Рабочая программа по географии 8 класс

Пояснительная записка Цели: ·         освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; ·         овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные техн... № п/п Наименование разделов и тем Всего часов Применение ИКТ Виды учебной деятельности (на уровне УУД) Форма контроля Дата Примечание I.  Тема 1. Россия в мире (4 часа). 1 Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. 1   Знать: связь между географическим положением и другими компонентами природы; в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь: определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. Анализ карт, составле-ниетабли-цы по результа-там сравнения карт, индивиду-альная работа по заполне-нию контурных карт.     2 Россия на карте часовых поясов 1 Учебное исследова-ние по картам, решение географи-ческих задач     3 Ориентирование по карте России. Административно-территориальное деление России. 1 Решение географи-ческих задач     4 Формирование территории России.  1 Учебное исследование по картам       Тема 2. Россияне (9 часов). 5 Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. 1   Знать: численность населения страны, факторы, влияющие на численность, миграцию и её основные виды, основные виды, основные направления миграций на разных этапах истории, причины миграций. Уметь: объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям, приводить примеры миграций. Знать: понятия трудовые ресурсы, экономически активное население; неравномерность распределения трудоспособного населения, занятость. Уметь п
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Цели:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Главная задача курса - сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой - территориально дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, прочувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство в разнообразии.

Одна из задач курса - подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени - к экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь и т.д.

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.

Количество часов: всего - 70 часов, в неделю - 2 часа, практических работ - 19, из них оценочных - 8.

Тема 1. Россия в мире (4 ч)

Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России.

Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.

Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.

Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы - Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте государственной границы России. 2. Определение разницы во времени на карте часовых поясов. 3. Ориентирование по физической карте России. 4. Сравнение способов районирования (природного и экономического). 5. Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору).

Тема 2. Россияне (10 ч)

Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост - проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.

Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.

Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.
«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.

Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.

Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия - многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.

Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.

Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.

Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.

Практикум. 1. Анализ графиков рождаемости и смертности в России. 2. Построение графика численности населения своего района (области). 3. Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов. 4. Анализ карты народов России. 5. Выявление на основе опроса рейтинга профессий и их соотношения на рынке труда в своем регионе.

Тема 3. Природа (17 ч)

История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.

Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.

Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.

Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.

Практикум. 1. Описание рельефа России по плану. 2. Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых. 3. Изучение по различным источникам (газеты, журналы, научно-популярная литература) стихийных природных явлений, имевших место на территории России в различные исторические периоды.

Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.

Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.

Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.

Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.

Практикум. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России. 2. Анализ прогноза погоды за определенный период (неделю, месяц) по материалам средств массовой информации. 3. Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения. 4. Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития сельского хозяйства.

Россия - морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов - Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России. 2. Описание одного из российских морей по типовому плану.

Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.

Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.

Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 1). Решаем проблему: преобразование рек.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупных рек России. 2. Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору). 3. Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей ее хозяйственного использования. 4. Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России.

Почва - особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы.

Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.

Практикум. 1. Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа. 2. Ознакомление с образцами почв своей местности.

Тема 4. Хозяйство (15 ч)

Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях.

Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».

Практикум. 1. Выделение циклов в развитии экономики своего региона. 2. Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности».

Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особенности топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.

Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения.

Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.

Географическая исследовательская практика. Выбор места для строительства электростанции с учетом факторов, влияющих на размещение (на примере ГЭС).

Практикум. Составление схемы «Структура ТЭК».

Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.

Практикум. Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии.

Машиностроение - ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.

Практикум. Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности.

Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем.

Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.

Сельское хозяйство - важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделывания технических культур.

Животноводство. Особенности животноводства России.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 2). Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района.

Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями. Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных районов страны. 2. Установление по материалам периодической печати проблем сельского хозяйства.

Транспорт - «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия - страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своей местности.

Практикум. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).

Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 3). Особенности развития сферы услуг своей местности.

Практикум. Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере своей местности.

Тема 5. Природно-хозяйственные зоны (6 ч)

Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.

Практикум. 1. Анализ карт «Природные зоны России» и «Природно-хозяйственные зоны России». 2. Сопоставление карты природных зон, графика «Смена природных зон с севера на юг» и таблицы «Природно-хозяйственные зоны России» Приложения. 3. Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах.

Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.

Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия - лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.

Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи - главный сельскохозяйственный район страны.

Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.

Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.

Практикум. 1. Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану. 2. Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (природная зона по выбору). 3. Описание природно-хозяйственной зоны своей местности.

Тема 6. Наше наследие (4 ч)

Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества.

Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Территориальный комплекс. Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе.

Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. Экологическая ситуация. Виды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в.

Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России - наш нравственный долг».

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:
1) знать / понимать:

географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России; положение России на карте часовых поясов; административно-территориальное деление России; историю формирования и заселения территории России; вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России; численность, плотность и воспроизводство населения России; особенности естественного движения населения; основные направления миграций; состав трудовых ресурсов; национальный и религиозный состав населения России; особенности размещения населения; типы поселений; связь рельефа с тектоническим строением; закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения; факторы, определяющие особенности климата России; основные климатические пояса и типы климата России; влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России; меры по борьбе с загрязнением атмосферы; особенности морей, омывающих берега России; ресурсы морей и их использование человеком; крупнейшие речные системы и озера страны; границу распространения многолетней мерзлоты; меры по охране и восстановлению водных ресурсов; основные типы почв, их размещение по территории страны; особенности земельных ресурсов и их рациональное использование; состав и структуру хозяйства России; основные факторы размещения отраслей хозяйства; важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию; главные промышленные и сельскохозяйственные районы России; главные отрасли хозяйства своей области (республики, края); изменения в экономике России и своей области; природные зоны России; особенности природно-хозяйственных зон; влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения; пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах; что такое территориальная организация общества; что такое Всемирное наследие; объекты Всемирного природного и культурного наследия России; что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества;

2) уметь:
характеризовать географическое положение страны и своей области (республики, края); определять поясное время; определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию; использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России; устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам; пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях; анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы; устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России; анализировать статистические показатели развития хозяйства России; анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности; составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану; объяснять структуру экспорта и импорта в России; устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России; отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;
3) оценивать:

географическое положение России, своей области (республики, края); природно-ресурсный потенциал страны; климатические ресурсы России; водные ресурсы России и своей местности; влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения; тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России; современные проблемы России.

Оценочные практические работы:

1. Определение поясного времени для разных пунктов России.

2. Полезные ископаемые России.

3. Климат и хозяйственная деятельность людей.

4.Коэффициент увлажнения.

5. Значение рек в жизни общества.

Рабочая программа составлена для преподавания уроков географии в средней общеобразовательной школе. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии «География России» (8-9 классы). Содержание рабочей программы охватывает весь материал базового уровня, составлена по учебнику «География России. Природа и население» 8 класс, авторы: Алексеев А.И., Низовцев В.А., Ким Э.В., Лисенкова Г.Я., Сиротин В.И., Кузнецова Г.Ю. - М.; Дрофа, 2006г.

При изучении географии в 8 классе использую следующие методы и технологии:

  1. методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

  2. методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;

  3. методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;

  4. Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично - поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

  5. Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Применение ИКТ

Виды учебной деятельности (на уровне УУД)

Форма контроля

Дата

Примечание

I.

Тема 1. Россия в мире (4 часа).

1

Россия на карте мира. Уникальность географического положения России.

1

Знать: связь между географическим положением и другими компонентами природы; в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь: определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Анализ карт, составле-ниетабли-цы по результа-там сравнения карт, индивиду-альная работа по заполне-нию контурных карт.

2

Россия на карте часовых поясов

1

Учебное исследова-ние по картам, решение географи-ческих задач

3

Ориентирование по карте России. Административно-территориальное деление России.

1

Решение географи-ческих задач

4

Формирование территории России.

1

Учебное исследование по картам

Тема 2. Россияне (9 часов).

5

Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост.

1

Знать: численность населения страны, факторы, влияющие на численность, миграцию и её основные виды, основные виды, основные направления миграций на разных этапах истории,

причины миграций.

Уметь: объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям, приводить примеры миграций.

Знать: понятия трудовые ресурсы, экономически активное население; неравномерность распределения трудоспособного населения, занятость. Уметь приводить примеры. Знать: особенности населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических и экологических проблем; городские агломерации, малые города и их проблемы, особенности сельской местности. Знать: народы, населяющие страну, языковые семьи и группы, религии. Уметь: объяснять существенные признаки социальных явлений, приводить примеры, работать с картой.

