Конспект урока по географии на тему Реки России (8 класс)

Конспект урока 8 класс "Реки России" изучение новой темы с элементами практической работы, рассчеты по падению и уклону реки, годового стока рек.В разработке урока использована авторская физкультминутка в форме игры "Да, Нет, Незнаю,но хочу знать" с использованием краеведческого материала.Для проведения урока разработан "Лист заданий на урок" в  котором ребята выполняют предложенные задания учителем, и делают самооценку своей деятельности.Прилагаются статистические материалы по рекам России, дан...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

по географии 8 класс

учитель географии

МБОУ СОШ №3 им. А.С.Пушкина

г.Воткинска УР

Ольга Николаевна Артемьева


Тема: Реки России.

Цель урока:

Образовательная:

  • помочь учащимся целостно представить объект изучения урока;

  • систематизировать знания учащихся о крупных речных системах России; питании и режиме;

  • сформировать понятия: падение реки, уклон реки, годовой сток;

  • научить определять по картам и статистическим материалам особенности главных речных систем страны.

Развивающая:

  • содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и коррекцию учебных действий;

  • содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте;

  • развивать самостоятельное мышление, речь учащихся.

Воспитательная:

  • воспитание чувства видеть прекрасное и восхищаться красотой своей страны;

  • создать атмосферу коллективного поиска, радости познания;

  • умение слушать других и высказывать свою точку зрения.

Учебно-наглядный комплекс:

  • физическая карта России,

  • атлас 8класс

  • статистические данные

  • авторская презентация,

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы обучения: индивидуальная, парная, фронтальная.

Ход урока.

1.Организационный этап.

Проверка готовности школьников к занятию.

учитель. Предлагает отгадать загадки:

  • Течет, течет - не вытечет;
    Бежит, бежит - не выбежит.

  • Не конь, а бежит,
    Не лес, а шумит.


  • Чуть дрожит на ветерке

лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

а широкий в море

(река)

Учитель. Да, это чудесный дар природы - река, и мы сегодня с вами будем изучать тему «реки России» насколько красивы и удивительны наши реки, А для чего нам это нужно?

ученики. Чтобы использовать в своей хозяйственной деятельности.

Учитель Сообщает план урока.

Мы сегодня с вами познакомимся, послушаем сообщение ребят о самых крупных реках на территории нашей страны.

ученики основные данные записывают в тетради.

ученик. Сообщение о Волге (слайд 2-5)

ученик. Сообщение о реке Лене (слайд 6-8)

ученик. Сообщение о реке Енисей (слайд 9-11)

2. Этап проверки знаний.

Для проверки д/з, мы воспользуемся «листом заданий на урок»

учитель инструктирует условия выполнения работы.

2.1 задание1. дайте определение

исток-______________________________________________

устье-_______________________________________________

речная система-______________________________________

русло-_______________________________________________

река-________________________________________________

ученики работают в парах

Учитель. проверяем правильность заполнения

исток- начало реки

устье - место впадения реки в ….

речная система - главная река с притоками

русло- углубление, по которому течет река

река - постоянный поток воды, текущий в естественном углублении.

ученики оценивают свои ответы в баллах (за каждый правильный ответ 1балл).

2.2 на интерактивной доске показать:

исток: Лены, Волги, Енисея

устье Волги, Амура, Оби

3.Этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний

Учитель: А почему одни реки длинные, другие короткие?

Есть реки полноводные, а другие теряются в песках?

Какие природные факторы влияют на реки и как?

ученик. На реки влияют климат и рельеф. (слайд 13-17)

Учитель: разберем как климат и рельеф оказывают влияние на речную систему.

4.Этап изучения новых знаний

Объяснение нового материала чередуется с работой по карте и записью в тетради.

Учитель: Для оценки реки в жизни и деятельности человека очень важно знать следующие характеристики: падение и уклон и величину стока.

Падение реки - разность отметок высот между истоком и устьем.

