Интеллектуальная игра по географии «Эрудит»

Содержательная часть Интеллектуальная игра «Эрудит» с подбором вопросов для участников Схема игры: 1. Предварительные отборочные игры в классах за неделю до основной игры. Команда-победитель представляет класс в основной игре. 2. Основная игра: а) разминка; б) игра для команд; в) игра для болельщиков; г) подведение итогов и награждение грамотами. В дальнейшем учитель может предлагать учащимся (не классу в целом, а именно учащимся как индивидуальным участникам игровых действий) самим дать оценку ...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуальная игра «Эрудит»

(с подбором вопросов и ответов для участников)

Автор Тренев Валерий Иванович,

учитель географии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №4 г.Тихорецка


Содержание:


Введение

Содержательная часть

Заключение

Список использованной литературы

Приложения
























Введение

Ребенок не устает от работы,

которая отвечает его функциональным

жизненным потребностям.

С. Френе

Скажите, вы любите играть? Я думаю, любой человек не откажется от познавательной игры. Я всегда от игры получаю удовольствие. Сначала с друзьями и игрушками. А затем и в классе на уроках. И вот поняла, что дети лучше воспринимают новое и закрепляют изученное через игру.

Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения: она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулируют рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации.

У каждого ребёнка свои способности, а игра формирует индивидуальный опыт творческой деятельности.

Я считаю, что игра на уроке является средством интерактивного обучения, то есть в игре ярко проявляются и улучшаются взаимодействия и взаимопонимания.

Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей. Начало же разработки общей теории игры следует отнести к трудам Ф.Шиллера и Г.Спенсера. Значительный вклад в данную теорию внесли Гросс, Пиаже, Валлон и др. В отечественной педагогике и психологии теорию игры разрабатывали К.Д.Ушинский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, О.С. Газман, И.П. Пидкасистый, С.А.Шмаков.

Игра выступает как средство совершенствования обучения и воспитания ребенка. Вот поэтому я считаю, что надо уделять особое внимание игре в ходе учебного процесса.

Игра на уроке - комплексный носитель информации. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации. Так, с одной стороны игра пронизывает весь курс, органически проявляясь почти на каждом уроке, с другой - занимает примерно пятую часть, не вытесняя ценной практической деятельности. Выучить учебный материал ученика можно либо заставив, либо заинтересовав его. Игра же предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, дефицит времени - все эти игровые элементы способствуют активизации учебной деятельности учащихся, формируют интерес к предмету.

Ребята учатся добывать необходимую информацию, формируется готовность, брать на себя инициативу, прислушиваться к точке зрения других и находить пути решения. Работа в группах позволяет высказаться большему числу учащихся, происходит мобилизация умственных возможностей и снижение психического утомления.

Ярко прослеживаются способы взаимодействия:

  • распределение функций в группе;

  • сотрудничество «учитель-ученик»;

  • ситуация творчества в группе.

В игре применяются здоровьесберегающеие технологии в виде работы,

способствующей предотвращение состояний переутомлений. Всего должно быть в меру. Для игры в школе нет возрастных ограничений. Главное - регуляция игровых и учебных действий. Результат: проявление личностных свойств характера.

С помощью игры можно снять психологическое утомление; её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.

Преимущество игры в том, что в них активно и одновременно может принимать участие достаточно большое количество учащихся (до 40 человек), т.е. практически весь класс. До минимума сводится роль и участие учителя в игре.

Для участия в игре не требуется репетиции, поэтому не теряется новизна предстоящей игровой деятельности.

Сравнительный анализ успеваемости в 6-10-х классах, показывает, что там, где ученики познают предмет, играя, выше познавательная активность на уроке, повышен интерес к предмету, и, наоборот, там, где игра отсутствует, дети хуже владеют устной речью, «зажаты» при ответе у доски, медленнее приходят к решению проблемы.

Дифференцированный подход, организованный по уровню умственного развития (уровню достижений) учащихся, использование разноуровневых заданий, игровой деятельности способствуют выявлению и максимальному развитию задатков и способностей учащихся, активизации познавательной деятельности на уроках географии.


Содержательная часть

Интеллектуальная игра «Эрудит»

с подбором вопросов для участников


Схема игры:

1.Предварительные отборочные игры в классах за неделю до основной игры. Команда-победитель представляет класс в основной игре.

