Патриотическое воспитание на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Патриотическое воспитание на уроках географии.

Здесь род мой,

исток мой,

дорога моя…

Понятие Родина, патриотизм, духовность, нравственность прививается ребенку, начиная с раннего возраста. С малых лет детей знакомят с огромными просторами нашей страны, с разнообразием природного мира, с бережным отношением к окружающей среде.

В школе продолжают формироваться нравственные и политические принципы, социальные чувства, содержанием которых является любовь к Родине, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины.

На своих уроках географии я часто употребляю понятие «Родина», «родная земля», «родной край». Эти понятия, прежде всего, обозначают то или иное место на Земле, ту или иную территорию, где ощущаешь себя в своей среде, где окружающие тебя люди говорят на родном для тебя языке, близки тебе по образу жизни, культуре, мироощущению.

Образованный и культурный человек должен хорошо знать особенности природы своей Родины, представлять, как повлияла природная среда на характер, быт, хозяйственную деятельность человека. Без знания особенностей природы той или иной территории трудно объяснить уклад жизни населения, традиционные направления хозяйства.

Я стараюсь привить ребятам понимание, что человек - часть природы. Природа может существовать без человека, человек без природы - нет. Внутренний мир человека тысячами нитей связан с природой. Чтобы человек ни делал, где бы он не трудился, потребность в общении с красотой родной планеты была и остается. Художественное познание природы, как и отражение его в искусстве, развилось вместе с человеком. Дети должны научиться понимать и одновременно чувствовать красоту, гармонию окружающего мира, любоваться им. Оба эти способа познания существуют неразрывно. Это не случайно. Человек не может оставаться равнодушным к прекрасному окружающему его миру. В то же время он сам является частью природы, черпает в ней все, что необходимо для жизни: энергию, духовные силы. К человеку в общении с природой приходит радость, вдохновение, возникает особое чувство осознания своей причастности к жизни природы. При этом приходит и желание познать тайны жизни, законы природы, пути ее развития.

Я всегда говорю ребятам, что вы будущее нашей страны. Если вы научитесь любить свой край, уважать окружающий мир, не наносить ему вреда, вы только приумножите богатство нашей Родины, выполните свой нравственный и гражданский долг перед ней.

Начиная с 5-го класса, я очень большое внимание уделяю урокам, связанным с экологическими проблемами нашей страны и мира в целом. В пятом классе при изучении темы «Красная книга Казахстана» мы обязательно просматриваем фильм, знакомлю с Красной книгой, книгой редких и исчезающих животных, а затем рисуем плакат « В защиту окружающей среды». В 8 классе после завершения темы по территориальным районам, обязательно рассматриваю экологические проблемы, связанные с данной территорией. При изучении темы «Экологическая ситуация в Казахстане» в конце учебного года, выявляем и определяем источники экологической опасности по картам атласа Казахстана, Костанайской области. Оцениваем ущерб, учитываем задачи, призванные сохранять природное богатство нашей страны. Знакомлю ребят с общественными организациями, которые занимаются охраной окружающей среды (такие как ГРИНПИС). Ну, а в 9 классе особое внимание уделяю знакомству с многообразием природных ресурсов нашей родины, с географией промышленности, оцениваем положение и место Казахстана в мире, современных сложных и разнообразных условиях жизни людей в разных регионах страны. В 10 классе проводим занятие на тему «Экологический кризис и экологическая катастрофа». Выявляем пути возможного решения многих проблем страны как политических, так и экологических. Ребята делятся своим мнением, своим видением многих проблем и ситуаций. Только сопричастность и сопереживание жизни нашей страны, умение анализировать проблемы, радоваться успехам и переживать неудачи воспитывает ученика как гражданина, как личность. Мы вместе с учащимися подходим к анализу нравственного аспекта экологических проблем через осмысление губительной для человека последствий его производственной деятельности. Внимание учащихся акцентирую на нашей ответственности не только перед современниками, но и перед еще не родившимися потомками, судьбу которых наше поколение буквально держит в своих руках.

Еще хочу уделить внимание урокам краеведения и внеклассной работе по географии, где воспитанию нравственности и любви к нашей стране отводится большая роль. Начиная с 5 класса, мы изучаем природу, традиции, культуру, архитектуру нашего края. Знакомлю ребят с той ролью, какую Костанайская область, играет в жизни нашей страны, сейчас и в прошлом.

Изучение истории и географии родного края имеет большое значение для понимания его дальнейшего развития. Задачи учащихся при этом состоят не только в познании особенностей природы, населения и хозяйства региона, но также в осознании характера воздействия человека на природу и возникающих при этом экологических проблемах и путей их решения.

Изучение Родного края, несомненно, поможет учащимся наиболее продуманно выбрать будущую профессию.



© 2010-2022