Конспект урока географии для 6 класса на тему «Земля - наш общий дом»

Урок географии в 6 классе. Урок проводится при изучении раздела охраны окружающей среды. "Цели урока: - показать значение охраны природы для жизни на земле; - воспитывать чувство любви к природе; - учить бережному отношению к ней. На уроке учащиеся учатся работать с дополнительной литературой, развивают образное мышление, развивают способность анализировать и делать выводы. При проведении урока использую видеосюжеты о красоте природы. Лирическая нота присутствует на протяжении всего занятия, дети заслушав стихотворения поэтов отвечают на поставленные вопросы. Работая в группах ученики находят правильные решения на поставленные задачи, отстаивая свою точку зрения. При написании сочинения-миниатюры выступают в роли географических объектов, выражая боль от происходящего и призывая человечество к разуму. Итогом занятия является размышлениями учащихся о их вкладе в это общее дело защиту планеты Земля.
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ

Урок географии 6 класс



Эпиграф урока: « Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, перед историей».

Учебная цель урока: Показать значение охраны природы для

жизни на земле.

Воспитательная цель: Воспитывать чувство любви к природе,

учить бережному отношению к ней.

Дидактическая цель урока:

  1. учить работать с дополнительной литературой;

Б) развивать образное мышление;

  1. развивать способность анализировать и делать выводы.

(Работа на уроке идет по группам)

  1. этап. Начало урока.

«Сегодня наш урок, ребята посвящен охране окружающей среды. Природа - это наш дом, в котором мы живём. Человек - часть природы. Он должен быть добрым хозяином на земле, любить и охранять природу. Без нее жизнь на земле невозможна».

Обращаю внимание учащихся на эпиграф урока.

Затем идет показ видеофильма с изображением картин природы. После просмотра я спрашиваю учащихся: «Какие чувства и переживания вы испытали при просмотре картин природы?» Предлагаю ребятам на минуту закрыть глаза и представить, что эта красота вдруг исчезнет. Представили? Затем я обобщаю ответы учащихся и говорю, что действительно картины природы вызывают у нас восторг, восхищение, радость. Но у нас появляется чувство страха при мысли, что когда-нибудь эта красота может исчезнуть.

  • Ребята, а почему это может случиться? (ответы учащихся)

Обращаю внимание- учащихся на то, что природа является не только средой обитания человека, но и источником вдохновения. Вот почему многие поэты и писатели воспевают красоту родной природы в стихах и прозе. В ней мы ищем источник душевных сил. Она щедро дарит нам свою красоту и сокровища.

  • Какие сокровища, ребята, дарит природа людям? (ответы учащихся).

Задаю риторический вопрос: Всегда ли люди могут бережно, рационально ими распорядиться? (ответы учащихся).

Оказывается, нет. Привожу трагические цифры: «За последние 350 лет на Земле исчезло 150 видов птиц. За три столетия на Земле истреблено 280 видов птиц и млекопитающих, а 450 видам грозит уничтожение». Долг людей - сохранить хотя бы те виды растений и животных, которые еще остались, постараться не загрязнять среду обитания.

Затем читаю стихотворение Самуила Маршака

О том, как хороша природа,

Не часто говорит народ

Под этой синью небосвода,

Над этой бледной синью вод.

Не о закате, не о зыби,

Что серебрится вдалеке,

- Народ беседует о рыбе,

О сплаве леса по реке.

Но, глядя с берега крутого На розовеющую гладь Порой одно он скажет слово,

И это слово - «Благодать!»

После чтения прошу учеников ответить на вопрос: «Какую мысль хотел поэт донести до читателей?» (Ответы учеников)

  1. этап урока. Экологический спринт.

  1. Решение экологических ситуаций

  2. Реклама - антиреклама

  3. Объяснить смысл пословиц

  4. Конкурс плакатов: «Охрана и защита природы».

  1. этап урока. РАФТ - сочинение - миниатюра.

«Представьте себе, ребята, что вдруг растения, животные, лес, воздух (небо), почва и река заговорили человеческим голосом, и у вас появилась возможность с ними пообщаться. Как вы думаете, чтобы они могли рассказать вам о себе, о каких своих бедах поведать?

Сейчас мы с вами выполним небольшую творческую работу, которая называется РАФТ. Вам необходимо будет написать сочинение-миниатюру на следующие темы: «Я - река», «Я - лес», «Я - зверь», «Я - воздух», «Я - небо», «Я - почва».

