Рабочая программа по географии 5 класс

      Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились: ­  География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы/ В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. – М. : Просвещение, 2011. ­  Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружа...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка.

Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:

  • География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы/ В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К.Липкина. - М. : Просвещение, 2011.

  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

Цель курса географии в 5 классе:

формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком; о географических знаниях - как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; развитие универсальных учебных действий у обучающихся (УУД).

Задачи курса: формирование у обучающихся знаний

- о неоднородности и целостности Земли как планеты людей;

- о составе, строении и свойствах оболочек Земли,

- о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей;

- о земле - как о планете Солнечной системы;

- о расселении людей на планете;

- топографо-картографических знаний и умений.

Количество часов: всего - 34 часа, в неделю - 1 час; практических работ - 18.

Планируемые результаты освоения курса географии в 5 классе.


Личностные результаты:


  1. Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

  2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;

  3. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  4. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  5. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

  6. Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  7. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  8. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  9. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  10. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  11. Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  12. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты


  1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  3. Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  4. Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;

  5. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

  6. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

  7. Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

  8. Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;

  9. Умение работать в группе - эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;

  10. Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

Предметные:

Выпускник 5 класса научится:

  1. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  2. анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  3. находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

  4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  5. выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

  6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  7. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

  8. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  9. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

  10. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  11. оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник 5 класса получит возможность научиться:

  1. работать с различными источниками географической информации и приборами;

  2. ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  3. читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

  4. строить простые планы местности;

  5. создавать простейшие географические карты различного содержания;

  6. моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

  7. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

  8. воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

  9. создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

  10. самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.


Раздел, тема

кол-во часов

На какой Земле мы живем

5

Планета Земля

4

План и карта

11

Человек на земле

4

Литосфера - твердая оболочка Земли

10

Обобщение

1

итого

35


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ В 5 КЛАССЕ.

ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ.

Раздел 1. Источники географической информации.

Развитие географических знаний о земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических открытий.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта - особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

Раздел 2. Природа Земли и человек.

Земля - планета Солнечной системы. Земля - планета Солнечной системы. Форма, размеры и движение Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на землю и жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутренне строение Земли. Методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ урока, дата

Тема урока

Планируемые результаты

Дата проведения

план

факт

личностные

метапредметные

предметные





1

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (5 часов)

Географические методы изучения окружающей среды.

Формулировать вопросы, структурировать материал, аргументировать собственную позицию, извлекать информацию из различных источников

Формировать познавательную и информационную культуру, развивать навыки самостоятельной работы с учебными пособиями, развивать коммуникативную компетенцию

Определять значение гео. знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки.

1 нед. сент

2

Как люди открывали землю (1)

Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний

Формировать целостного мировоззрения

Выявлять изменения геогр. представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий.

2 нед. сент

3

Как люди открывали Землю (2)

Формировать и развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности

Осознавать ценность географического знания как важнейшего компонента научной картины мира

Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие геогр. науки.

3 нед сент

4

География сегодня.

Пользоваться основными логическими приемами, извлекать информацию из различных источников, аргументировать собственную точку зрения, делать умозаключения

Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки

Определять значение современных геогр. исследований для жизни общества.

4 нед. сент

5

Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле»

Осознавать адекватную и критическую оценку в учебной деятельности, самостоятельно оценивать свои действия

Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию

Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях.

1 нед. окт



6

Тема 2. Земля - планета Солнечной системы (4 часа).

Мы во Вселенной

Формировать и развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности

Осознавать ценность географического знания как важнейшего компонента научной картины мира

Приводить доказательства тому, что Земля - одна из планет Солнечной системы.

2 нед. окт

7

Движение Земли.

Уметь на практике пользоваться основными логическими приемами, выполнять практические задания

Осознавать ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира

Выявлять зависимость продолжитель- ности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.

3 нед. окт

8

Солнечный свет на Земле.

