- Преподавателю
- География
- Рабочая программа Элективного курса по географии «Природопользование» В 10-11 классе 2014-2015 учебный год
Рабочая программа Элективного курса по географии «Природопользование» В 10-11 классе 2014-2015 учебный год
Раздел | География |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Александрова З.В. |
Дата | 15.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрено Согласовано Утверждено
На заседании ШМО Заместитель Директор
Учителей гуманитарного директора по УР МБОУ СОШ №1 г.Ворсма
цикла МБОУ СОШ №1 г.Ворсма
________________ __________________
И.К.Клементьева В.В.Колемасов
Протокол № от
«___» _________20___г. «___» _________20___г. «___» _________20___г.
Рабочая программа
Элективного курса по географии
«Природопользование»
В 10 классе
2014-2015 учебный год
Составитель:
Учитель географии
Александрова З.В.
2014г.
Пояснительная записка
Программа электива «Природопользование» предназначена для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы на 68 часов. Предлагаемый курс дополняет базовую программу по географии.
Актуальность данного курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Стремительный рост потребления природных ресурсов, возрастающая деятельность человека на природные системы требуют перестройки биологического образования в школе. Решение этой задачи и входит в предмет изучения этого курса.
Курс способствует формированию научного мировоззрения, пониманию единства природы и человеческого общества, роли биологии, географии, экологии в стабилизации отношений человек - природа. Электив нацелен на развитие способностей учащихся оценивать комплекс факторов, влияющих на окружающую среду. Практикум ориентирует на изучение проблем природопользования на своей территории.
В основе программы лежат пути охраны живой природы, она реализует идею гармонии человека и природы, идея гуманизации раскрывается на основе необходимости поддержания качества природной среды, окружающей человека.
Цель данного курса формирование у учащихся мировоззрения в рамках научного познания картины мира.
Реализация целей программы достигается путём решения следующих задач:
-
Усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами.
-
Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека.
-
Овладение прикладными знаниями и практическими умениями изучения и оценки состояния окружающей среды, принятия правильных решений по ее улучшению, способности предвидеть возможные последствия своих действий и не допускать негативных воздействий на природу во всех видах трудовой деятельности.
-
Развитие потребности общения с природой, восприятия ее облагораживающего воздействия в соответствии с моральными ценностями нашего общества, стремления к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями.
-
Сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение вреда или ущерба природе, загрязнение или разрушение окружающей природной
среды. -
Активизация деятельности по улучшению окружающей природной и преобразованной среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы
Курс, интегрирующий и развивающий на основе географических, физико-географических, экономико-географических знаний по проблеме природопользования и других школьных предметов биологии, химии, физики.
Формы организации учебно-воспитательного процесса: лекционно-семинарские занятия и тематические зачеты, практические и лабораторные работы, мониторинг на конкретных территориях, решение экологических задач, самостоятельные исследования тем, организация экскурсий на предприятия и технические выставки, применять технические средства обучения.
Ключевыми компетенциями, которыми должны овладеть учащиеся после изучения курса «Природопользование» являются экологическая грамотность и экологическая культура.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Ученик должен
знать:
-
понятия: природа, труд, общество;
-
природные условия и ресурсы, природопользование,
-
виды природопользования; стихийное природопользование;
-
взаимосвязи природы, человека, общества
-
основные этапы развития природопользования примеры влияния культуры
-
на примеры изменения характера природопользования в процессе развития;
-
особенности человека нового типа, его отношение к человеку и природе;
-
причины хищнического характера природопользования
уметь:
-
наблюдать и фиксировать явления и объекты природы, их взаимосвязи с человеком и обществом;
-
оценивать (на элементарном уровне) отношение местного населения к природной среде;
-
характеризовать природные условия и ресурсы своей местности, использование их населением;
-
приводить примеры отображения отношения человека, общества к природе в произведениях искусства и религии, в науке;
-
получать информацию из различных источников.
Для достижения поставленной цели в соответствии с общеобразовательной программой учреждения используется УМК, утвержденных приказом минобр науки Р.Ф.
-
Учебное пособие Природопользование, Винокурова Н. Ф., Камерилова Г. С., Николина В. В., Смирнова В. М., Сиротин, В. И. - М.: Дрофа, 2007 (Элективные курсы)
-
Программы элективных курсов. География. Профильное обучение 10-11 классы, Винокурова Н. Ф. - М.: Дрофа, 2011
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводиться 34 часа. Однако, еще 1 час перенесен в региональный компонент. Его рекомендуется использовать для преподавания краеведческой составляющей предмета: для проведения практических работ с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.
