Урок по географии Горы. Суши

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Развиваем учебные действия

предметные

универсальные

1

2

3

4

5

Организационный момент.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:

  • создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

  • актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)

  • установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку и создает благоприятный микроклимат в классе.

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.


Личностные самоорганизация;

Коммуникативные

Умение слушать.

2.Целеполагание и мотивация.

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

  • сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться)

  • предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить

  • выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий)

  • выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

1.Учитель выводит на слайд №1 природный пейзаж. Просит ребят внимательно посмотреть на запись и ответить на вопрос, что изображено на рисунке и каким термином это можно назвать?

Слайд - схема №2 «Формы рельефа»

2. Постановка цели.

- Ребята, после просмотра видеофильма, предположите, какие вопросы мы рассмотрим на сегодняшнем уроке? Слайд №3 (Кавказские горы длительность 2 минуты 46 секунд).

Отвечают, что необходимо вспомнить приобретенные знания.




Предполагают, что рельеф и его формы.

Умение анализировать предложенный вопрос.

Личностные:

-установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные:

-саморегуляция, как способность к волевому усилию к преодолению препятствий.

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- доказательство своей точки зрения;

- осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- участие в коллективном обсуждении проблем;

- умение точно выражать свои мысли.


3. Определение темы урока.

- Да, ребята исходя из поставленной цели, вы можете предположить тему урока?

Далее учитель выводит на слайд №4 название темы урока «Горы суши» и просит учащихся записать ее в тетрадь.

4. Мотивация.

- Ребята, перед изучением данной темы я хочу рассказать вам легенду: « «Идите, пока хватит сил. Кто устанет может вернуться домой, но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги».- говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: « Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий с веткой тополя, даже заслуживал похвалу «Ты добрался до родника». Подобное же поощерение и четвертому, с веткой крушины. Пятому принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужны ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин в твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».» На слайд выводится изображение гор №5.

- Ребята, достичь вершин по любому предмету, тоже в ваших руках. Я лишь помогаю вам понять географические знания, а будите ли вы своевременно выполнять домашнее задание, заучивать термины, пожелаете стать на вершину горы зависит только от вас.

Могут предположить, что тема связанна с изучением гор.




Слушают легенду о вожде индейского племени, который послал юношей на вершину горы и осознают, что учение и успех зависит от самого себя, переносят ассоциацию на географические знания.



3. Планирование деятельности.

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Для реализации этой цели учащиеся должны:

  • на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы

  • при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.

  • применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение

  • зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково


  • зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения

- Как мы будем достигать поставленной цели?

Учитель, выслушивает предложения учащихся, фиксирует план действия на доске:

- вспомнить какие формы рельефа бывают?

- что такое горы?

- как образуются горы?

- как делятся горы, по каким признакам?

- выполнить различные задания.

И желает всем ребятам успеха в этой деятельности.


Предлагают свои варианты достижения цели: вспомнить пройденный материал, узнать новую терминологию; закрепить полученные знания, выполняя задания.










Личностные:

- умение задаться вопросом, какое значение будет иметь для меня учение согласно предложенному плану действий?

Регулятивные:

- умение составлять план и последовательности действий.

Познавательные:

- осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- умение выбрать наиболее эффективный способ достижения цели;

- умение строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение точно выражать свои мысли.


4.Изучение нового материала.

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
Для этого необходимо:

  • организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

  • организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону

  • создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка

  • для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления

1. Формирование знаний - понятие «горы».

Учитель предлагает одному ученику по желанию выйти к доске и зарисовать холм и его основные части, которые будут диктовать ему одноклассники по цепочке. Слайд №6 и далее слайд №7.






Учитель предлагает ребятам выполнить задание с помощью иллюстративного материала дать определение понятию «горы»

Для определения понятия «Горы» можно включить элемент технологии развивающего обучения - составление схемы понятия «Горы»:

Понятие=ключевое слово+существенные признаки.

Ребятам нужно пояснить, что у каждого понятия есть одно главное ключевое слово (отвечает на вопрос «что?») и поясняющие его существенные признаки (могут отвечать на вопросы «какое?», «где?», «как?» и др.) В результате мозгового штурма, по ходу объяснения, на доске может появиться схема:

Горы = участки земной поверхности + ( какие?) обширные, (чем отличаются?) большими перепадами высот (более 200 метров), (какие ?) высоко приподнятые, ( с чем?) с остроконечными вершинами. Слайд №8

2. Формирование знаний - причины образования гор.

