Рабочая программа по географии в 6 классе. Базовый уровень

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.БОЛЬШОЙ КУГАНАК МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ШМО зам.директора по УВР Директор МОБУ СОШ

_______(_____________) __________ Л.В.Теплова с.Большой Куганак

Протокол № _________ «_______»_________2015г. ________Ф.М.Ибатуллин

«_____»_________2015г. Приказ № _____________

от «____»________2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

для 6 класса

Базовый уровень


Срок реализации программы

2015-2016 уч.год








Составитель:

Петрова Татьяна Аркадьевна

учитель географии

первой квалификационной категории







2015г.









Пояснительная записка

Рабочая программа по географиив 6 классе составлена на основе:

- Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;

-программы по географии для общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы. Под редакцией Бариновой И. И., Дронова В. П. - М.: Дрофа, 2010.

- Федерального перечня учебников, рекомендованного Министерством образования и науки Российской федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/16 учебный год, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253;

- Основной образовательной программы МОБУ СОШ с. Большой Куганак (приказ № 75 от 31.08.2015 г.),

- Положение о рабочей программе № 72 МОБУ СОШ с. Большой Куганак.

- Учебного плана МОБУ СОШ с. Большой Куганак, на 2015/16 учебный год;

Программа соответствует учебнику География 6 кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений / В.П.Дронов, Л.Е.Савельева - 5-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2010. - 221[1]с.

География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Цель обучения географии: дать первоначальные представления о природе Земли как планеты, а также о неоднородности ее различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей родины, своей местности.

-формирование представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.

-формирование у подростков географической картины единого мира как составной части ноосферы Земли.

-формирование географической культуры и обучение географическому языку.

-прививать навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, другими источниками информации.

В рамках реализации этой цели настоящая программа для учащихся основной школы ориентируется на решение следующих задач:

-сформировать у учащихся знания об основных географических понятиях; о Земле как планете Солнечной системы; географических особенностях природы Земли, ее геосферах; целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;
-научить приемам ориентирования на местности, работы с картой и статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека;
-продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;
-продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

Основной формой организации учебного процесса является урок. В качестве дополнительных форм организации учебного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.

Формы работы: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, теоретические и практические занятия

Виды урока: уроки ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного;

урок применения знаний и умений; уроки с применением демонстрационного опыта, урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и коррекции знаний и умений; уроки практикумы и уроки с лабораторной работой, урок контроля и коррекции знаний и умений. тестирование, самостоятельные работы, проверочные работы.

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные;

групповые;

фронтальные;

практические работы

Виды и формы контроля

Основными методами проверки знаний и умений учащихся являются устный опрос (пересказ, сообщение, опрос по опорному конспекту) и письменные работы. К письменным работам относятся тесты, диктанты, проверочные работы

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Реализации программы 2015-2016 учебный год


Общая характеристика учебного предмета

Начальный курс географии - первый среди систематических курсов этой дисциплины. При изучении начального курса географии учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф - картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе. Начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно - следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно - ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.

С этой целью организуется активная познавательная, поисковая и творческая деятельность обучающихся с различными источниками географической информации, с привлечением литературных произведений, электронных пособий и материалов Интернет о природных явлениях и процессах.

Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 6 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы 1 час.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы (предусмотренные Примерной программой). Нумерация работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне практических работ, представленном в Примерной программе. Все практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

При составлении рабочей программы в целом учтена последовательность изложения материала в авторской программе. Авторская программа рассчитана на 35 ч, и фактически на курс географии по учебному плану отводится 35 ч, но при изучениеи отдельных тем сокращены часы,так как этот материал частично изучалтся в предыдущих разделах, а так же в 5классе в курсе Природоведение.

При изучении разделов(Тема «Краеведение» )на уроках используется краеведческий материал и выполнением их на местности и разнообразные практические работы отражающие разнообразие растительного мира Башкортостана и с.Косяковка , особенности природных явлений, сезонных изменений, охраны природы Республики Башкортостан.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану и учебным планом МОБУ СОШ с.Большой Куганак учебный предмет «География» является обязательным в основной школе. Программой отводится на изучение географии по 1 уроку в неделю, что составляет 35 часов в учебный год (35недель •1ч = 35ч). Из них практических работ - 6 часов.

1 четверть 9недель - 9ч

2 четверть 8 недель - 8ч

3 четверть 10 недель - 10ч

4 четверть 8 недель - 8ч.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География».Учебник для 6класса общеобразовательных учреждений, под редакцией В.П.Дронов, Л.Е.Савельев «География. Землеведение», 6 класс - М.: Дрофа, 2010 . и В.П.Дронов, Л.Е.Савельев «География Землеведение. Рабочая тетрадь». 6 класс - М.: Дрофа, 2010.

