- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии 9 класс
Рабочая программа по географии 9 класс
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Заббарова Г.Ф. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей гуманитарного цикла ________ Яваева А.А. Протокол №____ от «_____» августа 2015 года |
«Согласовано» Заместитель директора школы по учебной работе МБОУ «Васильевская СОШ №3 ЗМР РТ» __________/Замалиева Л.Г./ от «_____» августа 2015 года |
«Утверждаю»
__________________/Халиуллина М.А./ Приказ №______от «_____»августа 2015 года
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВАСИЛЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»
Заббарова Гульнар Фаннуровна
учитель I квалификационной категории
9 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
от __ августа 2015 года
Протокол №_____
Базовый уровень
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
-
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для 8-го класса составлена на основе примерной программы:
-
Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География России» (VIII - IX классы), рекомендованная письмом МО и Н РФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.
В соответствии с авторской программой:
-
И.В. Баринова, В.П. Дронов «География России» (8 класс), География 6-11 класс. Программы для общеобразовательных учреждений; сост. Е.В. Овсянникова, М.: Дрофа - 2010г. стр. 31-38.
Основными целями курса являются:
формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;
воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих её народов;
формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.
Основные задачи данного курса:
формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих её народов;
развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников - карт, учебников, статистических данных, интернет - ресурсов;
развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы; создание образа своего родного края.
Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи.
Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.
В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход - комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.
Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.
Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.
Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно - в конце 90-х гг. XX в.
Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6 - 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. - 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2000).
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.
Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения и основывается учебному курсу «География Республики Татарстана 8-9 классы» автор А.С. Тайсин
Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 138 часов (по 70 часов в 8кл. и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
-
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
-
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
-
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
-
География России. Население и хозяйство. 9 класс. Учебник (авторы В.П. Дронов, В. Я. Ром).
-
География России. 8-9 классы. Методическое пособие (авторы И. И. Баринова, В. Я. Ром ).
-
География России. Население и хозяйство. 9 класс. Электронное приложение.
-
«География Республики Татарстана 8-9 классы» (автор А.С. Тайсин)
Учебно-тематическое планирование
Предмет география
Класс 9
Учитель Заббарова Гульнар Фаннуровна
Количество часов: всего - 70 часов, в неделю - 2 часа;
Плановых контрольных уроков _____, зачетов ____, тестов _6___ ч.
Административных контрольных уроков _____ ч.
Практических работ -26, из них оценочных - 7:
1. Определение плотности населения, доли городского и сельского населения своей области. Сопоставление со средними показателями по стране.
2. Составление характеристики одной из металлургических баз России по картам и статистическим материалам.
3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
4. Заполнение таблицы «Виды транспорта».
5. Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России.
6. Определение по картам географического положения Республики Татарстан.
7. Составление характеристики одного из ТПК Восточной Сибири.
Учебник: Дронов, В. П., Ром, В. Я. География России. Население и хозяйство. - Казань «Магариф» 2008
У М К: Географический атлас. 9 класс. - М.: Дрофа, 2009,2010.
Календарно-тематический план составлен на основе примерных программ:
-Программа под редакцией Душиной И.В., Московский государственный университет. - М.; Дрофа, 2004.
-Программа, авторы-составители: Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова, сборник нормативно-правовых документов и методических материалов, - М.; Вентана-Граф, 2008.
-Примерные программы: география 6-9 классы: проект. - М.; Просвещение, 2010, - 71 с.
Авторские разноуровневые задания и тестовые задания
Интернет-ресурсы
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Тип урока,
Планируемые результаты освоения материала
Практические работы
Сроки
План
Факт
1
Введение (1 ч)
Геополитическое положение России (2 ч)
2
Географическое положение России ЭГП и транспортно-географическое положение
Изучение
нового
материала
Основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории. Субъекты РФ, их различия
Работа с картой, определение особен-ностей ЭГП и ПГП России и направлен-ий изменения ГП во времени и пространстве
3
Политико-административное устройство России
Практикум
Население России и новых независимых государств (7 ч)
4
5-6
Население России: особенности заселения, численность и естественный прирост.
Состав населения (структура)
Изучение
нового
материала
Практикум
Численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, география народов и религий страны. Миграция, эмиграция, депортация, иммиграция. Города, типы населенных пунктов, зоны расселения
Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономной области, входящих в состав РФ
7
Миграции населения. Расселение населения
Практикум
Трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица
Определение плотности населения, доли городского и сельского населения своей области. Сопоставление со средними показателями по стране
8
Городское и сельское население. Расселение населения
Практикум
9
Рынок труда, занятость населения России
Семинар
10
Итоговый урок по теме «Население России»
Итоговый урок
Экономика Российской Федерации (6 ч)
11
Хозяйство России
Лекция
Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем
12
Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии России
Семинар
13
Структура экономики России
Лекция
14
Проблемы ресурсной основы экономики России
Практикум
15
Научный комплекс -вершина экономики России
Семинар
16
Экономический кризис в России. Пути экономических реформ
Деловая игра
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (22 ч)
Машиностроительный комплекс (4 ч)
Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры
Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения
17
Машиностроительный комплекс - ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России
Лекция
18
Факторы размещения отраслей машиностроения
Практикум
19
География машиностроения
Практикум
20
Военно-промышленный комплекс
Семинар
21
Научный комплекс (1 ч)
Учебная дискуссия
Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения
Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материалов.
