- Преподавателю
- География
- Урок по географии Горы. Суши
Урок по географии Горы. Суши
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Курасова М.Г. |
Дата | 26.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Развиваем учебные действия предметные | универсальные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Организационный момент. Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
| Учитель приветствует учащихся, определяет готовность к уроку и создает благоприятный микроклимат в классе. | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку. |
| Личностные самоорганизация; Коммуникативные Умение слушать. |
2.Целеполагание и мотивация. Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
| 1.Учитель выводит на слайд №1 природный пейзаж. Просит ребят внимательно посмотреть на запись и ответить на вопрос, что изображено на рисунке и каким термином это можно назвать? Слайд - схема №2 «Формы рельефа» 2. Постановка цели. - Ребята, после просмотра видеофильма, предположите, какие вопросы мы рассмотрим на сегодняшнем уроке? Слайд №3 (Кавказские горы длительность 2 минуты 46 секунд). | Отвечают, что необходимо вспомнить приобретенные знания.
Предполагают, что рельеф и его формы. | Умение анализировать предложенный вопрос. | Личностные: -установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: -саморегуляция, как способность к волевому усилию к преодолению препятствий. Познавательные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - доказательство своей точки зрения; - осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог; - участие в коллективном обсуждении проблем; - умение точно выражать свои мысли. |
| 3. Определение темы урока. - Да, ребята исходя из поставленной цели, вы можете предположить тему урока? Далее учитель выводит на слайд №4 название темы урока «Горы суши» и просит учащихся записать ее в тетрадь. 4. Мотивация. - Ребята, перед изучением данной темы я хочу рассказать вам легенду: « «Идите, пока хватит сил. Кто устанет может вернуться домой, но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги».- говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: « Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий с веткой тополя, даже заслуживал похвалу «Ты добрался до родника». Подобное же поощерение и четвертому, с веткой крушины. Пятому принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужны ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин в твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».» На слайд выводится изображение гор №5. - Ребята, достичь вершин по любому предмету, тоже в ваших руках. Я лишь помогаю вам понять географические знания, а будите ли вы своевременно выполнять домашнее задание, заучивать термины, пожелаете стать на вершину горы зависит только от вас. | Могут предположить, что тема связанна с изучением гор.
Слушают легенду о вожде индейского племени, который послал юношей на вершину горы и осознают, что учение и успех зависит от самого себя, переносят ассоциацию на географические знания. |
|
|
3. Планирование деятельности. Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
| - Как мы будем достигать поставленной цели? Учитель, выслушивает предложения учащихся, фиксирует план действия на доске: - вспомнить какие формы рельефа бывают? - что такое горы? - как образуются горы? - как делятся горы, по каким признакам? - выполнить различные задания. И желает всем ребятам успеха в этой деятельности.
| Предлагают свои варианты достижения цели: вспомнить пройденный материал, узнать новую терминологию; закрепить полученные знания, выполняя задания.
|
| Личностные: - умение задаться вопросом, какое значение будет иметь для меня учение согласно предложенному плану действий? Регулятивные: - умение составлять план и последовательности действий. Познавательные: - осознанное построение речевого высказывания в устной форме; - умение выбрать наиболее эффективный способ достижения цели; - умение строить логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение слушать и вступать в диалог; - умение точно выражать свои мысли.
|
4.Изучение нового материала. Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
| 1. Формирование знаний - понятие «горы». Учитель предлагает одному ученику по желанию выйти к доске и зарисовать холм и его основные части, которые будут диктовать ему одноклассники по цепочке. Слайд №6 и далее слайд №7.
Учитель предлагает ребятам выполнить задание с помощью иллюстративного материала дать определение понятию «горы» Для определения понятия «Горы» можно включить элемент технологии развивающего обучения - составление схемы понятия «Горы»: Понятие=ключевое слово+существенные признаки. Ребятам нужно пояснить, что у каждого понятия есть одно главное ключевое слово (отвечает на вопрос «что?») и поясняющие его существенные признаки (могут отвечать на вопросы «какое?», «где?», «как?» и др.) В результате мозгового штурма, по ходу объяснения, на доске может появиться схема: Горы = участки земной поверхности + ( какие?) обширные, (чем отличаются?) большими перепадами высот (более 200 метров), (какие ?) высоко приподнятые, ( с чем?) с остроконечными вершинами. Слайд №8 2. Формирование знаний - причины образования гор. Актуализация пройденного материала: представлений о теории литосферных плит, знаний об астеносфере.
