Адаптированная рабочая программа по учебному предмету География для 6 класса ( по ФГОС)

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья № 23»


СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

______________Р.З.Юсупова

«_____»_______________2015

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы :

__________И.Н. Дешевых

«____»_________________2015г.






Рабочая программа

по учебному предмету « География»

для 6 класса


Разработала: Волоскова Л.Б..,

учитель ВК

Утверждено на заседании

Педагогического совета от «___»_____2015г

протокол №__


Ульяновск,2015г

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии в 6 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся на основании нормативно-правовых документов:

  • «Закон об образовании в РФ»,2012г, № 273- ФЗ;

  • Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) от 03.02.2015, №35850;

  • Конвенция о правах ребенка. 15. 09 .1990г.;

  • Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46- ФЗ, от 03.05.2012г.

  • программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2013 год, допущена Министерством образования Российской Федерации;

  • базисный учебный план специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г №29/2065-п, вариант 1).

При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности обучающихся, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального и экологического воспитания обучающихся.

Цель:

формирование у обучающихся целостных представлений о природе Земли как планеты людей в пространстве и во времени, а также о неоднородности еѐ различных территорий.

Задачи:

  • показать школьникам географию как предмет изучения и убедить обучающихся в необходимости и полезности ее изучения;

  • приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

  • способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

  • передать учащимся сумму систематических знаний по географии, овладение которыми поможет им ориентироваться в современном мире;

  • овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

  • освоение компетенций: ключевых, общепредметных и предметных (коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной).





1.Общая характеристика предмета «География».

Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей с ОВЗ об окружающем мире.

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Курс географии предусматривает наличие межпредметных связей со следующими предметами: история, биология, ИЗО, письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, математика.

Программа преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению обучающимися элементарных географических знаний.

В настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены значительные коррективы.

В программе учебный материал расположен по годам обучения: 6 класс - «Начальный курс физической географии», 7 класс - «Природа нашей Родины», 8 класс - «География материков и океанов», 9 класс - «География России», «География своей местности», «Элементарная астрономия».

В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить обучающимся, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения).

Основной материал посвящен изучению географии России.

В 6 классе («Начальный курс физической географии») обучающиеся познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами.

2.Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана :

Класс

Количество часов

В неделю

В год

6

2

68



3.Описание ценностных ориентиров содержания « География». 6 класс.

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у учеников основной школы должны быть сформированы:

- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

  • осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

  • осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

  • любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

  • гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

  • уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.






4.Планируемые результаты освоения учебной программы.

Личностными результатами обучения географии являются:

- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения;

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование

базовых учебных действий (БУД).

Регулятивные БУД:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умения организовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные БУД:

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, еѐ преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

- вычитывать все уровни текстовой информации;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность.

Коммуникативные БУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения курса в 6 классе являются следующие умения:

- осознание роли географии в познании окружающего мира;

- объяснять роль различных источников географической информации;

- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира;

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;

- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

- выделять причины стихийных явлений в геосферах;

- использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

- использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов;

- понимание смысла собственной действительности;

- формулировать своѐ отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.






5.Содержание образовательной области «Географии », 6 класс.

Начальный курс физической географии.

Введение (4 часа)

1. География - наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

2-3. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Приз¬наки времен года. Явления природы. Меры предосторожности.

4. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.

Межпредметные связи

Сезонные изменения в природе, высота солнца и продолжительность дня в разное время года («Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» 1-4 классы, «Природоведение» 5 класс).

Практические работы

Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 клас¬сы. Знакомство с новым учебником.

Ориентирование на местности (5 часов)

5. Горизонт. Линия горизонта.

6. Стороны горизонта.

7. Компас и правила пользования им.

8. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.

9. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.

Межпредметные связи

Горизонтальное и вертикальное положение (математика). Рисунок компаса и линия горизонта (изобразительная деятельность).

Изготовление звездочки ориентирования (ручной труд). Практические работы

Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса.

Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу. Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).

План и карта (9 часов)

10. Рисунок и план предмета.

11. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.

12. План класса.

13. План школьного участка.

14. Условные знаки плана местности.

15. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.

16. Условные цвета физической карты.

17. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.).

18. Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Межпредметные связи

Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика).

Вид сверху, сбоку, масштаб (трудовое обучение).

Различие цвета и оттенков (изобразительная деятельность).

Практические работы

Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.

Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.

Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе.

Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса).

Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.

Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.

Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).

Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций.

Изготовление топографического лото.

Формы поверхности Земли (4 часа)

19. Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.

20. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.

21. Овраги, их образование.

22. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

Межпредметные связи

Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика).

Поверхность нашей местности (развитие устной речи 5 класс).

Работа с глиной, пластилином, природным материалом (ручной труд).

