- Преподавателю
- География
- Статья на тему Нетрадиционные формы обучения на уроках географии и внеурочное время
Статья на тему Нетрадиционные формы обучения на уроках географии и внеурочное время
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ерофеева Т.В. |
Дата | 30.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Нетрадиционные формы обучения на уроках географии и во внеурочное время.
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и способствовать развитию творческого потенциала, повышать интерес учащихся к предмету, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.
Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников за счёт использования нетрадиционных форм обучения на уроках и внеурочное время.
Среди большого числа нетрадиционных уроков можно назвать следующие: уроки - деловые или ролевые игры, уроки - пресс-конференции, уроки-соревнования, уроки типа КВН, уроки с групповыми формами работы, уроки-игры, уроки-праздники, уроки-суды, и т.д. Нетрадиционные уроки, особенно пришедшие из средств массовой информации, из телевидения привлекли внимание необычностью формы, возможностью участия большого числа школьников, интересным содержанием.
Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе? Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:
- использование коллективных форм работы;
- привитие интереса к предмету;
- развитие умений и навыков самостоятельной работы;
- активизацию деятельности учащихся;
- при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
- более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
- становление новых отношений между учителем и учениками.
Нетрадиционные формы обучения можно использовать не только на уроках, но и во внеурочное время. Остановлюсь на одном из них: театрализованное представление «Чайная церемония чаепития в разных странах мира», которое я провожу в 11классе, после изучения стран Зарубежной Азии.
Выбираются 4 группы, которые изучают чайные церемонии Китая, Индии, Японии и России по разным источникам информации. Составляется сценарий, по которому учащиеся в театрализованном виде представляют чайные церемонии выбранных стран. Такие мероприятия требуют значительной подготовки, но дают возможность решить не только учебные цели, но и сплотить коллектив.
Для учащихся нетрадиционные формы урока - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, значит новые обязанности и ответственность.
Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.