Урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Евразии»

Данная разработка урока позволит учащимся изучить тему в полном ее объеме. Урок посвящен теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Евразии». Учащимся предложены задания разного уровня, с помощью которых ребята смогут глубже вникнуть в суть данной темы. Предлагается работа с географическим диктантом, на сопоставление, работа с картосхемой. План урока выстроен логически, изучение рельефа идет соответствуя плану: изучение рельефа, геологического строения и полезных ископаемых на те...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Евразии.

Цели:

  1. образовательные: изучить особенности рельефа материка Евразия, выяснить причины, обусловившие эти особенности, проследить взаимосвязь тектонического строения и размещения полезных ископаемых;

  2. воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии; способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к миру.

  3. развивающие: развивать умение работать с учебником, атласом, дополнительным материалом, интерактивной доской, контурными картами.

Задачи урока:

- Выяснить причины разнообразия форм рельефа Евразии, через определение закономерностей размещения крупных форм рельефа и тектонических структур;

- Отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии;

- познакомить учащихся с основными района вулканизма и землетрясений в Евразии;

- Продолжать отрабатывать умение нацелить себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности,

- Продолжать формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

- Определить личностно-значимые аспекты изучения рельефа материка

Умения и навыки:

- называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;

- описывать географическое положение крупных форм рельефа;

- объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке.

- сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний, по типовому плану характеризовать основные формы рельефа, делать ввводы

Методы работы: методы проблемного обучения (частично-поисковые, исследовательские), методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, аналитические, синтетические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа и работа под руководством), методы контроля и самоконтроля.

Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийная установка, физическая карта мира, компьютер, тетради, раздаточный материал. Атлас для 7 класса по географии, листы самооценки

Форма работы: в парах, индивидуальная

Тип урока: комбинированный



Ход урока.

1. Организационный момент: На каждой парте учащихся лежит лист самооценки, где прописаны задания и их критерии оценивания, достижения учащихся. 1 мин

2. Актуализация знаний. Проверка знаний: учащимся предлагается выполнить задание «Цифровой диктант». На каждой парте учащихся лежит лист с заданием. Ребята работают в парах. Предлагается ряд заданий, которые нужно выполнить на листе самооценки. 5 мин

Задание: расставьте цифры соответствующие морям, которые принадлежат данным океанам.

Океаны: Северный Ледовитый_________________

Атлантический______________________

Индийский_________________________

Тихий_____________________________

К каким океанам принадлежат моря:

1)Карское; 2)Берингово; 3)Аравийское; 4) Балтийское; 5) Черное; 6)Желтое; 7) Охотское, 8) Баренцево; 9) Белое; 10) Северное; 11) Средиземное; 12) Восточно-Китайское; 13) Азовское; 14) Лаптевых; 15) Японское

3. Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя: Вы узнали о внутреннем строении Земли, о составе, строении и процессах, происходящих во внешних оболочках, путешествовали по земной поверхности с помощью карт и овладевали приёмами работы с ними. Побывали на пяти материках Земли и бороздили просторы Мирового океана. И мы сегодня с вами продолжаем изучение материка Евразия.

Вопрос: Вспоминая тему прошлого урока, скажите, пожалуйста, почему это особенный материк?

Ответ: Самый большой по площади материк, на нём расположены самые высокие горы, обширные равнины, разнообразные ландшафты, живёт множество народов и т. п.

Если мы уже изучили географическое положение материка, какую тему в соответствии с планом изучения материка мы будем изучать дальше?

Рельеф, тектонические строение и полезные ископаемые Евразии

Для того чтобы изучить данную тему нам необходимо:

- усвоить особенности строения, рельефа и полезных ископаемых Евразии, отработать и закрепить приём сопоставления карты «Строение земной коры» и физической карты Евразии.

Мы будем продолжать отрабатывать умение сравнивать, обобщать и делать выводы - то есть будем продолжать учиться размышлять.

ПЛАН УРОКА



- Почему знание рельефа необходимо при изучении материка?

