- Преподавателю
- География
- Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода
Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шифельбейн С.В. |
Дата | 03.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока по географии,
составленный по принципу системно - деятельностного подхода.
Предмет: география
Класс: 11.
Урок: № 26.
Тема урока: «Латинская Америка. Экономико-географическое положение. Природные ресурсы. Население».
Базовый учебник: Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина «География 10-11 класс, 2012, из-во «Полярная звезда», стр 166-175.
Цель: сформировать образ территории - Латинская Америка
1. Учебно-образовательные задачи:
-
Постановка проблемы: «Объяснить почему, в 21 веке новым «тигром» экономики может стать не страна, а целый континент, который считается по сей день типичным, со всеми «минусами» отсталости, звеном «третьего мира».
-
В процессе работы в группах дать характеристику:
2.1. Особенностям ГП и ЭГП Латинской Америки.
2.2. Регионам Латинской Америки, странам, входящим в их состав.
2.3. Природным ресурсам Латинской Америки.
2.4. Населению и особенностям рассового состава Латинской Америки.
2.5. Анализировать картографические и статистические материалы.
2. Учебно-развивающие задачи:
-
Продолжить развитие навыков работы с картами атласа, текстом учебника, справочными материалами, интернетом, работать с таблицами, схемами, графиками.
-
Закрепить умение ставить конкретные цели, задачи, находить ответы, обобщать материал.
-
Развивать коммуникативные способности.
3. Учебно-воспитательные задачи:
-
Продолжить развивать культуру общения в коллективе.
-
Способствовать закреплению навыков работы в группе.
-
Воспитание толерантности.
-
Знакомство с латиноамериканской культурой.
Целепологание учащихся:
-
Учащиеся должны характеризовать: ГП и ЭГП, природно-ресурсный потенциал региона. Рассовый состав населения, процессы урбанизации, происходящие в регионе.
-
Учащиеся должны называть: условия, повлиявшие на развитие региона; признаки характеризующие образ территории
-
Учащиеся должны объяснять: особенности размещения населения по территории региона; внутреннюю экономическую специализацию регионов континента.
-
Показывать на карте: страны и их столицы, транспортные пути, соседей государства, природные ресурсы, крупнейшие городские агломерации, районы наиболее или наименее заселенные людьми.
-
Давать оценку: природно - ресурсному потенциалу способствующему развитию хозяйства Латинской Америки;
Планируемые результаты обучения:
-
Личностные: формируется познавательный интерес, уважение к культуре и традициям другого региона, научного мировоззрение на основе изучения нового материала.
-
Метапредметные: закрепляется умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи. Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации. Развиваются навыки взаимодействия с одноклассниками, педагогом и умение работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником и картой для исследования, справочным материалом; анализировать источники географической информации; делать выводы по изученному материалу в форме таблиц, схем, графиков.
-
Предметные: учащиеся смогут объяснять почему, в 21 веке новым «тигром» экономики может стать не страна, а целый континент, который считается по сей день типичным, со всеми «минусами» отсталости, звеном «третьего мира»; пользоваться экономической, физической, комплексной картами страны.
Универсальные учебные действия:
личностные: осознать необходимость изучения стран и регионов мира, особенностей их развития и роли в развитии мировой экономики;
регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;
познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия взаимосвязей между ГП и ЭГП, наличием природных ресурсов их влиянием на развитие экономики территории;
коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом; вести диалог, вести дискуссию, фактами доказывать свое мнение.
Основные понятия урока: ЭГП, ГП, агломерация, латиноамериканский тип города,
Средства обучения: компьютер с мультимедийным проектором, презентация, карты атласов 7,10 классов, экономическая карта Латинской Америки, политическая карта мира, статистические справочники по странам мира, учебник Гладкий, В. В. Николина «География 10-11 класс, таблицы со статистическим материалом.
Методы обучения:
словесный: объяснение с элементами беседы;
наглядный: демонстрация карт;
аналитический: мозговой штурм.
Тип урока: изучение нового материала с использованием системно - деятельностного подхода.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.
Технология урока: исследовательская работа; проблемный, дифференцированный подход; здоровьесберегающие технологии создания ситуации успеха.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Постановка учебных задач, включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Целеполагание - формулирование учащимися целей урока.
-
Мотивация. Осознания недостаточности имеющихся знаний.
-
Открытие нового знания. Изучение нового материала, работа в группах.
-
Физическая пауза.
-
Включение нового знания в систему знаний и повторение. Взаимопроверка и взаимоконтроль.
-
Рефлексия - осознание учеником и воспроизведение того, что нового он узнал и чему научился.
-
Домашнее задание.
Структура и ход урока.
