Урок по теме «Ветер»

Предлагаемый урок по теме «Ветер» в 6 классе спланирован в технологии критического мышления. Цель технологии – научить такой работе с текстом, в процессе которой информация,  имеющаяся в тексте, понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом – и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение. Чтобы хорошо управляться с информацией, надо владеть практическими мыслительными навыками, формирование которых может происходить в специальной технологии обучения, через  определенные методические приемы и учебные условия. В структуре урока технологии критического мышления выделяется три стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии.
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Ветер»

Цель: Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о явлениях, происходящих в атмосфере.

Задачи:

1.образовательные: учащиеся смогут определять и анализировать причины возникновения и образования ветра; устанавливать причинно-следственные отношения между характером подстилающей поверхности, температурой воздуха над ней, атмосферным давлением и ветре.

2.развивающие: учащиеся овладеют приемом построения особого типа графика - розы ветров, смогут систематизировать и совершенствовать умение работать с текстом, критически оценивать географическую информацию, сравнивать, делать выводы.

3.воспитывающие: учащиеся смогут задуматься о значении ветра в жизни и деятельности человека, эстетически воспринимать географические объекты через литературные произведения, применять полученные знания на практике.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: критического мышления.

Методы мотивации и стимулирования: свободный выбор заданий, создание ситуации успеха, похвала, самооценка и коррекция своей деятельности, опора на жизненный опыт, сопереживание.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная, поисковая.

Виды учебной деятельности: самостоятельная работа с текстами, схемами, таблицами, иллюстрациями, ответы на вопросы, ИКТ.

Методические материалы, технические средства обучения.

1.Конспект урока, презентация

2.Компьютер, мультимедийный проектор.

3.Раздаточный материал - карточки с материалом.

4. Иллюстрации флюгера, башни ветров, флага с изображениями флюгера;

5. Схема ветров «бриз"» и «муссон», схема «Роза ветров»

6.Таблицыы «Нагревание суши», «Работа ветра»;

7. УМК: Учебник: Дронов В.П., Савельева Л.Е. «География. Землеведение» 6 класс. -М.: Дрофа, 2009г.

Ход урока

Этапы урока

Описание активных форм обучения. Методические рекомендации.

I. Организационный момент

Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами.

А какое настроение у вас, ребята? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению.

Данный прием позволяет учителю оценить эмоциональное состояние учащихся в начале урока.

(показ смайликов)

II. Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Учащиеся вспоминают, что им известно и систематизируют информацию.

Классу демонстрируется слайд с прогнозом погоды на предстоящие дни, на котором изображены температура и атмосферное явление.

Вопросы классу:

Какие элементы погоды и почему в такой последовательности отражены в прогнозе?

Какого явления погоды не достает?

Слайд №1,2

Учитель предлагает учащимся отгадать загадку и определить тему урока.

Фырчит, рычит,
ветки ломает, пыль поднимает,
тебя с ног сбивает,
слышишь его, да не видишь его.
Кто не ведает границ?
Кто летит быстрее птиц?
Он - то грозен, то мятежен,
То, как пух весенний нежен.
Кто свободней всех на свете?
Догадались? Это… (ветер)

Как вы правильно угадали - это «Ветер»

Ветер - это и будет тема урока. С ветром вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу.

Опора на жизненный опыт, методы мотивации и стимулирования деятельности обучающихся.

Слайд№3(загадка)



Слайды №4-10 «Проделки ветра»

Слайды №11,12

Учитель активизирует работу учащихся, на выявление целей урока.

Заполнение таблицы

Лист №1

знаю

хочу узнать

узнал

- движение

- сила

- скорость

- направление

Задание: Впишите в первую колонку все, что знаете о ветре, используя только ключевые слова. Потом обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее.

Вторую колонку учащиеся заполняют каждый самостоятельно.

Данный методический прием технологии критического мышления возрастных особенностей учащихся. Цель использования приема на стадии вызова - это актуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала, расширения и систематизации знаний по изучаемому вопросу.