Учебное исследова-ние по картам, решение географи-ческих задач

Учебное исследова-ние по картам.

Учебное исследова-ние по картам.

6

Численность населения.

1

7

Миграции населения.

1


Решение географи-ческих задач

8

Рынок труда. Трудовые ресурсы.

1

Учебное исследова-ние по картам.

9

Этнос. Россия - многонациональное государство.

1

Решение географи-ческих задач

10

Размещение населения. Плотность населения России.

1

Решение географи-ческих задач

11

Расселение и урбанизация. Типы поселений.

1

Учебное исследова-ние по картам.

12

Города и сельские поселения. Типы городов.

1

Учебное исследова-ние по картам.

13

Обобщающие повторение Население.

1

Самостоятельная работа

Тема 3. Природа (21 час).

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (5 часов).

14

История развития земной коры.

1

Знать: основные формы рельефа, их связь со строением земной коры, основные геологические эры, тектонические структуры, сейсмически опасные территории, горы и равнины. Уметь: показывать на карте эти объекты и объяснять причины такого размещения. Знать: взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь приводить примеры. Знать: закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения. Уметь: определять месторождение этих объектов на карте.

Анализ карт, составле-ниетабли-цы по результа-там сравнения карт, индивиду-альная работа по заполне-нию контурных карт.

15

Особенности рельефа России.

1

Анализ карт, индивиду-альная работа по заполне-нию контурных карт.

16

Скульптура поверхности.

1

Анализ карт, индивиду-альная работа по заполне-нию контурных карт.

17

Полезные ископаемые России.

1

Эвристи-ческая беседа с использо-ванием карт атласа.

18

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.

1

Контроль-ное тестиро-вание.

Климат и погода (8 часов).

19

Климат России. Солнечная радиация.

1

Знать: факторы, определяющие климат России, понятие «сезонность». Уметь: объяснять образование циклонов и антициклонов; использовать зна-ния для фенологических наблюдений в природе.

Понимать закономерности распределения тепла и влаги. Уметь: анализировать карты.

Знать: характеристику типов климата. Уметь: составлять прогноз погоды.

Знать: о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека; неблагоприятные явления. Уметь: приводить примеры и объяснять причины явлений.

Знать: понятие «комфортность» климатических условий. Уметь: приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды.

Эвристи-ческая беседа с использо-ванием карт атласа. Индивиду-альная работа по заполне-нию контурных карт.

20

Атмосферная циркуляция.

1

Анализ карт, составле-ниетабли-цы по результа-там сравнения карт, индивиду-альная работа по заполне-нию контурных карт.

21

Влияние на климат России её географического положения. Синоптическая карта.

1

Учебное исследова-ние по картам. Решение географи-ческих задач


22

Климатические пояса и типы климата России.

1

Групповая работа. Беседа по результа-там анализа карт.

23

Климат Ленинградской области.

1

Фронталь-ная письмен-ная работа.

24

Климат и хозяйственная деятельность людей.

1

Эвристи-ческая беседа с использо-ванием карт атласа. Индивиду-альная работа по заполне-нию контурных карт.

25

Коэффициент увлажнения.

1

Учебное исследова-ние по картам. Решение географи-ческих задач

26

Климат и климатические ресурсы.

1

Заполнение таблицы

Моря, внутренние воды и водные ресурсы (5 часов).

27

Россия - морская держава.

1

Знать: особенности внутренних вод, основные географические понятия, касающиеся работы реки; номенклатуру, меры по сохранению природы, защите людей от стихийных природных явлений; особенности вод своего региона, бассейны, режим, использование. Уметь: показывать объекты и южную границу многолетней мерзлоты на карте, распределение рек по бассейнам океанов; объяснять их размещение.

Анализ карт, составле-ниетабли-цы по результа-там сравнения карт, индивиду-альная работа по заполне-нию контурных карт.

28

Реки России.

1

Анализ карт, работа по заполне-нию контурных карт.

29

Озёра России.

1

Анализ карт, составле-ниетабли-цы по результа-там сравнения карт.

30

Значение рек в жизни общества.