Требования к уровню подготовки учащихся

знать, понимать:

-основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

-особенности размещения основных видов природных ресурсов;

уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных объектов, процессов и явлений;

-применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

-составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов;

-сопоставлять географические карты различной тематики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;

-понимания географической специфики крупных природных географических оболочек;

-описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической экспертизы;

-понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.

способны решать следующие жизненно-практические задачи:

-определять собственные позиции по отношению к изменениям, происходящим в мире;

-правильно воспринимать окружающую действительность, понимать те процессы, которые происходят в природе.

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по географии являются устный опрос, письменные и практические работы. К письменным формам контроля относятся: географические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса.

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по географии.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если обучающийся:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.

Оценка "4" ставится, если обучающийся:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

Оценка "3" ставится, если обучающийся:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если обучающийся:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины работы.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Содержание учебного курса

Введение (1 ч.)

Что изучает география. География - наука, изучающая поверхность Земли как среду, где возникло и развивается человечество. Важнейшие характеристики географических объектов: положение на земной поверхности, образы, количественные параметры.

Раздел Ι. Земля во Вселенной - 2 ч.

Земля и космос. Вселенная, галактики. Млечный путь, его форма и размеры. Место и движение Земли в нашей Галактике. Ориентирование по звездам.

Земля - часть Солнечной системы. Состав Солнечной системы: Солнце, планеты ми их спутники, астероиды, кометы, метеориты, межпланетное пространство. Особенности планет земной группы. Деление земной поверхности на материки и океаны, их размеры. Мировой океан. Материковое и океаническое полушария.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Движение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Форма и размеры Земли.

Раздел ΙΙ. Географические модели Земли - 6 ч.

Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе. Масштаб.

План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута.

Географические планы и карты. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.

Практические работы:

1.Определение географических координат.2.Топографический диктант.

3.Определение на местности, направлений, расстояний и азимутов.

Раздел ΙΙΙ. Земная кора - 8 ч.

Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной.

Литосфера - твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности.

Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Образование и развитие оврагов. Сели: правила по обеспечению личной безопасности. Деятельность человека, преобразующая рельеф.

Раздел ΙV. Атмосфера - 7 ч.

Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Изменение состава атмосферы во времени. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление.

Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.

Раздел V. Гидросфера - 6 ч.

Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Гидросфера, ее возникновение и состав, значение для природы и хозяйственной деятельности человека. Возрастающий дефицит пресной воды.

Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы и проливы.

Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность, температура и соленость воды.

Движение воды в океане. Цунами, приливы и отливы.

Реки Земли - их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот.

Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле.

Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере: наводнения, лавины. Водохранилища. Как человек воздействует на гидросферу.

Раздел VΙ. Биосфера - 4 ч.

Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе. Биологический круговорот. Распределение живого вещества в биосфере. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания. Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли. Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду.

Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. Строение почв и плодородие. Взаимодействие живого и неживого в почве. Физическое, химическое, биологическое выветривания; их влияние на состав и свойства почв. Разнообразие почв. Влияние тепла и влаги на плодородие почвы.

Раздел VΙΙ. Географическая оболочка Земли - 2 ч.Что такое географическая оболочка, ее границы.Особенности развития географической оболочки, ее уникальность. Территориальные комплексы. Территория. Природные и природно-хозяйственные территориальные комплексы. Широтная зональность и высотная поясность.

Практические работы: 1.Определение горных пород по образцам.2.Обозначение на контурной карте гор, равнин, вулканов.3.Построение графика температуры за месяц.

4.Построение «розы» ветров. 5.Описание климата своей местности. 6.Обозначение на к.карте заливов, проливов, морей и островов.7.Составление характеристики реки по плану.

Тематический план

Раздел, тема

Кол-во часов по раб.прог

Введение

1

Земля во Вселенной

2

Географические модели Земли

6

Земная кора

8

Атмосфера

7

Гидросфера

6

Биосфера.

3

Географическая оболочка

2

Итого

35

Практические работы

вид контроля

количество часов

Практические работы

10

Обобщающие уроки

2

Тестовый контроль

3

Практические работы.

Определение географических координат

Топографический диктант.

Определение на местности направлений, расстояний и азимутов

Определение горных пород по образцам.

Обозначение на контурной карте гор, равнин и вулканов.

Построение графика температуры за месяц.

Построение «розы» ветров.

Описание климата своей местности.

Обозначение на к.карте заливов, проливов, морей и островов.

Составление характеристики реки по плану.

Тематическое планирование

тема

дата

Примеч.

По плану

фактичес

1.

Введение. Что изучает география.

06.09

Раздел Ι: Земля во Вселенной» - 2 ч.

2.

Земля и космос. Земля - часть солнечной системы.

