Рабочая программа по географии 8 класс

Предлагаю учителям географии свой вариант рабочих программ по географии. Буду рада если материл будет полезен и поможет. Рабочая программа включает пояснительную записку, нормативную документацию, номенклатуру, основные содержательные линии в программа, перечень обучающих и оценочных практических работ, календарно-тематическое планирование, цели и задачи географического образования, определяет место предмета в базисном учебном плане, критерии оценки практических, контрольных и устных ответов уча...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Предмет: «География. Природа и население России» 8 класс,

«География. Хозяйство и географические районы» 9 класс.

  1. Учебно-методический комплекс

Руководствуясь Федеральным Законом «Об Образовании в Российской Федерации», национальной доктриной образования в РФ, Концепцией модернизации российского образования на период до 2025 года, Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004г., Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования осуществлен отбор учебно - методического комплекса для составления рабочей программы по географии. Рабочая программа полностью реализуют идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

В основу данной рабочей программы положена программа по географии под редакцией М.В.Рыжакова. Данная программа адаптирована к учебникам под редакцией А.П.Алексеева «География России. Природа и население» для 8 класса, «География России. Хозяйство и географические районы» для 9 класса. «Дрофа» 2011-2015гг. Необходимо использование учащимися географических атласов для 8,9 классов и набора контурных карт.

  1. Цели, задачи программы.

Главная цель курса - формирование географического образа своей страны во всем ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов - природы, населения и хозяйства.

Основные задачи курса - формирование у учащихся посредством географических знаний:

  • Гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны и населяющих ее народов;

  • Представление о России как субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как общепланетарные, так и специфические природные и социально-экономические процессы;

  • Представления о территориальной организации российского общества в целом и отдельных его составляющих;

  • Понимания географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России;

  • Практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих адаптации и социально-ответственному поведению в российском пространстве;

  • Образа своей «малой Родины».

  1. Общая характеристика учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории - от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа - общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».

  1. Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане.

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников.

Количество часов: 8 класс - 2 часа в неделю, за год - 68 ч., 9 класс - 2 часа в наделю,

за год - 68 часов

  1. Основные содержательные линии в программе 8 класс

1 - Введение_______________________________1 час;

2 - Пространства России.____________________7 час;

3 - Природа и человек.______________________42 час / 41 час (-23.02);

4 - Население России._______________________18 часов;

Оценочные практические работы:

  1. Пр. р. № 1 «Определение крайних точек России». к./к

  2. Пр.р. № 2 «Решение задач на определение поясного времени.»

  3. Пр.р. № 3 «Рельеф территории России».

  4. Пр. р. № 4 «Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий».

  5. Пр.р. № 5 «Обозначение на контурной карте главных речных систем и озер» (номенклатура)

  6. Пр. р. № 6 «Определение по картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования ».

  7. Пр.р. № 7 «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.

  8. Пр. р. № 8 «Высчитать ЕП населения в разных регионах страны»


Распределение материала по содержательным линиям.

Тема 1. Введение (1 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Уметь использовать различные источники географической информации

Источники географической информации

Тема 1. Пространство России (7 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особенности географического положения России. Часовые пояса.

Уметь показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; определять разницу во времени по карте часовых поясов, проводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ.

Раздел 2 Природа и человек 42 часа

Тема 1. Рельеф и недра России ( 6 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землятресений и вулканизма. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы и проблемы их рационального использования.

Уметь читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных ископаемых; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи.

Тема 2. Климат ( 6 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Факторы формирования климата. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Сезонность климата, чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий. Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические условия.

Знать закономерности распределения суммарной солнечной радиации.

Уметь приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и пе6ременных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей.


Тема 3. Богатство внутренних вод России. (5часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота.

Уметь показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях; показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; давать характеристику крупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ.

Тема 4: Почвы - национальное достояние страны ( 5 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - основной компонент природы. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения.

Уметь объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; называть свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель.

Тема 5: В природе все взаимосвязано (4 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России.

Уметь приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесных пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозировать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека.


Тема 6: Природно-хозяйственные зоны ( 12 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Природные и антропогенные ПТК. Природная зона как природный комплекс; взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов.

