Рабочая программа по географии (8 класс), домашнее обучение

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по географии (8 класс), домашнее обучение

Содержание рабочей программы стр.

Раздел 1. Пояснительная записка………………………………………………3

Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета, курса…………………7

Раздел 3. Место учебного предмета, курса в учебном плане…………………8

Раздел 4. Требования к предметным результатам освоения конкретного учебного предмета, курса…………………………………………….10

Раздел 5. Содержание учебного предмета, курса……………………………...13

Раздел 6. Тематическое планирование…………………………………………17

Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности………………………………………32

Приложение……………………………………………………………………....36

Раздел 1. Пояснительная записка


Рабочая программа курса «География России. Природа» для 8 классов составлена в соответствии с:

  • Федеральным Законом « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ (пп.2,3 ст28);

  • Областным законом от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

  • письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

  • федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации №1089 от 05.03.2004);

  • федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004);

  • приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №987 от 30.04.2004 «О введении федерального базисного учебного плана, федерального и регионального компонентов государственных образовательных стандартов общего образования в образовательные учреждения Ростовской области»;

  • приказом Минобрнауки России от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказом Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказом Минобрнауки России от 03.06. 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

  • приказом Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;

  • приказом Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;

  • приказом Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»;

  • приказом минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014 № 63 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2015 -2016 учебный год»;

  • «Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли», адаптированная для 6 класса, авторская программа под редакцией И.В.Душиной, Москва, «Дрофа», 2009

  • региональным компонентом содержания образования в Ростовской области.

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089
    (ред. от 23.06.2015) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"

  • «Образовательная программа основного и среднего общего образования МБОУ лицей г. Зернограда на 2015-2016 учебный год» утверждена приказом от 27.08.2015 № 226

Количество часов: всего - 35 часов, в неделю - 1 час; практических работ- 4, будет реализована за 35 часов .

Учебно-методический комплект:

Учебник: Баринова И.И. География России. Природа. - Москва: Дрофа, 2011.

Географический атлас. 8 класс. - Москва: Дрофа, 2011.

Программа упрощена, рассчитана на учащихся с ослабленным здоровьем - Чорба Виктория - 8 «А» класс.

В данную программу внесены изменения, связанные с усилением региональной составляющей части курса - так как мы живем в Ростовской области, в программу добавлены темы по данной территории. Это сделано с одной целью, чтобы учащиеся хорошо знали страну, в которой живут, и свою малую Родину.

Главная цель курса «География России. Природа» - формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Основные задачи курса:

- сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения и хозяйства;

- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и регионов;

- вооружить учащихся необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами), так и современными (компьютерами), а также прогностическими, природоохранными и поведенческими умениями;

- развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Практическая часть курса направлена на отработку навыков, умений поль­зоваться картой, умением строить круговые и столбчатые диаграммы, отрабаты­ваются навыки и умения составлять характеристики описания территорий.

География тесно связана с другими науками, такими как история, биоло­гия, литература.

Региональный компонент распределен в течение года.

В результате изучения курса «Природа России», учащиеся должны овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые помогут им в будущем: в жизни, в дальнейшей учебе. Они должны легко ориентироваться в окружающем мире, знать и принимать события, происходящие в стране и в мире, быть всесторонне-развитой личностью.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета, курса

География России. Природа - общественная географическая наука. Курс «География России» - центральный в системе рос­сийского школьного образования, выполняющий наряду с со­держательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса - формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на ос­нове комплексного подхода и показа взаимодействия и взаи­мовлияния трех основных компонентов - природы, населения и хозяйства. Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России. Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде трех основных разделов.

Первый раздел, «Особенности природы и природные ресурсы России», изучает общие вопросы природы своей Родины. В нем рассматривается общая характеристика компонентов природного комплекса: особенности рельефа, климата, внутренних вод, почвы, а также природные зоны всей территории нашей страны в целом.

Второй раздел, «Природные комплексы России», посвящен изучению отдельных небольших территорий страны, идет деление от большого целого к частному маленькому. В этом разделе изучается природа отдельных регионов России: Русская равнина, Кавказ, Урал, Сибирь Западная и Восточная, Дальний Восток.

Третий заключительный раздел «Человек и природа» рассматривает влияние природы на жизнь и деятельность людей, а также экологические проблемы на территории России.

Организация образовательного процесса:

В данной программе используются следующие педагогические технологии:

1. Технология (методика) формирования приемов учебной работы.

2. Технология проектной деятельности.

3. Технология личностно-ориентированного обучения.

4. Новые информационные технологии.

5. Нетрадиционные формы организации уроков.

6. Различные источники географической информации.

Раздел 3 Место предмета, курса в учебном плане

Федеральный Базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит для изучения учебного предмета «География» 35 часов в 8 классе, из расчёта 1 час в неделю. Но в связи с тем, что по школьному учебному плану учащийся 8 класса Чорба Виктория, ученик имеет диагноз - ребенок инвалид детства, обучается 35 недель в учебном году (по 1 часу в неделю), то в рабочей программе для изучения географии в 8классе отводится 35 часов. Реализована за 35 часов, практических работ - 4.


