Адаптированная программа география 8 класс

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Боградская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»

«Согласовано»

«Рассмотрено»

Директор МБОУ«Боградская сош»

Зам. директора по УВР

на заседании МО коррекционных классов

_________ Д.А. Краснов

__________О.Г. Чмыхало

_____________В.В. Власова

«01 »сентября 2015 г.

«01 »сентября 2015 г.

Протокол № _________

«31» августа 2015 г.

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету «География »

8-го класса



Составитель:

Санникова Оксана Владимировна,

учитель географии



2015/2016 учебный год







Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа по географии составлена для обучающихся 8 класса на основе :

  • основной общеобразовательной программы школы; БУП-2002, УП МБОУ « Боградская сош».

  • Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой

  • Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 - п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

Изучение географии в 8 классе материков и океанов расширяет представления детей с ОВЗ об окружающем мире. География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания обучающихся.

Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ОВЗ: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение обучающихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

При изучение «География материков и океанов» (8 класс) позволяет затронуть проблемы взаимоотношения и экономического сотрудничества с сопредельными с Россией государствами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Европы и Северной Америки, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Цель: всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор о природе материков, океанов и об окружающем мире.

Задачи:

Коррекционно -образовательные:

  • Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве материков, океанов и своего края.

  • Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.

  • Помочь усвоить правила поведения в природе.

  • Сформировать понятия: формы поверхности земли, виды водоемов, географическая карта, условные цвета и знаки географической карты, суша, материки, океаны, климат, климатические пояса и др.;

  • Сформировать основные географические представления о рельефе Земли, распределении суши и воды на Земле, материках и океанах, распределении света и тепла на земном шаре;

  • Сформировать умения: определять материки и океаны на географической карте, глобусе; читать географическую карту; составлять описания географических объектов с опорой на карту; показывать на карте географические объекты;

Коррекционно- воспитательные:

  • Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.

  • Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.

  • Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, эстетические и патриотические чувства.

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся

Коррекционно-развивающие:

  • Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.

  • Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.

  • Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

  • Развивать устную речь, внимание, память, наблюдательность, мышление, зрительное восприятие средствами предмета «География»;

Программа составлена с учетом особенностей умственного развития данной категории детей с ОВЗ. География имеет много смежных тем с природоведением, естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, СБО, рисованием, черчением и другими предметами. Также он предусматривает опору на знания, полученные детьми в начальных классах.

При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии, работа с печатной тетрадью. Обучающимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные документальные и художественные фильмы.

Кроме этого при проведении уроков используется дидактический материал:

  • таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы,

  • план местности,

  • географические карты (физическая, политико - административная и карта природных зон.

На уроках осуществляется мониторинг сформированности знаний, умений, навыков обучающихся с использованием информационно-коммуникативных технологий (составлены интерактивные тесты, проверочные и контрольные работы).

Принципы:

  • принцип коррекционной направленности в обучении;

  • принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;

  • принцип научности и доступности обучения;

  • принцип систематичности и последовательности в обучении;

  • принцип наглядности в обучении;

  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Формы работы:

  • урок,

  • фронтальная работа;

  • индивидуальная работа;

  • работа в парах и группах;

  • коллективная работа.

Методы обучения.

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;

- практический метод;

- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;

- работа с учебником.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

- устные или письменные методы контроля;

- фронтальные, групповые или индивидуальные;

- итоговые и текущие.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)

  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)

  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок)

  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)

  • Комбинированный урок

  • Урок-экскурсия

Используемые технологии:

  • разноуровневого и дифференцированного подхода;

  • здоровьесберегающие;

  • игровые;

  • личностно-ориентированные

География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащих­ся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии на­шей страны и материков и океанов расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.

Основные задачи современного школьного предмета географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о при­роде, населении, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, позна­комить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить пра­вила поведения в природе.

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

На изучение географии отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание адаптированной рабочей программы по географии существенно отличается от содержания и построения географии массовой школы: со­кращен объем получаемой учебной информации, уменьшено коли­чество специальных терминов и номенклатуры географических на­званий, изменена структура построения уроков и т. д.

1-я ч етв ер т ь (18 ч)

Введение (1 ч) Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий.

