- Преподавателю
- География
- Программа Подготовка к ЕГЭ по географии
Программа Подготовка к ЕГЭ по географии
Раздел | География |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шайдурова М.А. |
Дата | 08.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СОШ №6»
Рассмотрено на заседании кафедры
Пр.№____от______2015г.
Рук. Петрова Р.Г.
Согласовано.
ЗД НМР Власова О.М.__________
« » 2015г.
Утверждаю.
Директор МАОУ «сош №6»
Софронова Л.В.________
« » 2015.
Программа
Подготовка к ЕГЭ по географии
10-11классы
Составила учитель географии
Шайдурова М.А.
Краснокаменск
2015
Пояснительная записка
Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков, ответов, практическим решением задач КИМ).
Задачи: способствовать развитию
-продуктивной работы при решении заданий;
-умений ориентироваться в источниках географической информации;
-творческого потенциала личности учеников;
-умений и способностей преодолевать границы известного, традиционного;
-повышению познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
Программа рассчитана на 2 года: 35ч. (1ч. в неделю) в 10 классе, 34ч. (1ч. в неделю) в 11 классе.
Программа выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по географии (Федеральный институт педагогических измерений).
В этих документах выделены основные разделы школьного курса географии, которые взяты за основу выделения блоков содержания, подлежащего проверке в ЕГЭ.
• Источники географической информации.
• Природа Земли и человек
• Мировое хозяйство
• Природопользование и геоэкология
• Регионы и страны мира
• География России
Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Программа реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (Вики-учебник «Вместе готовимся к ЕГЭ по географии»).
В процессе подготовки предполагается использовать тренажеры ЕГЭ, Интернет-ресурсы Демо-версий ЕГЭ, дополнительные источники информации для успешного усвоения материала.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Особенности процедуры проведения ЕГЭ. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения ЕГЭ, бланками ЕГЭ и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов:
1. Источники географической информации:
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану.
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные
свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических
явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений
по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.
3. Население мира:
Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.
4. Природопользование и экология:
Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды природопользования.
5. Страноведение:
Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного мира и их основные типы. Государстве6нный строй, формы правления. Различия стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
6. География России: Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
Россия в современном мире.
Требования по окончании курса
1 ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ:
1.1 смысл основных теоретических категорий и понятий
1.2 особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания
1.3.1 численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран,
1.3.2 этногеографическую специфику отдельных стран и регионов России
1.3.3 различия в уровне и качестве жизни населения
1.3.4 основные направления миграций
1.4.1 географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства
1.4.2 специализацию стран в системе международного географического разделения труда
1.5 географическую специфику отдельных стран и регионов; их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда
1.6 результаты выдающихся географических открытий и путешествий
1.7 географические следствия движений Земли
1.8.1 географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность
1.8.2 Знать и понимать географическую зональность и поясность
1.9 географические особенности природы материков и океанов
1.10.1 специфику географического положения Российской Федерации основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов
1.10.2 административно-территориальное устройство Российской Федерации.
1.10.3 географические особенности природы России
1.10.4 географические особенности населения России
1.10.5 Географические особенности основных отраслей хозяйства России
1.10.6 особенности природно-хозяйственных зон и географических районов России
1.11 роль России в международном географическом разделении труда
1.12 природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений
2 УМЕТЬ:
2.1 выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений
2.2 объяснять существенные признаки географических объектов и явлений
2.3.1 находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем
2.3.2 анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем
2.4.1 определять на плане и карте расстояния
2.4.2 уметь определять на плане и карте направления
2.4.3 определять на карте географические координаты
2.4.4 определять на карте местоположение географических объектов
2.5 определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений
2.6.1 оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства; степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий
2.6.2 оценивать демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира.
2.6.3 оценивать уровни урбанизации отдельных территорий
2.6.4 оценивать территориальную концентрацию населения
2.7 объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства; степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий
2.8 составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели
3 ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ:
3.1 определения различий во времени, чтения карт различного содержания
3.2 выявления, описания и объяснения разнообразных явлений (текущих событий и ситуаций) в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы
3.3 анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов, исходя из их пространственно-временнóго развития.
Календарно-тематическое планирование
№
Наименование тем курса
Всего часов
Из них
Дата
лекции
практ.
10 класс
1
Введение. Правила заполнения бланков
1
0,5
0,5
Сент.1нед
2
Особенности экзаменационной работы по географии
1
1
2
3
Источники географической информации и методы географических исследований
8
3.1
Источники географической информации и методы географических исследований
1
3
3.2
Географические модели. Географическая карта, план местности.
