Конспект урока по географии на тему Природные зоны Австралии. Особенности органического мира

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вдовина М.В.

План-конспект урока - путешествия на тему:

Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии.

Цели: раскрыть особенности природы материка и причины, их обусловившие; совершенствовать умения сравнивать, анализировать и сопоставлять карты различного содержания.

Задачи:

образовательные: познакомить учащихся с природными зонами Австралии и дать им точную характеристику; показать особенности флоры и фауны; выявить причины своеобразия органического мира материка

развивающие: продолжить формирование умений и навыков работы с картой, учебником, дополнительным материалом; развивать познавательные интересы учащихся, внимание; стимулировать желание расширить свой кругозор; учить выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, делать выводы

воспитательные: воспитывать честность, умение объективно оценивать свои знания и знания своих товарищей, чувство коллективизма, деликатность, умение отстоять свою точку зрения и выслушать мнения других.

Ученики должны уметь:

Объяснять причины эндемичности органического мира, особенностей размещения природых зон в сравнении с Африкой.

Ученики должны узнать:

  • Природные зоны австралии и их характеристику

  • Особенности флоры и фауны, а также причины обусловившие эти особенности

  • Наиболее характерных представителей животного и растительного мира

Тип урока : урок-исследование.

Методы проведения:

словесный метод: беседа, объяснение, разъяснение; наглядный: иллюстративный и демонстрационный; практический: самостоятельная работа;

Средства обучения: физическая карта Австралии, карта «Природные зоны мира» атласы для 7 класса, учебник, карточки с новыми словами.

Ход урока.



«… этот край - самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, растения, животные, климат - все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. …материк, где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени; где деревья низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы, например, у ехидны и утконоса; где у прыгуна кенгуру лапы разной длины…Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы».

Жуль Верн «Дети капитана гранта»



Этапы и смысловые блоки урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

(2 мин.)

Отметка отсутсвующих.


II. проверка д.з (5мин)

Фронтальный опрос.


III. Сообщение темы урока, цели и задачи, мотивация учебной деятельности учащихся.

Урок у нас сегодня необычный, мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Мы исследователи уникального царства природы.

«… этот край - самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, растения, животные, климат - все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. …материк, где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени; где деревья низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы, например, у ехидны и утконоса; где у прыгуна кенгуру лапы разной длины…Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы». Жуль Верн «Дети капитана гранта»

Как вы думаете что же так описывал Паганель?

Сумеете ли вы предположить о чем пойдет речь на уроке?





























Уникальную природу Австралии.

О природных зонах, об органическом мире

IV. Изучение нового материала.

(20 мин)

тема нашего занятия: "ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ. СВОЕОБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА АВСТРАЛИИ» (Слайд №1)

Ребята, мы продолжаем с вами изучать во всём своём величии и красоте, волшебный, а зачастую и экзотический мир Австралии. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом, его природой.

И синее небо, и пышная зелень листвы, и бесконечные дали океана, и утренний шёпот травы, и радостное пение птиц, и шум морского прибоя - всё это природа, которая вечно живёт рядом с человеком. Человек для себя открывает всю прелесть планеты во время путешествий. Любая экспедиция, путешествие начинается с изучения карты. Обратите внимание на карту у доски «Природные зоны мира»

Что же такое природная зона?

Давайте вспомним: В какой последовательности надо характеризовать природную зону?

Как Вы думаете почему при изучении природных зон необходимо учитывать все компоненты природы?



Рассмотрим карту «Природные зоны мира». Назовите в каких природных зонах находится Австралия.

Я предлагаю вам исследовать некоторые уголки природы этого материка. И таким образом нам нужно снарядить экспедиции.

Подойдите ко мне по одному из представителей экспедиций и получите конверты. В конвертах: 1 группа - жестколистные вечнозелёные леса и кустарники, 2 группа - переменно-влажные тропические леса, 3 группа - саванны и редколесья,

4 группа- зона пустынь и полупустынь.

В экспедициях путешественники свои наблюдения заносят в походные дневники. И мы ими воспользуемся. В качестве походного дневника для записей, во время путешествия мы используем таблицу , которая лежит у вас на парте. - Вам необходимо распределить обязанности в вашей группе.

1-Климатологу - охарактеризовать климат данной природной зоны:

- определить в каких климатических поясах находится (используя в атласе карту « Климатические пояса и области мира» и карту «Природные зоны мира») 2-Почвоведу - определить тип почв данной природной зоны (с помощью сравнения карты «Почвы мира» и «Природные зоны мира»)
3-Ботанику - изучить растительный мир природной зоны.
4-Зоологу - изучить животный мир природной зоны.