Сравнение между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России
Топливно-энергетический комплекс (4 ч)
22
Роль и особенности ТЭК
Лекция
23
Топливная промышленность
Практикум
24
Электроэнергетика России
Практикум
25
Итоговый урок по теме «Топливно-энергетический комплекс России»
Контрольный урок
Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ (7 ч)
Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения
Составление характеристики одной из металлургических баз России по картам и статистическим материалам.
Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.
Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и стат. материалам
26
Состав и значение комплекса
Лекция
27
Металлургический комплекс
Практикум
28
29
География металлургического комплекса
Цветная металлургия
Практикум
30
Химико-лесной комплекс
Исследование
31
География химико-лесного комплекса
Практикум
32
Итоговый урок по теме «Комплексы конструкционных материалов»
Семинар
Агропромышленный комплекс
(4 ч)
Значение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль. Закон о земле. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов живот-ства
33
Состав и значение АПК
Практикум
Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности
34
Земледелие и животноводство
Семинар
35
Пищевая и легкая промышленность
Семинар
36
Территориальная организация АПК
Практикум
37
Инфраструктурный комплекс(2ч)
Состав инфра-структурного комплекса. Связь, сфера обслуживания.
Лекция
Практикум
Сфера услуг, здравоохранение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры
Заполнение таблицы «Виды транспорта»
38
Роль транспорта. Виды транспорта
Региональная часть курса (31 ч)
Территориальная организация и районирование России (2 ч)
Районирование, факторы районирования, ТПК, экономический район, границы экономических районов
39
Районирование территории России
Лекция
40
Проблемы экономического районирования
Лекция с элементами беседы
Центральная Россия (3 ч)
41
Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы
Лекция с элементами беседы
Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района
42
Экономика Центральной России. Узловые районы Центральной России
Практикум
Особенности ЭГП Центральной России, при-родно-ресурсная база, центры хозяйственной специализации района
Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России
43
Народные промыслы Центральной России
Практикум
Северо-Западная Россия (1 ч)
44
Общая характеристика Северо-Западной России
Лекция с элементами беседы
Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества
Европейский Север (2 ч)
45
ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения
Практикум
Особенности ЭГП района, ресурсной базы, населения, хозяйства, проблемы взаимодействия природы и общества
Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района
46
Хозяйство Европейского Севера
Практикум
Европейский Юг - Северный Кавказ (2 ч)
47
Северный Кавказ: особенности географического положения, при-родные условия и ресурсы
Лекция
Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества
Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе
48
Население и хозяйство района
Практикум
Поволжье (2 ч)
49
Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы
Особенности ЭГП, ресурсной базы, населен-ия, специализации хозяйства района, проб-лемы взаимодействия природы и общества
Определение факто-ров развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья
50
Население и хозяйство района
Практикум
География РТ (9 ч)
51
Особенности ЭГП природно-ресурсного потенциала РТ
Лекция
Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества
Определение по картам географического положения Республики Татарстан.
Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
Определение по картам плотности и особенностей размещения населения республики
52-53
Население республики
Практикум
54-57
Особенности хозяйства. Факторы размещение отрас. промышленности РТ
Практикум
58
Специализация АПК, транспорт
Лекция
Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства, характеристик ТПК, промышленных узлов своей республики
59
Экологические, демографические, социально-экономические проблемы республики
Учебная дискуссия
Урал (2 ч)
60
Географическое положение, природные условия и ресурсы
Исследование
Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества
Составлять характеристику района
61
Население и хозяйство района
Лекция
Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Оценка
экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем.
Восточный макрорегион - Азиатская Россия (4 ч)
62
Восточный макрорегион - Азиатская Россия
Лекция с элементами беседы
Особенности ЭГП, населения, специализация хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества
Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.
Составление характеристики одного из ТПК Вост. Сибири
63
Западная Сибирь
Путешествие
64
Экономика Восточной Сибири
Практикум
65
Дальний Восток: особенности развития
Семинар
Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока
Новые Независимые Государства (3 ч)
67
Страны нового зарубежья. СНГ. Белоруссия и страны Балтии
Лекция с элементами беседы
68
Закавказье и Азиатский Юго-Восток
Практикум
69
Место России в экономике стран СНГ и Балтии
Комбинированный
70
Итоговое повторение курса
Обобщающий урок