Технологическая карта урока географии в 6 классе Выветривание горных пород

Технологическая карта урока географии в 6 классе "Выветривание горных пород"  Автор УМК по географии под  редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. Тема урока_ Выветривание горных пород Тип урока_ урок изучения нового материала с элементами практикума.   Задачи урока: Раскрывать значение терминов, сформировать у учащихся понятия «выветривание», «физическое выветривание»,  «химическое  выветривание», «биогенное выветривание», комплексное применение знаний в практической деятельн...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта

урока географии в 6-Б классе МБОУ лицея № 1 г. Усмани,

данного учителем географии Афанасьевой О.А.


Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.

Тема урока_ Выветривание горных пород

Тип урока_ урок изучения нового материала с элементами практикума.

Задачи урока: Раскрывать значение терминов, сформировать у учащихся понятия «выветривание», «физическое выветривание», «химическое выветривание», «биогенное выветривание», комплексное применение знаний в практической деятельности, формирование умений работы с картой. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

Технологии обучения: личностно - ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.

Методы обучения, используемые на уроке:

словесные, наглядные, практические;

методы психологии - развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

методы педагогические - методы организации и стимулирования учебной деятельности;

информационные методы - работа с картой, планом местности , учебником, дополнительной литературой.

Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение заданий, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;

Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современным условиям, проведение самостоятельного поиска географической информации о своей местности из картографических и геоинформационных источников.

Основные понятия: «выветривание», «физическое выветривание», «химическое выветривание», «биогенное выветривание»

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.Организационный момент

Цель:
мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

Приветственное слово учителя:

Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке.

И сегодня на уроке мы с вами попробуем разгадать одну тайну, а какую вы должны догадаться сами.

Приветствуют учителя,

Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний



Между двумя учениками возник спор: один говорил, что горные породы бывают только в горах, а другой утверждал, что они есть не только в горах, но и на равнинах, и даже на дне моря. Кто из них

прав?

Давайте вспомним:

Что такое горные породы и минералы? Чем отличаются горные породы и минералы?

Какие бывают виды горных пород и минералов? (слайд2)

Продолжить фразу….

Гранит - это …….

Однако гранит рассыпается в щебень, крошку, мелкий песок.

Песок - это

Однако гранит рассыпается в щебень, крошку, мелкий песок. (слайд3)

В чём дело?

Кто виноват?




Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

3. Этап изучения новых знаний и способов действий
Постановка учебной цели.



Поиск информации.










Физкульт-ка

-Давайте, определим тему нашего урока.

-Итак, тема нашего урока « Выветривание горных пород». (слайд4)

-Откройте тетради и запишите тему урока.

Попробуйте сформулировать цель урока. (слайд 5)

Поэтому, сегодня на уроке мы с вами должны:

Узнать! Что такое выветривание.

Какие бывают виды выветривания.

Что является причинами разрушения горных пород и минералов.

Узнать какой вид выветривания виноват в превращении гранита в песок.

Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания? (слайд 6)

.

Нам предстоит ответить на главный вопрос:

Всегда ли горные породы и минералы разрушаются только под воздействием природных сил?


Объясняет понятия: - Выветривани - все процессы, приводящие к разрушению горных пород и минералов под влиянием различных факторов. (слайд7-8)

Задания по группам:


  • 1группа Биогенное выветривание


  • 2группа Физическое выветривание


  • 3группа Химическое выветривание


  • 4группа Техногенное (антропогенное) выветривание

План работы

1.Что является причинами

Биогенного выветривания -1группа

Физического выветривания- 2группа

Химического выветривания - 3 группа

Техногенное выветривание - 4группа

2. В чем проявляется их действие.

3. Результат (слайд 9)

4. Виноват ли этот вид выветривания в превращении гранита в песок

(слайд10)

Гимнастика для глаз

Север-юг, запад-восток.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Отчёт групп.…(слайд 11-16)








Давайте запомним


  • Биогенное выветривание- разрушение горных пород, связанное с деятельностью растений и животных.

  • Физическое выветривание- связано с действием движущейся воды, ветра, а также температурного расширения и сжатия горных пород.

Химическое выветривание- это разрушение водой растворимых горных пород и минералов.…(слайд 17)

Какой вид выветривания виноват в превращении гранита в песок?

Какой можно сделать вывод?

…(слайд 18)

А теперь давайте ответим на главный вопрос нашего урока

  • Всегда ли горные породы и минералы разрушаются только под воздействием природных сил?

«В ПРИРОДЕ существует три вида выветривания»

…(слайд 19)

Техногенное (антропогенное) выветривание - выветривание, связанное с хозяйственной деятельностью человека, способно сильно менять горные породы и рельеф Земли.

…(слайд 20)

Записывают тему в тетрадь


Целеполагание.

Отвечают на вопросы

Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное

Слушают учителя, работают с текстом учебника на стр. 82.

делают записи в тетради.


Выполняют задания на новый материал в группах

Работают в группах, заполняют таблицу.






1группа Биогенное выветривание

Влияние живых организмов на г.п.

Разрушение и изменение г.п. и минералов под влиянием растений и животных

Измельчение г.п.

2группа Физическое выветривание

Колебания температуры, ветер и вода

Процесс механического раздробления горных пород (г.п.) без изменения химического состава

Образуются обломочные г.п.

3группа Химическое выветривание

Вода и растворимые вещества и г.п. - известняк, гипс, соли

Разрушение водой растворимых г.п.

Образование новых соединений и изменение существующих


Учащиеся высказывают свои предположения. Делают вывод

Вывод: все виды выветривания принимали участие в разрушении гранита и превращении его в песок, но большее воздействие оказало:

физическое выветривание.

4группа Техногенное (антропогенное) выветривание

Деятельность человека

Разрушение под действием хозяйственной деятельности человека

Сильно меняют г.п. и рельеф Земли.

Записывают определение в тетрадь.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).


ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.





ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения).

познавательные : формировать умения работать с информацией, с текстом учебника.выполнять логические операции самостоятельно...

Коммуникативные
Регулятивные УУД
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.




Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

коммуникативные, познавательные

Регулятивные, коммуникативные, познавательные




4. Этап информации о домашнем задании

П.13. вопр стр.87-88, Составить схему «Выветривание горных пород»

.

…(слайд 21)

Записывают д/з.

5.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации

1Что такое выветривание.

Какие бывают виды выветривания.

Что является причинами:

  1. физического выветривания?

  2. биогенного выветривания?

  3. химического выветривания?

  4. техногенного выветривания?

Как в процессе физического выветривания образуются обломочные горные породы ?

Приведите примеры техногенных процессов?

Приведите примеры взаимосвязи техногенных и природных процессов разрушения горных пород.

…(слайд 22)

Отвечают на вопросы

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

Личностные: формирование мотивации

Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)

Познавательные: анализ, синтез.

6.Этап подведения итогов

Выставление оценок за урок

7.Этап рефлексии

сегодня я узнал…(слайд 23)
было интересно…
было трудно…
я приобрел…
я научился…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях.

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.



© 2010-2022