Рабочая программа по географии 9 класс

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей

гуманитарного цикла

________ Яваева А.А.

Протокол №____

от «_____» августа 2015 года

«Согласовано»

Заместитель директора школы по учебной работе

МБОУ «Васильевская СОШ №3 ЗМР РТ»

__________/Замалиева Л.Г./

от «_____» августа 2015 года

«Утверждаю»


Директор МБОУ «Васильевская СОШ №3 ЗМР РТ»

__________________/Халиуллина М.А./

Приказ №______от «_____»августа 2015 года







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВАСИЛЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»


Заббарова Гульнар Фаннуровна

учитель I квалификационной категории

9 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

от __ августа 2015 года

Протокол №_____

Базовый уровень

2015-2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Рабочая программа учебного курса «География России. Природа, население, хозяйство» для 8-го класса составлена на основе примерной программы:

  • Примерная программа основного общего образования по географии (базовый уровень) «География России» (VIII - IX классы), рекомендованная письмом МО и Н РФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.

В соответствии с авторской программой:

  • И.В. Баринова, В.П. Дронов «География России» (8 класс), География 6-11 класс. Программы для общеобразовательных учреждений; сост. Е.В. Овсянникова, М.: Дрофа - 2010г. стр. 31-38.

Основными целями курса являются:

формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;

воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих её народов;

формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.

Основные задачи данного курса:

формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих её народов;

развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников - карт, учебников, статистических данных, интернет - ресурсов;

развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы; создание образа своего родного края.

Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи.

Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.

В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход - комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.

Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.

Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.

Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно - в конце 90-х гг. XX в.

Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6 - 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. - 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2000).

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.

Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения и основывается учебному курсу «География Республики Татарстана 8-9 классы» автор А.С. Тайсин

Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 138 часов (по 70 часов в 8кл. и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. География России. Население и хозяйство. 9 класс. Учебник (авторы В.П. Дронов, В. Я. Ром).

  2. География России. 8-9 классы. Методическое пособие (авторы И. И. Баринова, В. Я. Ром ).

  3. География России. Население и хозяйство. 9 класс. Электронное приложение.

  4. «География Республики Татарстана 8-9 классы» (автор А.С. Тайсин)

Учебно-тематическое планирование


Предмет география

Класс 9

Учитель Заббарова Гульнар Фаннуровна

Количество часов: всего - 70 часов, в неделю - 2 часа;

Плановых контрольных уроков _____, зачетов ____, тестов _6___ ч.

Административных контрольных уроков _____ ч.

Практических работ -26, из них оценочных - 7:

1. Определение плотности населения, доли городского и сельского населения своей области. Сопоставление со средними показателями по стране.

2. Составление характеристики одной из металлургических баз России по картам и статистическим материалам.

3. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

4. Заполнение таблицы «Виды транспорта».

5. Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России.

6. Определение по картам географического положения Республики Татарстан.

7. Составление характеристики одного из ТПК Восточной Сибири.

Учебник: Дронов, В. П., Ром, В. Я. География России. Население и хозяйство. - Казань «Магариф» 2008

У М К: Географический атлас. 9 класс. - М.: Дрофа, 2009,2010.

Календарно-тематический план составлен на основе примерных программ:

-Программа под редакцией Душиной И.В., Московский государственный университет. - М.; Дрофа, 2004.

-Программа, авторы-составители: Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова, сборник нормативно-правовых документов и методических материалов, - М.; Вентана-Граф, 2008.

-Примерные программы: география 6-9 классы: проект. - М.; Просвещение, 2010, - 71 с.

Авторские разноуровневые задания и тестовые задания

Интернет-ресурсы



Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Тип урока,


Планируемые результаты освоения материала



Практические работы

Сроки

План

Факт

1

Введение (1 ч)


Геополитическое положение России (2 ч)

2

Географическое положение России ЭГП и транспортно-географическое положение

Изучение

нового

материала

Основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории. Субъекты РФ, их различия

Работа с картой, определение особен-ностей ЭГП и ПГП России и направлен-ий изменения ГП во времени и пространстве


3

Политико-административное устройство России

Практикум






Население России и новых независимых государств (7 ч)

4





5-6

Население России: особенности заселения, численность и естественный прирост.

Состав населения (структура)

Изучение

нового

материала

Практикум

Численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, география народов и религий страны. Миграция, эмиграция, депортация, иммиграция. Города, типы населенных пунктов, зоны расселения

Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономной области, входящих в состав РФ


7

Миграции населения. Расселение населения

Практикум

Трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица

Определение плотности населения, доли городского и сельского населения своей области. Сопоставление со средними показателями по стране


8

Городское и сельское население. Расселение населения

Практикум



9

Рынок труда, занятость населения России

Семинар


10

Итоговый урок по теме «Население России»

Итоговый урок


Экономика Российской Федерации (6 ч)

11

Хозяйство России

Лекция

Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем


12

Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии России

Семинар


13

Структура экономики России

Лекция


14

Проблемы ресурсной основы экономики России

Практикум



15

Научный комплекс -вершина экономики России

Семинар


16

Экономический кризис в России. Пути экономических реформ

Деловая игра


Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (22 ч)

Машиностроительный комплекс (4 ч)

Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры

Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения

17

Машиностроительный комплекс - ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России

Лекция


18

Факторы размещения отраслей машиностроения


Практикум


19

География машиностроения

Практикум


20

Военно-промышленный комплекс

Семинар


21

Научный комплекс (1 ч)

Учебная дискуссия

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения

Характеристика одного из районов добычи угля (нефти, газа) с использованием карт атласа, учебника, статистических материалов.

