Игровые технологии на уроках географии

Цель исследования - разработка технологии учебной игры на уроках географии с 7 по 9 класс. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: 1. Обосновать ученую игру как педагогическую технологию в рамках личностно-ориентированного и развивающего обучения. 2. Определить значение игровой технологии на уроках географии. 3. Разработать игровую технологию обучения географии. Объект исследования - технология учебной игры на уроках географии в рамках личностно-ориентированного и развивающего обучения. Предмет исследования - применение технологии учебной игры в процессе обучения географии в общеобразовательном учреждении.
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игровые технологии на уроках географии

Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что на современном этапе развития школьного географического образования наблюдаются тенденции к снижению качества знаний и усилению негативного отношения к обучению, из-за общего снижения познавательного интереса у школьников начиная с 6-7 класса. Наряду с этим происходит ухудшение межличностных отношений в ученических коллективах, наблюдаются националистические настроения при восприятии материалов курса географии.

Уменьшение количества часов, отводимых на изучение данного предмета, также не способствует сохранению его влияния на формирование социально значимых личностных качеств учащихся. Это негативно сказывается на общем качестве образования учащихся, т.к. изучение географии позволяет сформировать географическую культуру, как важную составляющую общей культуры человека, реализовать гуманистический потенциал в обучении и воспитании школьников.

Географическое образование также закладывает основы пространственного мышления, формирует экологическую культуру личности, способствует формированию социальной позиции учащегося, развитию комплексного стиля мышления, формированию целостной картины мира. В силу указанных причин, в методике преподавания географии ведётся поиск построения учебного процесса, обеспечивающего эффективное решение возникших проблем.

Думаю, многие согласятся с тем, что объяснительно-иллюстративная передача готовых знаний недостаточно побуждает школьника анализировать и обобщать получаемую информацию, логически рассуждать, определять пути решения в поставленных в рамках учебного курса проблемных ситуациях.

Следовательно, необходим иной подход к организации обучения, позволяющий изменить позиции школьника и учителя в учебном взаимодействии. В таком случае роль учителя в учебном процессе всё более сводится к консультированию учащегося в его познавательной, исследовательской деятельности.

Цель исследования - разработка технологии учебной игры на уроках географии с 7 по 9 класс.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Обосновать ученую игру как педагогическую технологию в рамках личностно-ориентированного и развивающего обучения.

2. Определить значение игровой технологии на уроках географии.

3. Разработать игровую технологию обучения географии.

Объект исследования - технология учебной игры на уроках географии в рамках личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Предмет исследования - применение технологии учебной игры в процессе обучения географии в общеобразовательном учреждении.

1. Понятие «игровая технология»

Педагогическая технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

Следовательно, педагогическая технология:

1. Разрабатывается в соответствии с конкретными целями и задачами учителя, опирающимися на его ценностные ориентации.

2. Является следствием конкретного педагогического замысла.

3. Разрабатывается с целью достижения вполне определённого ожидаемого результата.

4. Предполагает последовательность педагогических действий, и, если речь идёт о технологии обучения, гарантирует прочное усвоение знаний.

5. Предусматривает взаимодействие учителя и учащихся, с учётом принципов индивидуализации.

6. Доступна к воспроизведению любым квалифицированным учителем, с поправкой на его личностные особенности, педагогический стиль.

7. Непременно включает в себя диагностику, в том числе критерии, показатели и средства измерения результатов деятельности.

Все обучающие действия при этом осуществляются в заданной последовательности, и их выполнение в такой последовательности предполагает получение ожидаемого конечного результата.

Данные особенности характерны и для игровой технологии обучения, которая относится к технологии на основе активизации и интенсификации деятельности ученика.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их.

Игровые технологии всегда находились в поле активного зрения всех участников образовательного процесса, являясь комплексным носителем информации формой, помогающей вспомнить, осмыслить материал за короткий промежуток времени, пережить имеющийся личный опыт в новых ситуациях, тем самым организовать его, ориентировать в реальной жизни.

В современной практике обучения географии большую популярность получили игровые технологии. В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Особенности игровых технологий. Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.

Схема технологичного построения учебного процесса:

1 этап. Обобщенные цели и содержание обучения.

2 этап. Конкретные учебные цели, по усмотрению учителя

3 этап. Процесс обучения (средства, методы, формы по усмотрению учителя)

4 этап. Диагностика (контроль) *поправки

Игровая технология охватывает все этапы учебного процесса. Но преимущественно используется для первого.

Особенности игровых технологий. Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.