2. Основная игра:

а) разминка;

б) игра для команд;

в) игра для болельщиков;

г) подведение итогов и награждение грамотами. В дальнейшем учитель может предлагать учащимся (не классу в целом, а именно учащимся как индивидуальным участникам игровых действий) самим дать оценку успешности этих действий. При анализе итогов учебной игры у учащегося формируется представление о том, что в конечном счёте он остаётся с собственной оценкой достигнутого в ходе учебной игры, будь то с точки зрения приобретения знаний или социального опыта, и что он несёт собственную, личностную ответственность за адекватность такой оценки.

Правила игры:

1. В игре принимают участие по одной команде от класса численностью по 8 человек.

2. В число зрителей и болельщиков могут входить все желающие: одноклассники игроков, ученики других классов, учителя, родители, гости.

3. За две недели до игры учитель знакомит игроков со схемой проведения игры и ее тематикой (география), дает необходимые пояснения, консультирует по возникающим вопросам, рекомендует необходимую литературу и другие источники информации. Школьники должны знать, что ответ на поставленный вопрос должен быть кратким. Можно предложить определенную тему, например: «Что мы знаем о воде?». Можно проводить игру после изучения раздела. Предложенный вариант игры можно провести в конце учебного года или на обобщающем уроке по определенной теме.

4. Перед началом игры на столы, за которыми сидят команды, раскладываются карточки с номерами вопросов, там же капитаны команд указывают название команды.

5. После заданного учителем вопроса команде дается 1 минута на обдумывание ответа и на то, чтобы капитан карточку с ответом принес в жюри соревнований.

6. Жюри представляют зам директора по УВР, ВР, члены Совета школы, представители общественности. Они считают количество правильных ответов и выставляют баллы командам.

7. По окончанию игры жюри подводит итоги. Во время работы жюри идет игра с болельщиками. За правильный ответ вручается жетон. Награждаются учащиеся, ответившие правильно на большее количество вопросов и получившие больше всех жетонов. При необходимости ведущий может задать дополнительные вопросы.

Шуточные вопросы для разминки команд и ответы.


1.Какой морской обитаталь утверждает, что у него восемь конечностей? (Осьминог).

2.В скольких месяцах в году имеется двадцать восемь дней? (Во всех).
3.У какого слона нет хобота? (У шахматного).

4.Назовите овощ для закидывания плохих актёров. (Помидор).

5.Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту королевской крови? (Горох, горошина).

6. Специальный «конверт» для отправления посланий с необитаемого острова или тонущего корабля. (Бутылка).

7.Название какой птицы такое же как и название фрукта? (Киви).

8.Единственный город мира, увековечивший себя в бутерброде с котлетой. (Гамбург).

9.В году их четыре. (Времена года).

10. Какой город может «летать»? (Орел).

Конкурсные вопросы и ответы.


  1. Эти озера являются самыми большими в европейской части нашей страны. Одно из них - самое крупное пресноводное озеро в Европе, другое - самое крупное соленое озеро в мире. Назовите их. (Ладожское озеро и Каспийское море).


  1. У А.С.Пушкина есть такие слова об этом городе:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой гордый, строгий вид,

Невы державное творенье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и сверла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Какому городу посвящены эти строки? (Петербургу).


  1. В суровые зимы, когда в озерах и непроточных водоемов лед достигает большой толщины, происходит зарод рыбы от недостатка кислорода. Что необходимо сделать, чтобы не допустить этого? (Делать проруби, закрывать их камышом с указателем).


  1. Это выглядит неправдоподобно: вместе с дождем на землю падают лягушки, рыбы,

раки, медузы, зерна пшеницы. Одна из жительниц небольшого аргентинского городка

Сан-Хусто так рассказывала о том, что произошло 10 января 1973 года: «Я думала,

что мой муж сошел с ума, потому что он закричал:

-Смотрите-ка, корова летит по воздуху!

Я обернулась и обомлела. Действительно, по воздуху летела корова».

Следствием какого грозного природного явления стали описанные события? (Смерч).