Предметы и явления неживой природы (естествознание).

Практические работы

Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана.

Зарисовки различных форм земной поверхности, схема вулкана в разрезе.

Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)

Вода на Земле (10 часов)

23. Вода на Земле.

24. Родник, его образование.

25. Колодец. Водопровод.

26. Река, ее части. Горные и равнинные реки.

27. Как люди используют реки.

28. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

29. Болота, их осушение.

30. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.

31. Острова и полуострова.

32. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

Межпредметные связи

Вода в природе (природоведение).

Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения (естествознание).

Работа с глиной, пластилином и природным материалом (ручной труд).

Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобрази¬тельная деятельность).

Практические работы

Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, по¬луострова или изготовление макетов.

Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.

Проведение опытов, показывающих:

а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;

б) очистка воды фильтрованием.

Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.

Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.п.)

Земной шар (14 часов)

33. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

34. Планеты.

35. Земля - планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.

36. Глобус - модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.

37. Физическая карта полушарий.

38. Распределение воды и суши на Земле.

39. Океаны на глобусе и карте полушарий.

40. Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

41. Первые кругосветные путешествия.

42. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).

43. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

44. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.

45. Природа тропического пояса.

46. Природа умеренных и полярных поясов.

Межпредметные связи

Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное (математика).

Причины смены дня и ночи, времен года (природоведение).

Эпоха географических открытий (история).

Рисунок земного шара и глобуса (изобразительная деятельность).

Работа с глиной и пластилином, с картонными (линолеумными) контурами материков.

Практические работы

Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

• Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.

Оформление таблицы названий океанов и материков.

Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.

Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.

«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.

Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара.

Знакомство с последними публикациями об освоении космоса в периодической печати.

Карта России (20 часов)

47. Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России - Москва.

48. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

49. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

50. Моря Тихого и Атлантического океанов.

51. Острова и полуострова России.

52. Работа с контурными картами.

53. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

54. Работа с контурными картами.

55. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.

56. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и

медной руд, природного газа).

57. Работа с контурными картами.

58. Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.

59. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.

60. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС.

61. Реки Лена, Амур.

62. Озера Ладожское, Онежское, Байкал.

63. Работа с контурными картами.

64. Наш край на карте России.

65. Повторение начального курса физической географии.

66. Контрольная работа.

Межпредметные связи

Наша страна. Москва - столица нашей Родины. Города. Наша местность (природоведение).

Вода, полезные ископаемые {естествознание).

Различение цвета и его оттенков {изобразительная деятельность).

Практические работы

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных

географических объектов на контурную карту России.

Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.

Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого - образец из коллекции -

его название - основные месторождения.

Путешествия (на карте) по нашей стране.


Основные требования к знаниям и умениям обучающихся .

Обучающиеся должны знать:

  • что изучает география;

  • горизонт, линию и стороны горизонта;

  • основные формы земной поверхности;

  • виды водоемов, их различия;

  • меры по охране воды от загрязнения;

  • правила поведения в природе;

  • отличие плана от рисунка и географической карты;

  • масштаб, его обозначение;

  • основные направления на плане, географической карте;

  • условные цвета и знаки географической карты;

  • распределение суши и воды на Земле;

  • материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

  • кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;

  • различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

  • расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;

  • основные типы климатов;

  • географическое положение нашей страны на физической карте России и карте

  • полушарий.


Обучающиеся должны уметь:

  • определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;

  • выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

  • делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;

  • читать планы местности (для начальных классов массовой школы);

  • ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;

  • читать условные цвета и знаки географической карты;

  • составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

  • показать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте;

  • сопоставлять расположение изучаемых объектов на физической карте России и карте полушарий.














6.Календарно-тематическое планирование.

География 6 класс-68 часов



Тема урока.

Часы

Дата.

Базовые учебные действия. Планируемые результаты..

Д/з

Личностные

Познавательные

Коммуникативные.

Регулятивные


ВВЕДЕНИЕ (4 часа)

1

География - наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

1

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика»


Формирование знаний о изучаемом предмете, о географических сведениях своей местности.


Умения отстаивать точку зрения, аргументировать, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы


Определять цели УД; работают по составленному плану.

c. 4-7

2

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времён года.

1


с. 7-13

3

Компоненты погоды. температура. Явления природы. Меры предосторожности.

1


с. 13-16

4

Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия.

1


с. 17

4.1

Входное контрольное тестирование по теме «Сведения о географии»



Иметь положительную мотивацию к учёбе.

Умения применять полученные знания на практике.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ (5 часов)

5

Горизонт. Линия горизонта.

1


Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности;

Иметь знания о горизонте, линии горизонта, ориентирование, определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.

Умение строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации.

Создание условия для открытия новых знаний учащимися о группах предметов окружающего мира, помочь выделить признаки, присущие только объектам неживой природы.