Коллективное обсуждение первой колонки. Учащиеся оценивают собственные поступки и поступки своих товарищей.

Учащиеся называют, что они вписали во вторую колонку.

Вписанные вопросы и будут планом урока.

Задание классу:

На основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цели нашего урока:

Выявить причины возникновения ветра.

Узнать от чего зависит сила, скорость, направление ветра.

Выяснить, как ведут наблюдения за ветром и обрабатывают результаты.

Данный методический прием позволил подвести учащихся к формулировке цели урока. Названные цели полно и всесторонне отобразили содержание урока. Прием демонстрации с помощью мультимедийной презентации и использование раздаточного материала (лист №1) позволил рационально распределить время этапа и урока в целом.

III. Стадия осмысления

Контакт с новой информацией( материалы учебника, текст, слайды, опыты и т.д.) Поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Ситуация. Вам жарко, вы помахали веером, и возник ветерок (продемонстрировать).

- Что произошло? (Окружающий нас воздух мы привели в движение, и возник ветер.)

Ветер - движение воздуха в горизонтальном направлении.

Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Учащиеся ориентируются в ситуации и выдвигают версии.

Выделим ключевое слово и признаки.

Данный прием позволяет осознанно запомнить понятия.

Вопросы классу:

Какие причины могут вызвать это движение?

- разная подстилающая поверхность (суша и море нагреваются по-разному);

- над сушей и морем разная температура;

- разное давление;

- из-за разницы в давлении возникает движение воздуха (ветер).

Образование ветра днем.

Работа по схеме в учебнике. «Нагревание суши и воды»

Нагревшийся от суши воздух расширяется и поднимается вверх. Давление падает.

Холодный воздух отводы занимает место поднявшегося вверх теплого воздуха. Возникает ветер. Воздушные массы начинают перемещаться туда, где давление меньше.

759 мм.рт.ст.

755 мм.рт.ст.

Причина

Следствие

Образование ветра

Разница атмосферного давления

Задание классу:

- Смоделируйте ситуацию, откуда и куда, а так же почему дует ветер ночью?

Формируем понятие бриз (дневной, ночной).

Можно ли в условиях класса смоделировать ветер и как это сделать?

Слайд№13

Опираясь на жизненный опыт, слайды, учащиеся делают вывод и объясняют свои ответы.

Слайд№14-17

Учащиеся делают записи, пометки в тетрадях по мере осмысления новой информации, понятий.



Учащиеся аргументируют свою точку зрения.

Учитель создает ситуацию успеха.

Работают с учебником стр.112-113

Опыт с воздушными шариками.

Учащиеся надувают шары, затем плавно выпускают из них воздух и поясняют, что из за разности в давлении возник ветер. Шар, который больше надут, воздух из него выходит с большей скоростью. Объясняют большей разницей в атмосферном давлении.

Наиболее важные вопросы темы фиксируем, строя логическую опору.

Данный эксперимент позволил учащимся проверить зависимость направления ветра от атмосферного давления.

Урок по теме «Ветер»

Мы рассмотрели причины образования ветра. Отмечаем их на логической опоре. Лист№2

Урок по теме «Ветер»

Прием кластера, целью которого является систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей. Учитывая первое знакомство учащихся с данным приемом, возрастные особенности учащихся, используется поэтапная работа с кластером.

Слайд№17

В жизни мы встречаемся не с таким ветром, как моделировали. Виды ветров. Муссоны.

Прослушайте отрывки из литературных произведений и ответьте на вопрос:

«О какой характеристике ветра идет речь?».

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы. (А.С. Пушкин)

Сегодня старый ясень сам не свой, -

Как будто страшный сон его тревожит.

Ветвями машет, шевелит листвой,

А почему, - никто сказать не может. (С.Я.Маршак)

- Сила, скорость ветра.