Программа разработана на основе изменений, происходящих в школе, с целью сохранения единого образовательного пространства. Общей целью гео­графического образования является формирование у подростков географической картины единого мира как составной части ноосферы Земли. Обращение обще­ства к человеку, а школы к ученику предполагает существенную гуманизацию содержания географического образования. Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 8 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.


Данная программа рассчитана на один учебный год - 35 часов, 1 час в неделю. В результате прохождения программного материала обучающиеся овладевают разнообразными предметными компетенциями, учащиеся должны овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые помогут им в будущем: в жизни, в дальнейшей учебе. Они должны легко ориентироваться в окружающем мире, знать и принимать события, происходящие в стране и в мире, быть всесторонне-развитой личностью.

По программе 8 класса учащийся выполняет практические, самостоятельные работы, а также пишет годовую контрольную работу. Письменные работы оцениваются по пятибалльной системе с учетом оценки качества выполнения этих работ.


Кл.

Полное

название курса, предмета, дисциплины (модуля)

инвариантная или вариативная часть учебного плана

количество часов

в неде

лю

в год

по программе

фактически

8

« География России. Природа »


инвариантная

часть

1

35

35

Введение



1

1

Пространства России



4

2

Особенности природы и природные ресурсы



10

14

Природные комплексы России



14

14

Человек и природа

Повторение и обобщение




4

2

2

2




Раздел 4. Требования к предметным результатам освоения конкретного учебного предмета, курса

3. Требования к выпускнику:

Называть и показывать:

  • Предмет изучения географии России;

  • Основные средства и методы получения географической информации;

  • Субъекты Российской Федерации, пограничные государства;

  • Особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

  • Границы часовых поясов;

  • Основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

  • Распределение рек страны по бассейнам океанов;

  • Основные области современного оледенения и крупные ледники;

  • Зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

  • Основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

  • Экологически неблагоприятные районы России.

2. Определять (измерять):

  • Географическое положение России;

  • Разницу в поясном времени территорий;

  • Погоду по синоптической карте;

  • Параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

3. Описывать:

  • Географическое положение страны, отдельных регионов;

  • Образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства.

  1. Объяснять:

Роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;

  • Влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

  • Образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

  • Образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • Влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • Распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

  • Почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • Причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • Разнообразие природных комплексов на территории страны;

  • Причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов.

  • Уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

  • Особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;

  • Объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «географическое положение», «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация», «природные ресурсы».

  1. Оценивать и прогнозировать:

Природно-ресурсный потенциал страны, региона;

Экологическую ситуацию в стране, регионе;

Изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов.

По программе 8 класса выполняются следующие письменные работы: практические, самостоятельные и контрольные. Работы оцениваются по пятибалльной системе с учетом критерий оценки.

Требования к уровню подготовки обучающегося:

1. Называть и (или) показывать:

Предмет изучения географии России. Основные средства и методы получения географической информации. Субъекты Российской Федерации. Пограничные государства. Особенности географического положения, размеры территории, протяжённость морских и сухопутных границ России. Границы часовых поясов. Основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически активные территории. Климатообразующие факторы, климатические пояса и области, особенности погоды в циклонах и антициклонах. Распределение рек страны по бассейнам океанов. Основные области современного оледенения и крупные ледники. Зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах. Основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования. Объекты Всемирного и культурного наследия в России (список ЮНЕСКО). Районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т.д.). Экологически неблагополучные районы России. Маршруты и территории первооткрывателей и

исследователей России.

2. Определять (измерять):

Географическое положение объектов. Разницу в поясном времени территорий. Погоду по синоптической карте. Параметры природных объектов и явлений по источникам информации. Протяжённость России в градусной мере и километрах. Географические координаты объектов и по данным координатам сами объекты.

3. Описывать:

Географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов. Образы природно-хозяйственных объектов, в т. ч. одного из районов рекреационного строительства.

4. Объяснять:

Роль географических знаний в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Влияние географического положения на особенности природы России. Образование и размещение крупных и крупнейших форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых. Образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образования смога. Влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека. Принципы составления прогнозов погоды. Распространение многолетней мерзлоты, её влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком. Почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон. Причины возникновения опасных природных явлений, их распространение по территории страны. Особенности природы отдельных регионов. Уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры. Причины изменения природных комплексов регионов. Особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях. Причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация», «физико-географическое районирование», «географическое положение», «природные ресурсы»,

«экологический кризис».

5. Оценивать и прогнозировать:

Природно-ресурсный, человеческий потенциал страны, региона. Экологическую ситуацию в стране, регионе. Изменение природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов


Раздел 5 Содержание учебного предмета, курса

№ п/п

Разделы курса и (или) содержательные линии программы

Характеристика основных содержательных линий

Перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, направления проектной деятельности

1

Введение. (1 ч). Что изучает физическая география России.


2

Раздел 1. Пространства России. (2 часа)

Уметь показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ; обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе

практическая работа№1. «Характеристика физико-географи-ческого положения России. Сравнение географического положения России с миром».