Сравнение между собой крупных угольных бассейнов и нефтяных баз России


Топливно-энергетический комплекс (4 ч)

22

Роль и особенности ТЭК

Лекция


23

Топливная промышленность

Практикум


24

Электроэнергетика России

Практикум


25

Итоговый урок по теме «Топливно-энергетический комплекс России»

Контрольный урок



Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ (7 ч)

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств, основные районы размещения

Составление характеристики одной из металлургических баз России по картам и статистическим материалам.

Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.

Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и стат. материалам

26

Состав и значение комплекса

Лекция


27

Металлургический комплекс

Практикум


28



29

География металлургического комплекса

Цветная металлургия

Практикум


30

Химико-лесной комплекс

Исследование


31

География химико-лесного комплекса

Практикум



32

Итоговый урок по теме «Комплексы конструкционных материалов»

Семинар


Агропромышленный комплекс

(4 ч)

Значение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль. Закон о земле. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов живот-ства

33

Состав и значение АПК

Практикум

Определение эффективности размещения отраслей пищевой промышленности


34

Земледелие и животноводство

Семинар


35

Пищевая и легкая промышленность

Семинар


36

Территориальная организация АПК

Практикум


37


Инфраструктурный комплекс(2ч)

Состав инфра-структурного комплекса. Связь, сфера обслуживания.

Лекция

Практикум

Сфера услуг, здравоохранение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры

Заполнение таблицы «Виды транспорта»



38

Роль транспорта. Виды транспорта

Региональная часть курса (31 ч)

Территориальная организация и районирование России (2 ч)

Районирование, факторы районирования, ТПК, экономический район, границы экономических районов

39

Районирование территории России

Лекция


40

Проблемы экономического районирования

Лекция с элементами беседы


Центральная Россия (3 ч)

41

Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы

Лекция с элементами беседы

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района


42

Экономика Центральной России. Узловые районы Центральной России

Практикум

Особенности ЭГП Центральной России, при-родно-ресурсная база, центры хозяйственной специализации района

Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России


43

Народные промыслы Центральной России

Практикум


Северо-Западная Россия (1 ч)

44

Общая характеристика Северо-Западной России

Лекция с элементами беседы

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества


Европейский Север (2 ч)

45

ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения

Практикум

Особенности ЭГП района, ресурсной базы, населения, хозяйства, проблемы взаимодействия природы и общества

Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района


46

Хозяйство Европейского Севера

Практикум


Европейский Юг - Северный Кавказ (2 ч)

47

Северный Кавказ: особенности географического положения, при-родные условия и ресурсы

Лекция

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества



Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе


48

Население и хозяйство района

Практикум



Поволжье (2 ч)

49

Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населен-ия, специализации хозяйства района, проб-лемы взаимодействия природы и общества

Определение факто-ров развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья


50

Население и хозяйство района

Практикум


География РТ (9 ч)

51

Особенности ЭГП природно-ресурсного потенциала РТ

Лекция

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества

Определение по картам географического положения Республики Татарстан.

Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

Определение по картам плотности и особенностей размещения населения республики

52-53

Население республики

Практикум


54-57

Особенности хозяйства. Факторы размещение отрас. промышленности РТ

Практикум


58

Специализация АПК, транспорт

Лекция

Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства, характеристик ТПК, промышленных узлов своей республики

59

Экологические, демографические, социально-экономические проблемы республики

Учебная дискуссия


Урал (2 ч)

60

Географическое положение, природные условия и ресурсы

Исследование

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества

Составлять характеристику района

61

Население и хозяйство района

Лекция

Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Оценка

экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем.


Восточный макрорегион - Азиатская Россия (4 ч)

62

Восточный макрорегион - Азиатская Россия

Лекция с элементами беседы

Особенности ЭГП, населения, специализация хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества

Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.

Составление характеристики одного из ТПК Вост. Сибири


63

Западная Сибирь

Путешествие


64

Экономика Восточной Сибири

Практикум


65

Дальний Восток: особенности развития

Семинар

Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока


Новые Независимые Государства (3 ч)

67

Страны нового зарубежья. СНГ. Белоруссия и страны Балтии

Лекция с элементами беседы


68

Закавказье и Азиатский Юго-Восток

Практикум





69

Место России в экономике стран СНГ и Балтии

Комбинированный



70

Итоговое повторение курса

Обобщающий урок




© 2010-2022