- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии для 6 класса
Рабочая программа по географии для 6 класса
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ермакова М.Д. |
Дата | 29.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ СОШ№1п.Клетня ,учитель географии Ермакова Мария Дмитриевна
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС
УМК:
Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. - М.: Дрофа, 2012
Географический атлас. 6 класс. - М.: Дрофа, 2009
Контурные карты по географии.
Поурочные разработки по географии 6 класс. - Н.А. Никитина. - М.: «Вако», 2007.
№ урока
Тема урока
Тип урока
Требования к уровню подготовки учащихся
Практические работы, практикум
Оборудование к уроку
Дополнительный материал уроку
Домашнее задание
Дата проведе-
ния
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ (3 часа)
1 (1)
____
2 (2)
____
3 (3)
География как наука. Развитие географических знаний о Земле. Практическая работа №1 «Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдения за погодой, фенологическими явлениями; измерению высоты Солнца над горизонтом, ориентированию по Солнцу.
_____________________
Развитие географических знаний о Земле.
_____________________
Земля - планета Солнечной системы
Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования России и в мире. Современные исследования космического пространства
Знать:
Предмет изучения географии.
Уметь:
Называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности
Знать:
Основные этапы освоения планеты
_______________ Знать: Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна, ее воздействие на Землю
Практическая работа №1
Наблюдение за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями растительности и водоемов.
_______________
Практикум:
Нанесение на контурную карту маршрутов путешествий Надписать название материков и океанов.
_______________
Физ.карта полушарий
Глобус
портреты географов
_________
Физ.карта полушарий
Глобус, портреты географов
__________ Физ.карта полушарий
Глобус,
Диск CD 6 КИМ,
Урок №
Диск CD география 6
«География в школе» №1 -2007 с.60
Сиротин «Практические и самостоятельные работы по географии» с.4-6
______________
Диск CD 6 КИМ,
Урок №
Диск CD география 6
_______________
Диск CD география 6
Занимательный атлас: Солнце и планеты; Освоение космоса; Астрономия.
§ 1 с.3-4 з.1-3 устно
к/к
нанести материки, океаны,
_________
§ 2 с.4-7 з.1,3 устно, сообщение сз.2 с.7, к/к нанести маршруты путешествий
__________
§3 с. 7-9 з.1,2,4,5,6 устно, з.3 с.9 письменно
_______
_______
Раздел I I. ОТ ПЛАНА МЕСТНОСТИ К ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ (13 часов)
ПЛАН МЕСТНОСТИ (6 часов)
4 (1)
____
5 (2)
____
6 (3)
____
7 (4)
____
8 (5)
____
9 (6)
Понятие о плане местности
___________________
Масштаб. Практическая работа №2 «Топографический диктант»
____________________
Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа №3 «Ориентирование на местности»
___________________
Изображение на плане неровностей земной поверхности
____________________
Составление простейших планов местности. Практическая работа №4 «Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними»
_____________________
Составление планов школьного двора
Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб, градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.
Знать: содержание понятий план местности, особенности различных видов изображения местности
Уметь: определять по плану объекты местности, стороны горизонта, направления
_________________ Знать: Виды масштаба, способу переведения видов масштаба
Уметь: определять расстояния на плане в соответствии с масштабом,
_________________
Знать: стороны горизонта, способы ориентирования на местности, понятие азимут
Уметь: определять стороны горизонта по плану и компасу на местности, ориентироваться на местности, определять азимут по компасу
________________ Знать: способы изображения земной поверхности, понятие абсолютная и относительная высота, горизонтали.
Уметь: изображать неровности ЗП с помощью горизонталей, бергштрихов, определять о плану высоты (Оh, Аh).