Ожидаемый результат.
-
Умение самостоятельно добывать информацию из различных источников и использовать ее при выполнении заданий.
-
Приобретение опыта в нахождении правильного и рационального природопользования
-
Практика работы в группе
-
Умение распределять обязанности, учитывать мнение каждого члена группы, адекватно оценивать работу одноклассников (при условии коллективной формы организации обучения)
-
Знание учащимися специфики экологического стиля мышления, направляющего деятельность учащихся по рациональному природопользованию.
Система форм контроля.
В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: тесты, географические диктанты, практические работы. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.
№
Тема
Кол-во часов
Теория
Практика
1.
Введение.
3
3
0
2.
Исторические этапы взаимодействия общества и природы.
9
6
3
3
Использование современных способов научных исследований в природопользовании.
6
4
2
4
Экологические аспекты различных видов природопользования.
16
12
4
.5
Всего
34
25
9
№
Тема
Практическая часть
Кол-во часов
Домашнее задание
Дата
План
Факт
Введение - 3часа
1
Что такое природопользование.
1.Микросоциологическое исследование, отношение населения к природе.
П.1.стр.5-8
05.09
2
Виды природопользования.
П.2.с.8-9
12.09
3
Рациональное и нерациональное природопользование
П.2.с.10-15
19.09
Общие проблемы природопользования.
Тема 1.Исторические этапы взаимодействия общества и природы - 9 часов
4
Разносторонняя связь человека с природой.
П.4.с.21-23
26.09
5
Антропогенное воздействие на окружающую среду.
2.Определение загрязнителей в своём районе.
П.4.с.23-27
03.10
6
Природопользование в доиндустриальную эпоху.
П.5.с.27-33
10.10
7
Природопользование в индустриальную и постиндустриальную эпохи.
П.6.с.34-37
17.10
8
Современное состояние природных систем Земли.
П.7.с.38-45
24.10
9
Окружающая среда и здоровье человека.
П.8.с.45-50
31.11
10
Меры улучшения качества среды. Роль улучшения качества среды.
Интернет ресурсы
14.11
11
Формирование ответственного отношения человека к природе.
презентация
21.11
12
Итоговый урок по теме этапы взаимодействия общества и природы.
С.50-55
28.12
Тема 2.Использование современных способов научных исследований в природопользовании - 6 часов.
13
Прогнозирование последствий антропогенного воздействия на окружающую среду.
3. Изучение основных источников загрязнения в микрорайоне школы.
П.9.с.56-58
05.12
14
Моделирование природных процессов в решении экологических проблем.
П.10.с.58-60
12.12
15
Модель геосистемы как научная основа природопользования.
П.11.с.62-65
19.12
16
Мониторинг. Виды мониторинга.
П.12.с.65-69
26.12
17
Оценка качества окружающей среды.
4.Оценка состояния воздуха своей местности.
С.69
16.01
18
Итоговый урок по теме способы научных исследований в природопользовании.
С.70-72
23.01
Тема 3.Экологические аспекты различных видов природопользования.16ч.
19
Понятие о природных ресурсах и их виды.
П.13.с.73-76
30.01
20
Особенности использования охраны природных ресурсов.
П.14.с.76-82
06.02
21
Ресурсный цикл.
П.14.с.82-84
13.02
22
Проблемы природопользования в промышленности.
П.15.с.86-88
20.02
23
Промышленное лесопользование.
П.16.с.95-99
27.02
24
Промысловое природопользование.
П.17.с.99-104
06.03
25
Проблемы природопользования в обрабатывающей промышленности.
П.15.с.88-92
13.03
26
Экологические проблемы в энергетике.
П.18.с.104-109
20.03
27
Альтернативная энергетика.
П.18.с.110-112
27.03
28
Сельскохозяйственное природопользование.
П.19.с.112-118
03.04
29
Рекреационное природопользование.
5.Выявление рекреационных ресурсов своей местности.
П.20.с.118-122
10.04
30
Транспорт и связь. Проблемы природопользования.
6.Оценка влияния транспорта на окружающую среду.
