Сюжетно-ролевое занятие Сокровища пиратов Карибского моря

Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей, независимо от возраста, привлекает игра. Сюжетная (ролевая) игра является одним из видов дидактических игр и отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют опреде...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сюжетно-ролевое занятие Сокровища пиратов Карибского моряСюжетно-ролевое занятие

с использованием элементов спортивного ориентирования



Сюжетно-ролевое занятие Сокровища пиратов Карибского моря


Цели и задачи занятия:

  • Познакомить обучающихся с понятиями спортивное ориентирование, спортивная карта, условные знаки, компас, масштаб, легенда.

  • Развивать интерес к занятиям спортивным ориентированием; физические качества: ловкость, быстроту, координацию движений.

  • Воспитывать нравственные качества: чувство ответственности, товарищества и коллективизма, находчивость и сообразительность.

Формы, методы и приёмы работы.

  • Коллективная форма работы

  • Коллективная система обучения

  • Поэтапное формирование знаний и умений

  • Игровой метод

  • Соревновательный метод

  • Словесный метод.

Знания, умения и навыки, формирующиеся на занятии

Обучающиеся должны знать:

  • что такое спортивное ориентирование;

  • порядок проведения соревнований по спортивному ориентированию;

  • спортивная карта;

  • масштаб карты;

  • топографические знаки;

Обучающиеся должны уметь:

  • читать карту с помощью условных знаков;

  • находить условные знаки на карте;

  • работать с компостером;

  • ориентировать карту по компасу;

  • определять стороны света с помощью компаса.

Конкурсы:

  • Построение по алфавиту

  • Разделение на команды

  • Сборка карты - сопоставление фрагментов в единое целое

  • Топографический конкурс.

  • Конкурс капитанов по ориентированию.

  • Определение сторон света.

Оборудование:

  • Ноутбук ,мультимедийный проектор ,экран ,колонки ,мультимедийная презентация.

  • Тельняшки и бандамы ,бескозырки и гюйсы (морские воротники)

  • Красные флажки и шелковый шнур ,чёрный флаг и трафарет

  • 2 комплекта карт , разрезанных на 6 частей и 2 целые карты

  • Фломастеры , рисунок дерева

  • Красные и зелёные жетоны

  • Контрольные пункты с компостерами ,компасы (по 2 комлекта)

  • 2 спортивных мата и 2 спортивные стойки

Содержание занятия

-Добрый день! Дорогие ребята! (слайд №1) (руководитель в образе Джека Воробья)

Я предлагаю всем вам пуститься в погоню за сокровищами пиратов, потому как в последнем своем морском походе мне, Джеку Воробью, чудом досталась карта пиратов Карибского моря , я раздобыла компасы и ещё кое-что, что может нам пригодится. В пути вы узнаете о спортивном ориентировании, и эти знания помогут нам в дальнейшем путешествии.

Итак, представьте: (слайд №2)

- море шумит, солнце печет, где-то на дне пещеры спрятаны сокровища .

-чтобы к ним добраться, нужно преодолеть ветер, дождь, тайгу, бурелом , Ниагарские водопады, Марианскую впадину, лавины и оползни…
-тысяча чертей, чуть не забыла! Мне необходимо набрать команду, сумеете ли вы быстро выполнить первое задание, и построится по именам в алфавитном порядке

Конкурс 1. Построение по алфавиту (слайд №3) (Обучающиеся строятся по именам в алфавитном порядке)


-А теперь проверим, как вы справились с этим заданием!(каждый участник называет своё имя).Молодцы!Что-ж, беру вас своими юнгами!
-Но для остроты ощущений и духа соперничества мы разделимся на 2 команды - пиратов и моряков!


Конкурс 2. Разделение на команды (слайд №4)


  1. Обучающиеся делятся на две команды по цвету жетонов.

  2. Команда с красными жетонами получает у ведущего на команду бескозырки , гюйсы (морские воротники) ,а команда с зелёными жетонами получает на команду тельняшки , красные бандамы, и все располагаются на гимнастических матах (команда-победитель получает жетон).

  3. Затем каждая команда выбирает себе капитана. Капитаны вместе со своей командой оборудуют каждый свой корабль :капитан моряков - корабль «Алые паруса» (ему выдаются красные флажки и шёлковый шнур) ,а капитан пиратов - шхуну «Чёрная жемчужина» (ему выдается чёрный флаг , трафарет для флага ) (команда-победитель получает жетон).

Сюжетно-ролевое занятие Сокровища пиратов Карибского моря

-Теперь начинать каждый конкурс мы будем командой: Поднять паруса! Полный вперед!


Рисунок 1. Распределение по командам.

I. Спортивное ориентирование (слайд № 5-9) - вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса находят контрольные пункты (КП), расположенные на местности (показ КП), а результаты определяются по времени прохождения дистанции или по количеству набранных очков.Дистанция (маршрут движения) в ориентировании имеет точку старта, линию финиша и контрольные пункты, через которые проходят все участники. КП обычно располагаются у какого-нибудь ориентира. Каждый контрольный пункт оснащён средством отметки. Это может быть компостер или цветные карандаши (показ средств отметки). Спортсмен-ориентировщик сам выбирает путь от одного КП до другого. Способность выбирать лучший маршрут и умение точно и быстро его преодолеть - смысл этого вида спорта. Соревнования по спортивному ориентированию проводятся в основном в лесу, но некоторые из видов могут проводиться в парках и даже в городской зоне.

