Рабочая программа по географии 5 класс

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по географии 5 классМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40»


«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР МБОУ «СОШ №40»

_____________/________________

«____»____________2015 г.


«Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ №40»

_____________Л.М.Смольницкая


Приказ № __ от «__»_____2015 г.






Рабочая программа по предмету: география - землеведение 5 класс

Учителя: Грошева А. С.

Класс: 5 а, б,









План рассмотрен и одобрен на заседании


МО учителей _____________цикла

«22» августа 2015 года

Руководитель МО _______ /___________











2015-2016г учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Общая характеристика курса географии

Рабочая программа по географии 5 класса составлена в соответствии с ФГОС ООО (приказ МО иН РФ от 17.12.2010 №1897), на основе рабочей программы ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ. 5-9 КЛАССЫ. Авторы И.И.Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева. Курс «География. Землеведение. 5-6 классы» - М. Дрофа.2013г. Курс «География. Землеведение 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.

Основными целями курса 5 класса являются: знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества- географической картой, с взаимодействием природы и человека; пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности; формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении курса решаются следующие задачи: знакомство с одним из интереснейших школьных предметов - географией, формирование интереса к нему; формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы. Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи

(например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

Место курса географии в базисном учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 классе 35 ч (1 ч в неделю), из них 6 - на выполнение практических работ. В соответствии с учебным планом МОУ «Майская гимназия» курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в 5 классе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в основной и старшей школе. Таким образом, содержание курса в 5 классе основной школы представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


Учебно-тематический план

Разделы, темы

Количество часов

Количество

диктантов

сочинений

проектов

экскурсий

лабораторных работ

практических работ

тестов

контрольных работ

изложений

словарные диктанты

Доклады,сообщения

Введение

1




Раздел I. Накопление знаний о Земле

5


Пр №1


Раздел II. Земля во Вселенной

7


Пр№2

Кр№1


Раздел III. Географические модели Земли

10


Пр№3

Пр№4


Раздел IV. Земная кора

11


Пр №5.

Пр№6

Кр№2








СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ГЕОГРАФИЯ. ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 5- 6 КЛАССЫ

5 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 1 ч - резервное время)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Что изучает география. География как наука.

Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч)

Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века. Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание. Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.

Практические работы. 1. Работа с электронными картами.

Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)

Земля и космос. Земля - часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

Земля- часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля - уникальная планета. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна. Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси. Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле. Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Практические работы.

2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)

Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут. Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта. Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу. Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями. Планы местности и их чтение. План местности - крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений. Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах. Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке. Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.

Практические работы.

3. Составление плана местности способом глазомерной съемки.

4.Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

Раздел IV. Земная кора (11 ч)

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора. Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера. Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород. Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм. Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих

вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека. Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши. Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна. Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры. Практические работы.

5. Определение горных пород и описание их свойств.

6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.





Календарно-тематическое планирование

Дата


Тема урока

Предметные

(элементы содержания)

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Домашнее задание

Коррекция КТП

план

факт

1



Что изучает география. География как наука.

География как наука. Многообразие географических объектов.

Понимание того, что изучает наука география, осознание практического значения географических знаний.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Планирование - выполнение заданий в соответствии с поставленной целью. Осуществление учебных действий - ответы на поставленные вопросы.

П.1, вопросы на стр. 6 в. 2 письменно в тетради

Раздел 1. Накопление знаний о Земле (5 ч)

2



Познание Земли в древности.

Древняя география и географы. География в Средние века.

Общеучебные - выделение и формулирование познавательной цели. Логические - построение логической цепочки рассуждений. Выполнения анализа и синтеза информации.

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Планирование учебного сотрудничества.

Целеполагание - постановка учебной задачи.

П. -2

Вопросы на стр. -11, вопрос-6.



П. -3

Вопросы на стр. -13.

3

Великие географические открытия.

Что такое Великие географические открытия

4

Открытие Австралии и Антарктиды.