1

Анализ карт, составле-ниетабли-цы по результа-там сравнения карт, индивиду-альная работа по заполне-нию контурных карт.

31

Моря, внутренние воды и водные ресурсы.

1

Тестирование.

Почвы и почвенные ресурсы (2 часа).

32

Почва - особое природное тело.

1

Знать: понятие почвы, факторы почвообразования, основные свойства, закономерности, значение, охрану почв, мелиорацию земель, распространение почв. Уметь: объяснять существенные признаки почв, анализировать карту почв, приводить примеры.

Эвристи-ческая беседа с использо-ванием карт атласа. Индивиду-альная работа по заполне-нию контурных карт.

33

Почвообразующие факторы. Типы почв.

1

Учебное исследова-ние по картам. Решение географи-ческих задач

Обобщающее повторение (2 часа).

34

Природа.

1

Знать: понятия всей темы. Уметь: объяснять существенные признаки природных процессов и явлений, приводить примеры.

Групповая работа.

35

Контрольный тест по теме: «Природа России».

1

Тестирова-ние.

Тема 4. Хозяйство (16 часов).

36

Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России.

1

Знать: изменения пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, условия и факторы размещения предприятий; основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации. Уметь: объяснять, чем различаются условия и факторы размещения; выделять, описывать, объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияние на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных узлов и внешне экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Эвристи-ческая беседа с использо-ванием карт атласа.

37

Цикличность развития хозяйства.

1

Учебное исследова-ние по картам. Решение географи-ческих задач

38

Топливно-энергетический комплекс.

1

Учебное исследова-ние по картам. Решение географи-ческих задач

39

Нефтяная и газовая промышленность.

1

Эвристи-ческая беседа с использо-ванием карт атласа. Индивиду-альная работа по заполне-нию контурных карт.

40

Электроэнергетика.

1

Учебное исследова-ние по картам. Решение географи-ческих задач

41

Машиностроение - ключевая отрасль экономики.

1

Учебное исследова-ние по картам. Решение географи-ческих задач

42

Химическая промышленность.

1

Индиви-дуальная работа по заполне-нию контурных карт.

43

Металлургия.

1

Учебное исследова-ние по картам.

44

Лесопромышленный комплекс.

1

Учебное исследова-ние по картам.

45

Сельское хозяйство - важнейшая отрасль экономики. Растениеводство.

1

Учебное исследова-ние по картам.

46

Особенности животноводства России.

1

Эвристи-ческая беседа с использо-ванием карт атласа, работа по заполне-нию контурных карт.

47

Агропромышленный комплекс.

1

Анализ карт, составле-ниетабли-цы по результа-там сравнения карт.

48

Пищевая промышленность. Лёгкая промышленность.

1

Анализ карт, составле-ниетабли-цы по результа-там сравнения карт.

49

Транспорт - «кровеносная» система страны.

1

Анализ карт, составле-ниетабли-цы по результа-там сравнения карт.

50

Состав и значение сферы услуг.

1

Анализ карт, составле-ниетабли-цы по результа-там сравнения карт.

51

Хозяйство.

1

Тестирование

Тема 5. Природно-хозяйственные зоны (7 часов).

52

Зональность в природе и жизни людей.

1

Знать: понятие ПТК, уровни ПТК, физико-географические районы России, природно-хозяйственные зоны, роль Докучаева и Берга в создании учения о природных зонах, характеристику арктических пустынь, тундр, лесотундр, лесные зоны: тайги, смешанных и широколиствен-ных лесов, лесостепи, степи, полупустыни, пустыни, понятие «высотная поясность». Уметь: объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов, набор высотных поясов в горах, природные ресурсы и хозяйственное освоение зон, их экологические проблемы; составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников.

Эвристи-ческая беседа с использо-ванием карт атласа, работа по заполне-нию контурных карт.

53

Северные безлесные зоны.

1

Учебное исследова-ние по картам. Решение географи-ческих задач

54

Лесные зоны.

1

Анализ карт, составле-ниетабли-цы по результа-там сравнения карт.

55

Степи и лесостепи.

1

Анализ карт, составле-ниетабли-цы по результа-там сравнения карт.

56

Южные безлесные зоны.