Учитель, предлагает, найти на карте, показать.
3. Формирование знаний - классификация гор по происхождению. Учитель выводит на слайд №9 схему «горы по происхождению», задание для обучающихся сформулировать определение тектонических гор, вулканических гор и привести примеры таких гор. Демонстрация примеров горных систем по слайдам №10, №11, №12
4.Формирование знаний - классификация гор по высоте. Найти в учебнике классификацию гор по высоте и определить к какому типу относятся горы из списка номенклатуры. Сделать запись в тетрадь. Демонстрация примеров горных систем по слайдам.№13,№14. После этого учитель просит ребят проговорить друг другу в парах, инструктаж по работе с контурной картой. №15,№16. Затем учитель предлагает от каждой пары представить результат выполненного задания на доске. При наличии ошибок организует коррекцию, используя опыт учащихся. - Молодцы, ребята! И с этим этапом работы вы успешно справились. Обращаясь к плану нашей работы, нам осталось лишь выполнить практическую работу. Если вы выполните ее верно, у вас есть шанс получить хорошую оценку.
| Один ученик зарисовывает холм на доске, остальные ребята, таким образом, повторяют строение.
Высказывание предположений в процессе беседы. Также следует посмотреть определение в учебнике. Несколько обучающихся высказывают свои определения. Наиболее приемлемое определение записывают в тетрадь. Учащиеся в завершении работы должны попытаться устно составить полное определение данного понятия, расставив все слова в логической последовательности Один ученик рассказывает заранее заданное сообщение. Слушают и знакомятся с информацией. Сообщение: Давным - давно Индия представляла собой материк, который располагался южнее, чем сейчас. Примерно 45 млн.лет назад он начал двигаться на север. Там он столкнулся с материковой плитой Азии и одним своим боком угодил под край этого континента, это чудовищное столкновение привело к тому, что земная кора вздыбилась и в результате родилась новая горная цепь. Название ее Гималаи, «обитель снегов» - самая высокая на земле горная страна. Она имеет 26 пиков, высота которых в среднем превышает 7,5 км. В 1953 году английские альпинисты первыми покорили высочайшую вершину в мире Эверест. Несколько обучающихся высказывают свои ответы на поставленный вопрос. Записывают в тетрадь следующие схемы: Колебания астеносфнры > движение литосферных плит > образование горных систем. На основе знаний о причинах формирования гор обучающиеся пробуют формулировать определение. Несколько обучающихся высказывают свои определения. Наиболее приемлемое определение записывают в тетрадь. Тектонические горы - это, горы, сформировавшиеся в результате взаимодействия литосферных плит. Примеры - Гималаи, Анды, Кордильеры. Вулканические горы - это горы, образовавшиеся в результате вулканических извержений. ( влк. Эльбрус и др.). Дописывают схему Эрозионные горы - горы, образовавшиеся в результате влияния ветра, поверхностных вод. («Каменный лес» в Китае. Демонстрация примеров горных систем по слайдам №10, №11, №12. Выполняют задание. Работа со шкалой высот: определение по послойной окраске высоты гор. Обучающийся рассказывает о классификации, показывает горы на карте (настенной), а остальные обучающиеся наносят номенклатуру на контурную карту. Осознают, что остался последний пункт из намеченного в начале урока плана. | Умение зарисовывать различные географические объекты. | Личностные: - адекватное понимание причин успешности/не успешности учебной деятельности; Регулятивные: - умение увидеть ошибку и исправить ее самостоятельно или с помощью; - умение сосредоточиться на выполнении задания, проявить настойчивость, умение преодолеть импульсивность. Познавательные: - умение осознанно построить речевое высказывание; Коммуникативные: - умение произвести коррекцию и оценку выполненного задания партнера; - умение слушать и вступать в диалог; - умение точно выражать свои мысли.