________________
Знать: способы составления планов местности
Уметь: составлять лан местности с помощью глазомерной и полярной съемок
________________ Уметь: составлять план школьного двора
Практикум:
Обучение приемам определения по плану направления, сторон горизонта, объектов местности
_______________ Практическая работа №2
Обучение написанию и нахождению по плану местности топознаков
Практикум:
Обучение определению расстояний на плане с помощью разных видов масштаба, взаимное переведение разных видов масштаба
________________
Практическая работа №3
Ориентирование на местности по местным предметам и с помощью компаса, нахождении азимута
______________
Практикум:
Обучение определению абсолютных и относительных высот по плану местности
_______________
Практическая работа №4 Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними
_______________ Практикум:
составление плана школьного двора и местности вокруг территории школы методом полярной съемки
План местности,
компас, набор топознаков
_________ План местности,
ЛОС - типы масштаба
_________ План местности,
ЛОС -
_________
План местности, атлас
_________ План местности, атлас
__________
Чертежные инструменты, планшет, компас¸ рулетка
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
геодиктант, стих. «Деревня»
Карточки №
______________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
«География в школе» №1 -2007 с.60-62
Сиротин «Практические и самостоятельные работы по географии» с.7-8
____________ Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
«География в школе» №1 -2007 с.60-62
Сиротин «Практические и самостоятельные работы по географии» с.7-8
______________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
______________ Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
_______________
§4 с.1012 з.1,2,3 устно, з.4 с.12 письменно
ЛОС 1
__________
§5 с.12-14 з.1,2 устно. З.3,4,5 письменно в тетрадь
ЛОС 2
________
§6 с.15-17 з.1,2,5 устно; з.3,4 на с.16-17 письменно
ЛОС 3
__________
§7 с.17-20 з.1-5 устно, з.5,6 ЛОС 4
письменно обязат., з.7 о выбору (творческое)
__________
§8 с.21-22 з.1-4 устно, результаты П.Р.№4 оформить
_________
Отчет по результатам работы «План местности»
_______
_______
_______
_______
_______
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (7 часов)
10 (1)
___
11 (2)
____
12 (3)
____
13 (4)
____
14 (5)
____
15 (6)
____
16 (7)
Форма и размеры Земли. Географическая карта
___________________
Градусная сеть на глобусе и картах
____________________
Географические координаты
___________________
Географические координаты
Практическая работа №5 «Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте»
_____________________
Изображение на физических картах высот и глубин
____________________
Значение планов местности и географических карт
______________________
Обобщение знаний и умений по разделу «От плана местности к географической карте»
Изображение поверхности Земли на карте. Географическая карта. Масштаб, градусная сеть на карте. Географические координаты. Способы картографического изображения. Шкал глубин и высот. Классификация карт. Чтение и использование карт.
Знать: форму и размер Земли, определение карта, градусная сеть на глобусе и карте, классификацию карт
Уметь: определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор
________________Знать: Понятия градусная сеть, меридианы параллели, экватор, полюс
Уметь: показывать элементы градусной сети по карте и глобусу
________________
Знать: понятия географическая широта и долгота, географические координаты
Уметь: определять по картам географические координаты точек
________________ Знать:. понятия географическая широта и долгота, географические координаты
Уметь: определять по картам географические координаты точек
_______________
Знать: способы изображения высот и глубин
Уметь: пользуясь шкалой сот и глубин определять абсолютную высоту точек и глубин на ЗП
________________
Знать: разнообразие карт и их использование
Уметь: давать характеристику карт
_______________
Закрепление знаний и умений по разделу
Практикум:
Обучение приемам работы с глобусом, географической картой, определение по картам направлений.
_______________
Практикум:
Обучение определению элементов градусной сети на карте и глобусе, обучение приемам: показ объектов на карте, оформление контурных карт, надписи названий объектов, проведение параллелей и меридианов, в том числе через свой населенный пункт
________________
Практикум: Обучение определению географических координат по карте
______________
Практическая работа №3
Обучение определению по физической карте и глобусу географических координат по глобусу и карте, определению направлений по карте
________________
Практикум:
Обучение приемам работы со шкалой высот и глубин по физической карте и глобусу
_______________
________________
Глобус, физ. Карта полушарий
_________
Глобус, физ. Карта полушарий
_________
Глобус, физ. Карта полушарий
Атлас
_________
Глобус, физ. Карта полушарий
Атлас
________
Глобус, физ. Карта полушарий
Атлас
__________
Глобус, физ. Карта полушарий
Атлас
________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
______________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
СХЕМА «Элементы градусной сети»
____________ Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
______________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
Сиротин «Практические и самостоятельные работы по географии» с.7-8
_______________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
______________ Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
_______________
§ 10-11 с.23-27 з.1-5 устно на с.20; з.1,2,3 устно, з.4,5,6 письменно на с.27, з.7 на к/к;
ЛОС 1
__________
§11 с.27-29 з.1,2,3,4,устно. З. 5 (с.29) письменно в тетрадь з.6 творческое по выбору
ЛОС 2
________
§12,13 с.30-34 з.1,2 устно, з.3-6 письменно с.32 ; з.1,2 на с.34 устно. З.3,4 письменно. З.5 по выбору
ЛОС 3
__________
Задания практической работы, к/к
__________
§14 с.34-36 з.1-4 устно, з.5 по выбору творческое
Сообщение «Значение карт и планов»
_________
§ 15 с.36-37 вопросы с. 37 1-10 письменно в тетрадь к/к к сдаче
__________
_______
_______
_______
_______
_______
Раздел III. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (40 часов)
ЛИТОСФЕРА (10 часов)
17 (1)
___
18 (2)
____
19 (3)
____
20 (4)
____
21 (5)
____
22 (6)
____
23 (7)
____
24 (8)
____
25 (9)
____
26 (10)
Строение Земли.
