Конспект урока по географии на тему Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК) - совокупность связанных между собой общественным разделением труда отраслей экономики, обеспечивающих воспроизводство продуктов питания и промышленных предметов потребления из сельскохозяйственного сырья в соответствии с потребностями общества и спросом населения. В состав АПК входят три основные сферы: I сфера включает отрасли, снабжающие сельское хозяйство и другие сферы комплекса средствами производства, сельское строительство и др.; II сфера - собственно сель...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема: «Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК»

Цели урока:

Образовательные:

- сформировать усвоения таких понятий, как агропромышленный комплекс;

- сформировать умения по определению агропромышленного комплекса.

Развивающие:

- развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, сравнивать;

- развивать самостоятельность школьников, участие в дискуссиях на тему «Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК»;

- развивать познавательный интерес, внося в содержание урока элементы новизны и связи их с жизнью человека - как влияет на жизнь людей агропромышленный комплекс.

Воспитательные:

- содействовать формированию основных мировоззренческих идей, причинно-следственных связей;

- содействовать экологическому и эстетическому воспитанию учащихся;

- содействовать физическому воспитанию.

Новые знания: агропромышленный комплекс, сельскохозяйственное машиностроение, растениеводство, животноводство.

Опорные знания: лесопромышленный комплекс, лесохимия, целлюлозно-бумажная отрасль.

Форма проведения: комбинированный.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Средства обучения: карта лесная промышленность, картины с лесными ландшафтами.

Использованная литература: 1) Е.А.Жижина . Поурочные разработки по географии 9 класс;

2) Учебник Население и хозяйство России В.П. Дронов, В.Я.Ром.









Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационный момент

- Здравствуйте ребята!

- Садитесь.

Кто сегодня в классе дежурный? Отсутствующие есть?

I. Актуализация опорных знаний.

Ребята, сегодня мы на уроке будем изучать тему: «Агропромышленный комплекс». Но до этого вспомним нашу предыдущую тему и ответим на вопросы:

- На какие группы подразделяются леса по характеру использования?



- Правильно, из каких производств состоит лесная промышленность?


- Верно, где ведется заготовка леса?



- Да. Где расположены центры лесопиления?

- Правильно, в каком районе очень развита целлюлозно-бумажная промышленность?

- Что называют лесопромышленным комплексом?

- Где построены такие комплексы?

- Правильно, в каких базах сконцентрирована лесная промышленность?

- Отлично, молодцы.

II. Изучение нового материала.

- Как уже отмечалось, сегодняшняя наша тема: «Агропромышленный комплекс». Сегодня мы с вами рассмотрим состав и значение АПК. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему.

Агропромышленный комплекс - это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя.

Этот комплекс занимает особое место в жизни общества, так как обеспечивает людей продовольствием. Это - главная задача АПК.

По рисунку 53 определите три основных звена АПК и их состав.

В составе АПК выделяют три основных звена, каждое из которых выполняет свою определенную функцию.

Что же объединяет эти звенья в единый комплекс? Для выполнения своей главной задачи АПК недостаточно только произвести сельскохозяйственную продукцию. Ее нужно сохранить, качественно переработать и вовремя доставить населению. Сельское хозяйство не может справиться с этим без помощи других отраслей. Поэтому его связи с другими звеньями комплекса постоянно крепнут и расширяются.

Пропорции, сложившиеся между отдельными звеньями российского АПК, несовершенны. В нем недостаточно развиты обслуживающие и перерабатывающие отрасли.

Первое звено АПК обеспечивает его машинами и оборудованием, удобрениями, ядохимикатами и пр. От него во многом зависят успехи всего комплекса, поскольку оно обеспечивает такие важные процессы, как механизация и автоматизация АПК. АПК использует огромное количество разнообразной техники: тракторы, грузовые автомобили, экскаваторы.

Сельскохозяйственная техника достаточно громоздка, ее трудно перевозить. Поэтому места ее производства приближены к районам потребления.

- А вы знаете где производят зерноуборочные комбайны?

- Верно, а льноуборочные - в Бежецке (Тверская область) и т.д.

Отрасли первого звена не полностью обеспечивают АПК своей продукцией. Для нормальной работы комплекса необходимо 4 тыс. видов техники. Из них отечественная промышленность может производить чуть более половины. К тому же качество российских машин невысокое при очень высоких ценах. Поэтому за годы кризиса обеспеченность сельскохозяйственных предприятий техникой снизилась. Уровень механизации в картофелеводстве составил 50%, в овощеводстве - около 30%, в скотоводстве - 70%. Почти в 7 раз сократилось внесение минеральных удобрений.

- Что составляет второе, центральное звено АПК?