с.18-19

6

Стороны горизонта.

1


с.20-21

7

Компас и правила пользования им.

1


с.22-24

8

Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.

1


с.24-27.

9

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.

1


ФОРМЫ И ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (4 часа)

10

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.

1



Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют мотивы учебной деятельности.

Иметь положительную мотивацию к учёбе.

Формирование знаний в ходе изучения рельефа своей местности.


Умения применять полученные знания на практике.

Умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.


Соблюдение правил поведения в школе, умение строить беседу, отношения со взрослыми, сверстниками.

11

Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.

1


с. 28-30

12

13

Овраги, их образование.

Контрольное тестирование по теме «Ориентирование по местности»

1



1


с. 31-32

14

Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

1


с. 33-38

ВОДА НА ЗЕМЛЕ (10 часов)

15

Вода на Земле.

1


Иметь положительную мотивацию к учёбе.

Развивать ответственность в отношении к выполнению задания.



Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» .

Формирование знаний о воде на земле, родниках, колодцах и водохранилищах.

Получение знаний в ходе изучения рек, озёр, водохранилищ, болот, океанов, морей.


Получение знаний в ходе изучения островов и полуостровов.

Умения принимать точку зрения другого; умеют организовать учебное взаимодействие в группе.


Умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию.

Умение оценивать различные ситуации поведения в школе и

других общественных местах.

коррекция

наблюдательности.


Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов.

с. 39-42

16

Родник, его образование.

1


с. 43-44

16

Колодец. Водопровод.

1


с. 45-47

17


18

Река, её части. Горные и равнинные реки.

1


с. 47-51

19

Как люди используют реки.

1


с. 51-53

20

Озёра, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

1


с. 54-57

21

Болота, их осушение.

1


с.57-60

22

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.

1


с.60-63

23

Острова и полуострова.

1


с.64-66

24

Водоёмы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

1


с.66-68

ПЛАН И КАРТА (9 часов)

25

Рисунок и план предмета.

1



Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона).

Легенда физической карты.

Легенда карты, знаки физ. карты.

Физ. карта, Россия, значение карты.

Получение знаний в ходе изучения плана и карты, масштаба.


Формирование знаний о плане класса, школьного участка, знаний условных знаков плана местности.

Знать план и географическую карту, основные направления на карте.

Уметь делать зарисовку в тетрадях и изготовление таблицы условных цветов и знаков карты.

Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Умение критично относиться к своему мнению.

Формировать умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом ).

Умение оценивать различные ситуации поведения в школе и

других общественных местах.

Под руководством учителя оценивать правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.


с. 69-72

26

Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу.

1


c. 72-74

27

План класса.

1


с. 74-76

28

План школьного участка.

1


с.76-78

29

Условные знаки плана местности.

1


с. 78-80

30

План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.

1


с.81-83

31

Контрольное тестирование по теме «План и карта»

1


32

Условные знаки физической карты.

1


с. 86-88

33

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

1


с. 88-90

ЗЕМНОЙ ШАР (14 часов)

34

Планеты.

1


Умения давать позитивную самооценку результатам учебной деятельности, понимают причины успеха в учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к предмету.

Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов.

Умение давать позитивную самооценку на основе заданных критериев успешности УД; проявляют познавательный интерес к предмету.

Формирование умений зарисовки схемы Солнечной системы.


Изготовление из пластилина модели земного шара с изображением экватора и полюсов.

Умения работы с картой и глобусом.


Формирование знаний о Солнце, освещении, климате и поясах освещения.

Умения вычерчивать. в тетради схемы расположения поясов освещённости.

Уметь отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе.


Умения принимать точку зрения другого; умеют организовать учебное взаимодействие в группе.


Умение доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками;


Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.


Уметь

работать с учебными принадлежностями.

Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

Умения управлять своей познавательной деятельностью.

с. 94-96

35

3емля - планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.

1


с. 96-100

36

Глобус- модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса.

1


с.100-102

37

Физическая карта полушарий.

1


с.103-104

38

Распределение воды и суши на Земле.

1


с.104-105

39

Океаны на глобусе и карте полушарий.

1


с.104-105

40

Материки на глобусе и карте полушарий.

1


с.109-112

41

Первые кругосветные путешествия.

1


с.112-116

42

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности.

1


с.116-118

43

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

1


с.199-122

44

Пояса освещённости: жаркий, умеренные, холодные.

1


с.122-125

45

Природа тропического пояса.

1


с.125-131

46

Природа умеренных и полярных поясов.

1


с.128-131

47

Контрольное тестирование по теме «Земной шар»

1


Иметь положительную мотивацию к учёбе.

Умения применять полученные знания на практике.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов.

КАРТА РОССИИ (20 часов).

48

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России- Москва.

