• Преподавателю
  • География
  • Разработка урока по географии на тему: Африка. Географическое положение и история исследования

Разработка урока по географии на тему: Африка. Географическое положение и история исследования

Познакомить с физико-географическим положением Африки и историей исследования материка; научить давать характеристику ФГП материка. Продолжить формировать умение работать с картами, а именно умело использовать картографический материал при описании физико-географического положения материка; оформление контурной карты Африки, нанесение маршрутов открывателей. Закрепление умений определять географические координаты, знание номенклатуры: морей, заливов, проливов, островов, полуостровов и т.д. Продо...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Африка. Географическое положение и история исследования.

Цели и задачи урока:

Познакомить с физико-географическим положением Африки и историей исследования материка; научить давать характеристику ФГП материка. Продолжить формировать умение работать с картами.

Оборудование:

Карта полушарий и физическая карта Африки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Знакомство с физико-географическим положением материка

Среди других континентов Земли Африка занимает особое положение. По своим размерам Африка уступает лишь Евразии: ее площадь составляет 29,2 млн. км2, или 1/5 суши нашей планеты. Африка - континент контрастов. Около 1/2 ее территории занимают пустыни и полупустыни. Снежные шап­ки поднимаются над просторами саванн. В Африке протекает самая полно­водная река восточного полушария (посмотрите на карту и назовите ее) и самая длинная река мира (определите ее по карте). В географическом от­ношении Африка изучена не полностью, еще предстоит изучить глубинные районы тропических лесов.

  • Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Африки. Посмотрите на доску и прочитайте тему урока. Составьте план изучения темы. (Выслушиваются и обсуждаются ответы учащихся.)

А теперь сравните наш план с планом изучения физико-географи­ческого положения материка, предложенным в учебнике. Затем учащиеся читают каждый пункт плана и вместе с учителем ищут ответ. При этом учителю следует оказывать помощь в определении видов карт, какими следует пользоваться. В дальнейшем, описывая ФГП матери­ков, учащиеся должны уже сами определять, какой картой необходимо пользоваться, чтобы ответить на вопрос.

План описания ФГП материка

1) Определите, как расположен материк относительно экватора, тропи­ков (полярных кругов) и нулевого меридиана.

  1. Найдите координаты крайних точек материка в градусах и протя­женность материка в километрах с севера на юг и с востока на запад.

  2. В каких климатических поясах расположен материк?


  1. Определите, какие океаны и моря омывают материк?

  2. Как расположен материк относительно других материков?

Протяженность учащиеся высчитывают у доски.

  1. Открытие и исследование материка

Изучение этого пункта урока следует начать с изучения карт мира Ал~ Идриси, Птолемея. Что знали об Африке во времена этих картографов, ка­кие территории были известны, где находились границы известного, как объяснить названия африканского побережья, почему далее изучение не происходило, какое название имела Африка?

Дальнейшее открытие и исследование материка следует изучить на ос­нове сообщений заранее подготовленных учащихся (см. дополнительный материал к уроку) или с помощью учебника.

Можно предложить на основе текста учебника заполнить таблицу:

Исследователи

Страна

Дата

Вклад в исследование
материка

Древние греки

Заселяли и исследовали северную часть Африки

Египтяне

Заселяли и исследовали северо-восточную часть Африки.
Плавание в Сомали

Бартоломеу Диаш

Португалия

ХУ-ХУ1вв.

Открыл мыс Доброй Надежды, обогнул южную оконечность

материка ___

Васко да Гама

Португалия

ХУ-ХУ1 вв.

Открыл новый путь в Индию. Завершение открытия берегов материка

Давид Ливингстон

Англия

XIX в.

Исследование реки Замбези, открыл водопад Виктория, изучил верховья реки Конго, озеро Ньяса

Генри Стенли

США

XIX в.

Плавание вокруг озер Танганьика и Виктория и от истока до устья реки Конго. Открытие
реки Кагера и массива Рувензори

Егор Ковалевский

Россия

Конец XIX в.

Изучение северо-восточной Африки

Василий Юнкер

Россия

Конец XIX в.

Изучение Центральной и Восточной Африки, проводил топографические работы, метео­рологические и гидрологические наблюдения

  • Определите, какие острова были открыты каждым мореплавателем?

  • Чему удивился Васко да Гама при высадке на восточный берег Африки?

- Почему исследования внутренних частей материка проходили медленно?

  • Какие нежелательные последствия имело открытие внутренних рай­онов Африки?

  • Какие реки открыл Давид Ливингстон?

  • Какие названия появились на карте благодаря исследованиям Генри Стенли?

IV. Практическая работа

Задание: обозначить на контурных картах, определить и указать геогра­фические координаты крайних точек Африки; подписать объекты берего­вой линии:

Проливы: Гибралтарский, Мозамбикский.

Мысы: Рас-Энгела, Альмади, Рас-Хафун, Игольный, Доброй Надежды. Полуостров Сомали. Острова: Мадагаскар, Сокотра. Заливы: Гвинейский залив. Моря: Красное, Средиземное.

V. Домашнее задание

К.: §37, 38; Д.: §14.

На контурных картах обозначить маршруты путешествий исследовате­лей Африки (Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Давид Ливингстон).

Знать основные географические объекты береговой линии Африки. Примерный список географических объектов.

Дополнительный материал к уроку

Бартоломеу Диаш. Со смертью Генриха Мореплавателя у португальских монархов на неко­торое время исчез интерес к исследованиям. Только после восшествия на престол Жуана II африканское побережье опять увидело вереницы порту­гальских судов и новую плеяду смелых независимых моряков.

Самым значительным из них был, несомненно, Бартоломеу Диаш. Мно­гих своих спутников он обучил искусству мореплавания. Мы мало знаем о жизни Бартоломеу Диаша, даже дата его рождения точно не установлена. Впервые его имя было упомянуто в кратком официальном документе в связи с освобождением его от уплаты пошлин на слоновую кость, приве­зенную с берегов Гвинеи. В 1481 г. он командовал одним из судов, отправ­ленных к Золотому Берегу. В этой экспедиции участвовал и безызвестный тогда Христофор Колумб. В 1487 г. он вновь отправился вдоль берегов Аф­рики во главе экспедиции из двух судов. При этом он достиг мыса Доброй Надежды. Но команда потребовала повернуть назад, и Диаш подчинился.

Когда началась подготовка новой экспедиции в Индию, Диаш был на­значен руководителем строительства кораблей. Естественно, что кандида­том в начальники экспедиции должен был быть назначен он. Но главой экспедиции назначили Васко да Гаму. Диаш достроил корабли и сопрово­дил суда Гамы до островов Зеленого Мыса.

В 1500 г. Диаш участвовал в плавании в Индию экспедиции Кабрала. Корабли достигли сначала восточной оконечности Африки, а затем мыса Доброй Надежды. В двадцатидневном шторме четыре корабля из десяти, участвовавших в экспедиции, потерпели крушение, и на одном из них по­гиб Диаш.


© 2010-2022