II. Карта (слайд № 10-11) - это сделанный на бумаге чертеж местности, то есть её изображение в условных топографических знаках в сильно уменьшенном виде. Топографическая карта (если вы умеете ею пользоваться) заранее подскажет вам, где вечером разбить бивак и сварить еду, она подскажет путешественнику, как короче пройти к намеченной цели, какие могут встретиться препятствия на пути и как лучше их обойти. Читать карту, будто древние надписи и рисунки на камне - это значит зрительно воспринимать и разгадывать значение графической информации. Верхняя часть рамки карты называется северной, нижняя - южной, левая - западной, а правая - восточной.

Масштаб -величина уменьшения местности на карте называется масштабом. Масштаб выражается в виде дроби, где в числителе всегда единица, а в знаменателе число, которое показывает, во сколько раз уменьшено изображение местности на этой карте.

Конкурс 3. Сборка карты - сопоставление фрагментов в единое целое (слайд № 12)

-Карта-то есть! Но она пока одна и у меня! Вам нужно будет добыть карту каждой команде. У нас есть две точных копии заветной карты, разрезанные на 6 частей. Вам необходимо собрать всю карту. Для этого проведем эстафету. Выбегая за ней по одному, необходимо сделать отметку компостером на одном фрагменте карты и принести своей команде, затем тоже проделать следующему юнге, пока карта не будет собрана. Закончив, команда встает с поднятыми руками и кричит: Готовы! (команда-победитель получает жетон).

Сюжетно-ролевое занятие Сокровища пиратов Карибского моряСюжетно-ролевое занятие Сокровища пиратов Карибского моря

Рисунок 2. Сборка карты.

III.Условные знаки (слайд № 13-16)

Карта - модель местности, где все ориентиры зарисованы в виде условных знаков.
Топографы придумали эти знаки так, чтобы они по возможности были похожи на сами местные предметы. Так, лес изображается зеленым цветом, строение - прямоугольником (как оно выглядит сверху), реки и озера - голубым цветом. Есть условные знаки масштабные, есть внемасштабные - родничок, очень важен для туриста, но очень мал по масштабу.(Выдаем командам целые карты)

Конкурс 4.Топографический конкурс.

Называем условный знак, обучающиеся ищут его на карте и пишут порядковый номер.
Работают командой! Совещаются! (команда-победитель получает жетон)

Сюжетно-ролевое занятие Сокровища пиратов Карибского моряСюжетно-ролевое занятие Сокровища пиратов Карибского моря

Рисунок 3. Работа с картой

IV. Компас (слайд № 17)

Компас - это угломерный прибор, который служит для измерения магнитных азимутов на местности. С его помощью можно определить стороны света, ориентировать карту по компасу.

Конкурс 5. Конкурс капитанов по ориентированию.(слайд № 18)

Команда выбирает капитана и лоцмана, капитан с завязанными глазами «ищет» компас, лоцман подсказывает направление движения капитану (команда-победитель получает жетон).

Сюжетно-ролевое занятие Сокровища пиратов Карибского моряСюжетно-ролевое занятие Сокровища пиратов Карибского моря





Рисунок 4. Конкурс капитанов

Конкурс 6. Определение положения карты по компасу (слайд № 19)

Необходимо горизонтально положить компас на карту, вращать карту по кругу, пока стрелка севера на компасе не совпадет по направлению со стрелкой севера на карте. (команда-победитель получает жетон).

Сюжетно-ролевое занятие Сокровища пиратов Карибского моря

Рисунок 5.Определение карты по компасу.

Конкурс 7. Конкурс по определению сторон света.(слайд № 20)

Называем направление, капитан становится лицом к заданной стороне света, руки отводит назад (изображая наконечник стрелы), команда строится в колонну за капитаном. Должна получиться стрела, указывающая на определённую сторону света (команда-победитель получает жетон).

Сюжетно-ролевое занятие Сокровища пиратов Карибского моря

Рисунок 6.Определение сторон света.

Заключительная часть

-Вы многое узнали и близки к разгадке тайны сокровищ пиратов Карибского моря. Знание - это сила, теперь каждый из вас может найти место по карте ,где находятся их сокровища. Вы теперь знаете ,что такое условные знаки , умеете читать карту ,определять стороны света с помощью компаса. А теперь давайте сюда жетоны и по их количеству мы сейчас определим команду -победителей, кому же достанутся сокровища пиратов Карибского моря ! (слайд №21) (идёт подсчёт жетонов и команде-победителю вручается сундук со сладкими призами)

Сюжетно-ролевое занятие Сокровища пиратов Карибского моря

Рисунок 7. Награда победителям.

Рефлексия:

-Ребята в руках у каждого из вас жетоны красного и зелёного цвета. Сейчас ,пожалуйста наклейте их на изображение дерева: если вам понравилось эта игра - зелёные жетоны ,если нет - красные.

Сюжетно-ролевое занятие Сокровища пиратов Карибского моря

Рисунок 8.Рефлексия.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



  1. Богатов С.Ф., Крюков О.Г.. Спортивное ориентирование. Методическое пособие - М.: Военное издательство, 1982.

  2. Иванов Е.И.. Судейство соревнований по спортивному ориентированию - М.: Физкультура и спорт, 1978.

  3. Обеспечение безопасности туристских походов и соревнований подростков. / под ред. Губаненкова С.М. - СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2007. - 278 с.

  4. Русский турист. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 1998-2000 гг. Выпуск второй - М.: 1998.

  5. Спортивное ориентирование. Правила соревнований - М.: Физкультура и спорт, 1983.

  6. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование - М.: Просвещение, 1990.

  7. Школа безопасности. Временные правила организации и проведения соревнований учащихся Российской Федерации.





© 2010-2022