Слайд №18-21

Применение отрывков из литературных произведений - активное средство для развития творческого мышления учащихся.

Учитель включает в работу урока «слабых»учащихся и удовлетворяет их желание быть значимыми личностями.

Слайд №22-25

Знакомимся с силой и скоростью ветра, местными признаками их определения, используя учебник стр.110.

Для определения силы и скорости ветра существует специальная шкала - шкала Бофорта.

Штиль (0 баллов, меньше 1 м/с) - безветрие, слабый шелест листвы.

Слабый (3 балла, 4-5 м/с) - шелест листьев, раскачиваются тонкие ветки, отклоняется дым из трубы, поднимается пыль.

Сильный (6 баллов, 11-12 м/с) - шумят верхушки деревьев, листья с деревьев могут быть сорваны, раскачиваются толстые сучья.

Шторм (9 баллов, 19-22 м/с) - ломает ветви деревьев и мелкие постройки.

Ураган (12 баллов, 29 м/с) - выворачивает с корнем деревья, ломает крупные постройки, катастрофический ветер.

Рекорд. Самый сильный ветер зарегистрирован в Антарктиде - 87 м/с. (см. карту мира).

Формулировка вывода.

Скорость и сила ветра зависит от разницы в атмосферном давлении.

(на слайдах демонстрация приборов, с помощью которых измеряются сила и направление ветра)

Учащиеся самостоятельно находят информацию, анализируют, выявляют зависимость скорости и силы ветра, устанавливают причинно - следственные связи.

Слайд №26-29





Учитель поощряет ответы учащихся из дополнительных источников.

Слайд №30, 31

Слайд №32 - 34

На листе №3 представлены результаты наблюдений за направлением ветра.

Направление ветра

С

С-З

С-В

Ю

Ю-З

Ю-В

З

В

Без ветра

Количество дней

3

1

4

8

4

4

5

2

-

Урок по теме «Ветер»

По этим данным учимся строить графическое изображение (розу ветров) рис.101 стр.109 учебник.

Работа с розой ветров.

Какой вывод можно сделать по графическому изображению?

Для каких целей нужно знать розу ветров?

Учитель предлагает сделать вывод о значении ветра в природе, для человека. Какую роль играет ветер в жизни человека? Каково значение ветра в природе?
Учащиеся полученные данные анализируют, выделяют роль ветра в природе, в хозяйственной деятельности человека.

Обобщение ответов учащихся:

-перенос влаги на материк;

-источник энергии - мельницы, двигатели, парусники;

-способствует образованию морских течений.

На данном этапе урока продолжилось формирование технологической компетентности. Дети с графиками не знакомы (на этом уроке получают только первоначальное представление), поэтому работа была организована по инструкциям (по плану).

Слайд №35,36









Слайд №37 - 42

Учащиеся формулируют свое отношение к проблеме значения ветра, выдвигают версии, доказывают их.

IV. Стадия рефлексия.

Творческая переработка полученной информации, анализ, подведение итога урока, взаимопроверка и взаимооценка.

1. В листе №1 заполняется третья колонка (узнал).

Данный прием на стадии рефлексии позволяет учащимся систематизировать новые понятия, осуществлять взаимопроверку и взаимообучение, а учителю корректировать свою деятельность.

2.Восстановление перепутанной логической цепочки. (задания на слайдах для обобщения и закрепления нового материала)

Правильный ответ: 2 - 1 - 4 - 3 - 5.

Слайд №43, 44, 45( можно использовать как резерв)

Прием «перепутанная логическая цепочка», целью которого является определение степени понимания учащимися логики изучаемых природных явлений через установление причинно-следственных связей, использовался на стадии рефлексии.

Урок по теме «Ветер»

3.Творческая работа по составлению синквейна или пятиминутного эссе.

6. Домашнее задание.$29 стр. 109-132.

Творческие задания: 1.Объясните пословицы:

1.Чужая сторона и без ветра сушит, и без зимы холодит.2. Без ветра дерево не шатается.

