Реализация личностного принципа в современном обучении

Мотовилова Лариса Васильевна Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа №124» Реализация личностного принципа в современном обучении В настоящее время в современной школе всё шире и шире используется личностно-ориентированное направление обучения, основным принципом которого является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловленна  рядо...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мотовилова Лариса Васильевна Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа №124»

Реализация личностного принципа в современном обучении

В настоящее время в современной школе всё шире и шире используется личностно-ориентированное направление обучения, основным принципом которого является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловленна рядом объективно существующих обстоятельств. Назову лишь некоторые из них. Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребёнку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Во-вторых, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации её жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных системобучения, а так же и воспитания школьников.

Реализация идей личностно-ориентированого обучения в курсе школьной географии означает создание каждым школьником личностно-значимого образа мира, основанного на его личном опыте.

Личностно-ориентированное обучение предполагает признание за каждым учащимся его самоценности, индивидуальности, его субъективный опыт постоянно согласуется с содержанием образования, обогащается и углубляется. Реализация идей личностно-ориентированного обучения в географии означает создание каждым учеником личностно-значимого образа мира, основанного на его собственном, субъективном опыте. Главной формой обучения является урок. Урок направлен на развитие личности, воспитание географической культуры. Среди многих типов урока личностно-ориентированную направленность имеют уроки рефлексии, которые позволяют осознавать опыт внутреннего переживания, воспитывать чувства эмпатии, амплификации. На таких уроках я использую слайды, репродукции картин, фрагменты музыкальных произведений.

Так, в 8-ом классе при изучении темы «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека» - детям привожу пример, какие чувства испытывал писатель Даниил Андреев, находясь вечером на берегу реки Нессуры: «И когда луна вступила в круг моего зрения, бесшумно передвигаясь за узорно-узкой листвой развесистых ветвей ракиты, начались те часы, которые остаются едва ли не прекраснейшими в моей жизни. Тихо дыша, откинувшись навзнич на охапку сена, я слышал, как Нессура струится не позади, в нескольких шагах за мной, но как бы сквозь мою собственную душу.

Торжественно и бесшумно в поток, струившийся сквозь меня, влилось всё, что былона Земле, и всё, чтомогло быть в небе. В блаженстве, едва переносимом для человеческого сердца, я чувствовал так, будто стройные сферы, медлительно обращаясь, плыли во всемирном хороводе, но сквозь меня, и всё то, что я мог помыслить или вообразить, охватывалось ликующим единством». После этого отрывка детям задаю вопросы, «Был ли у вас подобный опыт слияния с природой? Какие переживания Вас охватывали?».

На уроках рефлексиях детей ставлю в ситуацию, которая позволяет им выразить своё « Я», отношение к чему-то или кому-то, осознать свою деятельность. Приведу пример задания на самооценку при изучении темы «География Омской области».

Известный ученый-географ и историк Л.Н. Гумелёв писал: «Чтобы мы знали о прошлых веках, если бы не было ни памятников, увековечивших их в камне и бронзе, ни живописи, фресковой и станковой, ни письменности, повествующей о них в стихах и прозе.

Ничего!»

А потом детям задаю вопросы.

Какие памятники природы, истории и культуры сохранились в нашем городе? Каково их современное состояние? Какие чувства вы испытываете в связи с проблемой их сохранности? Реализовать сложные задачи по развитию личности школьника позволяет лекционно-семинарская система обучения. Лекционна-семинарская система обучения имеет ряд существенных преимуществ: осознанность школьниками процесса учения; возможность активного включения в него; планирование ими своей деятельности; широко использовать нетрадиционные формы обучения и т.д. Лекционно-семинарские занятия практикую в 9-10-х классах, а отдельные его элементы в 6-8-х классах.

Слушать лекцию-это значит понимать содержание, запоминать, выделять главное в сожержании, составлять план. Проведение лекций приводит, как правило, к перегрупперовке материала.

На семинаре в результате предварительной работы над программным материалом решаем задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера. По уравню познавательной активности школьников выделяют традиционные и проблемные материалы.

На традиционном семинаре высокая самостоятельная активность наблюдается лишь у тех детей, которые выступают с сообщениями и у обсуждающих их, поэтому я отдаю предпочтение проблемным семинарам.

Проблемные семинары дают возможность каждому ученику отстаивать свою точку зрения, принимать решения. Так, например, в 10-ом классе, рассматривая тему «Городское и сельское население», выношу на обсуждение следующие вопросы дискуссионого плана: Можно ли утверждать, что человечество вступило на путь превращения нашей Земли в «планету-город»? Существует ли взаимосвязь между уровнем экономического развития и наличием крупных городов? Урбанизация-это благо или зло для планеты? Как можно прокормить всё увеличивающееся население Земли? Процесс урбанизации носит стихийный характер или им можно управлять?

Отличительной особенностью личностно-ориентированных технологий является ориентация на диологические способы общения, умения выслушать и понять друг друга. Уроки-диалоги это занятия, которые строятся на неожиданных для учащихся вопросах.

Диалог всегда обмен взглядоми, чувствами между двумя и более учащимися. Когда встречается своё «Я» и отношение к чему-то, после чего уточняется автономное «Я».

Диалоги, как правило, на уроках возникают между учителем и классом. Это когда дети обсуждают какой-либо спорный вопрос, проблему с целью нахождения способа её решения.

Много внимания уделяю применению метода проектов, используя такие формы работы, как проектная неделя, в ходе которой учащиеся самостоятельно разрабатывают малые и средние проекты и применяют их на практике; проектный практикум, включающий не только знакомство с самим методом проектов, но и самостоятельную разработку, и участие в выполнении малого или среднего проекта; привлечение учащихся к участию в больших проектах.

Таким образом, учебным результатом выступает опыт проектирования, способность создавать и защищать собственный продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, проживание «ситуации успеха» ребенок делает открытия в самом себе, в товарищах, в окружающем мире, в предмете исследования.

Результаты показали, что эффективность проектной методики высока. Это проявляется в показателях положительной динамики изменения качественного владения технологией, которая выражается в продуктах проектировочной деятельности (проекты учебных тем, уроков, программы развития учащихся и т.д.). Отмечаю и свой личный рост в вопросах целеполагания, работы с содержанием обучения, управления разноуровневым обучением, нормирования учебной нагрузки, коррекции знаний учащихся, работы со стандартами школьного образования.

Что дает такая работа моим ученикам? Ощущение значимости и сопричастности к общему делу каждого. Помимо глубоких знаний, идет личностное становление учащихся: у них формируются навыки общения с взрослыми и сверстниками, чувство ответственности, которое далеко не всем присуще в этом возрасте. И здесь учителю важно проявлять терпимость к детским недостаткам, оптимистическую веру в своего ученика, избегать прямого принуждения и отдавать предпочтение положительному стимулированию. Ребенок имеет право на ошибку, порой «проживание» личного отрицательного опыта является более значимым для его становления.

И последнее, личностно-ориентированная педагогика предполагает также сотрудничество учеников, родителей, учителей. Наша школа и задумывалась как сообщество близких по духу людей. Я бы добавил, что сотрудничество, это общение со своими выпускниками. Приятно, когда твои ученики, приходя в школу, с благодарностью вспоминают нашу совместную жизнь, и тогда ты понимаешь, что не зря придумывал, и организовывал осмысленное обучение через проживание и погружение в исторические эпохи, полные драматизма, ярких событий и тайн, постигая которые мы сообща учимся, творим, дружим, ошибаемся и исправляем свои ошибки.



© 2010-2022