Личностные: - адекватное понимание причин успешности/не успешности учебной деятельности; Регулятивные: - умение увидеть ошибку и исправить ее самостоятельно или с помощью; - умение сосредоточиться на выполнении задания, проявить настойчивость, умение преодолеть импульсивность. Познавательные: - умение осознанно построить речевое высказывание; Коммуникативные: - умение произвести коррекцию и оценку выполненного задания партнера; - умение слушать и вступать в диалог; - умение точно выражать свои мысли.
|
5.Закрепление. Является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
| Учитель предлагает с помощью атласа приведите примеры гор, разных по высоте. Объясните свой выбор, заполните таблицу слайд №17
Практическая работа. Слайд №18 1.Определение географического положения гор. Запись результатов работы в таблицу. Приложение №1. 2.Проверка практической работы. Приложение №2. Далее учитель организует в парах взаимопроверку работ по ключу ответов. Вариант 1. Кордильеры. Вариант 2. Гималаи. Критерии оценивания: Нет ошибок - оценка «5»; 1 ошибка - «4»; 2 -3 ошибки - «3»; Более 4 ошибок - «2» - Ребята, а сейчас возьмите свои тетради, посмотрите на свой результат. У кого из вас пятерки и четверки похлопайте в ладоши. - Я рад за вас и тоже вам аплодирую! Далее учитель акцентирует внимание учащихся на следующий этап работы на уроке. 5. Формирование знаний - изменение гор под воздействие внешних и внутренних сил. Слайд №19 Вы, знаете что горы - очень подвижные объекты нашей планеты. Они постоянно растут под влиянием внутренних сил. Слайд №20 Кавказские горы начали подниматься около 15 млн. лет назад. Рассчитайте, какова должна быть высота гор при скорости поднятия 1 мм в год. (Ответ - высота Кавказа должна составлять 15 км.) Гор такой высоты на Земле вообще нет, а самая высокая точка Кавказа - гора Эльбрус имеет высоту 5642 м. Чем это можно объяснить? Учитель обращает внимание ребят на слова Академика В.А. Обручев так описывал этот процесс: «Задача разрушительных сил - полное разрушение гор. Снести все эти зубчатые гребни, крутые утесы, стереть с лица Земли, выровнять до основания - вот к чему стремятся эти силы…. И рано или поздно… разрушители выполняют свою задачу, и красивые горы исчезают с лица Земли»
| Работа в парах, вспоминают название гор, как их изображают, называют примеры гор. Выполняют задание индивидуально. Обмениваются своими работами и производят взаимопроверку по ключу ответов и выставляют оценку друг другу в тетради.
В классе раздаются аплодисменты.
Учащиеся высказывают разные предположения, затем вместе с учителем делают вывод: горы изменяются под воздействием внешних и внутренних сил.
| Умение давать определение, что такое понятие горы, классификации гор, причины их образования | Личностные: - адекватное понимание причин успешности и не успешности учебной деятельности. - умение установить связь между результатом учебной деятельности и тем, ради чего она осуществлялась; Регулятивные: - умение увидеть ошибку и исправить ее самостоятельно или с помощью; - умение сосредоточиться на выполнении задания; Коммуникативные: - умение задать вопросы, необходимые для выполнения задания; - умение произвести коррекцию и оценку выполненного задания партнера. |
6. Рефлексия. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
| Учитель обращает внимание ребят на план урока и организует рефлексию: - Мы осуществили все этапы намеченного плана работы? - Ребята, мы начинали наш урок с легенды «о юноше, который видел гору во всем ее величии», от воли человека суждено было подняться в гору или остаться у ее подножия. Если вам была понятна тема урока, и вы продвинулись в своих знаниях, то поднимите руки вверх. Если же остались моменты непонимания, то оставьте свои руки на месте. ( На слайд выводится изображение альпиниста достигнувшего вершины горы).слайд №21 - Не забудьте сдать тетради и по итогам всех письменных работ вы получите оценку в журнал. |
Передают тетради с последних парт на первые и сдают учителю. | Умение давать определение, что такое понятие горы, классификации гор, причины их образования. |
|
7. Домашнее задание. определяются намечаются цели дальнейшей деятельности и задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)
| - Запишите домашнее задание в дневник. Слайд №22, слайд №23
- Я была рада встречи с вами, спасибо. Урок завершен.
| Записывают задание в дневник. |
| Личностные: - умение осознать необходимость домашней работы для свободного продвижения в дальнейшем изучении географии. Познавательные: - умение осуществить необходимый поиск информации. Коммуникативные: - умение слушать и задать вопросы. |
Название образовательного учреждения: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тальменская средняя общеобразовательная школа №1»
Тальменского района Алтайского края
Предмет: география
Класс: 6
Тема: «Рельеф земли. Горы суши»
Название технологии: личностноориентированное обучение.
Автор работы: Курасова Марина Геннадьевна.