Устанавливать причинно-следственные связи, выполнять практические задания

Формировать познавательную культуры, развивать эстетическое сознание

Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.

4 нед. окт

9

Обобщение по теме «Земля - планета Солнечной системы».

Применять теоретические знания на практике

Формировать коммуникативную компетенцию в учебно-исследовательской деятельности

Систематизировать информацию

5 нед. окт

10

Тема 3.

План и карта (11 часов)

Ориентирование и способы ориентирования на местности.

План местности.

Применять теоретические знания на практике, развивать навыки работы с доступным оборудованием

Формировать коммуникативную компетенцию в учебно-исследовательской деятельности

Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут.

2 нед. ноября

11

Земная поверхность на плане и карте.

Масштаб.

Развивать познавательные интересы, классифицировать материал, организовывать и планировать учебное сотрудничество и деятельность с учителем

Овладевать географическими знаниями и умениями, развитие навыков их практического применения

Определять с помощью условных знаков изображённые на плане объекты. Измерять расстояния с помощью масштаба.

3 нед. ноября

12

Чтение и составление плана местности.

Организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи

Овладевать географическими знаниями и умениями, развивать навыки их практического применения

Определять направления, измерять расстояния на местности и плане.

4 нед. ноября

13

Учимся с «Полярной звездой»

Формировать познавательные интересы, интеллектуальные способностей, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и умений

Овладевать географическими знаниями и умениями, развивать навыки их практического применения в жизни

Читать простейший план местности.

1 нед. декабря

14

Пр. работа. № 9 Составление плана территории школы.

Применять на практике теоретические знания, оценивать достигнутые результаты

Развивать навыки практического применения географических знаний в различных жизненных ситуациях

Составлять и читать простейший план местности.

2 нед. декабря

15

Географическая карта - особый источник информации

Формировать познавательную культуру, развивать навыки работы с учебными пособиями

Развивать навыки практического применения географических знаний в различных жизненных ситуациях

Сравнивать планы местности и геогр. карты. Определять направление на глобусе. Выделять основные свойства карт. Систематизиро-вать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию.

3 нед. декабря

16

Градусная сетка

Формировать познавательну и информационну культуру, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и умений

Осознавать ценность географических знаний в современном мире

Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления и измерять расстояния по карте.

4 нед. декабря

17

Географические координаты.

Географическая широта

Формировать умение организовывать свою деятельность, определять цели и способы работы, оценивать достигнутые результаты

Овладевать системой географических знаний и умений, навыками их применения в жизненных ситуациях

Определять географические координаты объектов на карте.

3 нед. января

18

Географическая долгота.

Часовые пояса.

Давать определения понятиям, классифицировать материал, выполнять задачи

Овладевать географическими знаниями и навыками их практического применения

Определять географические координаты объектов на карте.

4 нед. января

19

Решение практических задач по плану и карте.

Пользоваться основными теоретическими знаниями, выполнять практические задания

Формировать целостное мировоззрение , соответствующее современному уровню науки

Определять направления и расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности по топографической и физической карте. Составлять описание маршрута по топографической карте. Находить объект на карте по его координатам. Выполнять проектное задание в сотрудничестве.

5 нед. января

20

Учимся с «Полярной звездой»

Формировать осознанную адекватную и критическую оценку в учебной деятельности, самостоятельно оценивать свои действия

Выполнять проектное задание в сотрудничестве.

Осознавать ценность географических знаний в современном мире и их практического применения

1 нед. февраля





21

Тема 4.

Человек на Земле (4 часа)

Как люди заселяли землю

Ставить вопросы, структурировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Воспитывать толерантность как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку

Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни.

2 нед. февраля

22

Расы и народы.

Работать в группе, слушать партнера, самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников

Воспитывать толерантность как нормы доброжелательного отношения к истории, религии, языку народов мира

Выявлять внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Определять наиболее и наименее заселенные участки суши.

3 нед. февраля

23

Многообразие стран мира.

Классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы

Воспитывать толерантность как нормы доброжелательно-го отношения к культуре, традициям, ценностям народов мира

Выделять самые крупные по площади государства на Земле. Находить и показывать на карте свою страну. Находить на политической карте страны - соседи, наиболее крупные и известные страны мира. Сравнивать страны по величине, расположению. Систематизировать новую информацию

4 нед. февраля

24

Учимся с «Полярной звездой»

Давать определения понятиям, классифицировать материал, работать в группе, самостоятельно оценивать свои действия

Овладевать географическими знаниями и навыками их практического применения

Систематизировать новую информацию

1 нед. март







25

Тема 5.

Литосфера - твердая оболочка Земли.

Земная кора - верхняя часть литосферы.

Ставить вопросы, давать определения понятиям, работать в группе, самостоятельно оценивать свои действия

Осознавать географического знания как важнейшего компонента научной картины

Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.

2 нед. март

26

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Давать определения понятиям, классифицировать материал, работать в группе, самостоятельно оценивать свои действия

Овладевать географическими знаниями и навыками их практического применения

Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

3 нед. март

27

Движения земной коры.

Пользоваться методами наблюдения, моделирования, прогнозирования, решать проблемы

Овладевать географическими знаниями и умениями, навыками их применения в жизни, усваивать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на к/к районы землетрясений и вулканизма.

5 нед. март

28

Вулканизм

Самостоятельно приобретать новые знания, ставить вопросы, выдвигать гипотезы

Овладевать географическими знаниями и умениями, навыками их применения в жизни, усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

1 нед. апрель

29

Рельеф Земли. Равнины.

Давать определения понятиям, классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы

Формировать познавательную и информационную культуру, осознавать значимость географических знаний

Определять по геогр. картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их гео. положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на к/к крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте. Представлять информацию в письменной форме в виде плана - конспекта.

2 нед. апрель

30

Рельеф Земли. Горы.

Давать определения понятиям, классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы

Осознавать значимость географических знаний, применять их на практике

Определять по геогр. картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их геогр. положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на к/к крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности.

3 нед. апрель

31

Решение практических задач по карте.

Самостоятельно оценивать свои действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности

Осознавать значимость географических знаний, применять их в различных жизненных ситуациях

Находить геогр. объекты на карте в атласе и с помощью геогр. координат и основных ориентиров (рек, озер, гор и т. д.). находить положение геогр. объектов на к/к и наносить их на неё. Выполнять проектное задание в сотрудничестве

4 нед. апрель

32

Человек и литосфера

Пользоваться методами наблюдения, моделирования, прогнозирования

Формировать основы экологического сознания на основе необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности.

5 нед. апрель

33

Учимся с «Полярной звездой»

Пользоваться методами наблюдения, моделирования, прогнозирования

Формировать основы экологического сознания на основе необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности.

2 нед. май

34

Пользоваться методами наблюдения, моделирования, прогнозирования

Пользоваться методами наблюдения, моделирования, прогнозирования

Формировать основы экологического сознания на основе необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности.

3 нед. май

35

Обобщающий урок по курсу

Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия

Осознание ценности географических знаний в современном мире и их практического применения

Выявление навыков работы с тестами

4 нед. май


Требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся.



Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. ответ самостоятельный;

  5. наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. понимание основных географических взаимосвязей;

  10. знание карты и умение ей пользоваться;

  11. при решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. не делает выводов и обобщений.

  3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.


Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.



Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

ЛИТЕРАТУРА:

УМК

1.Академический учебник «География.5-6 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2011.

2.Николина В.В. География. Поурочные разработки. 5-6 класс. Пособие для учителя (Полярная звезда).

3. Николина В.В. География. 5-6 кл. Мой тренажер. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. (Полярная звезда).

4. Рабочая тетрадь «Мой тренажер» для 5-6 класса, автор В.В. Николина. Просвещение, 2011.

5. Атлас по географии для 6 класса.

28

© 2010-2022