Урок географии на тему: Равнины суши

Методическая разработка урока географии в 6 классеТема: “ Равнины суши ”.                                                                                                                                   Составила: учитель географии – Сахнова Елена РакиповнаОбразовательные  цели урока:сформировать у учащихся представления о равнинах, их различиях по высоте и характеру рельефа;ознакомить учащихся с изменениями равнин под действием внешних и внутренних процессов и деятельности человека;формировать...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 19

Методическая разработка урока географии в 6 классе

Тема: " Равнины суши ".

Составила: учитель географии - Сахнова Елена Ракиповна

Образовательные цели урока:

  • сформировать у учащихся представления о равнинах, их различиях по высоте и характеру рельефа;

  • ознакомить учащихся с изменениями равнин под действием внешних и внутренних процессов и деятельности человека;

  • формировать умения определять по карте географическое положение и высоту крупнейших равнин мира.

Развивающие цели урока:

  • способствовать развитию самостоятельности мышления учащихся: умения сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию, выделять главное, делать выводы,

  • развитию навыков самостоятельного поиска необходимой информации,

  • развитию умения устанавливать естественные связи, изучаемого материала с жизнью, целостного представления об окружающем мире.

Воспитательные цели урока:

  • продолжать воспитывать культуру учебного труда: аккуратность, усидчивость, умения слушать и работать в заданном режиме,

  • воспитание самоконтроля и дисциплины.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Межпредметные связи: природоведение 5 класс, литература.

Внутрипредметные связи: с уроками «Изображение на физических картах высот и глубин», «Движения земной коры», «Горы суши».

Методы обучения:

  • Словесные: рассказ учителя, фронтальная беседа.

  • Наглядные: работа с учебником, атласом, мультимедиапрезентация.

  • Практическая работа с картами атласа.

Формы работы учащихся:

  • коллективная во время рассказа учителя,

  • индивидуальная при работе: с картами атласа, в путевом журнале, при анализе рисунков.

Оборудование: Физическая карта полушарий, мультимедийная презентация, инструктивные карты учащихся «Путевой дневник».

Термины и понятия урока: Равнина, плоская равнина, холмистая равнина, низменность, возвышенность, плоскогорье.

Перечень обязательной географической номенклатуры: Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие Центральные равнины, Прикаспийская. низменность; Плоскогорья: Среднесибирское,Аравийское, Декан,Бразильское.

Структура урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний учащихся.

3.Изучение нового материала.

4.Практическая работа.

5.Постановка домашнего задания.

6.Подведение итогов урока.



ХОД УРОКА

Ι ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА

Приветствие.
- Ребята! Обратите внимание, у вас на партах лежат инструктивные карты в виде «Путевого журнала» сегодняшнего урока они помогут вам сегодня работать быстро и чётко, систематизируют новый материал по теме и помогут выполнить домашнее задание.

Все записи сегодня на уроке вы делаете в «Путевой журнал».

ΙΙ ЭТАП. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

- Итак, на прошлом уроке, мы с вами начали знакомство с рельефом Земли.

- Дайте определение, что такое «рельеф»?

- Назовите основные формы рельефа на суше?

Горы и равнины.

- Дайте определение, что такое «горы»?

Горы - обширные участки земной поверхности, приподнятые над равнинами и имеющие большие перепады высот (более 200м)

- На какие группы горы делят по высоте?

Низкие до1000м, средние от1000м до 2000м, высокие выше 2000м

- Как по физической карте определить среднюю высоту гор?

С помощью шкалы высот.

- Как называется такой способ изображения рельефа?

Послойное окрашивание.

- Как мы можем узнать точную абсолютную высоту наиболее выдающихся точек?

С помощью отметок высоты.

Молодцы!

- Посмотрите на физическую карту, как вы думаете, какие формы рельефа преобладают на Земле? горы или равнины?

ΙII ЭТАП. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

___________________________________________________________________________________________
- Если мы посмотрим на физическую карту полушарий, то мы увидим, что на Земле преобладают равнины.

- Равнины занимают 65% суши. Равнины удобны для земледелия, для строительства зданий и прокладки дорог. Поэтому человек осваивал равнинные местности с древних времен. В настоящее время на равнинах проживает большая часть человечества Земли.