Название этапа урока
-
Организационно-мотивационный этап
Основная задача этапа
Подготовка к учебной деятельности
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
(усвоение основного содержания урока, уч. действий)
Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий
Предметные действия
Метапредметные действия
Личностные действия
Добрый день! Проверим готовность к уроку: дневник, атлас, тетрадь, учебник; откройте тетради, нарисуйте цвет настроения, с которым вы пришли сегодня на урок.
Напоминаю:
Красный - вы раздражительны, агрессивны;
Желтый - вы настроены на умственную деятельность, оптимистичны, радостны;
Зеленый - уверенны в себе, состояние душевного равновесия;
Черный - негативно настроены на работу;
Серый - вам все равно.
(Слайд №2)
Учитель рисует на доске цвет своего настроения и настраивает учащихся на совместную деятельность на уроке.
Инструктаж урока.
Сегодня нам предстоит работа по накопительной системе. Каждое задание на уроке имеет определенную цену в баллах, чем больше вы наберете баллов на уроке, тем выше ваша итоговая оценка за работу на уроке. Часть заданий вам предстоит выполнить в парах, от вашей слаженной работы будет зависеть количество полученныхъ баллов за урокв 4х группах. В конце урока каждому предстоит задание, которое вы самостоятельно оцените. Желаю успехов в работе.
Для начала вспомним знания, полученные в ходе изучения Латинской Америки в 7, 10 классе.
Проверяют свою готовность к уроку.
Настраиваются на восприятие темы
Рисуют цвет, оценивая свое эмоциональное состояние
УУД:
Личностные,
самоопределение, нравственный выбор
Название этапа урока
-
Этап подготовки учащихся к сознательному освоению нового учебного материала
Основная задача этапа
Обеспечить мотивацию учения
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
(усвоение основного содержания урока, уч. действий)
Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий
Предметные действия
Метапредметные действия
Личностные действия
Фронтальный опрос:
-
Каково происхождение названия Латинская Америка?
-
В чем состоит природное и этническое своеобразие региона?
-
Чем объясняется более высокитй уровень развития стран Латинской Америки по сравнению с развивающимися странами Азии и Африки?
(Слайд №3)
Поменяйтесь тетрадями. Проверьте работу у соседа, сравните с ответами на слайде и поставьте за каждый правильный ответ на полях тетради поставте 1 балл.
(Слайд №4)
Сформулируйте самостоятельно в тетради тему и цель нашего занятия (для чего вам необходимо изучение данной темы);
Подведение итога по выбору темы и цели:
Прочитаем, что получилось и сравним с темой урока.
За правильную формулировку темы поставте себе 1 балл.
(Слайд № 5)
Тему урока мы определили. Наша цель сформировать образ котинента Латинская Америка используя текст учебника и дополнительные источники информации.
(Слайд №6)
Сейчас давайте посмотрим на план урока, в соответствии с которым будем знакомиться с Латинской Америкой, ГП и ЭГП положением, природными ресурсами и населением.
Знакомство с планом работы на уроке:
-
Территория, состав и политическая
карта Латинской Америки.
2. Природные ресурсы региона
3. Население Латинской Америки:
-
динамика роста численности;
-
воспроизводство;
-
этнический состав;
-
языковой состав;
-
размещение населения.
(Слайд №7)
УУД:
предметные
УУД:
коммуникативные;
познавательные
Принятие самостоятельного решения в постановке темы и цели
УУД:
коммуникативные, регулятивные
Отвечают на вопросы
Самооценка.
УУД:
Регулятивные, личностные
Тетрадь соседа с ответами на предложенные вопросы
Название этапа урока
-
Этап изучения нового материала
Основная задача этапа
Сформировать понятие о выгодном ЭГП и природно - ресурсном потенциале региона, населении и особенностях размещения
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
(усвоение основного содержания урока, уч. действий)
Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий
Предметные действия
Метапредметные действия
Личностные действия
Характеристика ЭГП и ГП
-
Назовите границы Латинской Америки. Какие можно выделить регионы в составе Латинской Америки?
(1 балл)
-
Пользуясь картами атласа, учебником определите:
-
Какие из стран Латинской Америки являются федеративными государствами?
-
Какие страны Латинской Америки имеют более выгодное экономико-географическое положение?
-
Какие страны имеют выход к морю?
-
Оцените ЭГП региона
-
Как отличаются страны по государственному строю?
(1 балл)
-
Определите формы правления и административно-территориального устройства стран Латинской Америки. Полученные данные занесите в таблицу. (2 бала)
(Слайд № 9)
-
Сравните эти страны со странами Зарубежной Азии и Африки и попытайтесь объяснить различия.
(3 бала)
Природные условия и ресурсы
Латинская Америка обладает поистине огромными природными ресурсами - как невозобновимыми, так и возобновимыми.