3

Раздел 2. Особенности природы и природные ресурсы. (14ч)

Тема1. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы. (3ч)

Уметь читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны; наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; называть меры безопасности при стихийных явлениях; объяснять влияние рельефа на природу людей; показывать месторождения полезных ископаемых, приводить примеры использования полезных ископаемых, влияние разработки месторождений на природную среду; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства. Оценивать условия добычи.

Практическая №2. Установление связей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.

4

Тема 2. Климат и климатичес-кие ресурсы. (4ч)

Знать закономерности распределения суммарной солнечной радиации.

Уметь приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат России; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для жизни людей

5

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы. (3ч)

Уметь показывать на карте реки России, озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования человеком поверхностных вод и негативного влияния на них, использования реки в хозяйственных целях; давать характеристику рек и крупных озер страны и области; объяснять значение каналов и водохранилищ

Самостоятельная работа №1

6

Тема 4. Почвенные и земельные ресурсы.

(2ч)

Уметь объяснять понятия «земельные ресурсы», «сельскохозяйственные угодья»; необходимость охраны почв, рационального использования земель; называть факторы почвообразования; свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного значения

Самостоятельная работа №2

7

Тема 5. Растительный и животный мир. (2ч)

Знать ресурсы леса.

Уметь приводить примеры использования человеком безлесных пространств; объяснить причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; значение животного мира в жизни человека; прогнозировать последствия уничтожения болот


8

Раздел 2. Природные комплексы.

(14ч)

Тема 1. Природное районирование. (3ч)

Уметь описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и не рационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах

Практическая работа №3. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа общегеографических и тематических карт.

9

Тема 2. Природа регионов России. (11ч)

Уметь определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов и природных объектов; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы; зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные ресурсы крупных природных регионов для жизни и деятельности человека

Самостоятельная работа №3,

Практическая работа №4. Оценка природных

условий одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Самостоятельная работа №4

10

Раздел3.

Человек и природа. (2ч)

Знать законы об охране природы.

Уметь объяснять значение природы в жизни и деятельности человека; роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы

Фронтальный опрос

11

Обобщение и повторение (2ч)

выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы

Экскурсия в природу

Практические и контрольные работы:

1.практическая работа №1. Характеристика физико-географического положения России. Сравнение географического положения России с миром

2. практическая работа №2. Установление связей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.

3. практическая работа №3. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа общегеографических и тематических карт

4 практическая работа №4. Оценка природных условий одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.


Раздел 6 Тематическое планирование

№ урока

Дата план

Дата факт

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Виды учебной деятельности


Требования к результатам

оборудование

Формы контроля (мониторинг)




8 класс (68 часов).




Введение (1 час)

1

03.09


Урок мира.

Что изучает физическая география России

Запись урока

В результате изу-чения географии ученик должен: использовать при-обретенные знания и умения в прак-тической деятель-ности и повсед-невной жизни для:

знания географии своей Родины

Называть и показы-вать пограничные

государства,

морские границы

крайние точки.

Физическая карта России, политическая карта мира

Фронтальный опрос




Раздел 1 Пространства России (2 часа).

2

10.09

1) Территория и

географическое

положение

России, Ростовской области.


§1, работа на контурной карте

Умения определять географическое по-ложение, виды и уровни, особеннос-ти географического положения России

Называть и показы-вать пограничные

государства,

морские границы

крайние точки, называть:терри-тории суши, ис-

точники геогра-

фической инфор-мации, методы географических исследований.


Физическая карта России, политическая карта мира

Практическая работа№1. Характеристи-ка физико-гео-графического положения России. Сравнение географического положения России с миром».

3

17.09

3) Россия на карте

часовых

поясов. Путешественни-ки.



§3, практическое задание

Развития практи-ческих навыков определения поясного времени по городам России

Определять: разницу во времени по карте часовых поясов

Физическая карта России, глобус, компьютер, презентации к уроку

Индивидуальный контроль по теме урока




Раздел 2. Особенности природы и природные ресурсы.(14 часов).




Тема 1. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы (3 часов).

4

24.09

1) Геологическое строение

территории России



§6

проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами, оценки их последствий

объяснять влияние строения недр на размещение равнин, гор, причины

опасных явлений

геологическая карты России, физическая карты. Геохронологическая таблица. Компьютер

Работа по геологической карте, летоисчи

сление, сообщения учащихся по теме урока

5

01.10

2) Развитие форм рельефа.



§8 стр. 46-47

проведения наблю-дений за отдель-ными географи-ческими объектами, процессами и явле-ниями, их измене-ниями в результате природных и антро-погенных воздей-ствий;

Умение применять полученные знания при изучении рельефа своего родного края

Физическая карта России, Ростовской области

Практическая

Работа №2. Установление связей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.

6

08.10

3) Опасные природные

явления.



§8 стр. 47-53

определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с по-мощью приборов и инструментов;

Приводить примеры изменений в рельефе

Физическая карта России, Ростовской области, компьютер, таблицы

Сообщения учащихся по теме урока, работа в группах. В парах по тексту учебника, картам атласа




Тема 2. Климат и климатические ресурсы (4 часов).

7

15.10

1) Условия

формирования

климата.



§9, стр 46.