Уметь описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах.


Тема 7: Природопользование и охрана природы (4 часа)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Природные регионы России. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав природных районов России. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие районов. Историко-географические этапы развития районов. Специфика природы районов, природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь, и хозяйственную деятельность населения.

Уметь определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов России. Объяснять зависимость природы района от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека



Раздел 3: Население России (18 часов)

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Население России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Внедрение и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Народы и основные рели­гии. Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий, Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие - первичная основа хозяйства. Деление хозяй­ства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предпри­ятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйст­ва.

Называть (показывать) численность населения РФ, крупные народы РФ и места их проживания, крупнейшие города, главную полосу расселения.
Объяснять понятия естественное движение, механическое движение, или миграции (причины, виды, направления), состав населения (половой, возрастной, этнический, религиозный), трудовые ресурсы, плотность населения, урбанизация, агломерация. Объяснять демографические проблемы. Уметь читать и анализировать тематические карты, половозрастные пирамиды, графические и статистические материалы, характеризующие население РФ.



  1. Ожидаемый результат реализации программы

  1. Называть/показывать:

- Главные особенности географического положения России на карте мира, размеры территории, протяженность границ;

- примеры влияния рельефа на размещение населения, его быт и хозяйственную деятельность, основные геологические эры, сейсмически опасные территории, виды природных ресурсов и антропогенные изменения в природе;

- основные климатообразующие факторы, основные виды солнечной радиации, главные виды воздушных масс;

- состав водных ресурсов, мероприятия по их охране и восстановлению, меры по предупреждению грозных явлений природы;

- основные зональные типы почв, типичных представителей флоры и фауны, называть природные зоны и районы, принципы их выделения, экологические проблемы, примеры районов с высотной поясностью;

- примеры субъектов федерации; общую численность населения России, изменения естественного прироста, годы демографических кризисов; основные расы, народы, языки, религии России, особенности состава населения России; крупные города и городские агломерации.

2. Определять:

- пограничные государства, поясное время для различных пунктов;

- зависимость рельефа от тектонического строения и действия внешних процессов;

- количество солнечной радиации, средние и абсолютные температуры января и июля, годовое количество осадков, испаряемость, коэффициент увлажнения;

- особенности главных речных систем;

- основные типы почв, особенности их распространения;

- особенности природных зон, природные ресурсы и условия их усвоения с использованием различных карт атласа и статистических материалов;

- по картам особенности экономико-географического и геополитического положения РФ, по картам территории высокой и низкой плотности населения, размещение крупных народов, показатели естественного движения населения, тенденции в изменении структуры занятости населения;

3. Объяснять:

- роль географии в решении проблем России;

- специфику географического положения и административно-территориального устройства России; причины различий во времени на территории России;

- главные особенности рельефа России в связи с тектоническим строением, закономерности размещения полезных ископаемых;

-существенные признаки понятий «солнечная радиация», «атмосферный фронт», «циклон» и «антициклон»; «коэффициент увлажнения»; распределение тепла и влаги по территории России в зависимости от географической широты, циркуляции атмосферы, характера подстилающей поверхности; образование циклонов, антициклонов и атмосферных фронтов;

- особенности главных речных систем; закономерности в распределении водных ресурсов, образование и распространение многолетней мерзлоты;

- существенные признаки понятия «почва», свойства зональных типов почв;

- существенные признаки понятий « природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»; проявление зональности и азональности, влияние природных условий на жизнь и здоровье человека;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном и региональном уровнях;

- современные проблемы административно-территориального деления РФ;

- - существенные признаки понятий «город», «трудовые ресурсы»; зависимость численности населения от естественного и механического движения, причины многоязычия, тенденции в изменении числа занятых в различных отраслях и сферах .

4. Описывать:

- грозные явления природы, наиболее типичных представителей животного и растительного мира, облик природных зон, экологическую ситуацию в России.

  1. Прогнозировать:

- дальнейшие изменения природного комплекса под влиянием деятельности человека; пути решения экологических проблем;

- изменение геополитического положения РФ;

- изменение численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений.

Критерии оценки учебной деятельности по географии


Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.


Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.


Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.


Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;

  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.


  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг - Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя - М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням - высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты - названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено






Структура программы по географии , 8 класс


№ урока




Тема курса

часы

Сроки

прохождения

Цели, задачи темы

Iчетверть - 19 ч .

Формы урока

Контрольные

работы

Практические

работы

тест

1/1

Введение. Изучение географии как один из способов познания окружающего мира.

1

01.09

Задачи географии, роль ученых в развитии науки, знакомство с учебником

лекция


Раздел 1 Пространства России

7

04.09-25.09

Учащиеся должны определять географическое положение России;

показывать пограничные государства, моря омывающие Россию

Определять поясное время.


2/1

Россия на карте мира

1

04.09

комб


3/2

Границы России. Пр. р. № 1 «Определение крайних точек России». к./к

1

08.09

Пр.р.


4/3

Россия на карте часовых поясов

1

11.09

Комб


5/4

Пр.р. № 2 «Решение задач на определение поясного времени.»

1

15.09

Пр.р.

+

6/5

Формирование территории России

1

18.09

лекция


7/6

Географическое изучение территории России.

1

22.09

Комб


8/7

Зачет по теме «Пространства России»

1

25.09

Зачет


Раздел 2 Природа и человек

42/41

29.09-12.03

Учащиеся должны называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям; показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых; объяснять закономерности их размещения; приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов; делать описания отдельных форм рельефа по картам.




Т 1. Рельеф и недра

6

29.09-16.10


9/1

Строение земной коры на территории России.

1

29.09

лекция


10/2

Важнейшие особенности рельефа России.

Пр.р. № 3 «Рельеф территории России».

1

02.10

Пр.р.

+

11/3

Современное развитие рельефа

1

06.10


12/4

Рельеф Ростовской области

1

09.10


13/5

Использование недр

1

13.10


14/6

Пр. р. № 4 «Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам на примере конкретных территорий».

1

16.10

Пр.р

Т 2 Климат

6

20.10-13.11

Учащиеся должны называть факторы, влияющие на формирование климата России; определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов; давать описания климата отдельных территорий; используя карты, уметь определять температуры, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;
приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни.


15/1

Общая характеристика климата России

1

20.10


16/2

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны

1

23.10


17/3

Распределение температур и осадков

1

27.10


18\4

Типы климата нашей страны. Тест на определение типов климата на территории России.

1



30.10

+

19/5

Климат и человек

1

03.11





II четверть- 14 ч.


20/6

Контрольная работа № 1 по теме: «Климат»

1

13.11

+

Т 3: Богатство внутренних вод России.

5

17.11-01.12

Учащиеся должны называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельным водным объектам; оценивать водные ресурсы.


21/1

Реки России. Пр.р. № 5 «Обозначение на контурной карте главных речных систем и озер» (номенклатура)

1

17.11

Пр.р.

+

22/2

Реки Ростовской области

1

20.11


23\3

Пр. р. № 6 «Определение по картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования ».

1

24.11

Пр.р.

+

24\4

Озёра, подземные воды, многолетняя мерзлота и ледники

1

27.11


25\5

Человек и вода. Терминологический диктант. (обобщение знаний).

1

01.12


Т 4 Почвы - национальное достояние страны

5

04.12-18.12

Учащиеся должны называть факторы почвообразования;
используя карту, называть типы почв и их свойства; приводить примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов.


26/1

Почвы - «особое природное тело»

1

04.12


27\2

География почв России

1

08.12


28/3

Почвы и урожай.

1

11.12

29/4

Рациональное использование и охрана почв

1

15.12


30/5

Почвы Ростовской области.

1

18.12


Т 5 В природе все взаимосвязано

4

22.12-15.01

Учащиеся должны показывать на картах основные ПТК, называть их; приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира; объяснять причины зонального и

3 четверть - 19 ч./18 ч.(-23.02)


азонального расположения ландшафтов; показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России; приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе.


31\1

Понятие о ПТК

1

22.12


32\2

Свойства ПТК

1

25.12


33\3

Человек в ландшафте.

