- Преподавателю
- География
- Северо-Западный экономический район
Северо-Западный экономический район
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Садыкова А.Ж. |
Дата | 21.02.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Тема: "СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ»
Цель: определить особенности экономико-географического положения района и выяснить факторы формирования района
Ход урока:
-
Организационный момент
-
Проверка уровня усвоения материала прошлого урока
Тест на 5 минут
3. Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, мы переходим к изучению новой темы. Посмотрите на экран и подумайте, какой район нам предстоит изучить?
Запишите тему урока:
Как вы думаете, какова цель урока?
Определить особенности ЭГП района, природы; определить какие природные ресурсы имеются в районе, продолжить развивать умение работать с экономическими картами.
Давайте выясним, что вам известно об этом районе?
-
АССОЦИАЦИИ
А теперь в течение 2х минут запишите на листах как можно больше слов или выражений, связанных, по вашему мнению, с данной темой.
-
СОСТАВ
Учитель: Пользуясь атласом, определите какие области входят в состав Северо-Западного экономического района?
Ленинградская обл., Псковская обл., Новгородская обл., Калининградская обл., Санкт - Петербург.
Учитель: Что вы можете сказать о площади этого района?
Ученики: Это самый маленький по площади экономический район.-211,6тыс.км2
-
КОНТУРНАЯ КАРТА
Учитель: Нанесите на контурную карту субъекты, входящие в этот район и граничащие страны и экономические районы.
4 . ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Изучив информацию в параграфе определить факторы формирования данного района.
1.ФАКТОР: Выход в Балтийское море
2. Фактор: Столичное положение района, которое он занимал на протяжении 200 лет.
3. Фактор: проходил путь из варяг в греки
4. Проходил путь Ганзейского союза. (торгово-политический союз).
5. ЭГП
Учитель: Дайте характеристику ЭГП Северо-западного экономического района, придерживаясь плана.
Но прежде давайте попробуем по прогнозировать. Я буду зачитывать утверждения по ЭГП северо-запада, а вы попробуете угадать верные или нет.
Верите ли вы, что:
-
Район не имеет выхода в море (НЕТ)
-
Через систему каналов имеет выход в Волгу и в Белое море (ДА)
-
Граничит с Грузией и Айзербайджаном (нет)
-
Соседи района - Северный (Европейский север) и Центральный районы (да)
-
По территории района проходят железнодорожные и автомобильные дороги. Они расходятся от Санкт-Петербурга веером во все соседние территории. (да)
-
Район имеет приграничное положение - он граничит с Финляндией, Эстонией, Латвией, Белоруссией, а Калининградская область с Литвой и Польшей (показать на карте). (да)
ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ
-
Район имеет приморское положение, он омывается Финским заливом Балтийского моря. Имеет морские порты Санкт-Петербург и Калининград. После распада СССР роль порта Санкт-Петербурга возросла, т.к. Россия потеряла незамерзающие порты Эстонии, Латвии, Литвы. И остались два порта Санкт-Петербург и Калининград (показать на карте).
-
Через систему каналов имеет выход в Волгу и в Белое море (показать точно через какие каналы и назвать их).
-
Соседи района - Северный (Европейский север) и Центральный районы (показать на карте).
-
Район имеет приграничное положение - он граничит с Финляндией, Эстонией, Латвией, Белоруссией, а Калининградская область с Литвой и Польшей (показать на карте).
-
По территории района проходят железнодорожные и автомобильные дороги. Они расходятся от Санкт-Петербурга веером во все соседние территории.
Учитель: ЭГП района менялось. Район был рано заселен, т.к. находился на торговом пути "Из варяг в греки". Здесь находятся древнерусские города: Новгород (Великий Новгород), Псков, Великие Луки, Старая Русса.
В начале 17 в. выход в Балтийское море был закрыт шведами и только после победы в войне со шведами выход на Балтику был возвращен России.
-
ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
-
Закрепление: смотрите слайд № 16
8. Рефлексия Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения? Какие предположения подтвердились? Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? Как изменилось ваше представление о ……. по сравнению с началом урока?
9. Домашнее задание: параграф 24-25