наблюдения за погодой, состоянием воздуха,

определения ком-фортных и диском-фортных параметров природных компо-нентов


Знание факторов

Умение объяснять влияние

каждого из них

Климатическая карта России

Карта «Климатические пояса и области России», компьютер, схемы.

Фронтальный опрос

8

22.10

2) Распределение основных элементов климата.


§10

учета фенологических изменений в природе,

проведения наблюдений за отдельными географическими процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий

Давать оценку климатических особенностей России, распре-деление температур и осадков

Климатическая карта России

Карта «Климатические пояса и области России»

Индивидуальный и тестовый опрос по теме

9

29.10

3) Климатические пояса. Климат

Ростовской

области.



Записи, §11

учета фенологи-ческих изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными геогр-афическими объек-тами, процессами и явлениями, их изменениями в результате приро-дных и антропо-генных воздействий; оценки их последствий

Знать влияние климата на жизнь людей, умение дать оценку.

Климатическая карта Ростовской области

Карта «Климатические пояса и области России»

Индивидуальный опрос, работа по картам атласа

10

12.11

4) Зависимость человека от климата. Агроклимати-ческие ресурсы.



§9-11

проведения наблюдений за отдельными объек-тами, и явлениями, их изменениями в результате природ-ных и антропо-генных воздействий; оценки последствий

Определять по картам климати-ческие показатели в разных регионах России. Называть и показывать климатические пояса и области, давать оценку

Климатическая карта России

Карта «Климатические пояса и области России»




Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (3 часов).

11

19.11

1) Условия образования и типы внутренних вод, реки.



§14 с.83-85

проведения наблю-дений за отдель-ными объектами и явлениями, их изме-нениями.

Называть

крупные озёра,

использование

подземной

воды. Показывать: озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты.

Физическая и климатическая карта России


12

26.11

2) Роль воды в природе и хозяйстве.



§14 с.85-87

определения ком-фортных и диском-фортных параметров природных компо-нентов своей мест-ности с помощью приборов и инстру-ментов;

Уметь объяснять роль воды для всего живого и человека.

Физическая и климатическая карта России

Индивидуальный и тестовый опрос. Работа по карточкам, тестам, по картам атласа

13

03.12

3) Опасные явления на

воде. Воды области.



§12-14

проведения само-стоятельного поиска географической информации на местности из разных источников.

Уметь объяснять роль воды для всего живого и человека.

Физическая и климатическая карта России

Самостоятельная работа №1




Тема 4. Почвенные и земельные ресурсы (2 часа).

14

10.12

1) Главные типы почв и законо-мерности их распространения



§16

проведения само-стоятельного поиска географической информации на местности из разных источников.


Называть типы почв России, их разме-щение, примеры мелиорации земель.

Физическая, почвенная карта России, учебник,

атлас

Заполнение таблицы «типы почв Росси», сообщения учащихся о различных типах почв

15

17.12

2 )Значение почв для жизни и хозяйственной.

деятельности людей



§15-17

проведения наблю-дений за отдель-ными объектами и явлениями, их изме-нениями.

Называть

основные проблемы рационального использования земель, Давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания.

Физическая, почвенная карта России, учебник,

атлас

Обобщение. Выполнение самостоятельной работы №2




Тема 5. Растительный и животный мир (2 часов).

16

24.12

1) Растительный мир России



§18 с.100-104

проведения наблю-дений за отдель-ными объектами и явлениями, их изме-нениями.

Уметь приводить примеры растительного многообразия.

Физическая карта России, учебник,

атлас

Фронтальный опрос

17

14.01

2) Биологические ресурсы, охрана растительного и животного мира



§19

проведения наблю-дений за отдель-ными объектами и явлениями, их изме-нениями.

Прогнозировать последствия уничтожения болот, объяснять значение животных для людей

Физическая карта России, учебник,

атлас

Сообщения учащихся, работа по картам атласа, по тестам




Раздел 2. Природные комплексы (14 часов)

Тема 1. Природное районирование (3 часов).

18

21.01

1) Разнообразие природных комплексов России, природное районирование.



§21


решения практи-ческих задач по определению каче-ства окружающей среды, ее исполь-зованию, сохра-нению и улучше-нию; принятия нео-бходимых мер в случае природных стихийных бедствий и катастроф;


Называть основные зональные природные комплексы, опи-сывать природные условия и ресурсы.

Физическая карта, глобус, учебник

Фронтальный опрос Сообщения учащихся в теме урока, работа по тексту учебника, по картам атласа

19

28.01

2) Природные зоны России.



§23

решения практи-ческих задач по определению каче-ства окружающей среды, ее исполь-зованию, сохра-нению и улучше-нию; принятия нео-бходимых мер в случае природных стихийных бедствий и катастроф;

Уметь описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон

Физическая карта, глобус, учебник

Работа по таблице, по тестам, по карам атласа

20

04.02

3)Безлесные зоны на юге России.



Записи в тетради

определения ком-фортных и диском-фортных параметров природных компо-нентов своей мест-ности с помощью приборов и инстру-ментов;


Уметь объяснять закономерности природы своей области и своего района

Физическая карта, глобус, учебник

Защита проектов Выполнение практической работы №3. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа общегеографических и тематических карт




Тема 2. Природа регионов России (11 часов).

