Разработка урока географии по теме Лесные ресурсы (10 класс)

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока географии по теме Лесные ресурсы (10 класс)Разработка урока географии по теме Лесные ресурсы (10 класс)Разработка урока географии по теме Лесные ресурсы (10 класс)Разработка урока географии по теме Лесные ресурсы (10 класс)Разработка урока географии по теме Лесные ресурсы (10 класс)Т/у «Лесные ресурсы».

Цель: изучение географии лесных ресурсов мира и проблем, связанных с их использованием

Задачи:

Образовательные:

1.сформировать представление о лесных ресурсах мира и проблемах, связанных с их использованием

Развивающие:

2. Развитие аналитических умений и навыков

Воспитательные:

4. Воспитывать чувство бережного отношения к природе

5. Развивать умения вести диалог, отстаивать свои взгляды.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, политическая карта мира, статистический материал

Ход урока.

  1. Организационный момент

  • Приветствие

  • Настрой на работу

  1. Повторение

Слайд 2. Вспоминаем термины

  • Водные ресурсы - пригодные для употребления пресные воды, содержащиеся в реках, озерах, ледниках и подземных горизонтах.

  • Водоемкость - удельные объемы водопотребления разных потребителей(зависит от характера, условий и режима водопользования, применяемых технологий и оборудования)

  • Водопотребление - использование воды на нужды населения, промышленности и с/х с изъятием её из водных объектов

  • Оборотное водоснабжение- процесс повторного использования водных ресурсов

  • Гидроэнергетический потенциал - речные воды, пригодные для использования их в целях выработки электроэнергии.

  • Водообеспеченность - удельное значение естественного среднегодового стока на единицу площади или в расчете на одного человека.

Опрос по д/з

  • Как распределены водные ресурсы на территории земного шара? Укажите регионы и страны обладающие большими ресурсами пресных вод.(Неравномерно. Ю.Америка - Бразилия; Европа - Россия; Азия - Китай, Мьянма; С.Америка - Канада, США; Африка - ДР Конго; Австралия. Однако если анализировать обеспеченность стран водными ресурсами на душу населения, то наиболее обеспечены - Суринам, ДР Конго, Папуа - Новая Гвинея, Канада и др., наименее обеспечены - Египет, Бурунди, Алжир, Саудовская Аравия)

  • Какие отрасли мирового хозяйства являются основными водопотребителями.( 70% - с/х, 20% - промышленность, 10% - коммунальное хозяйство. Россия - 17-56-21)

  • Охарактеризуйте гидроэнергоресурсы мира. (Лидеры- Китай, Россия, США, Бразилия - созданы мощнейшие гидроузлы: плотины, водохранилища и ГЭС. Наиболее освоен гидропотенциал в Зарубежной Европе -70%, С.Америке -38%. В России гидропотенциал азиатской части - 85%, европейской - 15%.

  • Вам на дом была задана задача.Представьте, что вся вода в гидросфере условно поместилась в 100-литровой бочке. Используя данные рисунка 9 в учебнике, рассчитайте совокупную долю легкодоступной пресной воды на Земле (пресноводные озера, реки, водохранилища) и объем емкости, в которую можно поместить это количество воды (5-литровый бидон, 3-литровая банка, кружка, чайная ложка -7,6 мл, капля). Это очень мало. Поэтому, многие страны испытывают дефицит водных ресурсов. Перечислите основные способы преодоления дефицита пресной воды.


  1. Изучение нового материала.

  • Актуализация! (Просмотр видеоролика «Лес - наше богатство»)

Мы сегодня продолжаем знакомство с мировыми природными ресурсами и вы, наверное, уже догадались, о каких ресурсах сегодня пойдет речь.

  • (Слайд 3)Сообщение темы урока «Лесные ресурсы»

  • Формулировка цели урока (учащиеся) - (какова география лесных ресурсов мира, какие проблемы связаны с данными ресурсами и есть ли способы их решить).

Что представляет собой лес в жизни обычного человека?