П.21.с.122-127
17.04
31
ВПК. Проблемы природопользования.
П.22.с.128-132
24.04
32
Сущность и принципы территориального природопользования.
Изучение основных источников загрязнения в микрорайоне школы.
П.23.с.133-135
08.05
33
Управление природопользованием.
П.23.с.136-138
15.05
34
Итоговый урок по теме экологические проблемы различных видов природопользования.
С.138-142
22.05
Содержание программы
Введение
Для чего необходимо изучить природопользование. Понятие << природопользование >>. Вклад Ю. Н. Куражковского, Н. Ф. Реймерса, В. А. Анучина, В. С. Преображенского, И. П. Герасимова, Г. А. Приваловской, Т. Г. Руновой в развитие науки. Связь понятия «природопользование» с понятиями «природные условия», «природные ресурсы» , «окружающая среда», «географическая среда», «антропогенный фактор», «охрана окружающей среды».Междисциплинарность проблем природопользования: ресурсное, отраслевое, территориальное. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические кризисы и экологическая катастрофа как проявление нерациональнаго природопользования. Рациональное природопользование и устойчивое развитие. Сущность и принципы территориального природопользования. Природно - ресурсный потенциал территории. Понятие об экологической ситуации.
Раздел 1
Общие проблемы природопользования
Тема 1
Исторические этапы взаимодействия общества и природы
Разносторонняя связь человека с природой. Практическая, адаптивная, интимная, эстетическая формы отношений людей к природе. Изменения во взаимоотношениях общества и природы в процессе развития цивилизации. Современный период воздействия человека на природу и его особенности. Изменения природных систем Земли и их последствия для здоровья человека.. Здоровье как нормативный показатель природопользования. Формирование ответственного отношения человека к природе.
Практические работы
-
Микросоциологические исследование: выявления отношения населения местности к природе.
-
Определение классицикационной принадлежности загрязнителей в своем районе .
-
Влияние факторов окружающей среды и вызываемых ими заболеваний в своём районе.
Тема 2 Использование современных аспектов различных видов природопользования
Методы современных современных научных исследований в природопользовании. Моделирование природных процессов в решении экологическимх проблем. Виды моделирования. Модель геосистемы как научная основа природопользования. Глобальное моделирование. Понятие << мониторинг>> и его виды. Состояние окружающей среды и здоровье человека. Оценка качества окружающей среды. Стандарты качества окружающей среды. Меры улучшения качества окружающей среды.
Практические работы:
-
Оценка состояния воздуха своей местности.
Тема 3
Экологические аспекты различных видов природопользования
Природные ресурсы как связующее звено между природной и социально - экономическими сферами. Отраслевое природопользование и обрабатывающей отраслях промышленности. Промышленное лесопользование. Экологические проблемы энергетики. Сельскохозяйственное в рекреационной сфере. Транспорт и связь: проблемы военно - промышленного комплекса. Планирование и управление природопользованием в контексте идеи устойчивого развития.
Литература
Анучин В. А. Основы природопользования: Теоретический аспект. - М.: Мысль, 1978.
Баландин Р. К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. - М.: Мысль, 1988
Максимовский В. П. Географическая картина мира. - М.: Дрофа, 2008
Преображенский В. С. Поиск географии. - М.: Просвещение, 1986
Проблемы экологии России / под ред. Данилова-Данильяна. - М:. ИНФРА-М, 2005
Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь справочник. - М.: Просвещение, 1992
Реймерс Н. Ф. Природопользование: словарь справочник. - М.: Мысль, 1990
Экологические проблемы и их изучение в школе / под. Ред. А. А. Касьяна. - М.: Просвещение, 1997
Ресурсы интернета:
1.ГБОУ ДПО Нижегородский институт развития образования niro.nnov.ru/
2.Министерство образования и науки РФ mon.gov.ru/
3. Министерство образования Нижегородской области government-nnov.ru/minobr
4. Российский образовательный портал edu.ru/
5.Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования apkpro.ru/
6. Приоритетный национальный проект "Образование" rost.ru/
7. Федеральный государственный образовательный стандарт standart.edu.ru/
8. Мониторинг "Наша новая школа" kpmo.ru/
9. Единый Государственный экзамен ege.edu.ru/
10. Учительская газета ug.ru/
Рассмотрено Согласовано Утверждено
На заседании ШМО Заместитель Директор
Учителей гуманитарного директора по УР МБОУ СОШ №1 г.Ворсма
цикла МБОУ СОШ №1 г.Ворсма
________________ __________________
И.К.Клементьева В.В.Колемасов
Протокол № от
«___» _________20___г. «___» _________20___г. «___» _________20___г.