12.09

3.

Движения Земли. Форма и размеры Земли.

19.09

Раздел ΙΙ: Географические модели Земли - 6 ч.

4.

Глобус. Масштаб.

26.09

5.

Градусная сеть. Географические координаты.

3.10

6.

Географические координаты. Пр.р-та № 1 «Определение географических координат» (итоговая - 20 мин.)

10.10

7.

План местности. Условные знаки. Географические планы и карты. «Топографический диктант» (итоговая - 20 мин.)

17.10

8.

Изображение земной поверхности на плоскости.Аэрофотоснимки. Практическая работа №3. «Определение на местности направлений, расстояний и азимутов» (итоговая - 20)

24.10

9.

Урок обобщения и контроля знаний по теме «План и карта»

29.10

Раздел IIΙ. Земная кора и литосфера» - 8

10.

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры

7.11

11.

Разнообразие горных пород. Пр.р-та № 4 «Определение горных пород по образцам» (обучающая - 20 мин.)

14.11

11.

Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли. Разнообразие рельефа Земли.

21.11

12.

Движения земной коры. Землетрясения. Вулканизм.

29.11

13.

Внешние силы, изменяющие рельеф.

Работа текучих вод, ледников.

5.12

14.

Главные формы рельефа суши. Пр.р-та № 5 «Обозначение на контурной карте гор, равнин и вулканов» (итоговая - 20)

12.12

15.

Рельеф дна океанов. Человек и земная кора.

19.12

16.

Урок обобщения и контроля знаний по теме «Земная кора»

26.12

Раздел ΙV: «Атмосфера» - 7 ч.

1 17.

Атмосфера, ее строение.

16.01

18.

Нагревание воздуха и его температура. Пр.р-та № 6 «Построение графика температуры за месяц по дневнику наблюдений » (итоговая - 20)

23.01

19.

Зависимость температуры воздуха от географической широты.

30.01

20.

Влага в атмосфере и атмосферные осадки.

6.02

21.

Давление в атмосфере. Ветры. Пр.р-та № 7. «Построение «розы» ветров по дневнику наблюдений» (тренировочная - 20)

13.02

22.

Погода. Климат. Человек и атмосфера. Практическая работа №8. «Описание погоды своей местности»

(обучающая - 15 мин.)

20.02

23.

Контрольное тестирование по теме

«Атмосфера»

27.02

Раздел V: « Гидросфера» - 6 ч

24.

Вода на земле. Мировой океан - основная часть гидросферы. Пр.р-та № 9 «Обозначение на к.карте заливов, проливов, морей и островов» (итоговая - 20 мин.)

5.03

25.

Свойства океанических вод.

12.03

26.

Движения воды в океане. Волны. Течения океана.

19.03

27.

Воды суши. Реки. Жизнь рек. Практическаяработа № 10. « Составление характеристикиреки Белой по плану» (обучающая - 15 мин.)

904

28.

Озера и болота наших мест. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Человек и гидросфера.

16.04

29.

Контрольное тестирование по теме

«Гидросфера»

23.04

Раздел VΙ. Биосфера - 3 ч.

31.

Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе. Особенности жизни в океане.

30.05

32.

Жизнь на поверхности суши. Леса. Представители: сосна сибирская, ель, лиственницаи и безлесные пространства.

7.05

33.

Почва. Человек и биосфера.

14.05

Раздел VΙΙ. Географическая оболочка - 2 ч.

34.

Строение и особенности географической оболочки. Территориальные комплексы.

21.05

35.

Итоговый урок.

28.05

Описание учебно - методического обеспечения образовательного процесса

Для обучающихся

1.В.П.Дронов, Л.Е.Савельев «География. Землеведение», 6 класс - М.: Дрофа, 2009.

2.В.П.Дронов, Л.Е.Савельев «География Землеведение. Рабочая тетрадь». 6 класс - М.: Дрофа, 2009.

3. Атлас. «География Землеведение», 6 класс - М.: Дрофа, 2009.

5. Контурные карты. «География Землеведение». 6 класс

Для учителя

1.Программа по географии для общеобразовательных учреждений: География 6 - 10 классы, Дрофа, 2010 г.

2. Евдокимов В.И.. География. Полный курс в географических диктантах. - 2-е изд. - М.: «Московский Лицей», - 2011, 312 с.

3.Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 128 с.

4.Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. - М.: Дрофа, 2010. - 192с.

Оборудование и приборы:

  1. Мультимедиа учебник по географии для учащихся 6 классов. География. Начальный курс.

  2. Атласы, карты: полушарий, физическая карта России

Интернет ресурсы
















5. Природные комплексы.

Карты:

1. План местности.

2. Физическая карта полушарий.

3. Физическая карта России.

4. Набор топографических карт



Приложения к программе. Формы и средства обучения.

