования как способ познания реальности.При создании учебной игры нужно включить проблемы,которые вызывают эмоциональный отклик. Активизировать познавательную деятельность помогают поэзия и литература,живопись,так происходит метапредметный подход. При изучении природных зон используем описание тайги из произведения «Васюткино озеро». При изучении темы «Циклон и антициклон» использую стихи  «Буря мглою небо кроет Вихри снежные крутя...» Художественные образы помогают освоению пространства планеты,развивают речь,привлекают внимание, завораживают и, в то же время, помогают научить отбору самого важного. Видеоинформация может вызывать определенное эмоциональное состояние у учащихся,поэтому презентация подчеркивает урок гео,делает ярким и развивает коммуникабельные навыки,памяти и мышления.Общение ученика с компьютером помогает реализовать творческие способности, заинтересованность, желания получить знания и поделиться с другими своим опытом.Также приобретает опыт публичного выступления.Творческая работа может быть обязательной для выполнения и может носить характер добровольности. При отборе домашних заданий используя дифференцированный подход.Дифференцированные домашние задания способствуют развитию хорошо успевающих и одаренных детей,углублению знаний.Слабым школьникам такие работы позволяют испытать чувство успеха.  Задания могут носить творческий характер,которые развивают мыслительную деятельность, творческую активность и познавательный интерес,который выходит за рамки школьной программы.Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяют и занятия во внеур...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат pdf
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
© 2010-2022