Формирование читательской грамотности на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование читательской грамотности.

Искусство чтения и методика исследования -

основные инструменты

обучения и открытия нового.

Именно поэтому они должны

быть основной целью разумной

системы образования.

М. Адлер. «Как читать книги»

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать в том числе и смысловое чтение. (Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М. Просвещение, 2011. - С. 9)

Смысловое чтение - это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев).

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР) выделяет три уровня читательской грамотности:

  • Первое читательское умение - умение найти и извлечь информацию из текста.

Например

Задание: Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Снижение популяции белых медведей.

Коллектив ученых из США и Канады обнародовал результаты десятилетнего наблюдения за белыми медведями, живущими у северного побережья США и Канады во льдах моря Бофорта. По их данным, с 2001 по 2010 год популяция полярных животных сократилась примерно на 40%. Самым тревожным для ученых стал период наблюдения с 2004 по 2007 год. Тогда зафиксирована беспрецедентно высокая смертность среди детенышей белых медведей: из 80 малышей выжило лишь двое. Ученые объясняют эту печальную статистику потеплением климата. Небывалое таяние льдов усложнило подход к добыче для медведей в летний период, в результате чего многие погибли от голода, так как не смогли добраться до тюленей и морских котиков, своей основной пищи.

С 2008 по 2010 год ситуация несколько стабилизировалась, популяция составила 900 особей. Однако на протяжении всех десяти лет показатели выживаемости среди медведей-подростков падали: детенышам, которые отделись от матери и пытались жить самостоятельно, было особенно сложно выживать в неблагоприятной ледовой обстановке.

Ученые отмечают, что если сохранится тенденция к таянию льдов в Арктике, то популяция медведей будет неизменно сокращаться. Впрочем, исследователи подчеркивают, что на вымирание животных могут оказывать влияние и другие факторы, для их выявления требуется дальнейшее наблюдение. «Низкое выживание, возможно, было вызвано комбинацией факторов, которые довольно сложно разгадать, - рассказал один из авторов исследования Джефф Бромэгин. - Например, нам неизвестно, почему в конце периода наблюдения показатели выживаемости стали расти. Дальнейшие исследования и мониторинг помогут лучше определить факторы, влияющие на популяцию медведей».

В настоящее время на территории США, Канады, России, Норвегии и Дании (Гренландия), по данным Всемирного фонда дикой природы, насчитывается 20 000 - 25 000 этих животных, сообщает ИТАР-ТАСС. Международный союз охраны природы ведет наблюдение за 19 популяциями белых медведей в мире. По данным Геологической службы США, четыре из них, включая популяцию на побережье Бофорта, сокращаются, пять имеют стабильные показатели и лишь одна растет. По остальным нет достаточных данных. С 2008 года белые медведи считаются исчезающим видом, они занесены в Международную красную книгу и Красную книгу России. Исследование ученых было опубликовано в журнале Ecological Applications.

moya-planeta.ru/news/view/uchenye_belye_medvedi_u_beregov_ssha_i_kanady_umirajut_ot_goloda_8367/

Тестовые задания

По данным ученых из США и Канады

1) популяция полярных животных сократилась примерно на 40%

2) популяция полярных животных увеличилась примерно на 40%

Ученые объясняют эту печальную статистику

1) потепление климата

2) похолоданием климата

Сколько популяций белых медведей имеют стабильные показатели

1) 4

2) 5

Традиционные вопросы

Коллектив ученых из каких стран наблюдал за белыми медведями, живущими во льдах моря Бофорта?

Что, по заявлению ученых, происходит с популяцией полярных животных?

Как ученые объясняют эту печальную статистику?

Сколько животных насчитывается по данным Всемирного фонда дикой природы в настоящее время?

С какого года белые медведи считаются исчезающим видом?

Такого рода задания направлены на формирование сопоставления текста вопроса и заданного текста, что соответствует первому уровню читательской грамотности и доступно для учащихся разного уровня подготовки. Как правило на уроках используется именно этот тип задания, что не всегда гарантирует прочное усвоение материала, ведь для выполнения этого задания даже не нужно понимать смысл ответа. Ученик находит в тексте соответствующее место и просто воспроизводит слова. Поэтому так важно в процессе обучения формировать второе читательское умение.


  • Второе читательское умение предполагает возможность интегрирования и интерпретации прочитанного.

Например

Задание: Прочитайте текст «Снижение популяции белых медведей»

и ответьте на вопросы:

  1. От чего, по мнению ученых из Канады и США, снижается количество полярных медведей?

  2. Объясните, в чем заключается опасность глобального потепления климата?

  3. Подумайте, для кого таяние льдов в Арктике представляет угрозу.

  4. Можно ли предотвратить снижение популяции белых медведей?

Чтобы ответить на эти вопросы, ученику необходимо извлечь из текста информацию, которая не сообщается напрямую. Для этого нужно суметь установить имеющиеся в тексте причинно-следственные связи, осмыслить подтекст. Такая работа необходима для целостного понимания текста.


  • Третье читательское умение предполагает осмысление и оценку прочитанного.

Например

Задание: Прочитайте текст «Снижение популяции белых медведей» и ответьте на вопрос:

Разделяете ли вы мнение ученых о том, что популяция белых медведей будет снижаться, если продолжится таяние льдов в Северном Ледовитом океане.

Казалось бы, вопрос не слишком сложный, но для ответа на него требуется:

- определить чужую точку зрения;

- сформулировать свою точку зрения;

- аргументировать свою точку зрения.

Таким образом, для формирования смыслового чтения, а, следовательно, и реализации требований ФГОС ООО необходимо предлагать учащимся специальные учебные задачи, формирующие различные уровни читательской грамотности. Для работы над смысловым чтением возможно использование как дополнительных текстов, так и текстов из учебника.

© 2010-2022