21

11.02

1) Географическое положение Русской равнины

§27

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных

Знать и называть особенности по-ложения на карте.

Физическая карта, глобус, учебник

Работа по картам атласа, определение положения равнины, сообщения учащихся по теме урока

22

18.02

2) Природные ресурсы.

§29

решения практи-ческих задач по определению каче-ства окружающей среды, ее исполь-зованию, сохра-нению и улучше-нию; принятия нео-бходимых мер в случае природных стихийных бедствий и катастроф;

Называть и

показывать

объекты, преду-смотренные про-граммой.

Оценить природные ресурсы района.

Физическая карта, глобус, учебник

Работа в группах по карточкам, по заданиям учебника

23

25.02

3) Природные комплексы Северного Кавказа.

§31 с 169-171

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных

Уметь сравнивать природу Кавказа с природой Русской равнины.

Оценивать при-родные условия и ресурсы для жизни людей.

Физическая карта, глобус, учебник

Заполнение таблицы в теме урока, сообщения учащихся

24

03.03

4) Урал - каменный пояс земли русской.

§32

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных

Называть составные части Урала, уметь их сравнивать.

Знать и показывать объекты, предусмотренные программой .

Физическая карта, глобус, учебник

Сообщения учащихся о богатствах Урала

25

10.03

5) Экологические проблемы Урала.

§34 стр187

решения практи-ческих задач по определению каче-ства окружающей среды, ее исполь-зованию, сохра-нению и улучше-нию; принятия нео-бходимых мер в случае природных стихийных бедствий и катастроф;

Уметь объяснять причины их вызывающие

Физическая карта, глобус, учебник

Выполнение самостоятельной работы №3. работа по карточкам- заданиям, по картам атласа

26

17.03

6) Западносибир-ская равнина

§35

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных

Уметь объяснять

закономерности

природы района.

Уметь называть и объяснять закономерности развития природы Сибири.

Физическая карта, глобус, учебник

Сообщения учащихся, работа по таблице

27

24.03

7) Природные комплексы Средней и Севе-ро-Восточной Сибири.

§40

решения практи-ческих задач по определению каче-ства окружающей среды, ее исполь-зованию, сохра-нению и улучше-нию; принятия нео-бходимых мер в случае природных стихийных бедствий и катастроф;

Уметь объяснять особенности природы терри-тории.

Знать и объяснять особенности приро-ды Средней и Северо-Восточной Сибири.

Физическая карта, глобус, учебник

Работа в группах, выполнение творческих заданий в теме урока

28

07.04

8) Горы Южной Сибири.

§38

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных

Объяснять отличие территории от территории других районов.

Знать особенности природы озера.

Физическая карта, глобус, учебник

Выполнение практической работы №4. Оценка природных условий одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

29

14.04

9) Жемчужина Сибири - Байкал.

§39

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных

Объяснять отличие территории от территории других районов.

Знать особенности природы озера.

Физическая карта, глобус, учебник

Работа по картам атласа, сообщения и доклады по теме урока

30

21.04

10) Дальний Восток - край контрастов.

§41

определения ком-фортных и диском-фортных параметров природных компо-нентов с помощью приборов и инстру-ментов;

Умение показы-вать объекты на карте,

показывать объекты на карте, умение найти взаимосвязь

явлений природы

Физическая карта, глобус, учебник

Работа по таблице, по карточкам, по тестам, по заданиям учебника.

31

28.04

1) Обобщение в теме: «Природа регионов России».

§27 - 43

решения практи-ческих задач по определению каче-ства окружающей среды, ее исполь-зованию, сохра-нению и улучше-нию; принятия нео-бходимых мер в случае природных стихийных бедствий и катастроф;

Закрепить понятия, предусмотренные программой.

Физическая карта, глобус, учебник

Смотр знаний

Выполнение самостоятельной работы №4.




Раздел 3. Человек и природа.(2 часа).

32

05.05

1) Антропогенные воздействия на природу.



§45

решения практи-ческих задач по определению каче-ства окружающей среды, ее исполь-зованию, сохра-нению и улучше-нию; принятия нео-бходимых мер в случае природных стихийных бедствий и катастроф;

Называть виды

природных

ресурсов,

особенности их

использования,

объяснять

Физическая карта, глобус, учебник

Урок-семинар Отчет по группам, заполнение таблицы.

33

12.05

2) Рациональное

природопользование.



§46

решения практи-ческих задач по определению каче-ства окружающей среды, ее сохра-нению и улучше-нию;

значения природы для хозяйственной деятельности

людей,

Физическая карта, глобус, учебник

Отчет по группам, заполнение таблицы




Обобщение, повторение (2 часа)

34

19.05

1) Особенности природы России.



§5-20

решения практи-ческих задач по определению качества окруж-ающей среды, ее использованию, сохранению и улучшению; приня-тия необходимых мер в случае природных стихи-йных бедствий


Уметь называть и показывать объекты России, предусмотренные программой.

Физическая карта, глобус, учебник

Работа в группах по заданиям урока, по карточкам

35

26.05

2) Природа регионов России.

Европейская часть.