___________________
Горные породы и минералы
____________________
Движения земной коры
___________________
Вулканы, гейзеры, источники
_____________________
Рельеф суши. Горы. Практическая работа №6 «Обозначение на контурную карту объектов рельефа (горы)»
____________________
Равнины суши
Практическая работа №6 «Обозначение на контурную карту объектов рельефа (равнины)»
______________________
Рельеф своей местности
____________________
Рельеф дна Мирового океана
__________________
Изменение рельефа Земли
___________________
Урок-путешествие по теме «Литосфера»
Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение земли. Строение земной коры. Земная кора и литосфера - каменные оболочки земли. Разнообразие форм рельефа. Движение земной коры. Главные формы рельефа. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора.
Знать: внутреннее строение Земли, понятие литосфера, гипотезы возникновения Земли и ее геологическую историю
________________Знать: Понятия горные породы, полезные ископаемые
Уметь: определять горные породы, классифицировать их по происхождению
________________
Знать: типы движения земной коры, гипотезу движения литосферных плит, понятие землетрясения
Уметь: определять и показывать по карте сейсмические зоны
_______________
Знать:. понятия вулкан, гейзер
Уметь: объяснять причины образования вулканов, гейзеров
_______________
Знать: понятие горы, типологию гор по высоте, происхождению
Уметь: пользуясь картой давать характеристику ГП гор, объяснять происхождение гор, описывать горы земного шара
________________
Знать: понятие равнина, типологию равнин по высоте, образованию
Уметь: пользуясь картой давать характеристику ГП равнин , объяснять происхождение равнин, описывать равнины земного шара по типовому плану
_______________
Знать: особенности рельефа своей местности
Уметь: составлять характеристику рельефа своей местности
________________
Знать:
Особенности рельефа МО, процессы изменяющие рельеф МО
Уметь: описывать ГП объектов МО
________________ Знать: причины изменения рельефа, понятие антропогенное влияние, влияние рельефа на жизнь человека
Уметь: предсказывать последствия антропогенного влияния человека на рельеф
_______________
Закрепление и обобщение знаний по теме «Литосфера»
.
_______________
Практикум:
Обучение определению по образцам свойств горных пород, минералов, полезных ископаемых
________________
Практикум: Обучение работы с контурной картой
______________
Практикум:
Обозначение на к/к названий вулканов
________________
Практическая работа №6 Обозначение на контурную карту объектов рельефа (гор)
Практикум:
Составление характеристики ГП гор
_______________
Практическая работа №6 Обозначение на контурную карту объектов рельефа (равнин)
Практикум:
Составление характеристики ГП равнин
________________
Практикум:
Описание форм рельефа своей местности
________________ Практикум:
Составление характеристики ГП объектов Мирового океана
_________________
_________________
Глобус, физ. Карта полушарийтаблиц «Внутреннее строение Земли»
_________
физ. Карта полушарий
Табл. «Внутреннее строение Земли»
Коллекция горных пород
________
Карта строения земной коры. Физ. карта полушарий
Атлас
Табл. «Землетрясения»
_________
физ. Карта полушарий
Атлас Табл. «Строение вулкана»
________
физ. Карта полушарий
Атлас
__________
физ. Карта полушарий
Атлас
________ физ. Карта полушарий
Физическая карта Брянской области, картосхема Клетнянского района
_________
Карта океанов, физическая карта полушарий
_________ физическая карта полушарий физическая карта России
________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
______________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
____________ Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
______________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
УРОК-ПРЕЗЕНТАЦИЯ
_______________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
______________ Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
_______________
Раздел «Рельеф Брянской области»
Уч. География Брянской области 6 кл.