Тема нашего урока - «Равнины суши» (слайд 1)

Многие поэты и писатели в своих произведениях описывали равнины. Я вам прочту отрывок из произведения Ивана Ефремовича Фролова, (слайд 2)

а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос, какие признаки равнины описывает автор.

«Равнина. Равнина…равнина на север, равнина на юг.

Как будто гористую землю разгладил какой-то гигантский утюг.

Здесь смотришь и видишь на сто километров

Полсотни туда и полсотни сюда

А солнце!

Вы видели солнце степное?

Лучистая ласка его горяча:

Не скрыто ни ближней, ни дальней горою,

Оно до последнего светит луча».

- Какие признаки равнин автор описывает в этом стихотворении?

( ответы учащихся)

- Итак, мы выяснили что, равнина это обширный участок земной поверхности.

- А теперь, я вам предлагаю рассмотреть два изображения равнин (слайд 3)

- Чем отличается верхнее изображение равнины от нижнего? Как выглядит линия горизонта?

- На первом изображении горизонт просматривается со всех сторон и имеет вид прямой линии.

Это плоская равнина, с ровной поверхностью, практически без перепадов высот.

На втором изображении горизонт - волнистая линия, здесь встречаются отдельные холмы и овраги. Это - холмистая равнина. Холмистые равнины имеют перепады высот до 200м

(слайд 4)

Работа с картой:

- Откройте атласы, карта стр. 16, «Физическая карта России», найдите на карте равнины: Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую, сравните их и скажите какая равнина является плоской, а какая холмистой?

- Как вы это определили?

Западно-Сибирская равнина вся зелёного цвета, а Восточно-Европейская с пятнами жёлтого цвета.

- Возьмите «Путевой дневник» и заполните таблицу №1

Типы равнин по характеру поверхности:

Плоские

Холмистые

Характеристика

без перепада высот

с перепадом высот менее 200м

Примеры

Западно-Сибирская

Восточно-Европейская

- Ребята, мы с вами выяснили, что равнины это обширные участки земной поверхности которые могут быть плоскими и ровными или холмистыми - с перепадами высот менее 200м

Прочитайте определение равнины в учебнике на стр. 57

Равнины - обширные участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью называются равнинами.

(записать в словарь)

- Равнины различаются не только по характеру поверхности, но и по высоте (слайд 5)

- Если равнина имеет высоту до 200 м над уровнем моря, её называют низменностью.

- На физической карте низменности изображаются зеленым цветом.

- Равнины с абсолютной высотой от 200 м до 500 м называют возвышенностями.

- На физически картах возвышенности изображаются желтым цветом.

- Равнины с высотой более 500 м относятся к плоскогорьям.

- На физических картах плоскогорья изображают разными оттенками коричневого цвета. Чем выше плоскогорье, тем темнее его окраска.

- Иногда на суше встречаются места, расположенные ниже уровня моря. Такие участки суши называют - впадинами. Они обозначаются тёмно-зеленым цветом. (слайд 6)

К ним относится Прикаспийская низменность. Она расположена на 28м ниже уровня моря. Морские воды не заливают её, так как эти места отделены от суши более высокими территориями.

- В «Путевом дневнике» прочитайте и выполните задание, заполнив таблицу №2

Типы равнин по абсолютной высоте:

Характеристика

низменности

возвышенности

плоскогорья


Абсолютная высота, м

высотой до 200 м над уровнем моря

высотой от 200 до 500 м над уровнем моря

высотой выше 500м над уровнем моря

Цвет на карте

зелёный

жёлтый

разные оттенки коричневого

Примеры

Прикаспийская

Северо-Сибирская

Среднерусская

Приволжская

Среднесибирское

Аравийское

Бразильское

* Прикаспийская низменность - впадина, лежит ниже уровня моря на 28м

Физкультминутка

(видеоролик)

Учитель: - Вы уже знаете, что рельеф Земли постоянно изменятся под действием внутренних и внешних процессов. Под действием внутренних сил, а именно медленных вертикальных движений земной коры некоторые участки суши поднимаются, а некоторые наоборот опускаются.