5
4
3.3
Тренировочные задания
2
Окт.1,2
4
Природа Земли и человек
12
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
Природа Земли и человек.
Форма, размеры, движение Земли. Соотношение суши и океана на Земли.
Земная кора и литосфера. Состав и строение. Рельеф земной поверхности. Тектоника литосферных плит
Этапы геологической истории земной коры. Геологическая хронология
Гидросфера. Состав, строение гидросферы. Мировой океан и его части.
Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат
Биосфера. Разнообразие растений и животных.
Почвенный покров. Почва как особое природное образование, условия формирования почв различного типа
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Природные и природно-антропогенные комплексы.
Особенности природы материков и океанов
1
9
3
4
Ноя.
2
3
4
Дек.1
2
3
4
Янв3
4.11
Тренировочные задания. Анализ трудных заданий
2
4 фев.1
5
Население мира
8
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
Население мира
Географические особенности размещения населения. Неравномерность размещения населения. География религий мира
Динамика численности населения Земли. Половозрастной состав населения
Городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс
Миграция. Основные направления и типы миграций в мире
Уровень и качество жизни населения. Структура занятости населения
1
5
2
3
4
Март 1
2
3
5.7
Тренировочные задания. Анализ трудных заданий
2
Апр.1,2
6
Природопользование и экология
4
6.1
6.2
6.4
Природопользование и экология
Природные ресурсы. Основные виды природных ресурсов, их размещение
Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства
1
2
3
4
Май 1
6.5
Тренировочные задания. Анализ трудных заданий.
1
2
Итоговое тестирование по разделам. Анализ.
1
3
Итого: 35 ч
11 класс
7
Мировое хозяйство
9
7.1
7.2-7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
Мировое хозяйство
Отраслевая структура хозяйства. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер
Ведущие страны-экспортеры основных видов промышленной продукции. Факторы размещения производства
Ведущие страны-экспортеры основных видов сельскохозяйственной продукции
Основные международные магистрали и транспортные узлы
Международные экономические отношения. Мировой рынок товаров и услуг. География международных экономических связей. Мировая торговля и туризм
Интеграционные отраслевые и региональные союзы
1
7
Сент.1
2-4
Окт.1
2
3
4
7.9
Тренировочные задания. Анализ трудных заданий.
1
Ноя 2
8
Регионы и страны мира
4
8.1
8.2
8.3
Многообразие стран мира. Основные типы стран
Современная политическая карта мира
Столицы и крупные города.
Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира
1
2
3
4
Дек.1
8.4
Тренировочные задания. Анализ трудных заданий
1
2
9
География России
18
9.1
9.2
9.3
9.4
9.5
9.6
9.7
9.8
9.9
9.10
9.11
9.12
9.13
9.14-
9.17
Особенности географического положения России
Территория и акватория, морские и сухопутные границы
Часовые зоны
Административно-территориальное устройство России
Природа России
Особенности геологического строения, распространение крупных форм рельефа России
Типы климата, факторы их формирования, климатические пояса России. Климат и хозяйственная деятельность людей
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории России
Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв России
Природно-хозяйственные различия морей
Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность
Население России
Численность, естественное движение населения
Половой и возрастной составы населения
Размещение. Основная полоса расселения
Направление и типы миграции
Народы и основные религии России
Городское и сельское население. Города
Хозяйство России
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России
Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов
География отраслей промышленности
География сельского хозяйства
География важнейших видов транспорта
Природно-хозяйственное районирование России. Регионы России.
Особенности географического положения, природы, населения, хозяйства и история развития крупных географических регионов: Севера и Северо-
Запада России, Центральной России, Поволжья, Юга Европейской части страны, Урала, Сибири и Дальнего Востока
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
4
Янв.2
3
4
Фев.1
2
3
4
Март 1
2
3
Апр 1
2-4 май 1
9.18
Тренировочные задания. Анализ трудных заданий.
1
2
10
Россия в современном мире
1
3
11
Решение вариантов ЕГЭ
2
2
4
Итого:
34 ч.
Используемые материалы
-
География. Современный мир. - М.: Просвещение,2014.
-
География. Технология решения творческих задач. - Волгоград: Учитель,2014.
-
Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы. Москва, издательский центр «Вентана-Граф».2014-2015.
-
Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение. 2013-2016.
-
Моргунова Ю.А.,.Чичерина О.В. Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф»,2013.
-
ФИПИ. Контрольно- измерительные материалы. География., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2014-2016.
-
fipi.ru
-
rgo.ru
-
geo2000.ru
-
geo.1september.ru
-
mioo.edu.ru
-
ipkps.bsu.edu.ru
-
nat-geo.ru
Оборудование
Тематические карты
Таблицы
Схемы
Статистические материалы,
Компьютер