2.Сочините смешную или грустную фантастическую историю на тему: «А что было бы, если бы ветров не стало?»

3.Италия - сапог, Великобритания - дама с зонтиком. А что ещё необычного рисуют, нам очертания на географической карте?

Слайд №46

1.Ветер;

2.Слабый, сильный;

3.Перемещается, дует, разрушает, переносит.

4.Экологически чистый источник энергии. 5.Ветер - воздух.

Слайд №47

При подаче домашнего задания проведена дифференциация с учетом интереса учащихся. На дом предложена творческая работа, что является методическим приемом технологии критического мышления.

На этом наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое настроение у вас сейчас? Ребята, если вам понравился урок, если вы узнали новые факты, то закрепите веселые смайлики на доске.

При завершении урока учитель интересуется эмоциональным состоянием учащихся.Анализирует работу класса







Дополнительный материал по методическому обеспечению предлагаемого урока.

Задание№1

1 вариант.

Холодный воздух с моря двигается в горизонтальном направлении на сушу.
В течении дня суша нагревается от солнечных лучей быстрее и сильнее.
Море нагревается и отдает тепло медленно.
Днем ветер дует с моря на сушу - это дневной бриз.
Воздух прозрачный, солнечные лучи проходят не нагревая его.
От суши нагревается воздух и поднимается кверху.

Учитель: Я вам предлагаю 2 цифры. Что они означают? Как их правильно разместить на схеме. 763 мм. рт. ст. ; 757 мм. рт. ст.

Задание№2

Учитель: Обратите внимание на порядок ответов и воспользуйтесь ключом, записанным ниже. В ответе вы получите метеорологический прибор в названии, которого 6 букв.

Урок по теме «Ветер»

Первая буква: сосчитайте количество гласных букв в слове, обозначающее газ, которого в воздухе содержится 4/5 части от общего количества.

Вторая буква: сосчитайте общее количество букв в названии газа, который находится в атмосфере и защищает Землю от губительных ультрофиолетовых лучей.

Третья буква: количество цветов в радуге умножьте на число букв в слове, означающее прибор измерения температуры воздуха.

Четвертая буква: сосчитайте количество согласных букв в названии газа, который поддерживает горение и дыхание.

Пятая буква: из слова, которое означает прибор для определения атмосферного давления, возьмите третью букву с конца.

Шестая буква: сосчитайте количество букв в названии газа, который содержится в воздухе, плохо растворяется в воде и придает ей кисловатый вкус.

Код ответа: ФЛЮГЕР. В переводе с голандского - «крыло». Изобретен в 19 веке в Петербурге Людвигом Ивановым Вильдом.

Задание №3

Для закрепления и проверки изученного материала проведем блиц. 5 вопросов, на которые вы должны ответить «да» или «нет»

Блиц:

1.Бриз - это ветер, который дважды меняет свое направление в течении суток.

2.Барометр - это прибор для определения силы и направления ветра.

3.Направления ветров, господствующих в местности, можно узнать по графику - роза ветров.

4.Главная причина возникновения ветра - разница в атмосферном давлении.

5.Ветер - это бесполезное для человека явление природы.

Код ответа. 1 - да, 2 - нет, 3 - да, 4 - да, 5 - нет.

Задание№4

Разгадать и объяснить пословицу. Для этого вам нужно найти ключ ответа по первой строке и использовав этот ключ отгадать зашифрованное слово.

Урок по теме «Ветер»

Код ответа. Прямое дерево ветра не боится. Какой смысл заложен в этой пословице?

Задание №5

1. Покажите стрелками направление ветра:

А)

760 мм

750 мм

Б)

756 мм

765 мм

В)

780 мм

740 мм

Г)

768 мм

759 мм

Задание №6

1.Найти соответствие

Урок по теме «Ветер»

Задание №7

На побережье Охотского моря в зимний день атмосферное давление было 770 мм, а над морем 768 мм. В каком направлении будет дуть ветер? Объясните свой ответ.