§27-34

принятия необхо-димых мер в случае природных стихийных бедствий и катастроф;

Повторение номенклатуры

Физическая карта, глобус, учебник


Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности:

Дополнительная литература:

  1. Антушина О.В. «География России. Природа. 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И.Бариновой», Волгоград, Учитель, 2012.-375с.

  2. Барабанов В.В. «География. ГИА. Экспресс-диагностика». Москва, Национальное образование, 2012.-80с.

  3. Баринова И.И. «Сборник заданий и упражнений по географии», Москва, Экзамен, 2010.-159с.

  4. Баринова И.И. «Поурочные разработки по географии России», Москва, Экзамен, 2012.-399с.

  5. Бургасова Н.Е., Банников С.В. «География. Программно-диагностический материал по курсу». Москва, Интеллект-Центр, 2015.-135с.

  6. Долгорукова С.В., Елисеева Л.И., Кугут И.А., Федорова О.П. «Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы». Методическое пособие с электронным приложением. М. Глобус, 2010.-244с.

  7. Зинченко Н.Н. «Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет-викторины.6-10 классы». - Волгоград, Учитель, 2010. -265с.

  8. Жижина Е.А. «Поурочные разработки по географии: Природа России:8 класс». Москва, ВАКО,2014.- 352с.

  9. Клюшникова Н.М. «Внеклассная работа по географии. 8 класс». Волгоград, Корифей, 2010-112с.

  10. Кугут И.А. «География. Дидактические и развивающие игры с применением информационных технологий. 6-11 классы». Методическое пособие с электронным приложением. М. Планета, 2011.-272с.

  11. Перепечева Н.Н. «География. Природа России. 8 класс: поурочные планы, 1,2 часть». Волгоград, Учитель, 2012-139с.

  12. Сиротин В.И. «Рабочая тетрадь по географии, 8 класс», Москва, Дрофа, 2009-55с.

  13. Степаненко Л.Г. «Ростовская область: Географические описания природы. Тесты и задачи. Учебное пособие по географии». Ростов-на-Дону, Багир,2010-200с.

  14. Степаненко Л.Г. «Ростовская область: Географические описания природы. Тесты и задачи. Комментарии и ответы. Учебное пособие по географии». Ростов-на-Дону, Багир, 2012-200с.

  15. Ступникова А.Д., «Справочник учителя географии». Волгоград, Учитель, 2012.-215с.

  16. Торопова Т.К., «География. 6-9 классы: тесты, викторины». Волгоград, Учитель, 2014.-135с.

  17. Эртель А.Б. «География. 8-9 классы. Работа с различными источниками информации. Диагностика предметных и метапредметных результатов. Подготовка к ГИА: учебно-методическое пособие». Ростов-на-Дону: Легион, 2014.-128с.

Периодические издания:

  1. Газета «Приложение к первому сентября»: география.

  2. Журнал «Современный урок» с диском

Общая тема:

Карта полушарий.

Карта мира (физ.).

Великие географические открытия.

Россия.

Россия и сопредельные государства (пол.).

Российская Федерация

Россия. Федеральные округа.

РФ. (физ.+пол.).

7 класс.

Карта океанов.

Географические пояса и природные зоны.

Зоогеографическая карта мира.

Почвенная карта мира.

Климатические пояса мира.

Климатическая карта мира.

Климат Евразии.

Африка (физ.).

Климатическая карта Африки.

Северная Америка (физ.+ пол.)

Климатическая карта Северной Америки.

Южная Америка (физ.).

Климатическая карта Южной Америки.

Австралия и Новая Зеландия (физ.).

Климатическая карта Австралии.

8 класс.

Россия (физ.).

Россия (административная)

Тектоническая карта.

Природные зоны России.

Почвенная карта России.

Климатическая карта России.

Восточноевропейская равнина.

Западная Сибирь

Северо-Восток.

Урал физ.

Кавказ.

Восточная Сибирь и Дальний Восток.

9 класс.

РФ (экон.-пол.).

Карта народов

Топливная промышленность.

Машиностроение.

Химическая промышленность.

Лесная промышленность.

Земледелие.

Животноводство.

Пищевая промышленность.

Легкая промышленность.

Пути сообщения.

Схема ж/д России.

Северо-Западный район.

Восточная Сибирь и Дальний Восток.

Дальневосточный район.

Уральский экон.

Северный Кавказ (эконом).

10 класс.

Полезные ископаемые мира.

Энергетика мира.

Черная и цветная металлургия мира.

Машиностроение мира.

Зерновые культуры мира.

Зарубежная Европа (пол.).

Польша, Чехия, Германия (физ.

Болгария, Албания (экон.).

Юго-Западная Азия.

Юго-Восточная Азия (физ.)

Юго-восточная Азия (экон.).

Южная Азия (экон.).

Япония.

Северная Америка (физ.+ пол.)

Северная Америка (экон.).

США (экон.).

Южная Америка (пол.).

Южная Америка (экон.)

Африка (пол.

Австралия и Новая Зеландия (экон.).