Актуализация пройденного материала: представлений о теории литосферных плит, знаний об астеносфере.










Учитель, предлагает, найти на карте, показать.




3. Формирование знаний - классификация гор по происхождению.

Учитель выводит на слайд №9 схему «горы по происхождению», задание для обучающихся сформулировать определение тектонических гор, вулканических гор и привести примеры таких гор. Демонстрация примеров горных систем по слайдам №10, №11, №12











4.Формирование знаний - классификация гор по высоте.

Найти в учебнике классификацию гор по высоте и определить к какому типу относятся горы из списка номенклатуры. Сделать запись в тетрадь. Демонстрация примеров горных систем по слайдам.№13,№14.

После этого учитель просит ребят проговорить друг другу в парах, инструктаж по работе с контурной картой.

№15,№16.

Затем учитель предлагает от каждой пары представить результат выполненного задания на доске. При наличии ошибок организует коррекцию, используя опыт учащихся.

- Молодцы, ребята! И с этим этапом работы вы успешно справились.

Обращаясь к плану нашей работы, нам осталось лишь выполнить практическую работу. Если вы выполните ее верно, у вас есть шанс получить хорошую оценку.



Один ученик зарисовывает холм на доске, остальные ребята, таким образом, повторяют строение.






Высказывание предположений в процессе беседы. Также следует посмотреть определение в учебнике. Несколько обучающихся высказывают свои определения. Наиболее приемлемое определение записывают в тетрадь.

Учащиеся в завершении работы должны попытаться устно составить полное определение данного понятия, расставив все слова в логической последовательности

Один ученик рассказывает заранее заданное сообщение. Слушают и знакомятся с информацией.

Сообщение:

Давным - давно Индия представляла собой материк, который располагался южнее, чем сейчас. Примерно 45 млн.лет назад он начал двигаться на север. Там он столкнулся с материковой плитой Азии и одним своим боком угодил под край этого континента, это чудовищное столкновение привело к тому, что земная кора вздыбилась и в результате родилась новая горная цепь. Название ее Гималаи, «обитель снегов» - самая высокая на земле горная страна. Она имеет 26 пиков, высота которых в среднем превышает 7,5 км. В 1953 году английские альпинисты первыми покорили высочайшую вершину в мире Эверест.

Несколько обучающихся высказывают свои ответы на поставленный вопрос. Записывают в тетрадь следующие схемы:

Колебания астеносфнры > движение литосферных плит > образование горных систем.

На основе знаний о причинах формирования гор обучающиеся пробуют формулировать определение.

Несколько обучающихся высказывают свои определения. Наиболее приемлемое определение записывают в тетрадь.

Тектонические горы - это, горы, сформировавшиеся в результате взаимодействия литосферных плит. Примеры - Гималаи, Анды, Кордильеры.

Вулканические горы - это горы, образовавшиеся в результате вулканических извержений. ( влк. Эльбрус и др.).

Дописывают схему

Эрозионные горы - горы, образовавшиеся в результате влияния ветра, поверхностных вод. («Каменный лес» в Китае. Демонстрация примеров горных систем по слайдам №10, №11, №12.

Выполняют задание. Работа со шкалой высот: определение по послойной окраске высоты гор.

Обучающийся рассказывает о классификации, показывает горы на карте (настенной), а остальные обучающиеся наносят номенклатуру на контурную карту.

Осознают, что остался последний пункт из намеченного в начале урока плана.

Умение зарисовывать различные географические объекты.

Личностные:

- адекватное понимание причин успешности/не успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- умение увидеть ошибку и исправить ее самостоятельно или с помощью;

- умение сосредоточиться на выполнении задания, проявить настойчивость, умение преодолеть импульсивность.

Познавательные:

- умение осознанно построить речевое высказывание;

Коммуникативные:

- умение произвести коррекцию и оценку выполненного задания партнера;

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение точно выражать свои мысли.






















Личностные:

- адекватное понимание причин успешности/не успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- умение увидеть ошибку и исправить ее самостоятельно или с помощью;

- умение сосредоточиться на выполнении задания, проявить настойчивость, умение преодолеть импульсивность.

Познавательные:

- умение осознанно построить речевое высказывание;

Коммуникативные:

- умение произвести коррекцию и оценку выполненного задания партнера;

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение точно выражать свои мысли.


5.Закрепление.

Является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
Для этого необходимо:

  • выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний

  • довести его до уровня автоматизированного навыка

  • при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса

  • повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности


Учитель предлагает с помощью атласа приведите примеры гор, разных по высоте. Объясните свой выбор, заполните таблицу слайд №17


Практическая работа. Слайд №18

1.Определение географического положения гор. Запись результатов работы в таблицу. Приложение №1.