Рабочая программа
Элективного курса по географии
«Природопользование»
В 11 классе
2014-2015 учебный год
Составитель:
Учитель географии
Александрова З.В.
2014г.
Пояснительная записка
Программа электива «Природопользование» предназначена для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы на 68 часов. Предлагаемый курс дополняет базовую программу по географии.
Актуальность данного курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Стремительный рост потребления природных ресурсов, возрастающая деятельность человека на природные системы требуют перестройки биологического образования в школе. Решение этой задачи и входит в предмет изучения этого курса.
Курс способствует формированию научного мировоззрения, пониманию единства природы и человеческого общества, роли биологии, географии, экологии в стабилизации отношений человек - природа. Электив нацелен на развитие способностей учащихся оценивать комплекс факторов, влияющих на окружающую среду. Практикум ориентирует на изучение проблем природопользования на своей территории.
В основе программы лежат пути охраны живой природы, она реализует идею гармонии человека и природы, идея гуманизации раскрывается на основе необходимости поддержания качества природной среды, окружающей человека.
Цель данного курса формирование у учащихся мировоззрения в рамках научного познания картины мира.
Реализация целей программы достигается путём решения следующих задач:
-
Усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами.
-
Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека.
-
Овладение прикладными знаниями и практическими умениями изучения и оценки состояния окружающей среды, принятия правильных решений по ее улучшению, способности предвидеть возможные последствия своих действий и не допускать негативных воздействий на природу во всех видах трудовой деятельности.
-
Развитие потребности общения с природой, восприятия ее облагораживающего воздействия в соответствии с моральными ценностями нашего общества, стремления к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями.
-
Сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение вреда или ущерба природе, загрязнение или разрушение окружающей природной
среды. -
Активизация деятельности по улучшению окружающей природной и преобразованной среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы
Курс, интегрирующий и развивающий на основе географических, физико-географических, экономико-географических знаний по проблеме природопользования и других школьных предметов биологии, химии, физики.
Формы организации учебно-воспитательного процесса: лекционно-семинарские занятия и тематические зачеты, практические и лабораторные работы, мониторинг на конкретных территориях, решение экологических задач, самостоятельные исследования тем, организация экскурсий на предприятия и технические выставки, применять технические средства обучения.
Ключевыми компетенциями, которыми должны овладеть учащиеся после изучения курса «Природопользование» являются экологическая грамотность и экологическая культура.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Ученик должен
знать:
-
понятия: природа, труд, общество;
-
природные условия и ресурсы, природопользование,
-
виды природопользования; стихийное природопользование;
-
взаимосвязи природы, человека, общества
-
основные этапы развития природопользования примеры влияния культуры
-
на примеры изменения характера природопользования в процессе развития;
-
особенности человека нового типа, его отношение к человеку и природе;
-
причины хищнического характера природопользования
уметь:
-
наблюдать и фиксировать явления и объекты природы, их взаимосвязи с человеком и обществом;
-
оценивать (на элементарном уровне) отношение местного населения к природной среде;
-
характеризовать природные условия и ресурсы своей местности, использование их населением;
-
приводить примеры отображения отношения человека, общества к природе в произведениях искусства и религии, в науке;
-
получать информацию из различных источников.
Для достижения поставленной цели в соответствии с общеобразовательной программой учреждения используется УМК, утвержденных приказом минобр науки Р.Ф.
-
Учебное пособие Природопользование, Винокурова Н. Ф., Камерилова Г. С., Николина В. В., Смирнова В. М., Сиротин, В. И. - М.: Дрофа, 2007 (Элективные курсы)
-
Программы элективных курсов. География. Профильное обучение 10-11 классы, Винокурова Н. Ф. - М.: Дрофа, 2011
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводиться 34 часа. Однако, еще 1 час перенесен в региональный компонент. Его рекомендуется использовать для преподавания краеведческой составляющей предмета: для проведения практических работ с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности.
Ожидаемый результат.
-
Умение самостоятельно добывать информацию из различных источников и использовать ее при выполнении заданий.