5.Единственными границами этого моря являются течения, охватывающие морское пространство площадью 6-7 млн. кв.км. В море насчитываются около 60 видов фауны и флоры; среди них огромное скопление водорослей. Их присутствие и дало название морю, а из-за его необычайно зеленого цвета моряки, впервые оказавшиеся в этом районе, ошибочно принимали его за землю. Какое это море? (Саргассово).

6.Это бессточное очень соленое озеро, называемое морем. Вода напоминает рассол, поэтому оно необитаемо. Назовите море. (Мертвое).

7. В мире насчитывается более 2600 заповедников. В нашей стране число заповедников превышает 150. Какие заповедники в нашей стране вы знаете? (Астраханский, Окский, Кавказский…). За каждое правильное название - 1 балл.

8. Он самый маленький среди других, самый холодный, самый мелкий. Назовите его (Северный Ледовитый океан).

9. Об этом материке еще до его открытия имелось твердое убеждение, что

он существует. Его называли «Неведомая Южная земля». Что это за

материк? (Австралия).

10. Небольшой корабль затонул в марте 1889 года у западных берегов Африки. Через месяц в Европе получили информацию о кораблекрушении. Как это случилось, если связи с судном не было? (Течение Гольфстрим).

11. Эта страна не дала миру ни культурных растений, ни домашних животных. Т.к. до прихода в нее европейцев местные жители не знали земледелия и скотоводства, а занимались лишь охотой и сбором диких съедобных растений. Назовите страну. (Австралия).

12. Назовите самый большой остров России. (Сахалин).

13.Эта река берет начало с маленького родничка на Валдайской возвышенности и через несколько километров разливается в огромный водоем. Назовите его. (Волга).

14.Какой материк омывают все океаны? (Евразия).

15. Видение, случающееся в пустыне над перегретой ровной поверхностью. (Мираж)

17. Что тяжелее 1 кг железа или 1кг пуха? (Одинаково).

19. Кто положил начало освоению Америки? (Христофор Колумб).

20. Родиной этого дерева является Австралия, Тасмания. В настоящее время его разводят во всем мире, в том числе и на Черноморском побережье Кавказа. Его листья обладают целебными свойствами. Его высота достигает 100 метров, дерево устойчиво к засухе. Назовите его. (Эвкалипт).

21. Единственное транспортное средство, водитель которого на одну ногу остается

пешеходом. (Самокат).

22. Определите территорию России по краткому описанию.

Это полуостровная территория нашей родины. По очертанию напоминает рыбу. Имеет сильно изрезанную береговую линию. Господствуют муссоны. Много действующих вулканов. Есть Долина гейзеров. (полуостров Камчатка).

23. Единственное, что все живущие на Земле делают постоянно. (Дышат).

24. Единственная страна мира, астронавты которой были на Луне. (США).

25. Единственная река, вытекающая из Байкала. (Ангара).

26. Его выделяют растения. (Кислород).

28. Это происходит, когда не бывает дождя: жарко, как в пустыне.(Засуха).

29. То, что идет от солнца, а вечером от лампы. (Свет).

30. Европа - это часть света или материк? (Часть света).


Вопросы для болельщиков (жюри подводит итоги):


1. Где находятся города без домов, реки без воды? (на географической карте)

2.Закончите фразу: «Реки Шилка и Аргунь дают начало реке…(Амур).

3. Этот океан называют водной артерией Земли (Атлантический).

4. Выше этой линии снег не тает. Что это за линия? (Снеговая).

5. Назовите самый примечательный атрибут кенгуру. (Сумка).

6. Есть в нашей стране уникальный уголок. Здесь находится более сотни крупных и мелких гейзеров. Температура воды от 94 до 99 градусов, продолжительность извержения воды от одной до 20 мин. Самый большой гейзер - Великан, высота его фонтана достигает 50 м, столб пара над ним поднимается выше 400 м. Что это за удивительное место? Где оно расположено? Кем открыто? (Долина Гейзеров, расположенная в Кроноцком заповеднике в долине реки гейзерной на Камчатке).

7.Как пишут в Японии: справа налево или сверху вниз? (Сверху вниз).

8.Она странствует по свету, не меняя своего места. Назовите ее. (Почтовая марка).

9.Эту страну У. Черчилль называл «загадкой, окруженной тайной», а Наполеон говорил, что в ней «нет дорог-только направления». Назовите страну (Россия).