Лес - это группа деревьев, где можно собирать грибы, ягоды, слушать пение птиц.

Вывод: лес вдохновляет человека, поднимает настроение, успокаивает. Лес - это наша кладовая. Задача человека бережно относиться к богатствам леса, охранять его. А для этого необходимо лес изучать


  1. Значение леса. Понятие о лесных ресурсах.

Вопрос: Каково значение леса? (Анализ высказываний, цитат Слайды 4-6)

Леса - это не только украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд... Леса - величайшие источники здоровья и вдохновения. Это - исполинские зеленые лаборатории, вырабатывающие кислород, уловители ядовитых газов и пыли. Л. ЛЕОНОВ

Стоит зеленому листу прекратить свою работу на несколько лет, и все живое население земного шара, в том числе все человечество, погибнет, как гибнет мелкое насекомое при наступлении зимы, но только погибнет безвозвратно. С. КОСТЫЧЕВ

Послушайте как кует кукушка, поет где-то соловей, дятел стучит по дереву - все это звуки леса. Вспомните как пахнут летом цветы, хвоя, ягоды, грибы - это все лес! Его мир в каждое время года, очаровывает нас красотой, тайнами и загадками, и дарит здоровье всему живому…
С сайта inpearls.ru/

(Слайд 7)Выводы о значении леса:

  • Источник О2 (1/2 кислорода, поступающего в атмосферу)

  • Переработка СО2 - 30-50 млрд.т, это в 2 раза больше чем его поступает от сжигания топлива и других источников)

  • Сохранение почв от деградации, поддерживает постоянный уровень грунтовых вод, сохраняет реки .

  • Конструкционный материал (строительный)

  • Источник энергии (топливо)

  • Сырье для промышленности (ЦБК)

  • Краса Земли

Все верно. И сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать лес с точки зрения - ресурсов. Что же такое - лесные ресурсы?

Лесные ресурсы - запасы древесины на корню (в лесах); возобновимые и, при правильном ведении лесного хозяйства, неисчерпаемые ресурсы.

  1. (Слайд 8) Запасы и размещение.

30% суши - леса. Они отличаются по породному составу, запасам древесины, возрасту, техническим качествам и др.признакам.

Sобщ (лесов мира) = 5,1 млрд.га - это площадь древесной растительности без учета экономической ценности.

С точки зрения экономики лесные ресурсы характеризуются - запасами древесины, продуктивностью лесов, составом древесных пород. (Слайд 9)

2 лесных пояса (анализ карты рис.12, стр.31)

Северный

Леса умеренных широт,

67% хвойных пород,

33 % лиственных,

небольшой видовой состав,

медленный прирост

Россия, Канада, США,

Финляндия, Швеция

Южный

Тропики + экватор

На 1 га - более 100 видов(большое разнообразие)

Большой прирост

Центральная и Южная Америка

Экваториальная Африка

Ю и Ю-В Азия

?!! Выполнение упражнения: Используя рис. 9 учебника ( стр. 31 ), выпишите по 5 стран Северного и Южного лесных поясов.

(Слайд 10) Оценку лесных ресурсов производят по параметрам:

  • Лесистость Sлеса / Sобщ - самая высокая лесистость: СЛП - Финляндия, Швеция; ЮЛП - Суринам и Гвиана (Лат.Амер.), Габон и Конго (Африка)

  • Лесная площадь

(анализ таблицы №2, стр.30)

  • Запас древесины

(Слайд 11) Крупнейшие страны мира по площади лесов Показать по карте, к какому поясу относится: Россия, Бразилия, Канада, США, Китай

Лесистость регионов.