_______________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
_______________ Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
______________
§ 16 с.38-41 з.1-3 устно на с.41
ЛОС 1
__________
§17 с.41-44 з.1,2,3устно. З. 4,(с45) письменно в тетрадь
ЛОС 2, схема
________
§18 с.44-49 з.1,3,4 устно, з.2 на к/к; з. 6 письменно, з.5 творческое по выбору ЛОС 3
__________
§19 с.49-52
З.1,25 устно; з.3 письменно, з.4 на к/к
карта
ЛОС 4
__________
§20 с.52-57 з.1,2,4 устно, з.3 на к/к, з.5,6,7 письменно, з.8 по выбору творческое
ЛОС 5,
Карта-номенклатура горы
_________
§ 21 с.57-63 з.1,2 устно; з.3 на к/к; з.4,5,6 письменно, з.7 творческое по выбору ЛОС 6
Номенклатура - равнины
__________
Лекционный материал, картосхема
_________
§22 с.63-67 з.1,2,4,7 устно; з.3,5,6 письменно ЛОС 7
Карта номенклатура - рельеф МО
__________
С.67-68 з.1,2,3,4,5,6,7,8,10 - письменно, з.9,11 творческое по выбору
__________
Карта - номенклатура по теме Литосфера, к/к к сдаче
_______
_______
_______
_______
___
______
_______
______
_______
ГИДРОСФЕРА (12 часов)
27 (1)
___
28 (2)
____
29 (3)
____
30 (4)
____
31 (5)
____
32 (6)
___
33 (7)
____
34 (8)
____
35 (9)
____
36 (10)
____
37 (11)
____
38 (12)
Вода на Земле
___________________
Части Мирового океана: океана, моря, заливы, проливы
Практическая работа №7 «Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы (по выбору)»
____________________
Части Мирового океана: острова, полуострова
Практическая работа №7 «Определение географического положения объектов: полуострова, острова (по выбору)»
___________________
Свойства океанических вод
_____________________
Волны в океане
____________________
Океанические течения. Изучение Мирового океана
Равнины суши
Практическая работа №6 «Обозначение на контурную карту объектов рельефа (равнины)»
______________________
Подземные воды
____________________
Реки
__________________
Реки. Практическая работа №7 «Определение географического положения объектов: рек (по выбору)»
___________________
Озера. Практическая работа №7 «Определение географического положения объектов: озер (по выбору)»
_____________________
Ледники. Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы.
_____________________
Обобщающий урок- сказка по теме «Гидросфера»
Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океане. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.
Знать: состав гидросферы, понятие мировой круговорот воды, гидросфера и ее состав
Уметь: путь прослеживать путь движения воды в алом и большом круговороте воды
________________
Знать: составные части Мирового океана
Уметь: определять ГП объектов Мирового океана
Знать: составные части Мирового океана
Уметь: определять ГП объектов Мирового океана
____________
Знать: среднюю соленость МО
Уметь: называть причин влияющие на соленость и термику вод МО
________________
Знать: Типы волн в океане
Уметь: объяснять причины образования волн в океане и образования цунами
_______________
Знать: понятие горы, типологию гор по высоте, происхождению
Уметь: пользуясь картой давать характеристику ГП гор, объяснять происхождение гор, описывать горы земного шара
________________
Знать: понятие понятия и виды подземных од
Уметь: объяснять значение подземных од на жизнь и хозяйственную деятельность человека, еры по их охране
_______________
Знать: понятие река, речная долина, речной бассейн, устье, исток, особенности рек.
Уметь: устанавливать зависимость направления течения рек от рельефа
________________
Знать:
Типы питания и режим рек
Уметь: давать характеристику ГП горных и равнинных рек
________________ Знать: особенности озер, типы озерных котловин
Уметь: определять по форме озерной котловины ее происхождение
________________
Знать: знать виды ледников и искусственных водоемов, способы загрязнения гидросферы
Уметь: объяснять причины образования ледников, оценивать обеспеченность водными ресурсами разных регионов Земли.
