Рабочая программа курсу Экономическая и социальная география мира, 58 часов

Программа составлена в соответствии с примерной программой общеобразовательной дисциплины «География», разработанной для профессиональных образовательных организаций канд. географ. наук Баранчиковым Е.В. при участии доктора педагогических наук, проф.Рыковой Е.А. и рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы колледжей и техникумов системы СПО
Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3

  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6

  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11

  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ»

    1. Область применения программы:

Реализация программы среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность» осуществляется в соответствии с примерной программой общеобразовательной дисциплины География, разработанной для профессиональных образовательных организаций кандидатом географических наук Баранчиковым Е.В. при участии доктора педагогических наук, профессора Рыковой Е.А. и рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО (протокол №3 от 21 июля 2015 года).

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относиться к базовым общеобразовательным дисциплинам среднего (полного) общего образования и направлена на формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  1. Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины- требования к результатам освоения дисциплины:

Учебная дисциплина «География» призвана акцентировать внимание на целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов. При реализации программы учитывается метапредметная связь с общеобразовательными дисциплинами: Естествознание, Основы безопасности жизнедеятельности, Обществознание, История, а также обеспечивается преемственность преподавания дисциплины «География» с профессиональными дисциплинами ППССЗ ФГОС: «Основы экономики», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы социологии и политологии».

Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геологических и экологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и стран;

  • воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

  • нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; политической и экономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.

    1. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины.

Профильное изучение дисциплины осуществляется:

  1. Перераспределение часов с одной темы на другую без изменений с учетом профиля получаемого профессионального образования.

  2. Осуществлением метапредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ППССЗ ФГОС.

  3. Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).

    1. Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине «География»:

Общее количество часов на изучение дисциплины дается в соответствии с примерными объемными параметрами общеобразовательной подготовки в образовательных учреждениях СПО социально-экономического профиля с учетом профиля получаемого профессионального образования составляет 54 часа, из которых аудиторная (обязательная) учебная нагрузка, включая практические занятия, - 36 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов - 18 часов (письмо ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ от 14.07.2012 г.).

В данной рабочей программе, в связи с обучением курсантов на занятиях, состоящих из двух аудиторных часов, а так же продолжительным периодом между занятиями - 2 недели, были внесены некоторые изменения:

Общее количество часов составляет 58, из которых на аудиторные занятия, включая практические, приходится 39 часов, а на самостоятельную работу - 19 часов. Увеличение произошло за счет прибавления количества практических и самостоятельных работ по разделу «Региональная география».

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ

    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

39

В том числе:

практические занятия

14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

19

в том числе:


на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на углубление и расширение знаний по дисциплине, необходимой в будущей профессиональной деятельности


из них:


Составление таблиц «Этапы формирования политической карты мира», «Классификация государств по уровню экономического развития (5 типов)

2

Подготовка докладов на тему: «Характерные черты современной урбанизации»; Построить график «Динамика численности населения регионов мира за последние 150 лет»

2

Нарисовать карту зон экологического загрязнения в России. Подготовка докладов на тему: «Использование альтернативных источников энергии в регионе России»

2

Творческая работа на тему: «Современная экологии и ее значение для устойчивого развития общества»

2

Подготовка доклада на тему: «Крупнейшие машиностроительные компании мира. Философия успеха»

2

Подготовить доклад на тему: «История развития и современное значение вида транспорта » (виды транспорта -на выбор учащегося)

2

Подготовить доклад на тему: «Этапы формирования Европейского союза» ( этапы - на выбор учащегося)

2

На контурной карте отразить типологию государств Азии по регионам

1

Подготовить доклад на тему: «Причины слабого экономического развития стран Африки»

2

Подготовить доклад на тему: «Особенности экономического развития США и внешняя торговля страны»

2

Итоговая аттестация в форме

зачет

2.3 Тематический план и содержание учебной дисциплины География

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающегося

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ


36


Введение.

Источники географической информации

Содержание учебного материала:

2

1

География как наука. Структура географии. Экономическая и социальная география мира: значение, роль, структура. Географическая карта - особый источник информации о действительности. Статистические материалы. Другие способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование.

Тема 1.1 Политическое устройство мира

Содержание учебного материала

4

2

Страны на современной политической карте мира. Экономическая типология стран. Социальные показатели состояния развития стран мира. Государственное устройство стран мира.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Составить таблицу: «Этапы формирования политической карты мира»

1


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Составить таблицу: «Классификация государств по уровню экономического развития (5 типов)

1


Тема 1.2 Население мира

Содержание учебного материала

4

2

Численность и динамика населения мира, крупных ре­гионов и стран. Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды. Состав и структура населения. Демографическая политика в разных регионах и странах мира.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

В виде доклада описать характерные черты современной урбанизации

1


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Подготовка докладов на тему: «Характерные черты современной урбанизации»; Построить график «Динамика численности населения регионов мира за последние 150 лет»

1


Тема 1.3 Природные ресурсы мира

Содержание учебного материала

2

2

Природные ресурсы Земли, их виды и методы использования. Ресурсообеспеченность стран и регионов мира. Природно-ресурсный потенциал разных государств. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы рационального природопользования.