Что означает

Р - Роль -лес

А - Аудитория -к кому обращается лес (к людям)

Ф - Форма - рассказ, сказка, беседа и т.д.

Т-Тема -«Я-лес».

Я зачитаю вам сочинение на тему «Я - лес».

Я - лес. Мне живется очень плохо. Люди обо мне не заботятся. Правда, есть такие, которые кормят птиц и сажают новые деревца, но их немного. Многие не задумываются о том, как мне плохо, когда они жгут костры. Ведь этим они губят меня и убивают мои травы и цветы, которые дают такой великолепный аромат и создают уют. Без них и деревья начинают погибать. Люди приходят и устраивают пикники: жгут костры, оставляют мусор на великолепной поляне. Ломают ветки кустарников. Вырывают грибы с грибницами и маленькие кустики ягод. Загрязняют речку, которая дает мне прохладу. А за ту боль, которую они мне причиняют, я приношу людям огромную пользу. Из моих деревьев они делают мебель, бумагу. Вблизи лесов строят заводы, от выбросов, которых мои сосны и березы начинают сохнуть. Когда-то люди хотели вырубить меня и на этом месте построить новые коттеджи. Они не задумываются о том, что от этого будет плохо и им тоже. Если один человек сорвал цветок в лесу, принес его домой и поставил в вазу, он иногда и не подозревает о том, что положил начало гибели живой природы в этом лесу. Люди, задумайтесь о своих поступках! Сохраняйте природу для себя и своих детей.

(Ребята пишут сочинение под музыку Чайковского).

Заслушиваются несколько сочинений.

  1. этап - завершающий.

Подведение итогов экологического спринта (вручение значков). Заключительное слово учителя: Вы можете задать себе вопрос: «Что могу сделать я? Один из 7 млрд. людей планеты Земля?»

  • Если только задавать вопросы и ждать, что кто-то сделает за тебя,

ничего не получается. Но если на вопросы отвечать делом, то каждый и все вместе смогут многое.

В мире есть много организаций занимающихся охраной природы. Одна из наиболее известных из них «ГРИНПИС», это самое крупное экологическое объединение, созданное в 1971 году, имеет представителей в 30 странах мира.

В 1990 году при «ГРИНПИСе» возникла детская экологическая организация «ГРИНТИМ». В нее входят дети 10-14 лет, которые собирают информацию, проводят исследования, устраивают пресс-конференции, выпускают газеты.

В нашей школе мы планируем создать организацию по охране окружающей среды, и первые шаги уже сделаны: выпускаются газеты, плакаты, проводятся исследования.

(Демонстрация рисунков, выставка книг).

Вопросы к учащимся:

1. Почему необходимо охранять природу? (ответы учащихся)

Да, действительно:

«Птице нужен - воздух,

Рыбе - вода,

Зверю - лес,

А человеку - нужна Родина,

А чтобы любить Родину,

её надо охранять».

М.Пришвин.

Нам жить в одной семье.

Нам пить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как, природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб её лихая участь не постигла

Давайте сохраним

Не стрежнях - осетра

Касатку в небесах,

В таёжных дебрях - тигра

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

На век объединимся.

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на земле

И сами сохранимся!!!

Н.Старшинов

Группа №1.

Придумать рекламу «ЛАК ДЛЯ ВОЛОС»

Группа №1.

Объясните с позиции экологии следующую пословицу: «Без хозяина - дом сирота».

Группа №2.

Объясните с позиции экологии следующую пословицу: «Как аукнется, так и откликнется».

Группа №1.

Покидая временную стоянку не берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором.

  1. выбросите его в реку Б) оставите на берегу

  2. поступите как-то иначе

Группа №2.

Придумать - антирекламу «ЛАК ДЛЯ ВОЛОС»

Группа №1

Придумать рекламу « ПОЛИЭТИЛЕНОВЫЕ ПАКЕТЫ»

Группа № 2

Если вам предстоит возможность построить дом на речном берегу покрытым лесом ,что вы сделаете.

А) вырубите мешающие строительству взрослые деревья

Б) выберите поляну находящуюся на расстоянии около 300 км от воды .

Группа № 1

Объясните с позиции экологии следующую пословицу: «Бережливость лучшее богатство»

Группа № 2

Объясните с позиции экологии следующую пословицу « Хорошо птичке в золотой клетке ,а ещё лучше на зелёной ветке»

Группа № 2

Придумать антирекламу « ПОЛИЭТИЛЕНОВЫЕ ПАКЕТЫ»



© 2010-2022