Мировой океан (7 ч)

Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

Межпредметные связи

Сравнение размеров океанов (математика).Практические работы Обозначение океанов на контурной карте полушарий. Составление схемы хозяйственного использования океанов.

Африка (10 ч)

Географическое положение и очертания берегов. Острова и полуострова.Разнообразие рельефа, климата и природных условий Африки. Растительность и животные тропических лесов. Растительность и животные саванн и пустынь Африки. Население Африки. Государства Африки, их столицы (Египет, Эфиопия, Танзания, Др Конго, Нигерия, ЮАР - по выбору учителя).

Практические работы

Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар, полуострова Сомали, пустыни Сахара, крупнейших рек (Нил, Нигер, Заир), гор (Атласские), Суэцкого канала, изученных государств.

Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

Австралия (7 ч)

Географическое положение и очертания берегов. Острова. Особенности рельефа, климата. Растительность и животные Австралии. Охрана природы. Население Австралии (коренное и пришлое). Города: Канберра, Сидней и Мельбурн. Океания. Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая.

Практические работы

Обозначение на контурной карте острова Новая Гвинея, реки Муррей, города Канберра.

Запись названий и зарисовка в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

Антарктида (5 ч)

Географическое положение. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Особенности природы Антарктиды. Современные исследования Антарктиды.

Практические работы

Обозначение на контурной карте изучаемого материка.Составление альбома иллюстраций по теме «Антарктида».

2 -я ч етв ер т ь (14 ч)

Северная Америка (7 ч)

Открытие Америки. Географическое положение. Рельеф. Климат. Реки и озера. Природа Северной Америки. Население и государства. США. Географическое положение. Столица. Население. Канада. Мексика. Куба. Географическое положение. Столицы. Основные занятия населения.

Практические работы

Обозначение на контурной карте Карибского моря, Гудзонова и Мексиканского заливов, островов Гренландия и Куба, полуостровов Аляска, Флорида, Калифорния, гор Кордильеры, рек Миссисипи и Миссури, Великих озер. Нанесение изученных государств и их столиц.

Южная Америка (10ч)

Географическое положение Южной Америки. Рельеф. Климат. Реки Южной Америки. Природа Южной Америки. Население и государства. Бразилия, Аргентина, Перу или другие - по выбору их столицы.

Практические работы

Обозначение на контурной карте острова Огненная Земля, Панамского канала, Амазонской равнины, гор Анды, реки Амазонка, Магелланова пролива. Нанесение изученных государств и их столиц.

Запись названий и зарисовка в тетрадях типичных растений и животных (или

прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

Евразия (21 ч)

Евразия. Географическое положение. Условная граница между Европой и Азией. Очертания берегов Евразии. Крупнейшие острова и полуострова. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат Евразии. Реки и озера Евразии. Растительность и животные Евразии. Международное сотрудничество в охране природы. Население Евразии.

3 -я ч етв ер т ь (20 ч)

Обобщающий урок.Повторение курса «География материков и океанов».

Межпредметные связи

Рациональное использование почв, полезных ископаемых, охрана водоемов; растения и животные, занесенные в Красную книгу; культурные растения и сельскохозяйственные животные (естествознание). Распад СССР, бывшие союзные республики - государства ближнего зарубежья. Охрана природы - всемирная проблема. Международные законы об охране природы (история).

Практические работы

Обозначение на контурной карте Евразии морей (Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Черное, Каспийское), заливов (Финский, Бенгальский, Персидский), островов (Великобритания, Шри-Ланка, Индонезия, Японские), полуостровов (Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малая Азия, Аравийский, Индостан, Индокитай, Корея, Крымский), гор (Альпы, Пиренеи, Апеннины, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ), рек (Висла, Дунай, Эльба, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг, Днепр, Дон, Сырдарья, Амударья), озера Балхаш, пустынь (Гоби, Каракум, Кызылкум), изученных государств Евразии и их столиц.

Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.

Запись в тетради названий растений и животных.

В четвертой четверти 8 класса дается общий обзор природ­ных условий материка, на котором мы живем -Евразия: географическое положение, очертание берегов, моря, острова и полуострова, разнообразие рельефа, климат, реки, озера, природные зоны, растительный и животный мир по природным зонам, население и государства, культура и быт народов.