________________
Закрепление и обобщение знаний и умений по теме
Практикум:
Описание путей перемещения воды в малом и большом круговороте (в форме сказки «путешествие маленькой капельки»)
_________________ Практическая работа №7 Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы(по выбору), обозначение их на контурной карте.
Практикум:
Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря
________________
Практическая работа №7 Определение географического положения объектов: острова (полуострова, по выбору)
_________________
_______________ Практикум:
показывать районы возникновения цунами
________________ Практикум:
Определять о карте и наносить на контурную карту типы течений в МО
_________________
________________ Практикум:
Обучение нанесению рек на контурную карту
________________
Практическая работа №7 Определение географического положения объектов: рек (по выбору)
_________________
Практическая работа №7 «Определение географического положения объектов: озер (по выбору)», нанесение озер на контурную карту
_________________
Практикум:
Обозначение на контурную карту водохранилищ, каналов
________________
Глобус, физ. карта полушарий таблица «Круговорот воды в природе»
_________
физ. Карта полушарий
Карта океанов
________ физ. Карта полушарий
Карта океанов
__________
Физ. карта полушарий
Атлас
_________
физ. Карта полушарий
Атлас
________
физ. Карта полушарий
Атлас
Карта океанов
__________
физ. Карта полушарий
Атлас Табл. «Подземные воды»,
________ физ. Карта полушарий
Физическая карта Брянской области, картосхема Клетнянского района
Табл. «Строение речной долины»
_________
физическая карта полушарий
_________ физическая карта полушарий физическая карта России Табл. «Типы озерных котловин»
_________
физическая карта полушарий физическая карта России
табл. «Ледники»
________ физическая карта полушарий физическая карта России
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
______________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
Сиротин «Практические и самостоятельные работы по географии» с.11-12
____________ Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
Сиротин «Практические и самостоятельные работы по географии»
______________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
______________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
УРОК-ПРЕЗЕНТАЦИЯ
_______________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
______________ Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
_______________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
_______________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
_______________ Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
______________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
______________
Презентация, дидакт. Материал к уроку
§ 23 с.68-70 з.1-6,8 устно, з.7 письменно на с.70
ЛОС 1
__________
§24 с.71-73 з.1,2устно. З.3,5письменно в тетрадь , з.4 на к/к
ЛОС 2
Номенклатура по теме
§24 с.71-73
ЛОС 2
Номенклатура по теме
_________
§125с.74-75 з.1-7 устно, ЛОС 3
__________
§26 с.76-79
З.1-4 устно
карта
ЛОС 4
__________
§27,28 с.81 з.1,2,3,6 устно, з.4,5 письменно, на к/к нанести течения
ЛОС 5,
Карта- номенклатура течения
_________
§ 29 с.83-86 з.1-5 устно; ЛОС 6
__________
§30 с.87-90 з.2,4,5 устно, з.6 на к/к на с.95
Карта номенклатура -реки
ЛОС 7
_________
§30 с.90-95 з.1, 8 письменно з.3,7устно; ЛОС 7
Карта номенклатура - реки
__________
§31С.95-98 з.1-4 устно, з.6 на к/к, з.5
Карта номенклатура- озера
ЛОС 8
__________
§32,33,34 с.98-104 з.1-6 с.101, з.1-4 с.102, з.1-4 с.104 устно
Повторить карту
__________
С.104-105 з. 1,2,3,5,6,8, 10,12,13,14,15 - письменно обязательно, з.7,9,16 - по выбору
_______
_______
______
_______
_______
___
______
_______
______
_______
_______
АТМОСФЕРА (12 часов)
39 (1)
___
40 (2)
____
41 (3)
____
42 (4)
____
43 (5)
____
44 (6)
___
45 (7)
____
46 (8)
47 (9)
____
48 (10)
____
49 (11)
____
50 (12)
Атмосфера: строение, значение, изучение.
___________________
Температура воздуха. Годовой ход температур.
____________________
Атмосферное давление
_____________________
Ветер
____________________
Водяной пар в атмосфере. Относительная и абсолютная влажность. Туман. Облака.