Практическая работа № 1.

Тема: «Определение географических координат по карте».

Цель: формирование у учащихся умения определять направления, расстояния и географические координаты по карте.

Задание 1. Определите координаты, данные запишите в таблицу №1. Таблица №1

название географического объекта

Географические координаты

широта

долгота

1.г.Якутск

2.влк.Везувий

3.г.Народнаая

4.г.Сидней

5.г.Мурманск

Задание 2.По имеющимся координатам определить названия объектов. Таблица №2

географические координаты

Название географического объекта

широта

долгота

0°с.ш.

50°з.д.

30°с.ш.

32°в.д.

34°ю.ш.

20°в.д.

16°ю.ш.

52°в.д.

34°ю.ш.

19°в.д.

Задание 3.Определить расстояния по карте полушарий с помощью масштаба:

1) от экватора до Москвы; 3) от Москвы до Парижа;

2) от Москвы до Магадана; 4) от Москвы до Северного полюса.





Практическая работа № 2. Топографический диктант»

Цель: проверить у учащихся знания условных знаков и умение применять их на практике.

Задание 1. Изобразите путь Ильи Муромца условными знаками.

Илья Муромец сел на доброго коня и выехал из деревни. Проехав по грунтовой дороге мимо ветряной мельницы, он въехал в смешанный лес. Узкая тропинка привела его к дому лесника, от которого шла тропа к болоту , а прямо - грунтовая дорога к роднику с живой водой.

Задание 2. Заполните квадраты условными знаками.

А Б В Г








1 А - смешанный лес; 2 Б - редколесье; 3 В - шоссе с линией электропередач ;4 А - луг;

1 Г - металлический мост; 2А - фруктовый сад; 3Б - родник; 4Б - карьер глиняный;

1 В - колодец; 2Г - кустарники; 3 А - озеро с болотом; 4 В - холм;

1Б - деревянный мост; 2В - ветряная мельница; 3 Г - школа; 4 Г - овраг.

Задание 3. Используя следующие топографические знаки, напишите небольшой рассказ.

Знаки - родник, дом лесника, хвойный лес, кустарники, болото, школа, грунтовая дорога, река с деревянным мостом, паром.











Практическая работа № 3.

Тема: «Определение на местности направлений, расстояний, азимутов».

Цель: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса,

местных признаков, определять азимуты и расстояния.

Задание 1. Заполнить таблицы, указав направления, расстояния и азимуты. (Рис.2)

основной пункт

направление

движения

Азимут

Расстояние, м

Пункт 1 (старт)

на северо-восток

Пункт 2 (промежуточный)

Пункт 3 (промежуточный)

Пункт 4 (конечный)

Задание 2.Заполнить таблицу, используя рис.3.

наблюдаемый объект

расположение объек-

та по отношению к

месту наблюдения

азимут движения к

объекту

расстояние до

объекта

Холм

Опушка леса

Мост реку Сура



Задание3. Определить направления и расстояния до объектов на плане местности из точек наблюдения. (Рис.4)





Практическая работа № 4.

Тема: «Определение горных пород своей местности по образцам».

Цель: сформировать простейшие навыки определения горных пород.

Оборудование: образцы горных пород, образцы для определения твердости минералов по шкале

Мооса.

1.Свойства горных пород.

1) Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если минерал или горная порода меняют цвет, то указать характер смены окраски.

2) Прозрачность - способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные - не пропускающие солнечный свет, прозрачные - пропускающие солнечный свет подобно обычному стеклу, полупрозрачные или просвечивающие - пропускающие свет подобно матовому стеклу.

3) Блеск показывает способность преломлять свет. Выделяют минералы с металлическим блеском, стеклянным, перламутровым, восковым, без блеска - матовые.

4) Излом определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал. Излом бывает: раковистый (обсидиан, кремень), неровный (гранит). Для горных пород излом может быть - зернистый, занозистый, игольчатый, землистый.

5) Твердость - способность противостоять внешнему механическому воздействию. Существует шкала твердости, куда входят 10 минералов.

- Для определения твердости можно пользоваться распространенными предметами:

1 - графит; 2 - 2,5 - ноготь;

4 - железный гвоздь; 5 - стекло;

5,5 - 6 - стальной нож, игла; более твердые предметы встречаются редко.

Шкала твердости Мооса.

минерал

твердость

Тальк

1

Гипс

2

Кальцит

3

Флюорит

4

Апатит

5

Ортоклаз

6

Кварц

7

Топаз

8

Корунд

9

Алмаз

10

Задание 1. Результаты исследований горных пород занесите в таблицу.

название

блеск

цвет

прозач-

ность

твердость

излом

происхож-

дение

1.Песчаник

Матовый

желтый

нет

6 - 7

зернистый

осадочные

обломочные

Практическая работа № 5

Тема: «Обозначение на контурной карте гор, равнин и вулканов».