Пользуясь картами атласа, заполните схему, приведите примеры, сделайте вывод.
(2 балла).
(Слайд № 10)
Население: воспроизводство, этнический состав, размещение, урбанизация
-
Краткое сообщение учащегося.
-
Проанализируйте график динамики роста численности населения Латинской Америки и ответьте на следующие вопросы:
1. Какова численность населения Латинской Америки?
2. Во сколько раз возросла численность населения региона с начала ХХ века?
3.Сравните динамику роста численности населения Латинской Америки с другими регионами.
За каждый правильный ответ поставте 1 балла
(Слайд № 11)
-
Воспроизводство населения и естественный прирост.
Внимательно рассмотрите карты и диаграмму на слайде. По формуле высчитайте естественный прирост населения в регионе. Сформулируйте вывод о естественном приросте населения Самостоятельно определите тип воспроизводства населения в регионе.
За каждый правильный ответ поставте 2 балла.
(Слайд № 12)
-
Этнический и языковой состав
Современный этнический состав населения Латинской Америки сложился под воздействием трех компонентов. Каких? Для ответа используйте рисунок слайда. (правильный ответ 1 балл).
Размещение населения по территории не равномерно. Укажите не менее трех причин повлиявших на размещение населения.
(Слайд № 15)
Уровень урбанизации в регионе достаточно велик.
Работая в паре, используя текст учебника нанесите на контурную карту:
-
страны, где уровень урбанизации превышает 70% (Аргентина, Уругвай, Чили);
-
четыре города, входящих в десятку крупнейшихъ городских агломераций мира (Мехико, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Рио-де Жанейро).
Сравните полученный результат со слайдом, за правильную работу поставте 3 балла.
(Слайд № 17)
Рассмотрите таблицу и начертите столбиковую диаграмму, показывающую динамику роста городов Латинской Америки.
За работу поставте 3 балла.
(Слайд № 18)
Расскажите, что скрывается под понятием «латиноамериканский тип города?»
Сделайте вывод - чем обусловлен высокий уровень урбанизации в странах Латинской Америки? С какими проблемами сталкиваютяс жители городов?
(За каждый правильный ответ 1 балл).
Определяют границы региона, называют соседние территории, состав
Работа с учебником, картами атласа, настенной картой
Работа с таблицами учебника
Работа с картой атласа
Анализ карт атласа, текста учебника
Работа со статистическими данными
Развитие умений работы с картой, диаграммой и закрепление навыков картографического анализа.
Анализ карт: плотность населения, физической карты
Закрепление навыков работы с контурной картой
Анализ статистических материалов
УУД:
предметные
Анализ полученных данных
Заполняют таблицу
Заполняют схему
Составить краткий конспект Связь с другими сферами знаний
Закрепление навыков анализа графика
Производить простейшие математические действия
Умение выбрать нужный материал из текста учебника
Развитие умений
построения столбиковой диаграммы с использованием программы Microsoft Offise Excel
Умение формулировать выводы, обобщать изученный материал
УУД:
познавательные;
регулятивные;
коммуникативные
Актуализация личных представлений и знаний ГП и ЭГП территории
Развитие устной речи. Умение обосновать свою точку зрения при помощи анализа карты.
Закрепление навыков самостоятельной работы
Выбор способа решения поставленной задачи
Умение сопоставлять и делать выводы
Опыт работы в паре
Сформировать свое отношение к истории завоевания континента европейцами
Самооценка
Актуализация личных представлений о проблемах урбанизации в развивающихся странах
Осознанно
использовать средства
устной речи для
представления результата
УУД:
личностные
Название этапа урока
-
Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
Основная задача этапа
Выявить правильность и осознанность учащимися изученного материала;
провести коррекцию неверного представления
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
(усвоение основного содержания урока, уч. действий)
Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий
Предметные действия
Метапредметные действия
Личностные действия
Хочу сказать, что в ходе урока, вы показали умение правильно использовать и анализировать источники географической информации. Теперь заключительный этап нашей деятельности.
Я предлагаю работу с контрольным тестом
(Слайд № 20)
Проверить с помощью ключа и поставить себе оценку.
(Слайд № 21)
Ответить на вопросы теста:
-
Каково происхождение названия Латинская Америка:
а) население стран метрополий говорило на романских языках.
б) назвал Колумб
в) произошло от местных диалектов.
-
Из государств Южной Америки выход к морю не имеют:
а) Парагвай и Уругвай;
б) Уругвай и Боливия;
в) Боливия и Парагвай
-
Расположите крупнейшие агломерации Латинской Америки в порядке убывания численностьи населения:
а) Буэнос-Айрес
б) Мехико
в) Сан-Паулу
г) Рио-де-Жанейро.