При характеристики рельефа. Какие карты мы с вами будем использовать?

- Ребят, а давайте с вами вспомним что вы знаете о рельефе?

Задание: посмотрите на физическую карту и попытайтесь дать образное описание рельефа Евразии, выделить особенности.

Ответы учащихся, с помощью наводящих вопросов.

- Разнообразен ли рельеф Евразии?

- Что вы можете сказать высоте Евразии?

- Назовите величайшую горную систему земного шара.

- Что вы можете сказать о количестве и размерах равнин?

- Найдите самую высокую и низкую точку Евразии

- Посчитайте колебания высот на материке.

Вывод: анализируя карту можно сделать вывод, что:

  1. Евразия выше других материков

  2. На ее территории расположены высочайшие горные системы. Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест, 8848 м)

  3. Равнины большие по размерам и тянутся на тысячи км и занимают большую часть территории Евразии

  4. Велики колебания высот (от впадины Мертвого моря, до вершины Гималаев)

- Сравните рельеф Евразии и рельеф других материков. Попробуйте выделить причины сходства и различия.

А в чем причина? (в истории развития материка)

Задание 2. Равнины и горы Евразии имеют самую различную высоту. Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот. Атлас с. 48-49

Форма рельефа

Высота, м

Западно - Сибирская равнина

0-200 м

2

Среднесибирское плоскогорье

свыше 1000 м

г. Камень-1664м

4

Восточно - Европейская равнина

200-1000 м

Хибины 1191м

3

Прикаспийская низменность

ниже 0 м (-28м ниже уровня моря)

1

Уральские горы

г. Народная1895 м

5

Нагорье Тибет

Свыше 5000м

7

Иранское нагорье

4547 м

6

Делаем вывод: Таким образом, мы видим, что рельеф Евразии очень контрастен и разнообразен.

Строение земной коры в пределах Евразии.

-С помощью каких источников информации мы можем узнать, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии? (карта «Строение земной коры», «Литосферные плиты» с. 8-9, 10 атлас)

- Как образовался материк Евразия? (Пангея-Лавразия (северные)- Гондвана (южные)

Если Евразия материк, то какой тип земной коры залегает в основании этого участка земной поверхности? Материковый тип земной коры.

- Какие участки входят в состав земной коры материкового типа? Устойчивые платформы и складчатые области.

- Что такое платформа?

- Какие формы рельефа соответствуют платформам?

- Что такое складчатая область? (тектоническая складчатая структура планетарных масштабов, отделяющая древние платформы друг от друга или от океана.)

- Как образовались складчатые области?

- Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?

- От чего зависят строение, высота и облик гор?

Анализ карты строения земной коры с. 8-9, 10 атлас

- Что лежит в основании материка Евразии? (Евразийская литосферная плита)

- Одинаковый ли возраст участков Евразийской плиты? (неодинаковый)

- Что проходит по границе литосферных плит? (складчатые пояса). К этому вопросу мы вернемся позже

Задание 3 : Используя карту «Строение земной коры» и физическую карту Евразии, установите зависимость между строением земной коры и размещением крупных форм рельефа по территории Евразии.

Урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Евразии»

Какие закономерности вы заметили? (Складчатым поясам принадлежат горы, а платформам - равнины и плоскогорья).

- Почему складчатые пояса находятся на южной и восточной окраине материка? (т.к. здесь стык литосферных плит)

- С какими плитами она граничит? (На юге с Индо-Австралийской и Африкано-Аравийской плитами, на востоке - с Тихоокеанской)

- Как Евразийская плита взаимодействует с Тихоокеанской плитой?

Происходит столкновение материковой Евразийской и океанической Тихоокеанской плит - океаническая плита уходит под материковую, образуются глубоководные желоба с островными дугами, происходит активный вулканизм, очень часто случаются землетрясения.

Формулируем вывод: Причина разнообразия поверхности материка в строении и истории развития земной коры.

Сейсмически активные пояса. Землетрясения и вулканизм.