Приборы:

1. Гигрометр

2. Комнатный термометр

3. Компас

4. Курвиметр

5. Угломер

6. Флюгер

Наборы и коллекции:

1. Полезные ископаемые

2. Минералы и горные породы (20 видов)

3. Нефть и продукты ее переработки

Таблицы по географии:

1. География. Начальный курс. 6 класс.

2. Материки и океана. 7 класс.

3. Раздаточные таблицы «Природа материков и океанов»

4. Природа и население России. 8 класс.

5. География России. 9 класс.

6. География мира. 10 класс.

7. Рельеф.

Учебные картины и схемы:

6 класс.

7 класс.

Технические средства обучения

Магнитная настенная доска с приспособлением для крепления карт ,

Компьютерно-демонстрационный комплекс

Экранно-звуковые пособия:

Видеокассеты:

1. «География - 2»

2. «Путешествие по России», выпуск1,2.

3. «Океан и Земля. Ступени познания».

4. «В тропических дебрях Австралии».

5. «История географических открытий».

6. «Жить или не жить» (Экология).

Портреты великих путешественников и географов:

Христофор Колумб

Америго Веспуччи

С.И. Дежнев

В.И. Беринг

И.Ф. Крузенштерн

Ф.Ф. Беллинсгаузен

Н.М. Пржевальский

Н.Н. Миклухо-Маклай

Технические средства обучения:

CD-диски:

1. География. 6 класс. Кирилла и Мефодия

2. География. 7 класс. Кирилла и Мефодия

3. География. 8 класс. Кирилла и Мефодия

4. География 9-10 кл. В помощь учащимся.

5. Занимательная география

6. Библиотека электронных пособий по географии















Приложение:

Измерители, тесты.

Тема: Введение.

Тема урока: Территория и географическое положение России и области.

Практическая работа №1.

Тема: Характеристика географического положения России и области. Сравнение ГП России с миром.

Цель: развитие знаний об особенностях географического положения России, Ростовской области, представлений об обширности территории страны.

Оборудование: атласы, линейка, карандаш, контурные карты, (шаблоны), цветная паста.

Задание 1. Дать характеристику физико-географического положения России и области по плану;

Задание 2. По физической карте атласа определите крайние точки Российской Федерации на западе, востоке, юге и севере. Нанесите их на контурную карту, определите и надпишите их географические координаты.

Нанесите государственную границу России, выделите государства, имеющие с Россией самую короткую и самую длинную государственную границу.

Определите наибольшую протяженность территории России с запада на восток и с севера на юг, сравните с протяженностью других стран, полученные данные надпишите на контурной карте.

Задание 3. Сравните площадь России (17098,2 тыс. км²) с площадью других государств мира. Выпишите в тетрадь пять самых больших по площади государств с их столицами.

Задание 4. Составьте рассказ об изменении географического положения России в 20 веке. Выпишите в тетрадь основные исторические события, которые вызвали изменение географического положения нашего государства. Перечислите и обозначьте на контурной карте новые страны, образовавшиеся после распада СССР.


Практическая работа №2.

Тема: Установление связей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Цель: умение объяснять закономерности развития различных форм рельефа, пользоваться атласами, совмещать карты, разные по теме.

Оборудование: атласы, тетради, линейка, карандаш, учебник.

Задание: 1. Сравните содержание тектонической и физической карт для выявления взаимосвязи между размещением крупных тектонических структур в строении земной коры и расположением крупных форм рельефа.

Заполните таблицу. Таблица 1.

Крупная тектоническая структура

Крупная форма рельефа

Распространенные полезные ископаемые (условными знаками)




Сделать вывод об установленной зависимости.

Тема: Природа. Внутренние воды и водные ресурсы.

Тема урока: Обобщение в теме: «Внутренние воды».

Самостоятельная работа №1.

Цель: проверить знания и умения в процессе изучения темы.

Текст самостоятельной работы.


  1. Задача. Высота истока - 250м, высота устья - 150м. Какой уклон будет иметь река при длине350км? Горная или равнинная она?

2 .Установите соответствие:

Океан:

Река:

1. Северный Ледовитый

А) Лена

2. Тихий

Б) Енисей

В) Амур

3. Атлантический

Г) Печора

Д) Дон

Е) Северная Двина

3.Какие меры проводятся у нас в области по охране и восстановлению внутренних вод?

4.Работа по контурной карте:

Реки: Дон, Волга, Кама, Иртыш, Енисей, Печора.

Озера: Байкал, Ладожское, Волго-Балтийский канал.

Тема: Природа: Почвенные и земельные ресурсы.

Тема урока: Значение почв для жизни и хозяйственной деятельности.

Самостоятельная работа №2.

Цель: проверить усвоение понятий в теме «Почвенные и земельные ресурсы».

Текст самостоятельной работы:

1 часть:

Дать характеристику почв Зерноградского района по плану:

  • Название.

  • Условие образования.

  • Распространение почв.

  • Плодородие.

  • Использование почв человеком.

2 часть: Работа по карточкам:

1. плодородие почвы зависит от качества содержания в ней:

А) живых организмов, б) воды, в) гумуса, г) воздуха.

2. органическое вещество попадает в почву благодаря: а) воздуху, б) микроорганизмам, в) текучим водам, г) животным.

3. Как называется самый богатый перегноем слой почвы?