При изучении своей природной зоны вы можете пользоваться учебником и подготовленным учителем дополнительным текстом. - Я даю вам 5 мин. Итак роли распределены. Мы начинаем наше исследование.

Время подошло к концу, я вам предлагаю выступить с результатами исследований.(слайд №3)

По мере движения от берегов Австралии к ее центру влажные тропические и субтропические леса сменяются сухими и светлыми эвкалиптовыми лесами с жесткой листвой. Затем идут саванны, а в самом центре Австралии располагаются пустыни и полупустыни с кустарниковой растительностью.

95% животных и 75% видов растений в Австралии - эндемики, т.е. встречаются только на Австралийском континенте. Так как Австралийский материк длительное время находился изолированно от других материков, из-за его удаленности. Его растительный и животный мир очень своеобразен. (слайд №4)

Предоставим слово первой группе исследователей и их специалисту климатологу. Начнём с юго-востока и юго-запада Австралии, который расположен в зоне жестколистных вечнозелёных лесов и кустарников. (слайд №5-7)

-Мы выяснили, что на юго-востоке материка самый благоприятный климат и достаточно плодородные почвы именно поэтому этот район материка наиболее заселён и освоен.

Далее мы попадаем в зону переменно-влажных тропических лесов (2 группа) (слайд №8)

(после климатолога) Почему на востоке размещается зона лесов? Это связано с осадками?

Здесь встречаются в основном сумчатые животные.

(слайд №9,10)

Мы находимся на территории саванн и редколесий. (3 группа).Какому климатическому поясу она соответствует?(слово климатологу) и т.д.по плану

(слайд №11,12,13)

Рассказ: Общий вид саванн сильно меняется по сезонам. В сухое время года (лето) жизнь здесь замирает, почва высыхает и растрескивается. Но лишь только выпадет дождь, саванна превращается в океан трав. Бутылочные деревья, которые накапливают в своих толстых стволах воду.

И вот наконец мы добрались до самой знойной и безжизненной зоны Австралии - зоны пустынь и полупустынь(4 группа)

(слайд №14,15,16)

3/4 площади материка занято пустынями. С чем это связано?

В австралийских пустынях растут уникальные заросли, которые называются - скрэбом. Что же это такое?

Такие пустыни являются хорошими пастбищами для овец.. В пустынях Австралии нет оазисов. В сухих саваннах и пустынях много ящериц, ядовитых змей; москитов и других насекомых.

Заканчивая наше путешествие, прошу обратить внимание на то, как человек повлиял и изменил природу Австралии. Во-первых, стремительно сокращается площадь лесов. Во - вторых 75% территории материка теперь подвержено опустыниванию. В-третьих некоторые виды животных истреблены полностью, а другие находятся на грани исчезновения. Растительный мир также пострадал от хозяйственной деятельности и внедрения человека в дикую природу этой уникальной части света. И несмотря на всё это, всего около 2% земельного фонда страны занимают охраняемые территории.

Австралийцы стремятся сохранить уникальный органический мир. На гербе Австралии изображены страус и кенгуру, на монетах - ехидна, утконос и птица лирохвост.(слайд №17,18)

(слайд 19)

«Путешествие - это проникновение в область значительного и прекрасного» писал К.П. Паустовский.




Атлас стр. 13

это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, типа почв, растительного и животного мира.

географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир

в природной зоне компоненты природы взаимосвязаны. Например, климат зависит от географического положения и рельефа

переменно влажных лесов, саванн и редколесий, полупустынь и пустынь,

жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников , смешанных лесов

Работа в группах.





















Отвечают по своей природной зоне.















Да, это связано с осадками



























С климатическими условиями.



Читают определение в учебнике на стр. 154

V. Закрепление


Путешествуя по Австралийскому континенту мы изучили его природные зоны, их особенность.

От чего зависит размещение природных зон?

- В чём же своеобразие растительного мира?

Тест.



Соотношения тепла и влаги ( климата)

Своеобразие растительного мира связано с тем, что длительная изоляция от других материков, а так же сухость климата способствовала образованию пустынь и саванн


VI.Домашнее задание

(слайд №20)

§37, Напишите призыв на тему: «Сохраним природу материка»










Учитель географии: Парамонов А.И.____________ Методист: Душина И.В._____________





Список использованной литературы:

1. Коринская В. А., Душина И. В., Щенёв В. А.Учебник для 7класса М., «Просвещение», 2007 г.

2. Коринская В. А., Душина И. В., Щенёв В. А Методическое пособие по географии материков и океанов 7класс. М., «Дрофа», 2001 г.

3.Мультимедийная обучающая программа: География 7 класс. География материков и океанов.



© 2010-2022