2.Проверка практической работы. Приложение №2.

Далее учитель организует в парах взаимопроверку работ по ключу ответов.

Вариант 1.

Кордильеры.

Вариант 2.

Гималаи.

Критерии оценивания:

Нет ошибок - оценка «5»;

1 ошибка - «4»;

2 -3 ошибки - «3»;

Более 4 ошибок - «2»

- Ребята, а сейчас возьмите свои тетради, посмотрите на свой результат. У кого из вас пятерки и четверки похлопайте в ладоши.

- Я рад за вас и тоже вам аплодирую!

Далее учитель акцентирует внимание учащихся на следующий этап работы на уроке.

5. Формирование знаний - изменение гор под воздействие внешних и внутренних сил. Слайд №19

Вы, знаете что горы - очень подвижные объекты нашей планеты. Они постоянно растут под влиянием внутренних сил. Слайд №20

Кавказские горы начали подниматься около 15 млн. лет назад. Рассчитайте, какова должна быть высота гор при скорости поднятия 1 мм в год. (Ответ - высота Кавказа должна составлять 15 км.)

Гор такой высоты на Земле вообще нет, а самая высокая точка Кавказа - гора Эльбрус имеет высоту 5642 м. Чем это можно объяснить?

Учитель обращает внимание ребят на слова Академика В.А. Обручев так описывал этот процесс:

«Задача разрушительных сил - полное разрушение гор. Снести все эти зубчатые гребни, крутые утесы, стереть с лица Земли, выровнять до основания - вот к чему стремятся эти силы…. И рано или поздно… разрушители выполняют свою задачу, и красивые горы исчезают с лица Земли»


Работа в парах, вспоминают название гор, как их изображают, называют примеры гор.

Выполняют задание индивидуально.

Обмениваются своими работами и производят взаимопроверку по ключу ответов и выставляют оценку друг другу в тетради.


В классе раздаются аплодисменты.






Учащиеся высказывают разные предположения, затем вместе с учителем делают вывод: горы изменяются под воздействием внешних и внутренних сил.



Умение давать определение, что такое понятие горы, классификации гор, причины их образования

Личностные:

- адекватное понимание причин успешности и не успешности учебной деятельности.

- умение установить связь между результатом учебной деятельности и тем, ради чего она осуществлялась;

Регулятивные:

- умение увидеть ошибку и исправить ее самостоятельно или с помощью;

- умение сосредоточиться на выполнении задания;

Коммуникативные:

- умение задать вопросы, необходимые для выполнения задания;

- умение произвести коррекцию и оценку выполненного задания партнера.

6. Рефлексия.

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:

  • организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке

  • учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия

  • определяются намечаются цели дальнейшей деятельности и задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

Учитель обращает внимание ребят на план урока и организует рефлексию:

- Мы осуществили все этапы намеченного плана работы?

- Ребята, мы начинали наш урок с легенды «о юноше, который видел гору во всем ее величии», от воли человека суждено было подняться в гору или остаться у ее подножия. Если вам была понятна тема урока, и вы продвинулись в своих знаниях, то поднимите руки вверх. Если же остались моменты непонимания, то оставьте свои руки на месте.

( На слайд выводится изображение альпиниста достигнувшего вершины горы).слайд №21

- Не забудьте сдать тетради и по итогам всех письменных работ вы получите оценку в журнал.





Передают тетради с последних парт на первые и сдают учителю.

Умение давать определение, что такое понятие горы, классификации гор, причины их образования.


7. Домашнее задание. определяются намечаются цели дальнейшей деятельности и задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)


- Запишите домашнее задание в дневник. Слайд №22, слайд №23

  • Задание с контурной картой: нанести на контурную карту горы, названные в параграфе;

  • Определить координаты самых высоких горных вершин каждого материка;

  • Творческое задание: кроссворд «Горы суши»

- Я была рада встречи с вами, спасибо. Урок завершен.


Записывают задание в дневник.


Личностные:

- умение осознать необходимость домашней работы для свободного продвижения в дальнейшем изучении географии.

Познавательные:

- умение осуществить необходимый поиск информации.

Коммуникативные:

- умение слушать и задать вопросы.















Название образовательного учреждения: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тальменская средняя общеобразовательная школа №1»

Тальменского района Алтайского края

Предмет: география

Класс: 6

Тема: «Рельеф земли. Горы суши»

Название технологии: личностноориентированное обучение.

Автор работы: Курасова Марина Геннадьевна.
