4. По механическому составу лучшей считается почва:

А) суглинистая, б) супесчаная, в) глинистая, г) песчаная.

5. Какой тип почвы самый плодородный?

3 часть: 1) От чего нужно охранять почву?

2) Перечисли виды мелиорации.

3. Определи с помощью карт атласа, какие мелиоративные мероприятия проводятся в Ростовской области.

Тема: Природа: Природное районирование.

Тема урока: Безлесные зоны на юге России.

Практическая работа №3

Тема: Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.

Цель: формирование умений на конкретных примерах показывать взаимосвязи, существующие между природными компонентами в природной зоне.

Оборудование: учебник, атлас, тетрадь, ручка, карандаш, линейка.

Задание: на основе анализа различных карт атласа заполните таблицу:

Территория

Природная зона

Почвы

Растительность

Животный мир

1. Полуостров Ямал


2. Камчатка


3. Низовье Дона


4. Прикаспийская низменность.


Сделай вывод.

Тема: Природа регионов России.

Тема урока: Экологические проблемы Урала.

Самостоятельная работа №3.

Цель: проверить усвоение знаний по теме.

1 часть: 1) перечисли районы отдыха и туризма на Кавказе.

2) Какие меры по охране Русской равнины вы можете предложить?

3) Как природные условия и ресурсы влияют на размещение населения Урала?

2 часть:

ТЕСТЫ:

  • В основании Русской равнины лежит: 1) молодая платформа, 2) старая платформа.

  • Выберите основное направление хребтов Урала: 1) с севера на юг, 2) с запада на восток, 3) с северо-запада на юго-восток.

  • Какой тип климата господствует в Предкавказье? 1)муссонный, 2) умеренный морской, 3) умеренно-континентальный.

  • Где на Русской равнине выпадает наибольшее количество осадков: 1) на северо-западе, 2) на юго-востоке, 3) на западе, 4) на юге?

  • Какой район Урала сильно изменен человеком:1) Северный, 2) Южный, 3) Средний.

  • Где на Урале выпадает наибольшее количество осадков: 1) на восточном склоне, 2) на северо-западном склоне, 3) на юге западного склона.

  • Какая часть Кавказа принадлежит России: 1) Закавказье, 2) южные склоны Большого Кавказа, 3) Предкавказье, 4) северные склоны Большого Кавказа.

  • Какая часть Русской равнины сильно заболочена: 1) северная, 2) южная, 3) восточная, 4) западная.

  • Какие части Урала безлесные: 1) Полярный, 2) Южный, 3) Приполярный, 4) Средний, 5) Северный?

  • Какие природные зоны отсутствуют на западе Русской равнины: 1) пустыня, 2) степь, 3) тундра, 4) полупустыня, 5) лесная зона.

Тема: Природные районы России.

Тема урока: Природные комплексы Средней и Северо-Восточной Сибири.

Практическая работа №4.

Тема: Оценка природных условий одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Цель: формирование умений оценивать условия жизни людей.

Задание 1. Используя карты атласа, оцените условия жизни, разнообразие природных ресурсов и хозяйственной деятельности, особенности быта населения в одном из районов европейской и азиатской частей России по выбору. Внесите полученные данные в таблицу.

Географическое положение выбранной территории

Оценка климата (температура, осадки)

Почвы, растительность, животный мир.

Природные ресурсы

Особенности быта и хозяйствен-ной деятель-ности

Европейская часть:


Азиатская часть:


Сделай вывод.

Тема: Природа регионов России.

Тема урока: Обобщение в теме: «Природа регионов России».

Самостоятельная работа №4.

Цель: проверить усвоение программного материала по данной теме.

Оборудование: тетрадь, ручка, линейка, карандаш, задание.

Задание:

  1. Территория Западной Сибири имеет общий наклон: (выбери из списка правильные ответы): а) на север; б) на юг; в) на запад; г) на восток.

  2. Особенностью геологического строения Сибирской платформы является наличие: а) щитов; б) траппов.

  3. Пояс гор Юга Сибири имеет наибольшую протяженность: а) с севера на юг; б) с запада на восток.

  4. Приподнятым блокам земной коры в рельефе соответствуют: а) горные хребты; б) котловины.

  5. Преобладающим типом климата в Сибири является: а) умеренно-континентальный; б) резко-континентальный; в) муссонный.

  6. Какая порода дерева самая распространенная в Сибири: а) кедр; б) лиственница; в) сосна.

  7. Чем формирование полюса холода в Сибири? А) рельефом и географическим положением; б) рельефом, географическим положением и характером движения воздушных масс.

  8. В Восточной Сибири по сравнению с Западной, осадков выпадает: а) больше; б) столько же; в) меньше.

  9. Действие внутренних сил в Южной Сибири: а) завершилось; б) не завершилось.

10 Озеро Байкал расположено: а) в кратере вулкана; б) в тектонической впадине, в) в котловине.

11. Как сменяют природные пояса друг друга, распредели их по мере подъема: а) горные тундры; б) леса; в) альпийские луга.

12. Где находится полюс холода России? Как он называется?

13. Перечислите особенности природы Западной Сибири.

15. Укажите причины перемешивания природных зон Дальнего Востока.

16


© 2010-2022