- Преподавателю
- География
- Рабочая программа курсу Экономическая и социальная география мира, 58 часов
Рабочая программа курсу Экономическая и социальная география мира, 58 часов
Раздел | География |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Архипов Е.В. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»
-
Область применения программы:
-
Реализация программы среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность» осуществляется в соответствии с примерной программой общеобразовательной дисциплины География, разработанной для профессиональных образовательных организаций кандидатом географических наук Баранчиковым Е.В. при участии доктора педагогических наук, профессора Рыковой Е.А. и рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО (протокол №3 от 21 июля 2015 года).
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относиться к базовым общеобразовательным дисциплинам среднего (полного) общего образования и направлена на формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
-
Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины- требования к результатам освоения дисциплины:
Учебная дисциплина «География» призвана акцентировать внимание на целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов. При реализации программы учитывается метапредметная связь с общеобразовательными дисциплинами: Естествознание, Основы безопасности жизнедеятельности, Обществознание, История, а также обеспечивается преемственность преподавания дисциплины «География» с профессиональными дисциплинами ППССЗ ФГОС: «Основы экономики», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы социологии и политологии».
Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:
-
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
-
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геологических и экологических процессов и явлений;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и стран;
-
воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
-
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
-
нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; политической и экономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
-
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.
-
Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины.
-
Профильное изучение дисциплины осуществляется:
-
Перераспределение часов с одной темы на другую без изменений с учетом профиля получаемого профессионального образования.
-
Осуществлением метапредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ППССЗ ФГОС.
-
Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).
-
-
Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине «География»:
-
Общее количество часов на изучение дисциплины дается в соответствии с примерными объемными параметрами общеобразовательной подготовки в образовательных учреждениях СПО социально-экономического профиля с учетом профиля получаемого профессионального образования составляет 54 часа, из которых аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия, - 36 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов - 18 часов (письмо ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ от 14.07.2012 г.).
В данной рабочей программе, в связи с обучением курсантов на занятиях, состоящих из двух аудиторных часов, а так же продолжительным периодом между занятиями - 2 недели, были внесены некоторые изменения:
Общее количество часов составляет 58, из которых на аудиторные занятия, включая практические, приходится 39 часов, а на самостоятельную работу - 19 часов. Увеличение произошло за счет прибавления количества практических и самостоятельных работ по разделу «Региональная география».
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ
-
-
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
-
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка
58
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
39
В том числе:
практические занятия
14
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
19
в том числе:
на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на углубление и расширение знаний по дисциплине, необходимой в будущей профессиональной деятельности
из них:
Составление таблиц «Этапы формирования политической карты мира», «Классификация государств по уровню экономического развития (5 типов)
2
Подготовка докладов на тему: «Характерные черты современной урбанизации»; Построить график «Динамика численности населения регионов мира за последние 150 лет»
2
Нарисовать карту зон экологического загрязнения в России. Подготовка докладов на тему: «Использование альтернативных источников энергии в регионе России»
2
Творческая работа на тему: «Современная экологии и ее значение для устойчивого развития общества»
2
Подготовка доклада на тему: «Крупнейшие машиностроительные компании мира. Философия успеха»
2
Подготовить доклад на тему: «История развития и современное значение вида транспорта » (виды транспорта -на выбор учащегося)
2
Подготовить доклад на тему: «Этапы формирования Европейского союза» ( этапы - на выбор учащегося)
2
На контурной карте отразить типологию государств Азии по регионам
1
Подготовить доклад на тему: «Причины слабого экономического развития стран Африки»
2
Подготовить доклад на тему: «Особенности экономического развития США и внешняя торговля страны»
2
Итоговая аттестация в форме
зачет
2.3 Тематический план и содержание учебной дисциплины География
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающегося
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ
36
Введение.
Источники географической информации
Содержание учебного материала:
2
1
География как наука. Структура географии. Экономическая и социальная география мира: значение, роль, структура. Географическая карта - особый источник информации о действительности. Статистические материалы. Другие способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование.
Тема 1.1 Политическое устройство мира
Содержание учебного материала
4
2
Страны на современной политической карте мира. Экономическая типология стран. Социальные показатели состояния развития стран мира. Государственное устройство стран мира.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Составить таблицу: «Этапы формирования политической карты мира»
1
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Составить таблицу: «Классификация государств по уровню экономического развития (5 типов)
1
Тема 1.2 Население мира
Содержание учебного материала
4
2
Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды. Состав и структура населения. Демографическая политика в разных регионах и странах мира.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
В виде доклада описать характерные черты современной урбанизации
1
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Подготовка докладов на тему: «Характерные черты современной урбанизации»; Построить график «Динамика численности населения регионов мира за последние 150 лет»
1
Тема 1.3 Природные ресурсы мира
Содержание учебного материала
2
2
Природные ресурсы Земли, их виды и методы использования. Ресурсообеспеченность стран и регионов мира. Природно-ресурсный потенциал разных государств. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы рационального природопользования.
