6 класс Физическая география Открытый урок на тему: Подземные воды

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата: 21.01.2015г.

Предмет: физическая география

Класс 6


Тема урока:

Урок №36. Подземные воды.

Цель урока:

Начать формирование у учащихся представлений о подземных водах.

Задачи:

Создать условия для получения новых знаний о подземных водах.

Ознакомить со способами образования подземных вод .

Ознакомить с видами подземных вод.

Ознакомить с деятельностью подземных вод.

Выяснить значение подземных вод.

Усвоить понятия: «подземные воды», «водопроницаемые слои», «водонепроницаемые слои (или водоупорные)», «водоносный слой», «грунтовые воды», «межпластовые воды (или артезианские)», «минеральные воды», «термальные воды», «сталактиты», «сталагмиты».

Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи.

Формировать коммуникативную компетенцию учащихся: умение слышать и слушать при групповой форме работы.

Ожидаемый результат:

-знают значение терминов по теме;

-знают способы образования подземных вод;

-знают виды подземных вод;

-знают о значении подземных вод в природе и хозяйственной деятельности человека и необходимости их охраны;

-умеют устанавливать причинно-следственные связи;

-умеют анализировать и делать выводы.

Основные идеи:

«подземные воды»; пласты горных пород с различной способностью пропускать воду - «водопроницаемые слои», «водонепроницаемые слои (или водоупорные)», «водоносный слой»; виды подземных вод - «грунтовые воды», «межпластовые воды (или артезианские)», «минеральные воды», «термальные воды»; деятельность подземных вод - карстовые пещеры, «сталактиты», «сталагмиты».

Методы обучения:

Репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, стратегии «постер», ЗХУ, «Домино», «Смайлики».

Ресурсы:

Учебник, листы бумаги А3, фломастеры, стикеры, конверты с раздаточным материалом для игры «Домино», карточки с заданиями группам, карточки с заданием «Убери лишнее» по теме «Ледники», видео «Артезианские колодцы», «Артезианские воды».

Ф.И.О. Токарева Людмила Владимировна6 класс Физическая география Открытый урок на тему: Подземные воды.

Стаж работы: 28 лет

Место работы: Каргалинская средняя школа №1 с дошкольным мини центром Жамбылского района Алматинской области

Должность: учитель географии и истории

Категория: высшая

Уровень: I (продвинутый)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I.Организационный момент (10 мин.).

Приветствие.

Психологический настрой.


Деление на группы.

Распределение ролей в группе.

Знакомство с критериями оценивания.




Проверка домашнего задания.

Приветствие класса.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель читает цитату:

«Улыбка...Она ничего не стоит, но много дает».

Д.Карнеги

Учитель предлагает посмотреть друг на друга и улыбнуться.

Учитель предлагает рассчитаться на 1-4 и сформировать группы по номерам.

Учитель предлагает распределить роли в группе: оценщик (оценивает результаты работы), таймер, спикер (представляет результаты работы группы), лидер (организует работу в группе, следит за соблюдением правил).

Учитель знакомит с критериями оценивания:

-маленький смайлик - за короткий ответ, дополнение, уточнение;

-большой смайлик - за полный развернутый ответ.

5 -6 маленьких смайликов - «4»;

7 и более - «5».

1 большой смайлик - «4»;

2 и более больших смайлика - «5».

Учитель раздает карточки с проверочным заданием по теме «Ледники»: «Убери лишнее» и составь описание одного из видов ледников (горного, покровного).

Взаимопроверка в парах и оценивание:

«покровные ледники» - четные числа; «горные ледники» - нечетные числа.

Шкала оценивания:

8 правильных ответов - «5»;

6-7 правильных ответов - «4»;

4-5 правильных ответов - «3»;

3-0 правильных ответов - «2».

Приветствуют учителя.

Готовность учащихся к уроку.

Слайд 1. Учащиеся слушают цитату, анализируют, высказывают свое мнение.

Учащиеся улыбаются друг другу.

Учащиеся формируют группы №1-4.

Учащиеся распределяют роли в группе.


Учащиеся знакомятся с критериями оценивания. Настраиваются на работу на уроке.


Учащиеся зачеркивают фразы, которые не относятся к описанию данного вида ледника.