- Да, от других отраслей хозяйства его отличают: 1) сильная зависимость от природных условий, которые в России очень разнообразны; 2) сезонность производства большей части сельскохозяйственной продукции вследствие природных особенностей России;

3) использование живых организмов (растений, животных), которые растут и развиваются по определенным биологическим законам; 4) использование земли в качестве незаменимого средства труда и одновременно предмета труда.

- Как вы думаете, площадь земель ограничена или не ограничено?

- Правильно, площадь земель ограничена и не может постоянно расширяться. Качество и плодородие земель различно, при правильном использовании оно может повышаться, но только до определенного предела. Россия располагает огромной земельной площадью - 1709,9 млн. га. Но значительная ее часть приходится на тундру, тайгу, горные массивы. Только 221 млн. га (13%) составляют сельскохозяйственные угодья, то есть земли, используемые в сельском хозяйстве. Доля же самых ценных земель - пашни - всего 7% (117 млн. га). Однако в сравнении с другими развитыми странами мира российские показатели достаточно высоки. Но на уровень развития сельскохозяйственного производства страны это оказывает незначительное влияние.

Значительная часть сельскохозяйственных угодий страны подвержена переувлажнению и заболачиванию (20%), засолению (18%), водной и ветровой эрозии (23%), засухе ( в отдельные годы - до 77%). Всего же в защите от неблагоприятных природных условий нуждается 58% пашни и 95% пастбищ. В связи с этим для России огромное значение имеет мелиорация земель. Мелиорация - система мероприятий, направленных на улучшение гидрологических, почвенных и других условий земель с целью наиболее эффективного их использования. Сейчас мелиорировано всего 5% сельскохозяйственных угодий.

III. Повторение.

- Мы с вами сегодня прошли тему: «Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК». И теперь ответим на следующие вопросы:

- Что называют агропромышленным комплексом?


- Правильно, что составляет первое звено АПК?

- Да, где производят зерноуборочные комбайны?

- Верно, что составляет второе звено АПК?

- Из каких направлений состоит сельское хозяйство?

- Что такое мелиорация?


- Правильно, молодцы.

VI. Домашнее задание.

Домашнее задание параграф28, ответить на вопросы на стр. 135.

V. Итог.

Итак, вы теперь знаете что такой агропромышленный комплекс, состав и его значение. На уроке все хорошо поработали. Молодцы!

- До свидания!











- Здравствуйте (встают)

(садятся)



- По характеру использования все леса подразделяются на три группы. К первой группе относятся леса, имеющие природоохранное предназначение. Вторая группа - леса, выполняющие защитные функции, но в ограниченной мере эксплуатируемые. Третья группа - леса преимущественно эксплуатационного назначения.

- Лесная промышленность состоит из нескольких взаимосвязанных производств: лесозаготовки, лесопиления и деревообработки, лесохимии и целлюлозно-бумажной промышленности.

- Заготовка леса ведется в основном в лесоизбыточных районах: в северной Европе, на Урале, Восточной Сибири, Дальнем Востоке. Она осуществляется вдоль рек и железных дорог, в том числе и специально построенных для этого.

- Лесопиление производят в районах заготовки леса. Многие центры лесопиления расположены на пересечении рек с железными дорогами.

- Целлюлозно-бумажные комбинаты расположены в Карелии, Сибири, на Урале.

- Лесопромышленный комплекс - это объединение всех производств лесной промышленности.

- Такие комплексы построены в Архангельске, Сыктывкаре, Братске, Усть-Илимске.

- Лесная промышленность сконцентрирована в четырех основных базах: в Северо-Европейской, Центральной, Урало-Поволжской и Сибирской базе.



Записывают число и тему.

Записывают определение в тетрадь.



Используя рисунок зарисовывают схему состава АПК.


Слушают.









- Да, в Ростове-на-Дону.

По картам атласа находят центры сельскохозяйственного машиностроения и тракторостроения; производства минеральных удобрений.




- Сельское хозяйство.

Из учебника выписывают отличительные особенности в тетрадь.




- Площадь земель ограничено.





Сравнивают некоторые страны мира по показателям развития АПК.





Записывают определение в тетрадь.



-Агропромышленный комплекс - это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя.

- Первое звено АПК обеспечивает его машинами, оборудованием, удобрениями, ядохимикатами.

- Зерноуборочные комбайны производят в Ростове-на-Дону.

- Второе и центральное звено - это сельское хозяйство.

- Сельское хозяйство состоит из растениеводства и животноводства.

- Мелиорация - система мероприятий, направленных на улучшение гидрологических, почвенных и других условий земель с целью наиболее эффективного их использования.


Записывают.


- До свидания!

1 мин.


10 мин.

















22 мин.





































10 мин.









1 мин.


1 мин.


© 2010-2022