Программа элективного курса для 9 класса «Познавательная картография»

"Описание материала: Элективный курс «Познавательная картография» можно использовать на уроках географии в 9 классе. Главная цель курса: научить школьников основам картографии,пробудить интерес к этой науке. Углубленное изучение картографических знаний поможет учащимся усвоить общие законы построения карт, их свойств, а также более полно использовать и получать необходимую информацию. Эффективной формой проведения учебных занятий в данном курсе являются практические работы с использованием как ш...
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 им. А. Дёмина ст. Чепигинской

муниципального образования Брюховецкий район

Программа элективного курса для 9 класса

«Познавательная картография»



Объём различных форм учебной работы:

Всего аудиторных занятий - 8 часов

В том числе:

Практические занятия - 4 часа

Семинары - 1 час

Лекции - 2 часа

Итоговое занятие - тестирование - 1 час



Автор: Лепёшкина Марина Анатольевна, учитель географии.



Пояснительная записка

Картографические знания являются одной из составляющих школьного географического образования. Главная задача данного курса - формирование у школьников картографического мышления Карта - модель действительности, источник информации. Знания общих законов построения карт, их свойств, языкового устройства помогут учащимся более полно их использовать, читать и получать необходимую информацию, распознавать закономерности размещения природных и общественных объектов и явлений, устанавливать существующие взаимосвязи между ними.

Овладение картографической грамотой так же необходимо современному человеку, как знание грамматики и умение работать с компьютером. Данный курс имеет цель научить школьников основам географии, пробудить у них интерес к этой науке. При этом предполагается постоянная работа со школьными картами и атласами. Учащиеся могут познакомиться с компьютерными картами, размещёнными в интернете. С внедрением электронно-вычислительной техники связи картографии с математикой стали ещё теснее. В наши дня спектр этих контактов продолжает расширяться. Поэтому занятия по картографии будут способствовать укреплению межпредметных связей.

Карты атласа пестрят разнообразными географическими названиями. Мы живем в мире названий, которыми постоянно пользуемся, но при этом редко задумываемся над тем, как они возникли и что означают. Эти сведения позволяет получить наука топонимика. Рассмотренные в курсе «Познавательная картография» разделы вооружают школьника необходимыми ему знаниями и умениями, расширяют его кругозор, повышают общую культуру.











Учебно-тематический план.



№ п/п



Основное содержание

Всего уроков

В том числе

семи-

нары

практи-

кум

лекции

тести-

рование

1

Картография как наука.

История карт.

2

1

1

2

Создание карт. Картографические проекции.

1

1

3

Картографические знаки и способы их применения.

2

2

4

Современное использование карт. Карты XXI века.

1

1

5

Картографическая топонимика. Топонимы Краснодарского края.

1

1

6

Итоговое занятие

1

1

Всего:

8

1

4

1

1

Содержание.



Тема 1. Картография как наука. История карт. (2 часа)

Что изучает картография. Значение картографии в современном обществе. Карты первобытных людей. Античная картография. Карты Древнего Рима; карты средневековья, карты эпохи великих географических открытий.

Тема 2. Создание карт. Картографические проекции. (1 час)

Методы создания карт. Зачем нужна проекция. Виды проекций. Проекция Архимеда. Проекция Меркатора. Проекция Птолемея.

Практическая работа. Сравнительный анализ карт различной проекции.

Тема 3. Картографические знаки и способы их применения. (2 часа)

Легенда карты. Знаки топографических карт. Способы формирования композиций знаков картографических изображений.

Практические работы.

  1. Составить описание участка местности по топографической карте.

  2. Составление карт различной тематики с использованием различных способов картографирования.

Тема 4. Современное использование карт. Карты XXI века. (1 час)

Современное использование карт. Что такое геоинформационные системы. Картографическая способность геоинформационных систем. Преимущества компьютерных карт.

Практическая работа.

Вычисление кратчайшего расстояния между двумя точками на мелкомасштабной карте, пользуясь эмпирическим правилом П.Л. Чебышёва.

Тема 5. Картографическая топонимика. Топонимы Краснодарского края. (1 час)

Почему всё так называется. Названия населённых пунктов. Названия рек и озёр. Названия гор. Топонимы Краснодарского края.

Итоговое занятие - тестирование.

Список литературы



  1. В.И.Евдокимов. География. Полный курс в географических диктантах. Издательство «Московский лицей», Москва 2002 г.

  2. В.А.Жучкевич. Вопросы и задачи по географической карте и глобусу. Издательство Минск «Вышэйшая школа» 1981 г.

  3. Энциклопедия для детей. География. Издательство «Аванта+» 2002г.

  4. В.Э. Булатов, С.С. Каринский. Общая география. Издательство «Мирос» Москва 1994 г.

  5. Г.Т. Чучмай. Тайна географических названий. Издательство Краснодар «Кубанский учебник» 2002 г.

  6. Е.М. Поспелов. Туристу о географических названиях. Издательство Москва «Профиздат». 1988 г.

  7. География. Справочные материалы. Под ред. В.П. Максаковского. Издательство Москва «Просвещение» 1989 г.





© 2010-2022