Например: Среднесибирское плоскогорье испытывает очень медленные поднятия (слайд 8)

А территория Приднестровской равнины, на которой мы с вами живём, медленно опускается со скорость 1 см в год (слайд 9)

- Равнины изменяются и под воздействием внешних сил, прежде всего действия воды и ветра.

Реки, смывая берега, образует речную долину. Равнинные реки текут медленно и извилисто, и образуют широкие долины. (слайд 8)

- В долине, какой реки мы живём?

На равнинах сложенных рыхлыми горными породами, временные дождевые и талые водотоки образуют промоины и овраги (слайд 10)

Глубина оврага может достигать несколько десятков метров. Быстрее всего овраги образуются в местности лишенной растительности. Они наносят большой вред сельскому хозяйству уничтожая поля. Для остановки роста оврагов на склонах высаживают деревья и кустарники.

- Равнины изменяются и под воздействием ветра. В районах пустынь ветер переносит песок на большие расстояния образуя песчаные холмы - барханы и дюны (слайд 12)

Под действием ветра они могут менять форму и перемещаться со скоростью от нескольких сантиметров до сотен метров в год, засыпая дороги, поля, пастбища, небольшие населённые пункты.

- Переносимый ветром песок обтачивает скалы, придавая им причудливую форму. Образуя формы рельефа - останцы. Они состоят из более твёрдых пород (слайд 13)

- Человек также может преобразовывать рельеф земной поверхности. Формы рельефа, созданные человеком, называются антропогенными. К формам рельефа, непосредственно созданным руками человека, можно, например, отнести: карьеры, отвалы, терриконы, насыпи, выемки, котлованы.

- Прямое воздействие человека на рельеф более всего проявляется в районах разработки полезных ископаемых. При открытой добыче образуются огромные ямы - карьеры (слайд 14)

- Подземная добыча сопровождается выносом на поверхность большого количества пустой породы и образованием отвалов, обычно имеющих коническую форму - терриконов (слайд 14) Многочисленные терриконы создают характерный ландшафт угледобывающих районов (слайд 15)

- Значительные изменения рельефа производятся при строительстве. Так, при строительстве городов предварительно - убирают речки в трубы, спрямляют русла и бетонируют берега рек, засыпают балки. Что и произошло в центральной части нашего города в начале 20в. (слайд 17)

ΙV ЭТАП. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

- На прошлом уроке вы познакомились с планом описания ГП гор, а сегодня научитесь составлять описание ГП равнин.

Откройте план описания равнин в учебнике на стр.62
Амазонская низменность - самая большая по площади равнина мира (площадью свыше 5 млн км²).

1. Название, вид равнины по абсолютной высоте

Амазонская низменность (показать на карте)

зелёный цвет - низменность до 200м

2. ГП

а) на материке

а) расположена в северной части Южной Америки

между 40 и 77 меридианами западного полушария, между 10 параллелью сев.пол. и 10 параллелью юж. пол.

б) направление и протяжённость

с запада на восток протянулась на

37*111,3=4118,1км

в) относительно других объектов

на западе - горы Анды, на востоке - Атлантический океана, между Гвианским и Бразильским плоскогорьями, по Амазонской низменности протекает самая полноводная река мира Амазонка с многочисленными притоками.

- В «Путевом дневнике» прочитайте и выполните задание №3

1 ряд - Восточно-Европейская равнина

2 ряд - Западно- Сибирская равнина

3 ряд - Среднесибирское плоскогорье

(7 минут)

- учащиеся читают ответы.

Заполните таблицу Изменение равнин во времени

Действие внутренних сил Земли

1.медленные вертикальные движения земной коры

а) медленные поднятия

б) медленные опускания

Действие внешних сил Земли

1.деятельность текучих вод

2.выветривание

3.деятельность ветра

Деятельность человека

1.при строительстве

2. при добыче полезных ископаемых


V ЭТАП. Сообщение домашнего задания § 21 читать

(слайд 21)

VΙ ЭТАП. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА


Выставить оценки наиболее активным учащимся.

Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности за время урока.

6

© 2010-2022