______________________
Атмосферные осадки
____________________
Погода
__________________
Климат
___________________
Климатообразующие факторы
_____________________
Распределение света и тепла на Земле
_____________________
Причины, влияющие на климат
____________________
Обобщающий урок -взаимоконтроля по теме «Атмосфера»
Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, климат и погода. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли
Знать: состав, строение и значение атмосферы, способы изучения, «беды» атмосферы
Уметь: предлагать меры направленные на уменьшение загрязнения атмосферы
________________
Знать: причины, влияющие на изменение температуры атмосферного воздуха
Уметь: определять среднюю температуру воздуха, составлять график годового и суточного хода температур
Знать: понятие атмосферное давление, изменение АД с высотой
Уметь: определять атмосферное давление с помощью барометра,
____________
Знать: понятие ветер, виды ветров,
Уметь: объяснять причины образования ветров
________________
Знать: понятие относительная и абсолютная влажность,
Уметь: объяснять причины образования тумана, облаков, определять основные виды облаков
_______________
Знать: виды атмосферных осадков, причины их образования
Уметь: определять количество осадков за сутки, месяц, год
________________
Знать: понятие погода, ее элементы
Уметь: объяснять причины изменения погоды
_______________
Знать: понятие климат . влияние климата на природу и человека
Уметь: характеризовать климат своей местности
________________
Знать:
Климатообразующие факторы
Уметь: объяснять влияние КФ на климат
________________ Знать: пояса освещенности, тепловые пояса земли
Уметь: объяснять распределение солнечного света и тепла на земной поверхности, смену дня и ночи, времен года
________________
Знать: основные причины, влияющие на климат
Уметь: объяснять причины, влияющие на климат, предсказывать последствия их изменения.
________________
Закрепление и обобщение знаний и умений по теме
Практикум:
Работа с календарем погоды
_________________
Практикум:
Установление особенностей суточного хода температур на основе построения графика, определения годовой (суточной) амплитуды температур
________________
Практикум: Обучение вычислению атмосферного давления на разной высоте
_________________
Практикум:
Обучение построению розы ветров
_______________ Практикум:
Обучение определению облачности, основных видов облаков
________________ Практикум:
Обучение построению диаграмм среднегодового количества осадков
_________________
Практикум:
Описание типов погод (своей местности)
________________ Практикум:
Описание климата (своей местности), обучение навыкам работы с диаграммами типов климата
________________
_________________
____________
________________
физ. карта полушарий таблица «Строение атмосферы»
_________
физ. Карта полушарий
таблица «Строение атмосферы»
_________
физ. Карта полушарий
таблица «Строение атмосферы»
барометр-анероид
________
физ. Карта полушарий
таблица «Строение атмосферы
__________
Физ. карта полушарий
Атлас
Гигрометр
_________
физ. Карта полушарий
Атлас
Осадкомер
________
физ. Карта полушарий
__________
физ. Карта полушарий
________ физ. Карта полушарий
_________
физическая карта полушарий
_________ физическая карта полушарий
_________
физическая карта полушарий таблицы по теме «Атмосфера»
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
______________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
_______________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
____________ Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
УРОК_ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ВЕТЕР»
_____________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
______________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
_______________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
______________ Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
_______________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
_______________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
_______________ Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
УРОК-ДЕТЕКТИВ
______________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
§ 35 с.105-108 з.1,5 письменно, з.2,3,4 устно, на с.108
ЛОС 1
__________
§36,37 с.108-113 с.111-з.1,2устно. З.3,4письменно в тетрадь , с.113 з.2,3,4,5 письменно
ЛОС 2
_________
§38 с.114-116 з.1-4 письменно ЛОС 3
§116-120 с.119-120 з.1,2,3 устно, з.4,5 письменно
ЛОС 4
_________
§40с.120-124 з.1-6 устно, ЛОС 5 сообщения
__________
§41 с.124-127
З.2,3 устно, з.1,4 письменно
ЛОС 6
__________
§42 с.127-129 з.1,2,3 устно, з.4 письменно, по з.5 сообщение
ЛОС 7
_________
§ 43 с.129-131 з.1,3,4 устно; з.2 письменно ЛОС 8
__________
§45 с.137-141 з.1,2,4 устно, з.3 письменно
ЛОС 9
_________
§44 с. 132-95137 з.1, устно, з.3-8 письменно з.2 на к/к ЛОС 10
__________
С.141-142
З.1,7,8,9,10,11,12,16-устно;
З.2,3,4,5,6, 13,14,15- письменно
Повторить определения по теме
__________
_______
_______
______
_______
_______
___
______
_______
______
_______
_______
БИОСФЕРА (5 часов)
51 (1)
____
52 (2)
____
53 (3)
____
54 (4)
____
55 (5)
Разнообразие и распространение организмов на Земле
___________________
Природные зоны Земли
____________________
Организмы в мировом океане
___________________
Воздействие организмов на земные оболочки
____________________
Обобщающий урок по теме «Биосфера»
Биосфера: распределение растений и животных на Земле; взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. Природные зоны Земли. Широтная зональность, высотная поясность.