-
Приобретение опыта в нахождении правильного и рационального природопользования
-
Практика работы в группе
-
Умение распределять обязанности, учитывать мнение каждого члена группы, адекватно оценивать работу одноклассников (при условии коллективной формы организации обучения)
-
Знание учащимися специфики экологического стиля мышления, направляющего деятельность учащихся по рациональному природопользованию.
Система форм контроля.
В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: тесты, географические диктанты, практические работы. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации.
Тематическое планирование. Региональные аспекты природопользования.
№
Тема
Кол-во часов
Теоритическая часть
Практическая часть
1
Природопользование в России
12
7
5
2
Природопользование в экономические развитых и развивающихся странах
15
13
2
3
Взаимодействие стран в решении проблем природопользования
7
7
0
Всего
34
27
7
Каледарно -тематическое планирование 11 класс
№
Тема
Практическая
Домашние задания
План
Факт
1
Тема 1. Природопользование в России. Этапы развития природопользования в России
Параграф 24 стр. 143-149
03.09
2
Современные экологические ситуации и проблемы природопользования
Практическая №1 Изучение народных традиций охраны природы в своей области
Параграф 24 стр. 150-152
10.09
3
Современная экологическая ситуация в России типы типы экологических ситуаций
Параграф 25 стр. 152-156
17.09
4
Районы России с острой экологической ситуацией
Параграф 25 стр. 156-158
24.09
5
Природопользование в индустриально -развитах районах
Практическая №2 Определение санитарно - защитной зоны предприятия нормативным показателям
Параграф 26 стр. 159-163
01.10
6
Эколого - экономическая ситуация в промышленная своей области
Практическая №3 Определение показателя демографического давления
Параграф 26 стр 165
08.10
7
Экологические проблемы крупных городов
Параграф 27 стр. 165 - 173
15.10
8
Сельскохозяйственное природопользование
Практическая № 4 проведение экологической экспертизы животноводческого комплекса
Параграф 28 стр. 174 - 178
22.10
9 10
Природопользование в рекреационных районах
Практическая №5 Расчет степени рекреационной деградации вашей местности
Параграф 28 стр. 178 - 182
29.10
12.11
11
Особенности экологических проблем в зоне Севера
Параграф 30 стр. 182 - 186
19.11
12
Обобщение по теме к Природопользование в России
Стр. 186 - 188
26.11
13
Тема 2. Природопользование в развитии в странах . Влияние экономического развития на характер природопользования
Параграф 31 стр. 189 - 191
03.12
14
Переход к рациональному природопользованию в экономических развитых странах
Параграф 32 стр. 192 - 193
10.12
15
Природопользования в городских агламерациях
Параграф 32 стр. 193 - 200
17.12
16
Природопользование в сельскохозяйственных районах мира
Параграф 33 стр. 202 - 205
24.12
17
Проблемы природопользования в экстремальных и лесных районах
Презентация
18
Обострение проблем природопользования в развивающихся странах
Параграф 34 стр. 207 - 209
14.01
19
Рост населения одна из важнейших причин обострения экологической ситуации
Параграф 34 стр. 201- 211
21.01
20
Зависимость экологической политики от уровня развития развивающихся стран
Интернет - ресурс
28.01
21
Экологические последствия истощения природных ресурсов охрана земельных ресурсов
Параграф 35 стр. 211 - 113
04.02
22
Проблема чистой воды
Параграф 35 стр. 213 - 214
11.02
23
Глобальное значение массового сведения лесов
Параграф 35 стр. 214 - 216
18.02
24
Опустывание глобальный процесс современности
Практическая № 6 изучение глобальной экологической проблем по плану: 1) причины. 2) сущность. 3) последствия.4) путирешения
Стр. 216 - 217
25.02
25
Различия развивающихся стран по условиям и характеру природопользования Латинская Америка, Африка
Параграф 36 стр. 217 - 220
04.03
26
Азия
Практическая № 7 экологическая характеристика
Параграф 36 стр. 221 - 222
11.03
27
Обобщение по теме
Стр. 223 - 224
18.03
28
Тема 3. Взаимодействие стран. Идея устойчивого развития - мировозренческая основа рационального природопользования основные этапы
Параграф 37 стр. 225 - 227
01.04
29
Основные положения и приципы реализащии концепции устойчивого развития для рационального природопользования
Параграф 37 стр. 227 - 229
08.04
30
Использование идей устойчивого разития в природопользовании стран социально экономического типа
Параграф 37 стр. 229 - 230
15.04
31
Россия в международном сотрудничестве
Параграф 37 стр. 230 - 232
22.04
32
Международное сотрудничество в решении проблем природопользования
Параграф 38 стр. 232 - 235
29.04
33
Роль общественности в охране окружающей среды
Параграф 39 стр. 236 - 238
08.05
34
Обощающее повторение
Содержание программы
Тема 1
Природопользование в России.