1.1 Учебная игра как современная образовательная технология

« Игра- это групповое упражнение по выработке

последовательности решений в искусственно

созданных условий, иллюстрирующих

реальную производственную обстановку »

В.И. Рубальский

Игра - одна из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игры в сочетании с другими методическими приёмами и формами повышают эффективность преподавания географии. Они могут быть проведены на уроках, семинарах, факультативах, в кружках, их можно предложить в качестве домашнего задания. Игры разнообразны по содержанию, целям проведения, организации. Игры обучающего характера с творческим подходом: к ним относятся настольные и подвижные на местности. К настольным относятся ребусы, кроссворды, чайнворды, лото, домино и т. д. В такие игры любят играть учащиеся с VI по XI класс как на физической так и на экономической географии. Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. В них присутствует элемент соперничества (кто быстрее, кто больше знает, кто правильнее ответит). В результате школьники учатся быстро и логично рассуждать.

В этих играх закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения пользоваться справочной, научно-популярной литературой, географической картой. А главное - в процессе игры школьники получают знания, испытывая удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности ученика в целом. Поэтому настольные игры - одно из средств развития способностей учащихся, расширение их кругозора. Такие игры проводят как индивидуально, так и входе групповой и коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Они необходимый элемент подготовки к творческим играм.

С целью активизации учебно- познавательной деятельности в учебном процессе всё чаще используют учебные игры в обучении географии.

Игра- вид деятельности, в условиях ситуации направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и усовершенствуется самоуправление поведением.

В большинстве случаев передача готовых знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их разрешения. Требуется совершенно иной подход к организации обучения, изменяющий в целом систему взаимоотношений и взаимодействий.

Для ребенка игра - увлекательное прежде всего занятие. Этим-то она и привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.

Характерная черта игры в том, что она одновременно ставит человека в несколько позиций. Эта особенность позиции вытекает из двуплановости игры. Личность в игре находится одновременно в двух планах: реальном и условном. И именно на эту черту должен обратить внимание учитель. В процессе игры он может по новому открыть ребенка для себя, т.к. в игре оба плана заметно переплетаются и ни один не исчезает.

Спектр целевых ориентаций:

© Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие географических умений и навыков; развитие трудовых навыков.

© Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

© Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

© Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Ученики сами формируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Применяют свой жизненный опыт. Ученик превращается в главную фигуру всего учебно- воспитательного процесса, что и делает обучение по- настоящему личностно- ориентированным. Личность ребёнка в современной образовательной технологии- субъект учебной деятельности. В традиционной педагогике- как объект.

Использование игр в обучении географии решает множество задач одновременно:

© игры способствуют становлению творческой личности ученика;

© формирование умения выделять проблемы;

© принимать решения;

© развивают познавательный интерес к предмету;

© оказывают сильное воздействие на учащихся;

© формируют черты характера;

v стимулируют к поиску решений, формированию собственных позиций.

Игра на уроке - комплексный носитель информации. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации. Так, с одной стороны игра пронизывает весь курс, органически проявляясь почти на каждом уроке, с другой - занимает примерно пятую часть, не вытесняя ценной практической деятельности. Выучить необходимый материал ученика можно либо заставив, либо заинтересовав его. Игра же предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Соперничество в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени - все эти игровые элементы способствуют активизации учебной деятельности учащихся, формируют интерес к предмету.

Функции игры:

1. Обучающая- развитие общих географических умений и навыков (память, внимание, восприятие);

2. Развлекательная- создание благоприятной атмосферы на занятиях, превратить урок в увлекательное приключение;

3. Коммуникативная- объединяет учеников и учителя, устанавливает эмоциональные контакты, формирование навыков общения;

4. Релаксирующая- формирование навыков подготовки своего психо- физического состояния, для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения;

5. Функция самовыражения- стремление ребёнка;

В процессе игровой деятельности происходит формирование всех четырёх компонентов содержания образования: ЗУН, опыта творческой деятельности и опыта эмоционального отношения к миру и к себе.

Значение игровой деятельности в формировании знаний и умений:

1) в процессе игры выявляются уровень знаний и умений применять их в новой, сложной ситуации;

2) активизации обучения, наличие элемента состязательности, эмоциональности деятельности приводят к повышению качества учебного процесса (в ходе игры усваивается 90 % учебного материала против 20-3-% на обычном уроке);

3) проблемное содержание в игре активизирует мыслительную деятельность школьников;

4) учащиеся ощущают практическую значимость знаний основ географической науки;

5) формальные знания превращаются в действенные;

Значение игровой деятельности в усвоении опыта творческой деятельности:

1) происходит приобщение к исследовательской деятельности;

2) раскрываются и развиваются творческие способности личности;

3) ученики получают возможности применять воображение, развивать ораторские способности;

Значение игровой деятельности в приобретении опыта эмоционально- ценностного отношения к миру, к деятельности, друг к другу:

1) игра отражает различные мотивы поведения;

2) происходит раскрепощение личности: преодолеваются неуверенность в себе, застенчивость, робость и развиваются такие качества личности, как самостоятельность, коммуникабельность, контактность;

3) эмоциональные переживания в ходе игры оказывают влияние на формирование мировоззрения;

4) расширяются кругозор и общая культура;

5) формируется нестандартное, критическое отношение к действительности.