Цель: формирование умений работать с контурными картами, описывать географическое положение гор и равнин, определять географические координаты.

Оборудование: атлас, контурные карты, карта полушарий.

Задание 1.Заполнить таблицу.

название гор, равнин

положение по отно-

шению к другим объектам

направление и протяженность

географические коорди

наты, абсолютные вы-

соты вершин.

1.Кавказ

2.Урал

3.Восточно-Европейская равнина.

4.Западно-Сибирская равнина



Задание 2. На контурных картах обозначить горы: Кавказ, Альпы, Гималаи, Урал, Анды, Скандинавские, Кордильеры; возвышенности - Среднерусскую, Валдайскую; низменности - Прикаспийскую; равнины: Восточно-Европейскую, Западно-Сибирскую, Среднесибирское и Аравийское плоскогорье; вулканы: Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба.











Практическая работа № 6.

Тема «Построение графика температуры за месяц»

Цель: формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений за

погодой, умение строить по данным календаря погоды график температуры

и анализировать его.

Оборудование: календарь погоды, линейка, карандаш.

Инструктивная карта.

1.Пользуясь данными календаря погоды составить график изменения температуры

в течение месяца. Вычертить систему координат: по вертикали - температура,

по горизонтали - дни месяца.

Сделать вывод о закономерностях изменения температуры за месяц.

2.Составить график годового хода температуры, используя данные учебника

табл.4 с.93.

3.Сделать вывод о наблюдаемых закономерностях изменения температуры за сутки, месяц, год

















Практическая работа № 7.

Тема «Построение розы ветров».

Цель: формирование умений обрабатывать материалы своих наблюдений за

погодой.

Оборудование: календари погоды, учебник с. 141.

Инструктивная карта.

1.Вычертите основу из восьми линий с одной точкой пересечения.

2.Линии подписываются в соответствии со сторонами горизонта.

3.Линии делятся на равные отрезки: 1 отрезок - один день.

4.Берутся данные наблюдения за погодой (календарь погоды)

5.Количество дней с северным ветром откладывается по линии «север». Ставится точка, таким образом отмечается по всем направлениям.

6.Если ветра с определенным направлением не было в течение месяца, то отметка не ставится.

7.Точки соединяются в последовательности: север - северо-восток - восток - юго-восток - юг - юго-запад - запад - северо-запад - север.















Практическая работа № 8.

Тема «Описание погоды своей местности»

Задание: используя план, опишите погоду своей местности.

План.

1.За какой промежуток времени (день, неделя, месяц) дается описание.

2.Наибольшая, наименьшая м средняя температура воздуха, закономерность изменения температуры за указанный промежуток времени.

3.Осадки, их общее количество, вид осадков, время выпадения их наибольшего выпадения.

4.Обласность, распределение облачности по дням.

5.Атмосферное давление.

6.Влияние погоды на здоровье людей, жизнь и деятельность.















Практическая работа №9

Тема: «Обозначение на контурной карте морей, заливов, проливов, островов»

Цель: формирование умений работать с контурными картами.

Задание. Обозначить на контурной карте части Мирового океана.

Полуострова: Индостан, Аравийский, Индокитай, Лабрадор, Скандинавский, Таймыр, Камчатка. Острова: Гренландия, Нов.Гвинея, Мадагаскар, Великобритания, Сахалин, Гавайи.

Проливы: Дрейка, Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Панамский канал и Суэцкий канал.

Заливы: Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Бенгальский, Бискайский.

Моря: Красное, Средиземное, Черное, Каспийское, Карибское.

Задание 2.Определите направление и измерьте расстояние с помощью масштаба до ближайшего к вам моря. Расстояние и направление надпишите на контурной карте.











Практическая работа № 10.

Тема «Составление характеристики реки по плану»

Цель: формирование умений составлять характеристику реки, используя различные карты атласа, учебник и дополнительную литературу.

Задание: используя карты атласа и план характеристики реки, опишите (по выбору) одну из рек.

План описания.

1.В какой части материка течет?

2.Где берет начало? Куда впадает?

3.В каком направлении течет?

4.Объясните зависимость характера течения от рельефа.

5.Определите источники питания реки.

6.Каков режим реки и как он зависит от климата?









Урок обобщения и контроля знаний по теме «План и карта»

Цель: повторить и закрепить пройденный материал по теме «План и карта»

1.Переведите численные масштабы в именованные:

А) 1: 200 000; а) 1 : 20 000;

Б) 1 : 9 000 000; б) 1 : 4 000 000;

В) 1: 50 000 000; в) 1: 90 000 000.

Г) 1 : 5000; г) 1 : 3000.