Образовательные результаты:
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учебе, готовности учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории обучения через составление плана работы на уроке;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку посредством работы в парах и группах;
- освоение правил поведения в группах, осознание своей функции с помощью групповой работы;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками через парную работу;
Метапредметные:
- формирование умений самостоятельно определять цели своего обучения и развитие мотива своей познавательной деятельности через целеполагание на уроке;
- формирование умений спланировать пути достижения поставленной цели с помощью планирования действий на занятии;
- формирование умений оценить правильность выполнения предложенного задания на этапе актуализации знаний и контроля;
- способствовать овладению основами взаимоконтроля на этапе актуализации знаний и контроля;
- формирование умений организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками посредством фронтальной и групповой работы, умение аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование умений вести диалог.
Предметные:
- формирование умений работать с географическими картами;
- формирование умений давать географические характеристики;
- формировать умения выявлять географические особенности процессов.
Методы обучения: индивидуальная работа учащихся, работа в парах, фронтальная работа учителя с классом.
Средства обучения: ведение диалога, взаимооценивание письменных ответов, учебник, атлас, контурная карта, задание учителя, опыт учебной работы, опыт взаимодействия с другими.
Пояснительная записка к уроку по теме: «Рельеф суши Горы суши».
Урок по теме «Рельеф суши Горы суши» проводится в курсе географии 6 класс в первой четверти.
Одной из главной целью школьного образования является развитие способности ученика самостоятельно ставить цели урока, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать свои достижения, иными словами - формирование умения учиться. Школьник сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, а учитель - сопровождать его в этом пути
Представленный урок направлен на достижение образовательных результатов в контексте требований ФГОС. На данном уроке используются разнообразные формы работы, которые направлены на развитие у учащихся умения сопоставлять, анализировать, наблюдать, сравнивать, выбирать нужную информацию. Материал данного урока соответствует программе, способствует реализации поставленных целей, связан с предыдущими занятиями
Выбирая формы, методы и приемы обучения я стремилась обеспечить личностно ориентированную направленность урока.
Урок сопровождается презентацией с различными иллюстрациями, что делает его более наглядным и интересным. Организационный момент,имеющий своей целью воспитание культуры учебного труда, проходит быстро, и класс быстро настраивается на урок.
В начале урока ребята сами определяют цель урока и намечают план своей деятельности на занятии.
Известная легенда обеспечивает мотивацию учащихся к познавательной деятельности. Актуализация и изучение нового материала проводится фронтально и индивидуально по вариантам, с последующей самопроверкой выполненной работой по ключу ответов. Нахождение объектов работая в парах, с последующеем представлением проделанной работы у доски.
Стимулирую учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, способствую формированию уважительного отношения к самостоятельности мнений, суждений и выводов учащихся.
С целью обеспечения обратной связи обучаю ребят рефлексии, самооценке действий, усилий, результатов. В конце урока определяется выполнение всех этапов намеченного плана работы на занятии. Прослеживается логическая связь финала урока с целеполаганием и мотивацией при помощи «голосования» поднятия рук к верху.
На уроке царит благоприятная морально-психологическая атмосфера комфорта, обеспечивающая успех каждому ученику. Никто не чувствует себя слабым, неуверенным, отстающим. Все учащиеся вовлечены в общую работу класса.
Приложение 1
«Описание по карте географического положения гор».
Цель: Определение по карте положения и высоты гор, географических координат и высоты отдельных вершин.
-
План определения географического положения
Формы рельефа
1. На каком материке и в какой его части находиться?
2. Положение по отношению к другим объектам
3. Направление и протяженность
4. Средняя высота, наивысшая точка и её географические координаты
Приложение 2
«Описание по карте географического положения гор».
Цель: Определение по карте положения и высоты гор, географических координат и высоты отдельных вершин.
-
План определения географического положения
Формы рельефа
1. На каком материке и в какой его части находиться?
В западной части Северной Америки
Расположены они на востоке материка Евразия, на границе между Европой и Азией.
2. Положение по отношению к другим объектам
На западе - Тихий океан, на востоке - равнины.
К югу от Урала расположено Карское море, к западу - Западно-Сибирская равнина, на севере - горы Мугоджары, на востоке - Восточно - Европейская равнина.
3. Направление и протяженность
С северо - запада на юго - восток, от 70 с.ш. до 10 с.ш.
Хребты этой горной системы протянулись с запада на восток на 1800 км, между параллелями 52 и 68 с.ш.
4. Средняя высота, наивысшая точка и её географические координаты
Г. Мак - Кинли (6194)
Г. Народная (1895)