Систематическая словарная работа на уроках геогра­фии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

• Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны и их хозяйственное значение;
• особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка;
• государства, их положение на материке, основное население и столицы;
• особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, основное население и столицы этих государств.

Учащиеся должны уметь:

• определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий;
• находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту.

Группы учащихся:

Базовый стандарт.

  • 1 группа дети, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

Достаточный уровень.

  • 2 группа, для этой группы детей характерен более замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы эта группа так же справляется.

Результаты индивидуальных достижений

  • 3 группа, эти дети отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, сочетающихся с нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам при решении различных задач, примеров, списывание текстов и других заданий. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе по всем предметам.

Оценка устных ответов.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом допускает одну - две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Методическое обеспечение :

  1. Лифанова Т.М., География материков и океанов, 8 кл.,М.,Просвещение,2013

  2. Лифанова Т.М., География материков и океанов, Рабочая тетрадь для 8 кл.,М.,Просвещение,2013

  3. Т.А. Бороздина Уроки географии в 8 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Планирование и конспекты уроков М.: Владос,2014

Календарно- тематическое планирование по географии 8В класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Раздел 1 что изучают в курсе географии-1 ч

1

Что изучает география материков и океанов. Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий.

Раздел 2 Мировой океан 7ч

2

Мировой океан.

3

Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

4

Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

5

Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

6

Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

7

Современное изучение Мирового океана

8

Обобщающий урок « Мировой океан »

Раздел 3 Африка- 10ч

9

Географическое положение, очертание берегов, острова и полуострова.

10

Разнообразие рельефа, климата и природных условий.

11

Растения тропических лесов

12

Животные тропических лесов

13

Растительный мир саванн.

14

Животный мир саванн.

15

Растительный и животный мир пустынь

16

Население. Жизнь и быт народов.

17

Государства, их столицы: Египет. Эфиопия, ЮАР

18

Обобщающий урок. Африка

Раздел 4 Австралия-7ч

19

Географическое положение, очертания берегов, острова.

20

Природные условия, поверхность, климат. Реки и озёра.

21

Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н. Н. Миклухо-Маклая.

22

Растительный и Животный мир. Охрана природы

23

Население (коренное и пришлое).

24

Государство. Австралийский Союз. Города Канберра, и др

25

Обобщающий урок.

Раздел 5 Антарктида- 5ч

26

Географическое положение, очертание берегов. Южный полюс.

27

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.

28

Особенности природы, её поверхность и климат.

29

Растительный и животный мир. Охрана природы.

30

Изучение Антарктиды учёными разных стран.

Раздел 6 Северная Америка -7ч

31

Открытие Америки

32

Географическое положение, очертание берегов. Острова

33

Природные условия. Рельеф. Климат.

34

Реки и озёра.

35

Растительный и животный мир

36

Население и государства.

37

Соединенные Штаты Америки. Канада. Мексика. Куба.

Раздел 7 Южная Америка -10ч

38

Географическое положение, очертание берегов.

39

Природные условия, рельеф, климат.

40

Реки и озёра.

41

Растительный мир тропических лесов.

42

Животный мир тропического леса.

43

Растительный мир пустынь, саванн и горных районов.

44

Животный мир саванн, степей, полупустынь, гор.

45

Население (коренное и пришлое).

46

Крупные государства (Бразилия, Перу, Аргентина), их столицы.

47

Обобщающий урок. Часть света - Америка.

Раздел 8 -Евразия -21ч

48

Евразия - величайший материк земного шара.

49

Очертания берегов Евразии.

50

Крупнейшие острова

51

Крупнейшие полуострова.

52

Разнообразие рельефа, природные условия Европы.

53

Полезные ископаемые Европы.

54

Разнообразие рельефа, природные условия Азии

55

Полезные ископаемые Азии.

56

Типы климата Евразии.

57

Водные ресурсы Европы, их использование.

58

Водные ресурсы Азии, их использование

59

Экологические проблемы.

60

Реки и озёра Азии.

61

Реки и озера Европы

62

Растительный мир Евразии.

63

Животный мир Евразии

64

Международное сотрудничество в охране природы.

65

Население Евразии. Народы Евразии.

66

Культура и быт народов Европы и Азии

67

Обобщающий урок.

68

Контрольная работа за год.

© 2010-2022