Практическая работа:
Особенности размещения природных ресурсов по странам мира.
2
2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Нарисовать карту зон экологического загрязнения в России. Подготовка докладов на тему: «Использование альтернативных источников энергии в регионе России».
2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Творческая работа на тему: «Современная экологии и ее значение для устойчивого развития общества»
2
Тема 1.4 Мировое хозяйство
Содержание учебного материала
8
2
НТР и мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения. Международное географическое разделение труда. Международная торговля - основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Практическая работа:
Мировая химическая промышленность. Особенности ее размещения по странам. Роль в мировом хозяйстве.
Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.
2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Подготовка доклада на тему: «Крупнейшие машиностроительные компании мира. Философия успеха»
2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Подготовить доклад на тему: «История развития и современное значение вида транспорта» (виды транспорта - на выбор учащегося)
2
Раздел 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ
21
Тема 2.1 Зарубежная Европа
Содержание учебного материала
2
3
Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития и интеграции стран Европы.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Подготовить доклад на тему: «Этапы формирования Европейского союза» (этапы - на выбор учащегося)
2
Тема 2.2 Зарубежная Азия
Содержание учебного материала
2
2
Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство стран Зарубежной Азии. Типы социально-экономического развития стран: «новые индустриальные», развивающиеся, нефтедобывающие и слаборазвитые страны Азии.
Практическая работа:
Характеристика стран Юго-Восточная Азии.
2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
На контурной карте отразить типологию государств Азии по регионам
1
Тема 2.3 Страны Африки
Содержание учебного материала
2
3
Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство стран Африки. Характеристика ЮАР. Проблема голода и отсталости стран Африки. Корни политической нестабильности региона.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Подготовить доклад на тему: «Причины слабого экономического развития стран Африки»
2
Тема 2.4 Северная и Южная Америка
Содержание учебного материала
2
2
Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство Канады и США. Внешние экономические связи со странами Европы и Азии.
Практическая работа:
Общая характеристика стран Вест-Индии
2
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:
Подготовить доклад на тему: «Особенности экономического развития США и внешняя торговля страны»
2
Тема 2.6 Австралия и Океания
Содержание учебного материала
2
Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство Австралии. Характеристика островных государств Океании. Новая Зеландия и ее связи со странами региона.
Практическая работа:
ЭГП Австралии и Новой Зеландии.
2
Зачет
1
ИТОГО:
58
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
-
Ознакомительный;
-
Репродуктивный;
-
Продуктивный.
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «География»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «География».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- набор карт, атласов, наглядных материалов;
- наличие технических средств обучения: телевизор, DVD-плеер;
3.2. Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.
-
Выписка из Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности: 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»
-
Примерная программа общеобразовательной дисциплины География, кандидата географических наук Баранчикова Е.В. и доктора педагогических наук, профессора Рыковой Е.А. , рекомендованная ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО (протокол №3 от 21 июля 2015 года)
-
Рабочая программа учебной дисциплины «География».
-
Календарно-тематический план.
-
Методические указания по выполнению лабораторных и практических занятий.
-
Методические указания по выполнению внеаудиторных (самостоятельных) работ.
-
Материалы промежуточного контроля (вопросы к зачетам).
3.3. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. - М., 2009.
-
Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. - М., 2011
-
Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. - М., 2011.
Дополнительные источники:
-
-
Неклюкова Н.П., Душина И.В., Кузнецов А.П.География. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы- М., «АСТ-Пресс школа», 2012
-
Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М., 2008
-
Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах. - М.,2007.
-
Интернет-ресурсы:
1. un.org
2. lihachev.ru
3. grandars.ru
4. mygeog.ru
5. gks.ru
6.wwf.ru
7. demographia.ru
8. istorya.ru
9. school-collection.edu.ru
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий и исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Коды формируемых профессиональных и общих компетенций
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
3
Знания:
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
ОК 1 - ОК 8
информационная,
самоорганизация
Текущий контроль знаний. Результат тестирования
Своевременное выполнение самостоятельной работы, проверка результатов работы с докладами или кратких сообщений
Проверка выполнения практического задания
Контрольная работа
Умения:
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
ОК 1 - ОК 8
самообразование, коммуникативная
Своевременное выполнение самостоятельной работы, проверка результатов работы с докладов или кратких сообщений Проверка выполнения практического задания
Зачет