Задание №8

На побережье Японского моря атмосферное давление было 767 мм, а над морем 769 мм. В каком направлении будет дуть ветер? Как он называется? Объясни свой ответ.

Задание №10

1.Какой ветер показан на рисунке? В какую часть дня?
Урок по теме «Ветер»

Задание №11

1.Географическая задача.

Инспектор Варнике (герой печатавшихся в 70-е годы в журнале «Наука и жизнь» популярных комиксов) расследовал дело об убийстве, совершенном в полдень в нескольких километрах от берега моря. На допросе, проводимом инспектором, один из подозреваемых настаивал на своем алиби. Он утверждал, что в момент совершения преступления гулял по набережной моря и затратил почти целый час, пытаясь достать из воды унесенную с его головы шляпу, которую легким ветерком отгоняло все дальше и дальше от берега. Почему же этот рассказ заставил инспектора Варнике усомнится в алиби подозреваемого.

Загадки о ветре

1."Вокруг носа вьётся , а в руки не даётся"

Без рук, без ног, а ворота открывает"

"Ему не спится днём и ночью
В любую щелочку проскочит.
Зимой холодный, тёплый - летом
Торопится куда-то ::. (ветер).

2.Фырчит, рычит,
ветки ломает, пыль поднимает,
тебя с ног сбивает,
слышишь его, да не видишь его.
Кто не ведает границ?
Кто летит быстрее птиц?
Он - то грозен, то мятежен,
То как пух весенний нежен.
Кто свободней всех на свете?
Догадались? Это..

3Шелестит и шумит, ветки ломает, пыль столбом поднимает,
С ног тебя сбивает.

Ясно слышишь ты его, да не видишь никого!
Нет от него покоя. Что это такое?

4Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет

Интересные факты по теме урока.

1.В 1 веке до н.э. греческий астроном Андроник построил Башню ветров или Гороловый. Горельеф на каждой из 8 граней башни изображал богаветра, соответствующего данному направлению ветра. Главный среди богов - Борей (северный ветер) и Нот (южный ветер).

2.В 1805 году английский адмирал сэр Френсис Бофорт, наблюдая за парусными судами, разработал шкалу измерения силы ветра

На море. В последствии шкалу Бофорта приспособили и для использование на суше, она до сих пор служит метеорологам. Сила ветра по Босфору изменяется в баллах от 0 до 12: 0баллов - штиль, 1балл - тихое дуновение,

2-лёгкий ветер, 3- слабый ветер, 4- умеренный ветер, 5 -свежий ветер, 6- крепкий ветер, 7 - сильный ветер, 8- очень сильный ветер, 9- шторм, 10-сильный шторм, 11 - жестокий шторм, 12 - ураган.

3. Многие любят зефир - такой он легкий, воздушный, сладкий. Не случайно кондитеры дали своему изделию это имя, взятое из древнегреческих мифов. Греки так называли бога западного ветра. Бога этого они очень чтили, ведь легкая, освежающая воздушная струя несла на раскаленные солнцем земли влагу, прохладу, она ласкала и навевала спокойствие. Совсем иначе видели греки бога северного ветра - Борея. Это длинноволосый, бородатый, могучий великан, живущий в темных горных пещерах и налетающий без жалости и пощады. Бога южного ветра Нота называли не иначе как быстрым.

4.Муссон - это ветер, который дует два раза в год: зимой дует с материка в море, а летом - с моря на материк. У нас на территории России такой ветер можно наблюдать на Дальнем Востоке.

Ветер носит разные имена. Это зависит от рельефа и народности, которая занимает данную территорию.

  • Виразон - Чили, Тихий океан

  • Леванто - Канарские острова

  • Брева - Италия

  • Пурга - Россия

5.В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами кружились в воздухе листовки и медленно опускались на землю. Из них люди узнавали правду о положении на фронте. Три дня фашистские дозорные зорко следили за небом, пытаясь обнаружить там самолет, но безуспешно. Самолета не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом стало известно,

мальчик по имени Саша взял листовки сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы. Труба имела высоту 30 метров.