2.Если численный масштаб карты составляет 1: 500 000, то именованный будет:

В 1см - 500км; в 1см - 50км; в 1см - 5000км; в 1см - 500м; в 1см - 5км; в 1см - 50м.

Найдите правильный ответ.

3.Выберите правильный ответ:

А)Горизонтали это - …

А) условные линии на плане;

Б) условные линии, соединяющие точки местности, имеющие равную высоту.

В) условные линии на плане, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой.

4.Превышение одного объекта над другим называется:

А)абсолютная высота;

Б)относительная высота.

5.Какой прибор помогает определить относительную высоту:

А)компас; Б)флюгер;

В)нивелир; Г)транспортир.

6.Относительно какого моря изображается абсолютная высота в России?

А)Черное; Б)Балтийское;

В)Каспийское; Г)Охотское.

7.Как на плане отличить крутой склон от пологого?

8. Каким сторонам горизонта отвечают азимуты: 0°, 270°, 45°, 180°.

90°, 225°.

9. Обозначьте условными знаками, объекты:

Луг, кустарники, родник, сад, лиственный лес, металлический мост, озеро с болотом, редколесье, шоссе, тропа.

10.Дайте определения:

1. План местности -

2. Масштаб -

3. Относительная высота -

4. Азимут, абсолютная высота -

5. Горизонтали - 6. Рельеф -

Урок обобщения и контроля знаний по теме «Литосфера»

1 вариант

2 вариант

Задание 1.Задание на умение работать с картой. «Что это?»

- Анды, Аравийское, Среднерусская, Западно-Сибирская, Скандинавские, Везувий, Орисабо, Среднесибирское.

1. «Что это?»

Кавказ, Амазонская, Прикаспийская, Гималаи,

Кракатау, Кордильеры, Валдайская, Восточно-Европейская, Ключевская сопка.

2.»Один лишний»

А)Альпы, Гималаи, Карпаты, Анды, Кордильеры.

Б) Ядро, мантия, впадина, земная кора.

2. «Один лишний»

А) Западно-Сибирская, Амазонская, Прикаспийская, Восточно-Европейская.

Б)Очаг, эпицентр, сейсмические волны, кратер.

3. Определить координаты объектов:

Везувий -

Кракатау -

Париж

3.Определить координаты.

- Лондон

- Ключевская сопка -

- Орисабо -

4. Определить расстояние:

1)Москва - Каир -

4.Определить расстояние.

1)Москва - Ключевская сопка -

5. «Горные породы». Назвать горные породы.

«Коллекция горных пород и минералов»

5. «Горные породы». Назвать горные породы, пользуясь коллекцией горных пород.

6.Вопросы:

1)Где больше вулканов, на суше или на дне океанов? Почему?

2)Почему вулканы, землетрясения и гейзеры встречаются в одних и тех же местах?

3)Как образуются осадочные обломочные горные породы. Приведите примеры.

6.Вопросы:

1)По каким признакам можно определить, что перед вами не просто гора, а потухший вулкан?

2)Почему на территории Австралии нет вулканов и землетрясений?

3)Как образуются осадочные органические горные породы. Приведите примеры.

7. Задача. Какова температура в шахте глубиной 800 м. если на поверхности + 20° С?

7. Задача. Какова температура в шахте глубиной 600 м. если на поверхности + 10° С?





Задание. Расставьте горы по высоте (от самых низких до самых высоких)

Скандинавские, Кордильеры, Альпы, Гималаи, Южный Урал, Анды.

Разминка.

1.От дождей, текучих вод он растет из года в год. Он полей равнинных враг. Как зовут его?

2.Чтоб узнать глубины вод, мы применим ? (эхолот)

3.По пустыне гонит ветер горы желтого песка. Как зовутся эти горы, вы подумайте слегка?

4.Бьет источника фонтан, струя до поднебесья. В соседях с ним живет вулкан, фонтан вам тот известен.

5.Росли на болоте растения. Теперь это топливо и удобрение. (торф).

6.В воде родится, а воды боится?

7.Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу - она понадобится сразу.

Контрольное тестирование по теме «Гидросфера» Вариант 1.

1.К окраинным морям относятся:

1)Баренцево и Белое; 2)Белое и Берингово; 3)Берингово и Баренцево.

2.Более высокую температуру воды имеет залив:

1)Бенгальский; 2)Бискайский; 3)Мексиканский.

3.Если подземные воды находятся между двумя водоупорными слоями, то это воды:

1)грунтовые; 2)межпластовые.

4.У равнинных рек скорость течения по сравнению с горными:

1)выше; 2)такая же; 3)ниже

5.Если река имеет ледниковое питание, то половодье наступает:

1)летом; 2)весной; осенью.

6.Какой океан больше других океанов или материков:

а) Индийский; б) Тихий; в) Атлантический.