Учащиеся обмениваются в парах своими карточками и проверяют правильность выполнения.

Слайд 2. Учащиеся выставляют оценки в соответствии со шкалой оценивания.

II.Этап вызова (5

мин.).

1.Учитель предлагает ребятам отгадать загадки:

1)Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто.

Здесь осока, кочки, мхи...

Нет опоры для ноги.

Засосет и бегемота

Это топкое ... (болото).

2)Много лет в горах подряд

Снег идет и сыплет град.

Слой осадков тех велик

И зовут его ... (ледник).

3)Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик в роднике,

А широкий - в море (река).

4)Должен ответить, дружок, без труда:

Что меньше моря, но больше пруда (озеро).

5)Из земли пробился,

Как сердечко бьется.

Ты в жару напился,

И другой напьется (родник).

2.Учитель: Как можно объединить все эти термины? (болото, река, ледник, озеро, родник).

Учитель показывает слайд 3 «Воды суши».

А какую тему мы с вами еще не изучали?

Ответы учащихся.

Выход на тему урока.

Учащиеся отгадывают загадки.






Учащиеся отвечают на вопросы.

Слайд 3. Учащиеся проверяют правильность своих ответов по слайду.

Учащиеся определяют тему урока.

Слайд 4.

III.Этап осмысления (25 мин.).

Формирование новых знаний.














Закрепление.


Проверка усвоения новых знаний.

I.Метод «Знаю - Хочу узнать - Узнал» (ЗХУ):

1)Учитель:

-Какие знания у вас имеются о подземных водах? Напишите.

2)Учитель предлагает рассказать о том, что учащиеся знают о подземных водах.

3)Учитель:

Что ты хочешь узнать о подземных водах? Напишите.

4)Учитель предлагает рассказать о том, что учащиеся хотят узнать о подземных водах.

II.Работа учащихся в группах.

Стратегия «постер».

1 группа.

1.Прочитайте текст параграфа 42 стр.133-134 «Образование подземных вод».

2.Расскажите об образовании подземных вод.

3.В своем ответе объясните значение терминов «подземные воды», «водопроницаемый слой», «водонепроницаемый или водоупорный слой», «водоносный слой».

Подготовьте 1-2 учащихся от группы.

2 группа.

1.Прочитайте параграф 42 стр.134 «Грунтовые и межпластовые воды».

2.Что называют грунтовыми водами?

3.От чего зависит уровень грунтовых вод?

Подготовьте 1-2 учащихся от группы.

3 группа.

1.Прочитайте параграф 42 стр.134 «Грунтовые и межпластовые воды».

2.Что называют межпластовыми (или артезианскими) водами?

3.Каковы особенности межпластовых вод?

Подготовьте 1-2 учащихся от группы.

4 группа.

1.Прочитайте параграф 42 стр.134-135 «Минеральные и термальные подземные воды».

2.Как образуются минеральные воды? Значение минеральных вод.

3.Как образуются термальные воды? Значение термальных вод.

III.1)Презентация от групп.

2)Учитель сопровождает выступления учащихся показом слайдов презентации.

1 группа.

2 группа.

3 группа.

4 группа.

3)Учитель показывает слайды «Деятельность подземных вод» (образование карстовых пещер, сталактиты и сталагмиты), разрушительная деятельность подземных вод.

IV.Таблица ЗХУ.

Учитель предлагает учащимся коротко рассказать, что самое важное, интересное они узнали сегодня на уроке о подземных водах.

Учитель предлагает заполнить 3 столбик таблицы ЗХУ дома (домашнее задание).

V.Стратегия «домино».

Из карточек надо сложить определения терминов по теме урока:

левая половина карточки - термин, правая - его значение.

Взаимопроверка между группами.

VI.Учитель предлагает подвести итог урока:

Значение и охрана подземных вод.

Учащиеся заполняют первый столбик таблицы ЗХУ.

Учащиеся рассказывают о том, что они знают о подземных водах.

Учащиеся пишут о том, что они хотят узнать о подземных водах.

Учащиеся знакомятся с заданием группе на карточке.

Учащиеся индивидуально читают текст параграфа.