- С какими плитами взаимодействует Евразийская плита на востоке и на юге?

- Чем отличаются эти части материка?

- Что происходит в таких зонах и как они называются?

- Что вы помните о Тихоокеанском огненном кольце?

- Когда было последнее крупнейшее землетрясение в этой зоне?

- Приведите примеры действующих вулканов (работа с картой)

- Что еще повлияло на рельеф Евразии? Древнее оледенение.

(На рельеф материка оказало большое влияние и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Спускаясь со Скандинавских гор, лед сглаживал их поверхность. После его таяния на Восточно-Европейской равнине, к югу от Балтийского моря, на севере Азии остались многочисленные морены - скопления обломков горных пород разных размеров)

На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, происходит большая часть землетрясений на Земле. Самый активный - Тихоокеанский сейсмический пояс, с ними связаны многие землетрясения. Европейско-Азиатский или Альпийско-Гималайский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евразии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце».

- Посмотрите по карте на с. 8-9 и 48-49 где проходит Тихоокеанский сейсмический пояс? (от п-ва камчатки до Больших Зондских островов). Он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов- это действующие и потухшие вулканы.

В горах Альпийско-Гималайского складчатого пояса очень часто случаются разрушительные землетрясения.

- Вулканы Камчатки (просмотр анимации «Вулканы Камчатки»).

Тихоокеанское вулканическое огненное кольцо (Тихоокеанское огненное кольцо, Тихоокеанское кольцо, Тихоокеанский огненный пояс) - область по периметру Тихого океана, в которой находится большинство действующих вулканов и происходит множество землетрясений. Всего в этой зоне насчитывается 328 действующих наземных вулканов из 540 известных на Земле.

Задание 4. В складчатых областях широко развит вулканизм. Используя картосхему, нанесите цифры расположения вулканов:

1.Везувий (Аппенинский полуостров)

2. Этна (о. Сицилия)

3. Кракатау (Большие Зондские острова)

4. Ключевская Сопка (п-ов Камчатка)

5. Фудзияма (Японские острова)


Урок по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Евразии»

Итак, мы рассмотрели рельеф, внутреннее строении земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? (Полезные ископаемые.) Работа с атласом стр. 48-49.

Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии? (Р - разнообразен, п/и - разнообразны.)

Задание 5. Евразия богата полезными ископаемыми. Установите соответствие:

1. Район Персидского залива

А. Драгоценные камни

2. Пол-в Малакка

Б. Железная руда

3. О-в Шри-Ланка

В. Нефть, газ

4. Горы Скандинавские

Г. Оловянные р., Д. Медные р.

5. Север Великой Китайской равнины

Е. Каменный уголь

Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б, 5.Д.

Вывод: На равнинах осадочные полезные ископаемые, а в складчатых поясах магматические и метаморфические

4. Закрепление изученного материала.

Задание6 : Заполнить пропущенные слова.

Рельеф Евразии ….. (разнообразен)

Здесь находятся крупные … (равнины)

А также крупнейшие … (горные системы мира)

Самая высокая точка вершины ….. ( Джомолунгма (Эверест) 8848м).

Самое низкое место на материке ….(впадина Мертвого моря)

Амплитуда высот более … (9000 м)

5. Подведение итогов урока: подвести итоги темы уроки, проанализировать все ли задачи были выполнены. Работа с листом самооценки. Настроение. Итоги в баллах. Кто какие оценки получил.

6. Домашнее задание: § 60-61 изучить, отметить на контурной карте формы рельефа Евразии.

Рефлексия:

  1. Достигли ли мы намеченной цели?

  2. Что мы сегодня нового узнали на уроке?

  3. Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные на уроке?

  4. Где ты можешь применить полученные знания в жизни?

  5. Ты помогал другим или тебе помогали?

  6. Что вызвало наибольшие затруднения?

  7. Как оцениваешь полученные сегодня знания (осознанные, глубокие, предстоит осознать, неосознанные)?



© 2010-2022