-
Чем обусловлен высокий уровень урбанизации в странах Латинской Америки?
а) большой численностью населения в регионе
б) развитием промышленности в крупных городах
-
В чем преимущества и недостатки ближайшего соседства многих стран Латинской Америки с США?
По 1 баллу за правильный ответ
Отвечают на вопросы теста.
УУД:
предметные
Организуют работу в паре; обсуждение; принятие единого мнения.
УУД:
познавательные;
регулятивные;
коммуникативные
Осознание приобретения новых знаний и умений. Контролируют свои действия.
Выставляют себе оценку.
УУД:
личностные
Название этапа урока
-
Этап обобщения, контроля знаний
Основная задача этапа
Закрепить изученный материал
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
(усвоение основного содержания урока, уч. действий)
Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий
Предметные действия
Метапредметные действия
Личностные действия
Сегодня была плодотворная работа.
В процессе работы на уроке вы получили представление о регионе Латинская Америка, сформировав образ территории.
Я надеюсь, что у вас сложилась полная картина о регионе. А как вы себе теперь представляете Латинскую Америку, изложите, используя один из приемов японской поэзии: сиквейн, хайку, или штрихи.
Работа ведется в парах.
За работу дается 5 баллов.
(Слайд № 22).
Прочитайте, что у вас получилось.
Молодцы! Сейчас подведем итоги.
В ходе беседы связываются результаты урока с его целью. Отмечается то, что хорошо получилось и на что надо обратить внимание; работу пар в целом и степень вовлеченности каждого.
По колличеству баллов учащиеся выставляют итоговую оценку за урок.
(Слайд № 23)
УУД:
предметные
Выделять существенные признаки
УУД:
познавательные;
регулятивные;
коммуникативные
Работать в паре, выслушивать других, высказывать свое мнение
Самооценка
УУД:
личностные
Примеры написания сиквейна, хайку, штрихов
Название этапа урока
-
Этап проведения инструктажа о выполнении д/з
Основная задача этапа
Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
(усвоение основного содержания урока, уч. действий)
Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий
Предметные действия
Метапредметные действия
Личностные действия
Домашнее задание - это продолжение урока. Прошу прослушать внимательно инструкцию по выполненению работы дома.
Обязательное задание:
-
Параграф 36, читать
-
На контурной карте Латинской Америки нанести границы субрегионов.
Творческое задание:
-
Определите название страны получившей название в честь, дерева, в честь важной географической линии, названную в честь драгоценного металла.
-
Переводы названий каких городов приведены нижнее: город хороших ветров, город Пресвятой Троицы, Святой спаситель, город короля Георга.
Запись в дневник
Первичный выбор задания
Название этапа урока
-
Этап рефлексии
Основная задача этапа
Обеспечить рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния и своей деятельности
Содержание этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
(усвоение основного содержания урока, уч. действий)
Задания, контролирующие усвоение содержания и учебных действий
Предметные действия
Метапредметные действия
Личностные действия
Выберите и нарисуйте цвет, соответствующий вашему настроению в конце урока, насколько он изменился по сравнению с началом, с чем это связано?
Учитель рисует на доске цвет, комментирует.
УУД:
Коммуникативные,
регулятивные
На полях тетради учащиеся рисуют свой цвет, оценивая свое настроение и свою деятельность
УУД: личностные
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УУД.
При разработке конструкта урока мною были выбраны УУД:
-
Личностные
-
Регулятивные
-
Познавательные
-
Коммуникационные
-
Предметные.
Основанием для выбора стала цель урока, а так же задачи каждого этапа. В соответствии с этим в ходе урока отрабатывались данные УУД.
Личностные УУД позволяют осмыслить материал, осознать, выработать свое отношение и свою позицию в отношении себя и окружающих людей (одноклассников, членов группы), развивают память, мышлении, умение контролировать свои действия, осмыслить научное видение мира.
Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью через постановку целей, планирование и корректирование своей деятельности; оценку своей деятельности, самоконтроль; выбирать более рациональную последовательность выполнения заданий.
Познавательные УУД включают действия поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования, логические действия, умение видеть проблему, вступать в дискуссию, ставить вопросы, делать выводы, объяснять и доказывать.
Коммуникационные УУД позволяют сотрудничать в группе, строить речевые высказывания, грамотно излагать свои мысли устно и письменно, принимать позицию других членов группы, аргументировать свое мнение, участвовать в коллективном поиске необходимой информации, вести диалог, организовывать сотрудничество в группе.
Предметные УУД включают умение работать с картами, схемами, учебниками и другими средствами информации, с электронными средствами, приборами.
СПАСИБО!