Этапы развития природопользования в России. История заповедного леса в России. Вклад И.Н. Бородина, Г.А. Кожевникова, А.П. Богданова , В.В. Докучаева в развитие заповедного дела . Современные проблемы природопользования. Экологическая ситуация в России. Районы России с острой экологической ситуацией.
Природопользование в промышленно-урбанизированных в районах России . Экологические проблемы крупных городов их пути их решения. Природопользование в агарно-индустриальных районах. Проблемы эрозии почв. Химизация сельского хозяйства и ее экологические следствия. Решение экологических проблем агарного природопользования.
Природопользование в рекреационных районах. Охрана и восстановление рекреационных ресурсов. Природопользование в районах нового освоения с экстремальными природными условиями .Природно-ресурсный потенциальный их территорий. Проблемы рационального природопользования в районах Севера.
Тема 2
Природопользование в экономически развитых и развивающихся странах
Влияние экономического развития на характер природопользования.
Особенности природопользования в экономически развитых странах и экологические проблемы. Использование достижений НТП в природоохранных мероприятий.
Природопользование в промышленно-урбанизированных районах мира. Мозаичность антропогенных ландшафтов - отличительная черта промышленно-урбанизированных районов.
Природопользование в сельскохозяйственных районах мира. Экологические последствия интенсификации сельского хозяйства. Направления рационального агарного природопользования. Проблемы природопользования в экстремальных и лесных районов мира.
Обострение проблем природопользования в развивающихся странах. Рост населения и связанное с ним обнищание развивающихся стран - одна из важнейших причин обострения экологической ситуации. Отсутствие суверенитета над своими богатствами, необходимость в размещении «Грязных» производств , сохранение экстенсивных и отсталых форм землепользования. Зависимость экологической политики от уровня экономического развития развивающихся стран .
Нерациональное эксплуатация минеральных ресурсов и ее последствия . Особенности использования и охраны земельных ресурсов. Экологические последствия развития поливного земледелия. Проблема чистой воды. Глобальное значение массового сведения лесов. Опустынивание - глобальный процесс современности. Особенности промышленного природопользования в развивающихся странах. Различия развивающихся стран по условиям и характеру природопользования.
Общие и региональные особенности природопользования развивающихся стран. Пути решения экологических проблем в развивающихся странах.
Тема 3
Взаимодействие стран в решении проблем природопользования.
Международное сотрудничество в решении проблем природопользования. История международного сотрудничества в природопользовании. Концепция устойчивого развития. Принципы и формы сотрудничества. Сотрудничество по линии международных конвенций и соглашений. Сотрудничество на двусторонней основе. Участие России в международном сотрудничестве. Ведущие международные организации, занимающиеся проблемами природопользования. Роль общественности в охране окружающей среды. Зависимость состояния окружающей среды от деятельности каждого человека в её защиту.
Литература
Анучин В. А. Основы природопользования: Теоретический аспект. - М.: Мысль, 1978.
Баландин Р. К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. - М.: Мысль, 1988
Максимовский В. П. Географическая картина мира. - М.: Дрофа, 2008
Преображенский В. С. Поиск географии. - М.: Просвещение, 1986
Проблемы экологии России / под ред. Данилова-Данильяна. - М:. ИНФРА-М, 2005
Реймерс Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь справочник. - М.: Просвещение, 1992
Реймерс Н. Ф. Природопользование: словарь справочник. - М.: Мысль, 1990
Экологические проблемы и их изучение в школе / под. Ред. А. А. Касьяна. - М.: Просвещение, 1997
Ресурсы интернета:
1.ГБОУ ДПО Нижегородский институт развития образования niro.nnov.ru/
2.Министерство образования и науки РФ mon.gov.ru/
3. Министерство образования Нижегородской области government-nnov.ru/minobr
4. Российский образовательный портал edu.ru/