(Вывешиваю на доску рисунок)Урок по теме «Ветер»

Если у поверхности Земли давление воздуха 760 мм рт. ст., то на верхнем конце трубы сколько? (записываю 757 мм рт. ст)

- И что же вы видите? Где воздух испытывал большее давление? (У основания трубы, внизу)

Итак, внизу давление больше, а вверху - меньше. Подумайте и продолжите мой рассказ. (Воздух снизу устремился вверх и унес с собой листовки. Возникло движение воздуха)

- А как можно назвать это движение воздуха? Почему летали листовки? Кто их распространял по воздуху? (Ветер)

5.Флюгер - прибор, измеряющий силу ветра.

Возможно, старейшим из метеорологических приборов является флюгер, показывающий направления ветра. В странах, исповедующих христианство, флюгарку обычно делают в виде петуха. Такие флюгеры впервые появились на крышах христианских храмов в 9 веке. Они напоминали о крике петуха, последовавшем после троекратного отречения апостола Петра от Христа. К сожалению, сегодня их символическое значение по большей части забыто.

- А вот на море определяли направление ветра по вымпелу. В средние века аналогичные красочные вымпелы развевались над полями сражений. Прежде, чем пустить стрелу, лучники, определяли, в каком направлении дует ветер.

Отрывки из литературных произведений по теме урока.

1. Сегодня старый ясень сам не свой, -
Как будто страшный сон его тревожит.
Ветвями машет, шевелит листвой,
А почему, - никто сказать не может.
С.Я.Маршак

2.Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листва (слабый).
А.С. Пушкин

3.И было, как видно, ему не впервые
Ломать, как тростинки, дубы вековые,
И, крыши срывая, врываться в жилища.
Его назвали ветрило! Ветрище! (Ураган.)

С. Михалков.

4.Горные вершины спят во тьме ночной,
Тихие долины полны свежей мглой,
Не пылит дорога, не дрожат листы... (Штиль.)

М.Ю. Лермонтов.

5.Буря воет в саду, буря ломиться в дом
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать посадила... (Шторм.)

Н.А. Некрасов.

6.Заслонили солнце тучи,
Небо все заволокли;
И тростник сухой и желтый
Клонит ветер до земли. (Сильный.) А.Н. Плещеев.

Демонстрация опытов по теме «Ветер»

Опыт№1

- Чтобы ответить на вопрос, что же такое ветер, мы проделаем с вами простой опыт. Зажжём свечу, откроем дверь и посмотрим свечу сначала внизу дверного проёма, а потом вверху.

-Что мы увидели? (Пламя внизу идёт в класс, а наверху показывает направление из класса).

- Что такое ветер? (Это движение воздуха в горизонтальном направлении).

Опыт №2(причины образования ветра.)

1.Вырезали бумажную спираль.

2.Поместили её на острие спицы.

3.Под спиралью поставили лампу, через некоторое время лампу включили.

4.Через некоторое время лампу потушили.

Что наблюдали?

Как можно объяснить то, что вы увидели.?

- После того как лампу включили, бумажная спираль стала вращаться. Как только лампа потухла, и воздух остыл, спираль перестала вращаться.

Викторина

1.Ветер, дующий днём с моря на сушу, ночью с суши на море.(бриз)

2.Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления к местам низкого давления.(ветер)

3.Прибор для определения атмосферного давления. (барометр)

4.Прибор для определения температуры воздуха.(термометр)

5.Разность между наибольшим и наименьшим значением температуры воздуха в течение суток, месяца или года.(амплитуда)

6.Нижний слой воздушной оболочки Земли.(тропосфера)

7.Сила, с которой воздух давит на поверхность.( атмосферное давление)



© 2010-2022