- Преподавателю
- География
- Проектная деятельность на уроках географии
Проектная деятельность на уроках географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Колесова А.Л. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проектная деятельность на уроках географии
Учитель географии
МОБУ СОШ № 12
Колесова А.Л
г. Нефтекамск 2015 г.
Отличительной особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения
География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам. Она широко использует все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности.
Конечно, широко практическое применение географических знаний. Каждый школьник в повседневной жизни сталкивается с прогнозом погоды, анализом карты в походе, различным составом почв и т.д. Чтобы эффективно решать эти задачи, у ребят должны быть сформированы не только географические знания, но и желание постоянно их пополнять, добывать самостоятельно.
Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.
Широкий спектр методов и приемов, их сочетание, учитывающее содержание учебного материала, уровень подготовленности класса, наличие необходимых средств обучения, эмоционально-психологическую атмосферу конкретного класса способствует развитию познавательного интереса у обучающихся, достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Наиболее эффективной в преподавании географии является личностно-ориентированная технология, целью которой является создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Для реализации нового подхода на основе личностно-ориентированного обучения, в своей работе я начала использовать технологию проектной деятельности. Проектная деятельность наряду с оптимизацией учебно-воспитательного процесса предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать и принимать нестандартные решения. Ценность работы над проектом состоит в том, что в процессе выполнения задания учащиеся осваивают ключевые компетенции: коммуникативные, учебно-познавательные, информационные, предметные, личностного саморазвития.
Метод проектов позволяет органично интегрировать знания из разных областей и применять их на практике, рождая при этом новые идеи. Проектная деятельность способствует воспитанию мотивированных детей. Нашей первой работой по данной теме была работа по изучению снежного покрова в районе города Нефтекамска, вторая работа была нацелена на изучение населения города Нефтекамска, сейчас мы работаем над проектом малые реки большой Родины (река Марьинка)
Достоинства проектной деятельности: -это создание особой образовательной атмосферы, дающей школьникам попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности-развивать свои универсальные умения. -повысить мотивацию изучения предмета-реализовать комплексное восприятие учебных предметов-принимать самостоятельные решения, поверить в свои силы. Наряду с положительными сторонами проектной деятельности нельзя не назвать и некоторые ее недостатки: -увеличение нагрузки на учащихся и интеллектуальной и эмоциональной; -требование более сложной системы оценивания;-увеличение объема работы учителя (чем ниже уровень подготовленности учащихся, тем больше работы для учителя);-наличие риска неудачного выполнения работы. Существует несколько подходов к классификации проектов: - по предметно-содержательной области; - по характеру координации проекта;- по характеру доминирующей деятельности учащихся в проекте;- по характеру контактов;- по количеству участников проекта;- по продолжительности проекта; Обязательным условием работы в проекте является соблюдение правил оформления проекта и выполнение определенных требований. Можно выделить основные этапы реализации проекта: - Организационный (формулировка темы, целей, задач, планирование деятельности)- Технологический (сбор и анализ информации, выработка и обсуждение идей, оформление работы)- Заключительный (представление работы, ее анализ и оценка)Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе. За долгие годы своего существования педагогическая наука накопила огромный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Перед современным учителем стоит непростая задача выбрать то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности.
В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.
Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинно-следственные связи. Кроме того, метод проектов - это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию - умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.