Знать: разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле
Уметь: объяснять причины неравномерного распределения организмов на Земле, приводить примеры
_________________ Знать: природные зоны Земли
Уметь: находить сходства и различия между разными ПЗ
_________________
Знать: организмы, населяющие МО
Уметь: объяснять влияние условий МО на распределения живых организмов
________________
Знать: географические оболочки, их взаимосвязи
Уметь: объяснять воздействие организмов на земные оболочки
Обобщение знаний и умений по теме
_______________
Практикум:
Обучение работы с картой «природные зоны Земли»
___________
_______________
Табл. «Биосфера» карта Природные зоны Земли
_________
карта Природные зоны Земли
_________
физическая карта полушарий
_________
физическая карта полушарий
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
______________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
____________ Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
______________
Диск CD - гео 6 Диск CD 6 КИМ,
Урок №
§46 с.142-145 з.1-5 устно,
ЛОС 1
__________
§47 с.145-148 з.1,3,4 устно, з.2 -творческое по выбору
ЛОС 2
_________
§48 с.148-151 з.1-3-устно, з.4 сообщение «Жизнь в океане»
________
§49 с.151-153 з.1-3 устно, з.4 творческое по выбору
_______
_______
ВЗАИМОСВЯЗИ ЗЕМНЫХ ОБОЛОЧЕК (1 час)
56(1)
Природный комплекс
Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной дельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними. Географическая оболочка как окружающая человека среда
Знать:
Понятие природный комплекс, его компоненты
Уметь:
Объяснять взаимное влияние природных компонентов в ПК, взаимосвязи оболочек Земли
Практикум:
Наблюдение и описание отдельных природных объектов. Выявление взаимосвязи природных компонентов
Физ.карта полушарий
Диск CD 6 КИМ,
Урок №
Диск CD география 6
§50 с.153-155 з.1-5 устно
ЛОС1
Раздел IV. НАСЕЛЕИЕ ЗЕМЛИ (4 часа)
57 (1)
____
58 (2)
____
59 (3)
60 (4)
Человечество - единый биологический вид
_____________________
Численность населения Земли
_____________________
Основные типы населенных пунктов
Человек - часть биосферы
Человечество - единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек - часть биосферы.
Знать:
Основные человеческие расы
Уметь:
Приводить примеры крупнейших народов мира, наиболее распространенные языки, религии
_______________
Знать:
Численность населения земли
Уметь:
Приводить примеры самых многочисленных народов, стран
_________________
Знать:
Основные типы населенных пунктов
Уметь:
Составлять характеристику своего населенного пункта
_______________ Знать: понятие ноосфера
Уметь:
Объяснять и давать прогноз воздействия человека на биосферу
Практикум:
Определение положения государств на материке, нанесение на к/к границ государств их столиц, определении координат столиц
_______________
_______________
_______________
Физ.карта полушарий
Глобус
_________
Физ.карта полушарий
Политическая карта мира
__________ Физ.карта полушарий
__________
Диск CD 6 КИМ,
Урок №
Диск CD география 6
______________
Диск CD 6 КИМ,
Урок №
Диск CD география 6
_______________
Диск CD география 6
_____________
§ 51 с.156-158 з.1,2,3 устно
_________
§ 52 с.158-159 з.1,4 устно, з.5 творческое по выбору
________
§ 53 с.159-160 з.1 устно, з.2 письменно
________
§54 с.150 з.1- устно з.2-письменно
_______
_____
_______
Раздел V. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (1 час)
61(1)
Стихийные природные явления
Знать: влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки земли и природные комплексы
Называть: меры по охране природы
Физ.карта полушарий
Глобус
Диск CD 6 КИМ,
Урок №
Диск CD география 6
§ 55 с.161-163 з.1-5 устно
ЭКСКУРСИИ (3 час)
62(1)
___
63 (2)
____
64 (3)
Экскурсия по изучению рельефа
____________________
Экскурсия по изучению вод местности
_____________________
Экскурсия по изучению природных комплексов
Ознакомление на местности с природными компонентами в пределах одного природного комплекса, установление взаимосвязи между ними. Описание типичного ПК своей местности оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека
С.165-166
_________
С.166-169
_________ С.169
Резерв 6 часов
Итог: 70 часов при 2 часах в неделю. Резерв - 6 часов.