Рассчитывается по формуле Н = Н1 - Н2,

Н1 - абсолютная высота истока,

Н2 - абсолютная высота устья (слайд 13)

задание 1

Определить падение р.Волги:

Н истока Валдайская возвышенность 343 метров

Н устья Прикаспийская низменность -28 метров (слайд 14-15)

Уклон реки - отношение падения реки (в см.) к ее длине (в км.)

I = H : L

I - уклон реки;

H - падение реки;

L - длина реки.

задание 2

Определить уклон реки Волги:

Н =371 м переводим в см

L =3531 км

Решение:

Н = 371м = 37100см.

L = 3531км.

I = 37100 : 3531 = 10.5 см/км

Уклон Волги = 10.5 см/км (слайд 16- 17)

Учитель: падение и уклон являются результатом влияния рельефа на реки, а вот влияние климата проявляется через источники питания рек

Питание реки - это источник поступления воды в реку

Виды питания: подземное, снеговое, дождевое, ледниковое, смешанное (слайд 18)

От вида питания реки будет зависеть годовой сток.

Годовой сток - это количество воды, протекающее в русле за год (слайд 19).

Учитель: Объясняет, как при помощи карты определить годовой сток

В результате разнообразного питания образуются различные режимы рек

половодье- максимальный уровень воды в рек

паводок- кратковременный подъем воды в реке

межень- минимальный уровень воды в реке

В результате, какого питания образуются эти явления?

ученики: половодье образуется в результате подземного и снегового питания;

паводок образуется в результате дождевого питания;

межень образуется в результате только подземного питания.

5.Физкультминутка. Игра «Да. Нет. Не знаю, но хочу узнать»

да - киваем головой

нет - поднимаем плечи

Не знаю, но хочу узнать- топаем носочками

вопросы:

1.Самая длинная река - Нил

2.Самая полноводная река - Амазонка

3.Волга относится к бассейну СЛ океана.

4.Ижевск стоит на реке Иж, Воткинск на Вотке, а Глазов на Глазовке?

5.Вотка впадает в Сиву, а Сива в Волгу.

6.По территории нашего города течет речка Митюковка, и Ложкомойка.

7.Воткинский пруд создан руками человека, а Ижевский природой.

8.В нашем пруду рыбаки ловят морского окуня.

9.Наши предки создали пруд, что бы оставить о себе хорошие воспоминания.

10.Наши малые речки: Березовка, Вотка, Шаркан и другие нуждаются в нашей защите.

6. Этап закрепления нового материала.

Практическая работа «Характеристика рек»

Используя полученные знания на уроке, статистические материалы, атлас учащиеся выполняют задание №2 (лист заданий на урок.)

7. Интересные факты (слайд 23-30)


  • Самая длинная река мира - Нил. Однако благодаря последним исследованиям стало известно, что Амазонка уже превзошла его. Интересный факт: Нил покрывался льдом всего дважды за всё существование - в IX и XI веках.


  • Самая глубокая река мира - Конго. Её глубина достигает 250 м!


  • Река Урал. Один её берег находится в Европе, а другой находится в Азии


  • Геологически Кама древнее Волги. До эпохи оледенения Кама впадала в Каспийское море, в то время как Волга была притоком Дона. Ледниковый период изменил речную систему. Сегодня Волга течет в Камской, а не Волжской долине.


  • Исток реки Камы деревня Кулига Удмуртской Республики


  • Воткинская ГЭС на реке Кама.

Начало строительства 1955год,а 1961годы ввод агрегатов.

Высота платины 44,5 метра, длина 4770м


  • Речка Митюковка - протекает по территории города


  • У второй проходной находится небольшая речка - в народе её называют "Ложкомойкой". Недавно русло реки "Ложкомойка" стали приводить в надлежащий вид.

8.Рефлексия

Используется прием, закончи предложение

Я знал, что …

Я узнал, что…

Я хотел бы …

Выразить свое отношение к уроку, свой эмоциональный настрой через изображение «смайлик» в листе заданий.

9.Этап информации учащихся о домашнем задании

1.выучить новые определения

2.параграф 12 стр. 75-78

10. Подведение итогов урока

© 2010-2022