1

Анализ карт, составле-ниетабли-цы по результа-там сравнения карт.

57

Субтропики.

1

Анализ карт, составле-ниетабли-цы по результа-там сравнения карт.

58

Природно-хозяйственные зоны.

1

Тестирование

Тема 6. Наше наследие (4 часа).

59

Территориальная организация общества.

1

Уметь: устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России; отстаивать свою позицию при решении экологических проблем; использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации; оценивать: тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России; современные проблемы России.

Эвристи-ческая беседа с использо-ванием карт атласа..

60

Природно-территориальные и социально-экономические зоны.

1

Эвристи-ческая беседа с использо-ванием карт атласа, работа по заполне-нию контурных карт.

61

Природное и культурное наследие России.

1

Учебное исследова-ние по картам. Решение географи-ческих задач

62

Стратегия развития России и Ленинградской области в 21 веке.

1

Учебное исследова-ние по картам. Решение географи-ческих задач

Обобщающее повторение (8 часов).

63

Россия в мире.

1

Уметь: устанавливать причины, сущность и пути решения проблем в России; использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации; оценивать: тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России; современные проблемы России.

Учебное исследова-ние по картам.

64

Особенности населения России.

1

Учебное исследова-ние по картам.

65

Особенности природы России.

1

Учебное исследова-ние по картам.

66

Особенности природы России.

1

Учебное исследова-ние по картам.

67

Особенности хозяйства России.

1

Учебное исследова-ние по картам.

68

Природно-хозяйственные зоны.

1

Учебное исследова-ние по картам.

69

Россия. Наше наследие.

1

Учебное исследова-ние по картам.

70

Обобщение.

1

Тестирование

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценка «5» за вопрос теоретического характера ставится при условии, что учащийся:

-логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового уровня;

-правильно использовал научную терминологию в контексте oтвeтa;

-верно в соответствии с вопросом характеризует на базовом уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

-объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;

- обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;

-проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

-показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что учащийся в процессе беседы с учителем или классом самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения

Оценка «4» ставится, если в ответе допущены малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, а затем в процессе уточнения ответа самостоятельно не даны необходимые поправки и дополнения; или не обнаружено какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.

Оценка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или отвечающий не смог показать необходимые умения.

Критерии оценивания решения познавательных и практических задач

В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы следующие умения:

-анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и обществоведческими понятиями;

-осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, диаграмма и т. п.);

-извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;

-различать в социальной информации факты и мнения, выводы и apгyмeнты;

-применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения;

-предвидеть последствия определенных социальных действий.

Оценка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе грамотнoгo применения соответствующих умений и теоретических знаний.

Оценка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки.

Оценка «3» ставится, если задание выполняется с помощью наводящих вопросов учителя.

Требования к устным ответам

1. Содержательность, т. е. полное, правильное и конкретное освещение заявленной темы, вопроса, проблемы.

2. Логичность, т. е. последовательность изложения, аргументация теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

3. Концептуальность изложения: рассмотрение различных точек зрения, концепций, выражение своей точки зрения.

4. Правильность и чистота речи, владение географической терминологией.

5. Эмоциональное богатство речи, образное и яркое выражение мыслей.

Учебник - Алексеев А.И., Николина В.В Болысов С.И. и др. География. Россия. Издательство «Полярная звезда», 2009 год

Используемый УМК:

  1. Алексеев А.И., Николина В.В Болысов С.И. и др. География. Россия (Академический учебник)

  2. Т.К. Торопова. География 6-9классы: тесты викторины- Волгоград: Учитель, 2009

  3. Летягин А.А Тесты по географии-М.: Аквариум, 1997

  4. Баринова И.И Дидактические карточки - задания по географии 8 кл. -М.: «Экзамен»2007

  5. Электронный курс 1С « Природа России. 8 класс». 2004 год.

  6. «География. 6 - 11 классы. Программы для общеобразовательных учреждений». Москва, «Дрофа», 2008 год

  7. Баринова И.И Современный урок георрафии- М.: Школьная пресса.2004

  8. Моргунова А.Б. География 6-11 классы- Волгоград.Учитель. 2009

  9. Жижина Е.А Методическое пособие 8 класс..Издательство «Вакко» 2005.





© 2010-2022