6 класс
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
-
Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
-
Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
-
Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (YI - YII класс),
-
Авторская программа по географии 6-10 классы /Под редакцией И.В. Душиной. - М.: Дрофа, 2006
Начальный курс географии - это первый по счету школьный курс географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф - картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно - следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Цель курса:
заложить основы географического образования учащихся.
Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное - показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
-
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
-
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
-
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
-
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
-
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
-
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
-
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
-
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Программы:
-
Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (YI - YII класс),
-
Авторская программа по географии 6-10 классы /Под редакцией И.В. Душиной. - М.: Дрофа, 2006
Количество часов: всего - 70 часов, в неделю - 2 часа; практических работ - 10, их них оценочных - 7
Оценочные практические работы
-
Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдения за погодой, фенологическими явлениями; измерению высоты Солнца над горизонтом, ориентированию по Солнцу
-
Топографический диктант.
-
Ориентирование на местности.
-
Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.
-
Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте.
-
Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа
-
Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору).
УМК:
1.Учебник: Герасимова Т.П. Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. 6 класс. - М.: Дрофа, 2012
2. Географический атлас. 6 класс. - М.: Дрофа, 2011
Дополнительная литература
-
Агеева и.Д. Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие. - М.: ТУ Сфера, 2004.
-
Аржанов С.П. Занимательная география. - М.: Московский Лицей, 1998.
-
Бороздинов Н.М. Самостоятельные работы учащихся по географии. М.: ГУПИ Министерства просвещения РСФСР, 1963.
-
В.П. Дронов. География. Землеведение. - М.: Дрофа, 2007.
-
Г.П. Пивоварова. За страницами учебника географии. - М.: Просвещение «Учебная литература», 1997.
-
Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроке географии. Методическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогической технологии «ИСУД» - дидактические ресурсы личностно-ориентированного образовательного процесса. - М.: 2007.
-
География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах /Сост. Н.А. Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2004.
-
География: Уроки-игры в средней школе / Сост. Н.В. Блотникова. - Волгоград: Учитель, 2004.
-
Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 класс / Сост. С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова. - М. Глобус, 2007.
-
Занимательная география: Что? Где? Когда?. / Сост. Выготская Г.М. - М.: Граф-пресс, 2003.
-
Летягин А.А. Тесты по географии (6-10 классы). - М.: «Олимп», «Астрель», Издательство АСТ, 2003.
-
Максимов Н.А. За страницами учебника географии. - М.: просвещение, 1981.
-
Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. - М.: ТУ Сфера, 2002.
-
Нестандартные уроки географии. 6-7 классы / Сост. Н.Н. Перепечева. - Волгоград: Учитель - АСТ, 2004.
-
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 6 класс. - М.: «Вако», 2004.
-
Петрова Н.Н. Тесты по географии 6-10 классы. - М.: Дрофа, 1997.
-
Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы: Метод. Пособие. - М.: Дрофа, 1997.
-
Разумовская О. К., Козловский Е.Г. Веселая география (викторины, ребусы, кроссворды). - Ярославль.: «Академия развития», 1997..
-
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. География 9 класс. /Амбарцуова Э.М. Татур А.О. - М.: «Интеллект-Центр», 2005.
-
Селищев Е.Н. География для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. - Ярославль.: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
-
Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии 6-10 классы. - М.: Просвещение, 1997.
-
Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. - М.: Глобус, 2008.
-
Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009.
-
Шаталов В.Ф., Винокур М.С. Опорные сигналы по физической географии (6 класс). Донецк, Молодежный культурный центр «Юность, 1991.
-
Юрков П.М. Дидактический материал по физической географии. - М.: «Просвещение», 1990.
-
Юрков П.М. Проверка и учет знаний учащихся с помощью индивидуальных карточек-заданий: пособие для учителей. (Из опыта работы).- М.: Просвещение. 1979.