Учащиеся обсуждают в группе прочитанный текст, анализируют и отвечают на поставленные вопросы в карточке.

Учащиеся оформляют выводы на постере в виде схемы, рисунка и т.д.

Учащиеся в группе готовят 1-2 учащихся, которые будут выступать от группы с презентацией.






Учащиеся выступают с презентацией от группы.

Выступление учащихся сопровождается показом слайдов презентации и показом видеоматериалов «Артезианские колодцы» и «Артезианские воды».

Слайды 5-7.

Слайд 8.

Слайды 9-10.

Слайды 11-13.

Слайды 14-23.

Слайд 24.


Учащиеся рассказывают о том, что самое важное и интересное о подземных водах узнали сегодня на уроке.

Учащиеся наклеивают на постер с левой стороны термины, с правой стороны - значение терминов.

Взаимопроверка постеров между группами.

Слайды 25-26. Учащиеся подводят итог урока, говоря о значении подземных вод и необходимости их охраны.

IV.Рефлексия 5 мин.

Домашнее задание:

Рефлексия:

Подведение итогов.

Параграф 42; ответить на вопросы учебника стр. 136.

Подготовить сообщения об образовании подземных пещер, оползнях.

Рефлексия «Смайлик»:

  • Урок понравился! Узнал много нового и интересного!

  • Что-то понравилось, что-то нет. Скучновато!

  • Скучно! Неинтересно! Ничего нового!

Оценивание в соответствии с количеством смайликов.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Слайд 27. Учащиеся на стикерах рисуют смайлики и приклеивают на доску.


Оценщики в группах выставляют оценки в соответствии с количеством смайликов.

Используемый подход:

КМ, ВО, НП, ТиО, ЛиУ, ИКТ, ОДО




РЕФЛЕКСИЯ.

Моя основная проблема: не хватает времени на все, что запланировано на уроке. Поэтому стала очень экономно распределять время, начиная с организационного этапа.

Психологический настрой начала с обсуждения с классом цитаты Д.Карнеги, что не заняло много времени, но позволило создать благоприятную атмосферу. Группы сформировала по счету 1-4.

На этом уроке критерии оценивания по количеству смайликов разных размеров разработала сама и познакомила с ними учащихся.

Учащиеся распредили роли в группе.

Проверку домашнего задания провела,используя модуль КМ, - задание «Убери лишнее», таким образом составив описание одного из видов ледников. Считаю, что задание не представляло большой сложности для тех учащихся, у которых сформировался зрительный образ (представление) о ледниках и их видах. Сразу провели проверку правильности выполнения задания в парах и оценивание.

Через загадки и синтез терминов вышли на тему урока.

Метод ЗХУ позволил учение начать с активизации того, что дети уже знают по данной теме. В колонку «Хочу узнать» предлагаю внести свои мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем обучающиеся, работая в группах, пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы. В конце урока предлагаю сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной в ходе изучения нового учебного материала.

Активизацию знаний учащихся на этапе осмысления осуществляла через внедрение новых подходов: организацию групповой работы, диалогическое обучение, самонаправленность учащихся в процессе выполнения заданий.

На этапе осмысления формирование новых знаний у учащихся осуществляла через методы «Мозаика» и «Постер», с которыми учащиеся работают уже очень хорошо. Защиту постеров от групп сопровождаю показом слайдов презентации.

При проверке усвоения терминологии использую метод «Домино». 2 группы из 4-х легко справляются с заданием, т.е. устанавливают соответствие «термин» - «определение». В 2-х группах учащиеся допускают ошибки, но при работе над ошибками сами исправляют.

Подводя итог учащиеся говорят о значении подземных вод и необходимости их

Методы и ресурсы, используемые на уроке, старалась подбирать с учетом возрастных особенностей учащихся, а также, чтобы учебное занятие было интересно.

После выполнения всех видов заданий и подведения итога урока, ребята получили рекомендации по выполнению домашнего задания.

На этапе рефлексии оценщик в группе оценил работу каждого учащего в группе по количеству смайликов. Активность учащихся на уроке была хорошая.

Надо продумать на следующий урок формы контроля знаний учащихся по изученной теме в связи с большим количеством терминов.




© 2010-2022