7.Температура поверхностных вод Атлантического океана понижается:

а) от севера к экватору; б)от юга к экватору;

в) от экватора и к югу и к северу.

8.Образование льдов в Северном Ледовитом океане связано:

а) с низкой температурой и относительно низкой соленостью поверхностных вод;

б) с низкой температурой;

в) с низкой температурой и относительно высокой соленостью поверхностных вод.

9. На какую глубину проникают солнечные лучи:

а) до 100 м; б) до 300 м; в) до 200 м.

10.Основной причиной возникновения течений в Мировом океане являются:

а) водные движения; б) постоянные ветры; в) наклон поверхности.

11.Холодные течения движутся:

а) от экватора к полюсам; б) от полюсов к экватору.

12.Температура воды в Мировом океане зависит:

а) от температуры воздуха; б) от угла падения солнечных лучей; в) от солености.

13.Какова средняя соленость вод Мирового океана:

а) 36 ‰; б)33 ‰; в)35 ‰.

14.Какова средняя температура поверхностных вод Мирового океана в умеренных широтах:

а) 0° - 2°; б)+ 10°, + 15°; в) +27° , +28°.

Задание 2. Дайте определения понятиям:

1.Исток -

2.Русло -

3.Межень -

4.Бассейн реки -

5.Канал -

6.Дельта -

7.Речная система -

8. Водораздел -

Задание 3. Решить задачу.

У подножия горы Эверест температура + 30° С. Какова будет температура на вершине горы? От чего зависит снеговая линия?

Критерии оценивания: Всего - 24 б

Задание 1. - 14 б. (1 б.за правильный ответ) «5» - 21 -24

Задание 2 - 8 б. (1 б) «4» - 15 - 20

Задание 3 - 2 б. «3» - 1-14 б.

Контрольное тестирование по теме «Гидросфера»

Вариант 2.

1.При движении от экватора к полюсам температура поверхностных вод Мирового океана:

А) понижается; б) не изменяется; в) повышается.

2.Как называются организмы, плавающие в основном в верхних слоях воды:

А) бентос; б) планктон; в)нектон.

3.Гольфстрим - это:

а) ветровое течение; б) стоковое течение; в) плотностное течение.

4.Какова соленость Красного моря:

а) 35 ‰; б) 36 ‰; в)42 ‰.

5.Какова температура поверхностных вод Мирового океана на экваторе:

а) + 10, + 15°, б) + 2, + 5°, в) + 27, + 28°.

6.Лабрадорское течение протекает возле берегов … материка:

а) Евразия; б) Юж.Америка; в) Сев.Америка.

7.Температура воды течения оказывает влияние на

а) климат прибрежной зоны; б) на рельеф побережья;

8.Течение Западных ветров прослеживается:

а) между экватором и 30-ми параллелями; б) между 40-й и 60-й параллелями;

в)вдоль экватора.

9.Организмы, активно плавающие в толще воды, называют:

а)планктон; б) нектон; в) бентос.

10.К внутренним морям относятся:

а)Каспийское и Средиземное; б)Средиземное и Черное; в)Черное и Каспийское.

11.Более низкую температуру воды имеет залив:

а)Гудзонов; б)Мексиканский.

12.Уровень грунтовых вод в вашей местности наиболее высок:

А )летом; б)весной; в)осенью.

13.Если река имеет широкую долину и извилистое русло, то по характеру течения это река:

а)равнинная; б)горная.

14.Если река имеет снеговое питание, то половодье наступает:

а)весной; б)летом; в)осенью

Задание 2. Дайте определения понятиям:

1.Устье -

2.Водораздел -

3.Эстуарий -

4.Ледники -

5.Водохранилища -

6.Половодье -

7.Речная система -

8. Водораздел -

Задание 3. Решить задачу.

У подножия горы Эльбрус температура + 25° С. Какова будет температура на вершине горы? От чего зависит снеговая линия?

Критерии оценивания: Всего - 24 б

Задание 1. - 14 б. (1 б.за правильный ответ) «5» - 21 -24

Задание 2 - 8 б. (1 б) «4» - 15 - 20

Задание 3 - 2 б. «3» - 1-14 б.

Контрольное тестирование по теме «Атмосфера».

Вариант 1.

1.Где наблюдается наименьшая мощность тропосферы:

1)на полюсах; 2)в умеренных широтах; 3)на экваторе.

2.В какое время летом, при ясной погоде, наблюдается наибольшая температура воздуха:

1)в полдень; 2)до полудня; 3) утром.

3.Заполните пропуск.

При подъеме в горы атмосферное давление …, каждые 10,5 м на 1 мм.

4.При температуре воздуха + 20 С в воздухе содержится 17 г водяного пара. Такой воздух называется:

1)насыщенным; 2)ненасыщенным.