Образовательные результаты:

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учебе, готовности учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории обучения через составление плана работы на уроке;

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку посредством работы в парах и группах;

- освоение правил поведения в группах, осознание своей функции с помощью групповой работы;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками через парную работу;


Метапредметные:

- формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения и развитие мотива своей познавательной деятельности через целеполагание на уроке;

- формирование умений спланировать пути достижения поставленной цели с помощью планирования действий на занятии;

- формирование умений оценить правильность выполнения предложенного задания на этапе актуализации знаний и контроля;

- способствовать овладению основами взаимоконтроля на этапе актуализации знаний и контроля;

- формирование умений организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками посредством фронтальной и групповой работы, умение аргументировать и отстаивать свое мнение;

- формирование умений вести диалог.


Предметные:

- формирование умений работать с географическими картами;

- формирование умений давать географические характеристики;

- формировать умения выявлять географические особенности процессов.


Методы обучения: индивидуальная работа учащихся, работа в парах, фронтальная работа учителя с классом.

Средства обучения: ведение диалога, взаимооценивание письменных ответов, учебник, атлас, контурная карта, задание учителя, опыт учебной работы, опыт взаимодействия с другими.






Пояснительная записка к уроку по теме: «Рельеф суши Горы суши».

Урок по теме «Рельеф суши Горы суши» проводится в курсе географии 6 класс в первой четверти.

Одной из главной целью школьного образования является развитие способности ученика самостоятельно ставить цели урока, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать свои достижения, иными словами - формирование умения учиться. Школьник сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, а учитель - сопровождать его в этом пути

Представленный урок направлен на достижение образовательных результатов в контексте требований ФГОС. На данном уроке используются разнообразные формы работы, которые направлены на развитие у учащихся умения сопоставлять, анализировать, наблюдать, сравнивать, выбирать нужную информацию. Материал данного урока соответствует программе, способствует реализации поставленных целей, связан с предыдущими занятиями

Выбирая формы, методы и приемы обучения я стремилась обеспечить личностно ориентированную направленность урока.

Урок сопровождается презентацией с различными иллюстрациями, что делает его более наглядным и интересным. Организационный момент,имеющий своей целью воспитание культуры учебного труда, проходит быстро, и класс быстро настраивается на урок.

В начале урока ребята сами определяют цель урока и намечают план своей деятельности на занятии.

Известная легенда обеспечивает мотивацию учащихся к познавательной деятельности. Актуализация и изучение нового материала проводится фронтально и индивидуально по вариантам, с последующей самопроверкой выполненной работой по ключу ответов. Нахождение объектов работая в парах, с последующеем представлением проделанной работы у доски.

Стимулирую учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, способствую формированию уважительного отношения к самостоятельности мнений, суждений и выводов учащихся.

С целью обеспечения обратной связи обучаю ребят рефлексии, самооценке действий, усилий, результатов. В конце урока определяется выполнение всех этапов намеченного плана работы на занятии. Прослеживается логическая связь финала урока с целеполаганием и мотивацией при помощи «голосования» поднятия рук к верху.

На уроке царит благоприятная морально-психологическая атмосфера комфорта, обеспечивающая успех каждому ученику. Никто не чувствует себя слабым, неуверенным, отстающим. Все учащиеся вовлечены в общую работу класса.














Приложение 1

«Описание по карте географического положения гор».

Цель: Определение по карте положения и высоты гор, географических координат и высоты отдельных вершин.

План определения географического положения

Формы рельефа




1. На каком материке и в какой его части находиться?


2. Положение по отношению к другим объектам


3. Направление и протяженность


4. Средняя высота, наивысшая точка и её географические координаты
















Приложение 2

«Описание по карте географического положения гор».

Цель: Определение по карте положения и высоты гор, географических координат и высоты отдельных вершин.

План определения географического положения

Формы рельефа




1. На каком материке и в какой его части находиться?

В западной части Северной Америки

Расположены они на востоке материка Евразия, на границе между Европой и Азией.

2. Положение по отношению к другим объектам

На западе - Тихий океан, на востоке - равнины.

К югу от Урала расположено Карское море, к западу - Западно-Сибирская равнина, на севере - горы Мугоджары, на востоке - Восточно - Европейская равнина.

3. Направление и протяженность

С северо - запада на юго - восток, от 70 с.ш. до 10 с.ш.

Хребты этой горной системы протянулись с запада на восток на 1800 км, между параллелями 52 и 68 с.ш.


4. Средняя высота, наивысшая точка и её географические координаты

Г. Мак - Кинли (6194)

Г. Народная (1895)


© 2010-2022