1


Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения;

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона).


Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.


Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов.


Объяснять роль различных источников географической информации.


Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов.


Определять на карте местоположение географических объектов.


Уметь делать зарисовку в тетрадях и изготовление таблицы условных цветов и знаков карты. Уметь ориентироваться по карте, находить географические объекты.




Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Моделирование и оценивание

различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах.


Уметь принимать точку зрения других, договариваться.


Умение доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

Умения управлять своей познавательной деятельностью.

Умения организовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.


Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Под руководством учителя оценивать правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов.

с.132-138

49

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

1


с.138-140

50

Контрольное тестирован за четверть

1


51

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

1


с.140-143

52

Моря Тихого и Атлантического океанов.

1


с.143-147

53

Острова и полуострова России.

1


С.148-152

54

Работа с контурными картами.

1


55

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.

1


с.152-155

56

Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.

1


с.155-158

57

Работа с контурными картами.

1


58

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых

1


с.159-161

59

Работа с контурными картами.

1


60

Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.

1


с.162-165

61

Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.

1


с.166-168

62

Реки Сибири: Обь с Иртышём, Енисей с Ангарой. ГЭС.

1


с.168-171

63

Реки: Лена, Амур.

1


с. 172-174

64

Озёра Ладожское и Онежское, Байкал.

1


с.175-177

65

Наш край на карте России.

1


с.178

66

Повторение начального курса физической географии.

2


67

Итоговое тестирование по теме «Карта России»

1










7.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу Биология.

К техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках геграфии относятся - персональные компьютеры и мультимедиапроектор, таблицы, карточки, наглядный материал, физическая карта России.

Среди форм подачи материала на уроке с использованием компьютерных технологий я применяю следующие:

  • компьютерные презентации

  • тестирование на компьютере

  • работа на интерактивной доске.


8.Учебно-методическое обеспечение учебного курса «География»

6 класс

Учебно-дидактический материал для учащихся

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2012.

Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 6 класс. М.: Просвещение, 2001

Атлас 6 класс

Методические пособия для учителя

География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000

Петрова Н.Н. География начальный курс: 6 класс. М.: Дрофа, 1997

Воробьёва Т.Н. География 6 класс : поурочное планирование к учебнику. Волгоград, «Учитель - АСТ»2002

Чичерина О.В. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии 6 класс. М.: Сфера, 2000

Каткова Е.Г. Сборник тестовых заданий и итогового контроля природоведения 4 класс. М. : «Интеллект - Центр», 2001



9.МОНИТОРИНГ ОВЛАДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ СОЦИАЛЬНЫМИ (ЖИЗНЕННЫМИ) КОМПЕТЕНЦИЯМИ.

1.Таблица овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.

Ф.И. обучающегося

Результаты анализа личностных результатов обучающегося

0 баллов - нет продвижения

1 балл - минимальное продвижение

2 балла - среднее продвижение

3 балла -значительное продвижение


2.Сводная таблица овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.

Результаты анализа личностных результатов обучающегося/количество обучающихся /в %

0 баллов - нет продвижения

1 балл - минимальное продвижение

2 балла - среднее продвижение

3балла-значительное продвижение



ВСЕГО:

Кол чел/%

Кол чел/%

Кол чел/%

МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ 6 КЛАССА ПО ПРЕДМЕТУ

«География»

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области «Природоведение» и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.

1.Таблица овладения обучающимися программой по предмету « География» в 6 классе

Ф.И. обучающегося

Результаты анализа освоения программы

«удовлетворительно» (зачёт)-выполнено от 35% до 50% заданий

«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.



2.Сводная таблица овладения обучающимися программой по предмету «География» в 6 классе

Результаты анализа освоения программы

«удовлетворительно» (зачёт)-выполнено от 35% до 50% заданий

«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.



Всего

Кол.чел/%

Кол.чел/%

Кол.чел/%

Ожидаемые результаты освоения программы:

Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает базовые учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в данных компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.

Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по базовым учебным действиям предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

Практика взаимодействия с окружающим миром

  • Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;

  • Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;

  • Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.



10.Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

Оценивание устного и письменного ответов обучающихся.



Оценка устных ответов

Устный опрос является одним из методов учета БУД (ЗУН) для обучающихся с ОВЗ. При оценке устных ответов по естествознанию принимается во внимание:

  • правильность ответов по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

  • полнота ответа;

  • умение практически применять свои знания;

  • последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если обучающийся даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении знаний примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом допускает одну - две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знания и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке ответа на вопрос, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка «1» за устные ответы не ставятся.

Оценка письменных работ

К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся самостоятельные работы, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, тестовые задания по заданиям учителя.

Контрольные работы состоят из ответов на тестовые задания составленные учителем или ответов на вопросы в письменном виде.


© 2010-2022