Недостатки и достоинства игровой деятельности на уроках географии:

Достоинства

Недостатки

1. Повышение интереса

1. Сложность в организации и проблемы с дисциплиной

2. Активизация учащихся

2. Занимают много времени

3. Лучшее усвоение

3. Не для любого материала

4. Объединение коллектива

4. Требуют много подготовки

5. Развитие мышления

5. Сложности в оценке учащихся

6. Разрядка напряжения, смена

деятельности

6. Не позволяет формировать систему знаний

7. Соревновательность, доступность

7. Работа одних и тех же учащихся

8. Развитие творческих способностей

9. Формирование ответственности

10. Хороший способ закрепления

1.2 Классификация географических игр

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Существует множество видов классификаций игр в зависимости от того, какие основания положены в её основу.

По месту проведения игры: урочные и внеурочные

По дидактической цели- игры на изучение нового материала, проверку знаний и умений, закрепление и обобщение.

По форме организации учебной деятельности- индивидуальные и коллективные.

Ниже представлена классификация игр базируется на двух признаках: характере действия и содержания:

Деление академических игр на имитационные и неимитационные связано с технологией их создания и использования. Если при использовании игры моделируется какой- либо изучаемый процесс или имитируется какая-то реальность, то такие игры относятся к имитационным.

Рассмотрим методические особенности проведения некоторых из названных в классификации игр.

Имитационные

Ролевые игры (путешествий, экспедиции и др.) требуют от учителя специального обучения учащихся, их специальной подготовки к исполнению ролей.

Наиболее известны следующие виды ролей:

1. Представления в лицах (инсценировка) идеи какой- либо истории, описанной в литературе, в печати. Например, известная в области охраны природы истории создания Свирского заповедника.

2. Выход за пределы реального происходящей истории. Например, разработка ситуации связанная с тем, что стало бы с природой, если сократить количество заказников и заповедников?

3. Действия за другого: попытка понять действия другого человека (например, директора АЭС и т.п.) через принятие в игре его установок (привычных способов действия и мышления) и перемещение себя в обстоятельства его деятельности.

4. Перенос в современную ситуацию. Например, пресс- конференция, по вопросам сохранения животных в Чёрном и Балтийском морях, после аварии танкера «Волгодон».

5. Имитационная игра, или разыгрывание действия по определённому сценарию, который может быть связан с перипетиями решения вопроса, скажем, об использовании территории для строительства жилого комплекса или сохранение лесопарковой зоны и т.д.

6. Общая тема в частном (персональном) преломлении. Например, общая задача ознакомления с природными процессами переформулируется: как родители могут помочь своему ребёнку-школьнику лучше узнать окружающий мир.

7. Непосредственное изучение социальных ситуаций, таких, как «жители города загрязняют водоёмы, в частности те, из которых пьют воду»

8. Тренировка в исполнении роли. Например, действия Шерлока Холмса при расследовании убийства лосёнка в Королевском лесопарке.

Ролевые игры рассчитаны не столько на улучшение предметных знаний, сколько на приобретение способностей самовыражения, понимание обучаемым самого себя и позиций других людей. Здесь обучение происходит через возможность «сыграть» роль, взятую из реальной жизни.

Для создания атмосферы свободного разыгрывания ролевой ситуации необходимо помнить о некоторых важных моментах.

Во- первых, это исключение порицания и критики. При разыгрывании ролей существуют различные, более или менее продуктивные пути их исполнения, но не может быть «правильных» и «не правильных», «лучших» и «плохих» путей. Учитель должен попросить ребят ни над кем не смеяться.

Второй момент- полноценное участие учителя в разыгрывании ситуации: учитель должен играть двойную роль: с одной стороны, он достаточно часто непосредственно вступает в исполнение роли вместе учениками, а с другой, остаётся объективным наблюдателем происходящего и несёт ответственность за общее направление в развитии процесс взаимодействия.

Этапы содержания ролевых игр:

I. Этап- подготовительный. Установка целей; выбор ситуации; разделение игры на фрагменты; определение целей, приёмов и действий; разработка правил игры и определение ролей для каждого участника и т.д.

II. Этап- организация игры. Выбор ведущих

III. Этап -проведение игры.

IV. Этап- анализ результатов игры.

Деловая игра частный, более структурированный вариант исполнения ролей. Весьма перспективная и эффективная форма группового обучения навыкам действий в сложных ситуациях. Действие участников по особому сценарию, моделирующие какие-либо аспекты социальной действительности, что позволяет имитировать многие перипетии общественной жизни в учебной аудитории. Отдельные игроки не могут достичь цели, действуя в одиночку. Требует объединения усилий, ресурсов отдельных участников для достижения значимых целей. Актуально проводить в 9-10 классах.