1

29.12


34\4

Обобщение знаний по теме «В природе все взаимосвязано». Защита презентаций

1

15.01

+


Т 6 Природно-хозяйственные зоны

12/ 11

19.01-26.02

Учащиеся должны показывать на картах основные природные зоны России, называть их; приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира; объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов; показывать на карте крупные ПЗ России; приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в ПЗ.


35/1

Учение о ПЗ

1

19.01


36/2

«Безмолвная Арктика»

1

22.01


37/3

«Чуткая субарктика»

1

26.01


38/4

Таежная зона

1

29.01


39/5

Болота . Пр.р. № 7 «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.

1

02.02


Пр.р.

+

40/6

Зона смешанных лесов

1

05.02


41/7

Лесостепи и степи

1

09.02


42/8

Степь - природная зона нашей области

1

12.02


43/9

Полупустыни, пустыни и субтропики

1

16.02


44/10

Многоэтажность природы гор

1

19.02


45/11

Человек и горы Корректировка: урок 44-45 объединение тем (-23.02)

1

-23.02


46/12

Презентации по теме Природно-хозяйственные зоны. (обобщение темы)

1

26.02


Т 7 Природопользование и охрана природы

4

02.03- 12.03

Учащиеся должны объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей, на изменение природы под влиянием деятельности человека, значение географической науки в изучении и преобразовании природы, а также приводить соответствующие примеры.


47/1

Природная среда, природные условия, природные ресурсы

1

02.03


48/2

Рациональное использование природных ресурсов

1

05.03


49/3

Охрана природы и охраняемые территории

1

09.03


50/4

История взаимоотношений человека и природы.

1

12.03


Раздел 3 Население России.

18

16.03-25.05

Называть (показывать) численность населения РФ, крупные народы РФ и места их проживания, крупнейшие города, главную полосу расселения.
Объяснять понятия естественное движение, механическое движение, или миграции (причины, виды, направления), состав населения (половой, возрастной, этнический, религиозный), трудовые ресурсы, плотность населения, урбанизация, агломерация. Объяснять демографические проблемы. Уметь читать и анализировать тематические карты, половозрастные пирамиды, графические и статистические материалы, характеризующие население РФ.




Т 8 Сколько нас - россиян?

4

16.03-06.04


51/1

Что изучает география населения.

1

16.03


52/2

Численность населения России

1

19.03


4 четверть - 16 часов




53/3

Воспроизводство населения. Влияние религии на темпы воспроизводства.

1

02.04


54/4

Пр. р. № 8 «Высчитать ЕП населения в разных регионах страны»

1

06.04

Пр.р.


+

Т 9 Кто мы?

2

09.04-13.04


55/1

Соотношение мужчин и женщин

1

09.04


56/2

Возрастной состав населения. ПВП

1

13.04


Т 10 Куда и зачем едут люди?

3

16.04-23.04


57/1

Миграции населения в России

1

16.04


58/2

Внешние миграции - в Россию и из неё

1

20.04


59/3

Территориальная подвижность населения

1

23.04

+

Т 11 Человек и труд

1

27.04-


60/1

География рынка труда

1

27.04

+

Т 12 Народы и религии России

3

30.04-07.05


61/1

Этнический состав населения Казаки - кто они?

1

30.04


62/2

Этническая мозаика России. Казаки - люди вольные

1

04.05


63/3

Религии народов России. Религиозная мозаика Ростовской области

1

07.05


Т 13 Где и как живут люди

5

11.05-25.05


64/1

Плотность населения.

1

11.05


65/2

Расселение и урбанизация

1

14.05


66/3

Города России

1

18.05

67/4

Сельская Россия.

1

21.05


68/5

Годовая контрольная работа № 2

1

25.05

+

За год: 68 часов Дано: 67 часов (-23.02)


Корректировка: урок №44-№45 объединение тем (-23.02)- проведен 19.02

1 четверть - Пр.р - 4 ; К.р. - 1 ;

2 четверть - Пр.р - 2 ; К.р. - 0 ;

3 четверть - Пр.р - 1 ; К.р. - 0 ;

4 четверть - Пр.р - 1 ; К.р. - 1 .

Пр.р - 8; К.р. - 2


© 2010-2022