Открытие и исследования Австралии и Океании.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации.

Логические - установление причинно-логических связей.

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Планирование учебного сотрудничества

Формирование

уважительного

отношения к иному

мнению, истории и

культуре других

П. -4

Вопросы на стр. -17

П. -5

Вопросы на стр. -20, термины по разделу

5

Современная география. Географические информационные системы.

Развитие физической географии.

Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Практическая работа. 1. Работа с электронными картами.

6

Итоговый урок по разделу 1.

Обобщение знаний по разделу.

П. -1-5

Вопросы на стр. -20

Раздел 2. Земля во Вселенной (7 ч)

7

Земля и космос.

Земля -часть Вселенной. Как ориентироваться по звёздам.

Общеучебные - осуществление поиска и выделение необходимой информации, постановка и формулирование проблемы; предметные - понимание строение Солнечной системы, места планеты Земля в Солнечной системе.

Логические - проведение анализа и синтеза, установление причинно - следственной связи.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Формирование

навыков работы по

образцу при

консультативной

помощи учителя


Развитие умений

применять

полученные знания в

измененном

варианте



П. -6

Вопросы на стр. -25


8

Земля - часть солнечной системы

Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты.

П. -7

Вопросы на стр. -29

9

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Земля и космос. Земля и Луна.

П. -8

Вопросы на стр. -33

10

Осевое вращение Земли.

Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси. Обращение Земли вокруг Солнца.

П. -9

Вопросы на стр. -35

11

Движение Земли по орбите вокруг Солнца..

Времена года на Земле

П. -10

Вопросы на стр. -38

12

Форма и размеры Земли.

Как люди определили форму Земли. Размеры Земли.

П. -11

Вопросы на стр. -41

13

Итоговый урок по разделу 2.

Обобщение по разделу 2.

Практические работы. 2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

П. - 6-11

Вопросы на стр. -42

Раздел 3. Географические модели Земли (10ч).

14

Ориентирование на земной поверхности.

Как люди ориентируются.

Общеучебные - выделение и формулирование познавательной цели. Структурирование знаний, выполнение действий по алгоритму. Усвоение географического содержания.

Логические - выполнение обобщения, сравнения, построения логической цепи рассуждений.

Р.: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П.: находить основные и промежуточные стороны горизонта.

К.: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

П. -12

Вопросы на стр. -47

15

Изображение земной поверхности.

Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

П. -13

Вопросы на стр. -51

16

Масштаб и его виды

Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

П. -14

Вопросы на стр. -54

17

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах.

Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

П. -15

Вопросы на стр. -57

18

Планы местности и их чтение.

План местности - крупномасштабное изображение земной поверхности. План местности - крупномасштабное изображение земной поверхности.

П. -16

Вопросы на стр. -60

19

Составление плана местности.

Практическая работа.3. Составление плана местности способом глазомерной съемки.

П. -16

Вопросы на стр. -61

20

Параллели и меридианы.

Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.

П. -17

Вопросы на стр. -66

21

Градусная сеть. Географические координаты.

Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.

Итоговая практическая работа. 4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.


П. -18

Вопросы на стр. -69

22

Географические карты

Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.

П. -19

Вопросы на стр. -73

23

Итоговый урок по разделу 3.

Обобщение знаний по разделу.


Вопросы на стр. -74

Раздел 4. Земная кора (11 ч)

24

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры.

Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами. Описывать внутреннее строение Земли, называть основные методы изучения её недр.

Р.: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничестваП.: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности ее оболочек.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию.

П. -20

Вопросы на стр. -79

25

Разнообразие горных пород.

Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Практическая работа. 5. Определение горных пород и описание их свойств.

П. -21

Вопросы на стр. -84

26

Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли.

Земная кора и ее устройство. Литосфера.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности

П. -22

Вопросы на стр. -87

27

Разнообразие форм рельефа Земли.

Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.

Знать географичес кие явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними.

П. -23

Вопросы на стр. -89

28

Движение земной коры.

Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.

П. -24

Вопросы на стр. -94

29

Землетрясения. Вулканизм.

Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

Р.: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П.: устанавливать с помощью карт районы землетрясений и вулканизма. К.: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

П. -25-26

Вопросы на стр. -98

30

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра.

Как внешние силы воздействуют на рельеф. Работа текучих

вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

Объяснять причины возникновен ия вулканов и землетрясен ий, их внутреннее строение.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности

П. -27

Вопросы на стр. -106

31

Главные формы рельефа суши.

Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

Объяснять причины, влияющие на возникновен ие форм рельефа и их изменение.

П. -29

Вопросы на стр. -114

32

Рельеф дна океанов.

Неровности океанического дна

Определять по физической карте формы рельефа и их абсолютные высоты, а также относительн ые высоты точек (по карте и плану)

П. -30

Вопросы на стр. -119

33

Человек и земная кора

Как земная кора воздействует на человека.

П. -31

Вопросы на стр. -124

34

Итоговый урок по разделу «Земная кора»

Практическая работа №6 Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.


П. -20-31

Вопросы на стр. -125-126



Планируемые результаты изучения предмета

Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «География». Достижение предметных результатов в учебнике данной линии обеспечивается следующим.

Каждый параграф содержит следующие структурные элементы:

- рубрики: «Вы узнаете», «Вы научитесь», направленные на мотивацию учащегося по изучению материала параграфа и содержащие требования к образовательным достижениям учащихся после его изучения; «Вспомните», направленную на актуализацию ранее полученных знаний (в том числе при изучении других предметов) и жизненного опыта учащихся; «Обратитесь к электронному приложению», направленную на систематическое использование современных технологий обучения;

-основной текст -инвариантную часть содержания, соответствующую Фундаментальному ядру содержания образования и Примерной программе по географии. Текст каждого параграфа разбит на смысловые структурные единицы и подразделен на основной и дополнительный, выделены основные определения;

- вопросы и задания к параграфу в деятельностной форме проверяют образовательные достижения учащихся, заданные в рубриках «Вы узнаете» и «Вы научитесь». В вопросах и заданиях особое внимание уделено формированию умений использовать географические знания в повседневной

жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических, экологических процессов и явлений, для экологически сообразного поведения в окружающей среде, адаптации к географическим условиям проживания и обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- разнообразные иллюстрации (карты, рисунки, схемы, фотографии, таблицы, диаграммы), несущие самостоятельную информационную нагрузку и снабженные вопросами и заданиями, способствуют реализации системно-деятельностного подхода в обучении географии. В учебнике содержится система заданий, направленных на достижение метапредметных результатов обучения: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

Авторы уделили большое значение заданиям, направленным на достижение личностных результатов обучения: воспитание российской гражданской идентичности; формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего

многообразие современного мира; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры;

уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России. В учебнике 5 класса дается материал о выдающихся путешественниках и ученых мира и нашей страны, что дает возможность учителю формировать у учащихся чувство патриотизма при изучении достижений отечественной науки.











5. Средства контроля

Контрольные работы:

1. Контрольная работа №1

2. Контрольная работа №2

Практические работы

1. Пр. №1 Работа с электронными картами.

2. Пр. №2 Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.

3. Пр. №3 Составление плана местности способом глазомерной съемки.

4. Пр. №4 Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.

5. Пр. №5 Определение горных пород и описание их свойств.

6. Пр. №6 Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.

МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УМК «География. Землеведение. 5-6 классы»

1. География. Землеведение. 5-6 классы. Учебник (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).

2. География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие (авторы Л. Е. Савельева, В. П. Дронов).

3. География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).

4. География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. П. Дронов, Л. Е. Савельева).

5. География. Землеведение. 5-6 классы. Электронное пособие.




© 2010-2022