Деловая игра является сильным стимулятором активной деятельности школьников. Достижение целей группы зависит от активности каждого участника, от умения планировать и осуществлять взаимодействие с другими и с преподавателем.

Динамичный процесс, в котором игра развивает навыки принятия решений, анализа ситуаций и «обратных связей», планирование действий на длительную перспективу, способствуя таким образом творческому применению знаний и личного опыта, накопленных ранее.

Для целей игры природоохранного содержания особенно ценной стороной игровой деятельности является динамическое воспроизведение природных и социальных процессов в рамках общей системы и времени.

Этапы содержания деловой игры

I. Этап- подготовительный планирование ролевой игры. Организатору необходимо:

1) отобрать материал, для проигрывания ситуации; подготовка раздаточного материала: описание игры, методические рекомендации и т.д.;

2) наметить роли и группы учеников;

3) подготовить реквизиты, справочные материалы;

4) решить и использовать результаты игры;

II. Этап- Организационный

III. Этап- Самостоятельная работа учащихся(деление на группы и подгруппы)

IV. Заключительный этап- межгрупповая дискуссия.

Глава 2. Применение игровых технологий

Ещё раз повторюсь, игровая технология применяется для повышения интереса учащихся к изучению школьного курса географии. Как один из путей решения проблемы учебно-воспитательного процесса.

*Предлагаю разработку учебной игры для 7-10 классов

Путешествие по Индии (урок-путешествие) 7 класс

Цель:Получить знания по Индии, изучив ее природно-ресурсную базу, размещение населения и хозяйства, проблемы экономики, сотрудничество с Россией.

Оборудование: карты атласа, учебник, наглядный материал: рисунки, фотографии, сувениры, монеты Индии; аншлаги с названием газет и журналов; дополнительная литература.

За "круглым столом" туристы и корреспонденты делятся своими впечатлениями после поездки в Индию, иллюстрируя свой рассказ наглядностью. В ходе игры выясняются вопросы:

Индия в мире;

проблемы использования территории, природных и трудовых ресурсов;

важнейшие промышленные и с/х. районы;

Индийская модель развития экономики;

крупнейшие города, обозначение их на к/к;

экономические и социальные проблемы;

экономическое сотрудничество Индия - Россия.

В конце подводится итог основных черт Индии.

Заключение

Успех работы учителя зависит главным образом от его мастерства. Оно проявляется в умении творчески решать вопросы обучения, вызывать у школьников живой интерес, любовь к своему предмету, заставлять их мыслить, активно работать, рассуждать.

Собственный незначительный опыт прохождения педагогической практики в школе, а так же посещение и анализ уроков других учителей дали мне возможность прийти к выводу, что применение игровой технологии в сочетании с другими методами ведёт к развитию интереса учащихся к предмету. Способствует проявлению инициативы и самостоятельности, обеспечивает полную занятость учащихся на уроке, заставляют их активно мыслить рассуждать.

В своей работе я обосновала учёную игру как педагогическую технологию. Определила значение игровой технологии на уроках географии.

Освоение географических знаний, овладение географическими умениями, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих качеств личности учащегося, воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, формирование способности эффективно реализовывать полученные знания и умения в повседневной практике будут наиболее успешными, если учебная деятельность осуществляется в рамках игровой технологии и построена на принципах личностно-ориентированного и развивающего обучения.

Я за развитие игровой технологии в школах овые возможности проведения игр открывают компьютеры. В них можно заложить не только разнообразную информацию в виде текста, картосхем, статистических материалов и т.д., но и наглядно моделировать изучаемые процессы и явления во времени и пространстве, обрабатывать информацию и представлять её в наглядном виде, подводить итоги и т.д., т.е. отрабатывать все виды игры, что значительно облегчит работу учителя по подготовке игры и оценке её результатов, сделает деятельность учащихся более содержательной и приблизит её к реальной жизни.

Список литературы

1) Г.В. Володина «Активные методы и формы обучения географии» Методическая рекомендация М.:-1988

2) И.В. Душина, Е.А. Таможня «Методика и технология обучения географии» М.:-2004

3) М.Е. Сергеева «Игровые технологии на уроках географии 5-9 классы» М.:-2007

4) Теоретический и научно- методический журнал «География в школе»1-2008

5) Теоретический и научно- методический журнал «География в школе» 4-2008

6) Теоретический и научно- методический журнал «География в школе» 7-2008

7) Педагогический журнал «Ярославский педагогический вестник» 2003-2(35)



© 2010-2022