10. Какая птица является символом мира? (Голубь).

Дополнительные вопросы.


1. Это хищное животное - обитатель амазонской сельвы. Автомобильная фирма. позаимствовала для себя его название, которое в переводе на русский язык означает «убийца, справляющийся с жертвой одним прыжком». Назовите животное. (Ягуар)

2.У чего нет длины, площади, глубины, ширины, периметра, высоты, объема и т. д., и

при этом его можно измерить? (У времени и температуры).
3.Назовите самый южный материк. (Антарктида).

4. По этому городу «течет кровь»? (по Вене)

5.Гольф, футбол, бадминтон, теннис зародились в Англии. Верно ли это? (Да)

Объявляются результаты и награждаются победители.



Заключение

Игра в обучении ребёнка играет особую роль. Школьник в игре реализует свой опыт творческой и познавательной деятельности. В современных условиях роль опыта творческой деятельности, полученного субъектом в детстве, существенно возрастает. Стимулируется социальная активность школьника.

Географическая наука всего готова к тому, чтобы её положения преподавались учащимся с использованием учебных игр. Этому способствуют системность, общезначимость, рациональность и универсальность получаемых в курсе географии знаний. Географические знания способствуют формированию у школьников отношения к жизнедеятельности различных обществ, человека как биологического вида, человека как индивида. У подростка формируется представление о географической картине мира, закладываются основы для будущего восприятия представителя иной культуры с позиций толерантности, возникает желание познать ими еще непознанное.

Но необходимо соблюдать ряд психолого-педагогических условий:

  1. наличие у учащихся достаточного объёма знаний из предшествующих разделов школьного курса;

  2. наличие у учащихся навыков учебно-игровой деятельности хотя бы в несложных игровых формах;

  3. понимание учащимися целей и задач учебной игровой деятельности;

  4. психологическая готовность учащихся к участию в учебной игре;

  5. формирование игровых микрогрупп с учётом уровня способностей и направленности интересов учащихся;

  6. формирование игровых микрогрупп с учётом взаимоотношений между учащимися, неформального лидерства, актуальных задач развития коллектива класса;

  7. соответствие содержания и принципа распределения сюжетных игровых ролей направленности интересов учащихся и актуальным задачам их личностного развития;

  8. соответствие компонентов сюжета учебной игры необходимости обеспечить эмоциональный отклик учащихся на моделируемые учебно-игровые ситуации;

  9. соответствие компонентов и параметров учебной игры возрастным психологическим особенностям учащихся;

  10. наличие предварительно заданной организатором психологической установки учащимся к участию в учебной игровой деятельности.

Положительных результатов в игре достигается за счет создания ситуации успеха для каждого ребенка: для этого подбираются такие задания детям, чтобы каждый мог справиться и получить удовольствие от проделанной работы.

Игра помогает заметить малейшие успехи и достижения каждого ребенка, сочетает разумную требовательность с уважением к личности ученика, использовать эмоционально-положительный стиль общения. Это позволит создать благоприятный психологический климат на уроках, что естественно отражается на результативности обучения учеников школы, и выражается в высоком качестве знаний.

Игровые формы и методы обучения должны приносить школьникам удовольствие от процесса познания.


















Список использованной литературы


  1. А.М.Безруков, Г.П. Пивоварова. Занимательная география. М. Дрофа. 2005г.

  1. Докучаева Н.В. Доклад. «Учебные игры на уроках географии». МОУ СОШ №4 г.

Мытищи.

  1. Гаспарян Г. Вопросы-шутки. Занимательная география // География в школе (ГвШ), 2000г., №1,с. 81-83.

  2. Занимательные вопросы по географии // Веселый затейник, 1999, № 3, с. 25, 45.







Приложение 1

Образцы карточек для ответов (разрезаются и раскладываются на игровых столах).

КОМАНДА ______________

Ответ

Вопрос №

КОМАНДА______________

Ответ

Вопрос №

КОМАНДА_______________

Ответ

Вопрос №

КОМАНДА_______________

Ответ

Вопрос №

КОМАНДА

Ответ

Вопрос №

КОМАНДА

Ответ

Вопрос №

КОМАНДА

Ответ

Вопрос №

КОМАНДА

Ответ

Вопрос №


© 2010-2022