( Слайд 12)Задание: Используя карту (дид.материал) определите страны, имеющие самую большую и самую маленькую обеспеченность лесными ресурсами

Гвиана(144)

Суринам(36)

Габон (36)

Конго (20)

Папуа Новая Гвинея (15)

Канада (14)

Афганистан (0,03)

Великобритания (0,03)

Сомали (0,06)

ФРГ (0,06)

Ливия (0,07)

Видеоролик: «Мир в цифрах. Лесные ресурсы»


  1. Лесопользование (Слайд 13)

Общий объем заготовок древесины в мире - 4 млрд м3/год:

  • 50% - используется в качестве топлива ( большая часть приходится на государства тропической Азии, Латинской Америки и Африки - развивающиеся страны)

  • Развитые страны - в основном являются импортерами деловой древесины (строевого леса): Япония -свой лес не расходует, а импортирует из ЮВ Азии, в Великобритании - лесистость возросла на 20%, но древесину импортирует.

  • Расширились масштабы переработки древесины(фанера, бумага, целлюлоза и т.д): развитые страны - из 1000 м3 древесины получают 200т бумаги и картона, в Африке - 13 т, в России - 40 т.

Сжигание древесины в качестве топлива -

нерациональное использование лесных ресурсов.

(Слайды 14-17)

  1. Леса в опасности

«Первое срубленное дерево явилось началом цивилизации, а последнее срубленное дерево будет означать её конец».

Леса предшествовали человеку, пустыни следовали за ним. Ф. ШАТОБРИАН

Какой смысл заложен в этих высказываниях? (Леса в опасности, а вместе с ними и все живое на планете Земля)

Главная причина сокращения площади лесов - хозяйственная деятельность человека.

Ежегодно площадь лесов сокращается на 25 млн.га

  • Исчезают постоянно влажные тропические леса

  • Деградируют от загрязнения воздушной среды и почв лесные массивы развитых стран

  • Из-за нерационального использования

Эта проблема особенно актуальна для Южного лесного пояса.

Детский писатель Виталий Бианки много рассказов написал о природе. Сейчас я вам зачитаю отрывок из его обращения к человечеству:

«…Природа человеку не враг! Человек находил и находит в ней все, что ему нужно для жизни. Не покорять ее нужно, а понять, изучить, узнать, и она тогда сама откроет тебе свои кладовые и свои музеи. И первое, с чего надо начать, это перестать природу грабить. Да, да, грабить! У природы надо брать в долг. Срубил 1000 гектаров леса - столько же и посади. Выловил в озере крупную рыбу - дай подрасти малькам. Иначе останешься без леса и рыбы. Мало тебе зверей в лесу - организуй лесное хозяйство. Но не будь хапугой, не превращай свою землю в пустыню!...»

В. БИАНКИ

Рациональное лесопользование - условие сохранения лесов планеты. Необходимо:

  • Чтобы ежегодный прирост древостоя превышал лесозаготовку

  • Нужна глубокая, тщательная переработка древесины (безотходное производство)

  • Сократить долю дров в топливном балансе

  • Проведение лесовосстановительных работ


  1. Закрепление.

Стр.34 №1.

А)Хвойные леса: Россия, Канада, Финляндия, Швеция, США(Аляска)

Б) Влажные тропические леса: Бразилия, Суринам, Гвиана, Гайана, Конго, ДР Конго, Габон, Индия, Тайланд, Индонезия

5. Обобщение и подведение итогов.

  • Леса располагаются по территории суши………..(неравномерно)

  • Можно выделить ……..лесных пояса:………..и………….(2, северный и южный)

  • Северный пояс это леса………………(умеренных широт)

  • Самые большие площади леса имеют страны……………………..(Россия, Бразилия, Канада, США, Китай)

  • Наибольшая обеспеченность лесными ресурсами в стране …(Габон)-….лесного пояса (южного)

  • Леса находятся в опасности из-за……………….(хоз-ной деят-ти человека)

А закончить наш урок мне бы хотелось словами из произведения Антона Павловича Чехова "Дядя Ваня"

«… когда я слышу, как шумит молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти, и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я.» Берегите природу!

.

Домашнее задание

  1. Параграф 7, термины

  2. Стр. 34 №9:

  • Герасимов С. - а)

  • Халдин Г. - б)

  • Пелихова Т., Чернышова Ю. - в)

РЕФЛЕКСИЯ

© 2010-2022