Практическая работа:

Особенности размещения природных ресурсов по странам мира.

2

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Нарисовать карту зон экологического загрязнения в России. Подготовка докладов на тему: «Использование альтернативных источников энергии в регионе России».

2


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Творческая работа на тему: «Современная экологии и ее значение для устойчивого развития общества»

2


Тема 1.4 Мировое хозяйство

Содержание учебного материала

8

2

НТР и мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения. Международное географическое разделение труда. Международная торговля - основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Практическая работа:

Мировая химическая промышленность. Особенности ее размещения по странам. Роль в мировом хозяйстве.

Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции.

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Подготовка доклада на тему: «Крупнейшие машиностроительные компании мира. Философия успеха»

2


Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Подготовить доклад на тему: «История развития и современное значение вида транспорта» (виды транспорта - на выбор учащегося)

2


Раздел 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

21


Тема 2.1 Зарубежная Европа

Содержание учебного материала

2

3

Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития и интеграции стран Европы.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Подготовить доклад на тему: «Этапы формирования Европейского союза» (этапы - на выбор учащегося)

2


Тема 2.2 Зарубежная Азия

Содержание учебного материала

2

2

Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство стран Зарубежной Азии. Типы социально-экономического развития стран: «новые индустриальные», развивающиеся, нефтедобывающие и слаборазвитые страны Азии.

Практическая работа:

Характеристика стран Юго-Восточная Азии.

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

На контурной карте отразить типологию государств Азии по регионам

1


Тема 2.3 Страны Африки

Содержание учебного материала

2

3

Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство стран Африки. Характеристика ЮАР. Проблема голода и отсталости стран Африки. Корни политической нестабильности региона.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Подготовить доклад на тему: «Причины слабого экономического развития стран Африки»

2


Тема 2.4 Северная и Южная Америка

Содержание учебного материала

2

2

Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство Канады и США. Внешние экономические связи со странами Европы и Азии.

Практическая работа:

Общая характеристика стран Вест-Индии

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся:

Подготовить доклад на тему: «Особенности экономического развития США и внешняя торговля страны»

2


Тема 2.6 Австралия и Океания

Содержание учебного материала


2

Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство Австралии. Характеристика островных государств Океании. Новая Зеландия и ее связи со странами региона.

Практическая работа:

ЭГП Австралии и Новой Зеландии.

2


Зачет

1


ИТОГО:

58


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. Ознакомительный;

  2. Репродуктивный;

  3. Продуктивный.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «География»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «География».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- набор карт, атласов, наглядных материалов;

- наличие технических средств обучения: телевизор, DVD-плеер;

3.2. Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.

  1. Выписка из Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности: 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»

  3. Примерная программа общеобразовательной дисциплины География, кандидата географических наук Баранчикова Е.В. и доктора педагогических наук, профессора Рыковой Е.А. , рекомендованная ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО (протокол №3 от 21 июля 2015 года)

  4. Рабочая программа учебной дисциплины «География».

  5. Календарно-тематический план.

  6. Методические указания по выполнению лабораторных и практических занятий.

  7. Методические указания по выполнению внеаудиторных (самостоятельных) работ.

  8. Материалы промежуточного контроля (вопросы к зачетам).

3.3. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. - М., 2009.

  2. Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. - М., 2011

  3. Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. учрежд. СПО. - М., 2011.


Дополнительные источники:

    1. Неклюкова Н.П., Душина И.В., Кузнецов А.П.География. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы- М., «АСТ-Пресс школа», 2012

    2. Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М., 2008

    3. Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах. - М.,2007.

Интернет-ресурсы:

1. un.org

2. lihachev.ru

3. grandars.ru

4. mygeog.ru

5. gks.ru

6.wwf.ru

7. demographia.ru

8. istorya.ru

9. school-collection.edu.ru

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГЕОГРАФИЯ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а так же выполнения обучающимися индивидуальных заданий и исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

3

Знания:



основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и ди­намику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социаль­но-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

ОК 1 - ОК 8

информационная,

самоорганизация


Текущий контроль знаний. Результат тестирования

Своевременное выполнение самостоятельной работы, проверка результатов работы с докладами или кратких сообщений

Проверка выполнения практического задания

Контрольная работа

Умения:


определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, моде­ли, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять географические карты различной тематики;

ОК 1 - ОК 8

самообразование, коммуникативная

Своевременное выполнение самостоятельной работы, проверка результатов работы с докладов или кратких сообщений Проверка выполнения практического задания

Зачет


© 2010-2022