5.22 июня лучи Солнца падают под прямым углом:

1)на экватор; 2)на северный тропик; 3)на южный тропик

6.Смена времен года вызвана:

1)вращением Земли вокруг своей оси; 2)вращением Земли вокруг Солнца;

3)наклоном земной оси.

7.Определите, какое выражение является существенным признаком полярной ночи:

1)солнце бывает в зените; 2)с этой параллели начинаются полярные дни и ночи;

3)граница смены суток.

8.Установите соответствие:

1.Барометр а)температура

2.Осадкомер б)влажность воздуха

3.Термометр в)количество осадков

4.Флюгер г)направление ветра

5.Гигрометр д)атмосферное давление

9.К дням равноденствия относятся следующие даты:

1) 22 июня; 2)23 сентября; 3)22 декабря; 4)21 марта.

10.Дополните предложение.

22 декабря день длиннее ночи в … полушарии.

11.Установите соответствие:

А.Северный тропик 1.66,5 с.ш.

Б.Южный тропик 2.23,5 ю.ш.

В.Северный полярный круг 3.66,5 ю.ш.

Г.Южный полярный круг 4.23,5 с.ш.

12.Распределите по порядку пояса освещенности от Южного полюса до северного:

1)тропический; 2)северный умеренный; 3)южный умеренный;

4)северный полярный; 5)южный полярный.

13.23 сентября Солнце в зените находится:

1)над экватором;

2)над северным тропиком;

3)над южным тропиком;

4)над полярными кругами.

14.Полярные ночи бывают на широте:

1)50 с.ш.; 2)65 с.ш.; 3)100 с.ш.; 4)67 с.ш.

Задача.

1) По радио передали: при температуре + 10 С в воздухе содержится 5 г воды, вычислите относительную влажность воздуха.

2)Рассчитайте примерную температуру воздуха за бортом самолета, летящего на высоте 7000 м., если температура воздуха у земной поверхности + 20°С.

3)У подножия возвышенности атмосферное давление равно 760 мм.рт.ст. какова высота возвышенности, если на вершине наблюдается давление 590 мм.рт.ст.

Контрольное тестирование по теме «Атмосфера».

Вариант 2.

1.В районе полюсов мощность тропосферы:

1)наименьшая; 2)наибольшая; 3)средняя.

2.В какое время летом при ясной погоде наблюдается наименьшая температура воздуха:

1)в полночь; 2)перед восходом Солнца; 3)после захода Солнца.

3.Заполните пропуски.

При подъеме вверх температура воздуха уменьшается на каждые … км на … градусов.

4.При температуре + 10 С в воздухе содержится 6 г водяного пара. Такой воздух называется:

1)насыщенным; 2)ненасыщенным.

5. К дням равноденствия относятся следующие даты:

1) 22 июня; 2)23 сентября; 3)22 декабря; 4)21 марта.

6.Дополните предложение.

22 декабря день длиннее ночи в … полушарии.

7.Установите соответствие:

А.Северный тропик 1.66,5 с.ш.

Б.Южный тропик 2.23,5 ю.ш.

В.Северный полярный круг 3.66,5 ю.ш.

Г.Южный полярный круг 4.23,5 с.ш.

8.Распределите по порядку пояса освещенности от Южного полюса до северного:

1)тропический; 2)северный умеренный; 3)южный умеренный;

4)северный полярный; 5)южный полярный.

9.23 сентября Солнце в зените находится:

1)над экватором;

2)над северным тропиком;

3)над южным тропиком;

4)над полярными кругами.

10.Полярные ночи бывают на широте:

1)50 с.ш.; 2)65 с.ш.; 3)100 с.ш.; 4)67 с.ш.

11.23 марта лучи Солнца падают под прямым углом:

1)на экватор; 2)на северный тропик; 3)на южный тропик.

12.Установите соответсвие:

1.22 июня а)солнце в зените над экватором.

2.23 сентября б)солнце в зените над Южным тропиком.

3.22 декабря в)солнце в зените над Северным тропиком.

4.21 марта

Задачи:

1) По радио передали: при температуре + 17 С в воздухе содержится 8 г воды, вычислите относительную влажность воздуха.

2) )Рассчитайте примерную температуру воздуха за бортом самолета, летящего на высоте 9000 м., если температура воздуха у земной поверхности + 10°С.

3)У подножия возвышенности атмосферное давление равно 760 мм.рт.ст. какова высота возвышенности, если на вершине наблюдается давление 560 мм.рт.ст. Холм это гора?

Критерии оценивания: Всего - 18 б.

Задание 1. - 12 б. (1 б.за правильный ответ) «5» - 15 - 18

Задание 2 - 6 б. ( по 2 б) «4» - 10- 14

«3» - 1-9 б.


© 2010-2022