- Преподавателю
- География
- Разработка урока географии по теме Лесные ресурсы (10 класс)
Разработка урока географии по теме Лесные ресурсы (10 класс)
Раздел | География |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Колосова М.Н. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Т/у «Лесные ресурсы».
Цель: изучение географии лесных ресурсов мира и проблем, связанных с их использованием
Задачи:
Образовательные:
1.сформировать представление о лесных ресурсах мира и проблемах, связанных с их использованием
Развивающие:
2. Развитие аналитических умений и навыков
Воспитательные:
4. Воспитывать чувство бережного отношения к природе
5. Развивать умения вести диалог, отстаивать свои взгляды.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, политическая карта мира, статистический материал
Ход урока.
-
Организационный момент
-
Приветствие
-
Настрой на работу
-
Повторение
Слайд 2. Вспоминаем термины
-
Водные ресурсы - пригодные для употребления пресные воды, содержащиеся в реках, озерах, ледниках и подземных горизонтах.
-
Водоемкость - удельные объемы водопотребления разных потребителей(зависит от характера, условий и режима водопользования, применяемых технологий и оборудования)
-
Водопотребление - использование воды на нужды населения, промышленности и с/х с изъятием её из водных объектов
-
Оборотное водоснабжение- процесс повторного использования водных ресурсов
-
Гидроэнергетический потенциал - речные воды, пригодные для использования их в целях выработки электроэнергии.
-
Водообеспеченность - удельное значение естественного среднегодового стока на единицу площади или в расчете на одного человека.
Опрос по д/з
-
Как распределены водные ресурсы на территории земного шара? Укажите регионы и страны обладающие большими ресурсами пресных вод.(Неравномерно. Ю.Америка - Бразилия; Европа - Россия; Азия - Китай, Мьянма; С.Америка - Канада, США; Африка - ДР Конго; Австралия. Однако если анализировать обеспеченность стран водными ресурсами на душу населения, то наиболее обеспечены - Суринам, ДР Конго, Папуа - Новая Гвинея, Канада и др., наименее обеспечены - Египет, Бурунди, Алжир, Саудовская Аравия)
-
Какие отрасли мирового хозяйства являются основными водопотребителями.( 70% - с/х, 20% - промышленность, 10% - коммунальное хозяйство. Россия - 17-56-21)
-
Охарактеризуйте гидроэнергоресурсы мира. (Лидеры- Китай, Россия, США, Бразилия - созданы мощнейшие гидроузлы: плотины, водохранилища и ГЭС. Наиболее освоен гидропотенциал в Зарубежной Европе -70%, С.Америке -38%. В России гидропотенциал азиатской части - 85%, европейской - 15%.
-
Вам на дом была задана задача.Представьте, что вся вода в гидросфере условно поместилась в 100-литровой бочке. Используя данные рисунка 9 в учебнике, рассчитайте совокупную долю легкодоступной пресной воды на Земле (пресноводные озера, реки, водохранилища) и объем емкости, в которую можно поместить это количество воды (5-литровый бидон, 3-литровая банка, кружка, чайная ложка -7,6 мл, капля). Это очень мало. Поэтому, многие страны испытывают дефицит водных ресурсов. Перечислите основные способы преодоления дефицита пресной воды.
-
Изучение нового материала.
-
Актуализация! (Просмотр видеоролика «Лес - наше богатство»)
Мы сегодня продолжаем знакомство с мировыми природными ресурсами и вы, наверное, уже догадались, о каких ресурсах сегодня пойдет речь.
-
(Слайд 3)Сообщение темы урока «Лесные ресурсы»
-
Формулировка цели урока (учащиеся) - (какова география лесных ресурсов мира, какие проблемы связаны с данными ресурсами и есть ли способы их решить).
Что представляет собой лес в жизни обычного человека?
Лес - это группа деревьев, где можно собирать грибы, ягоды, слушать пение птиц.
Вывод: лес вдохновляет человека, поднимает настроение, успокаивает. Лес - это наша кладовая. Задача человека бережно относиться к богатствам леса, охранять его. А для этого необходимо лес изучать
-
Значение леса. Понятие о лесных ресурсах.
Вопрос: Каково значение леса? (Анализ высказываний, цитат Слайды 4-6)
Леса - это не только украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд... Леса - величайшие источники здоровья и вдохновения. Это - исполинские зеленые лаборатории, вырабатывающие кислород, уловители ядовитых газов и пыли. Л. ЛЕОНОВ
Стоит зеленому листу прекратить свою работу на несколько лет, и все живое население земного шара, в том числе все человечество, погибнет, как гибнет мелкое насекомое при наступлении зимы, но только погибнет безвозвратно. С. КОСТЫЧЕВ
Послушайте как кует кукушка, поет где-то соловей, дятел стучит по дереву - все это звуки леса. Вспомните как пахнут летом цветы, хвоя, ягоды, грибы - это все лес! Его мир в каждое время года, очаровывает нас красотой, тайнами и загадками, и дарит здоровье всему живому…
С сайта inpearls.ru/
(Слайд 7)Выводы о значении леса:
-
Источник О2 (1/2 кислорода, поступающего в атмосферу)
-
Переработка СО2 - 30-50 млрд.т, это в 2 раза больше чем его поступает от сжигания топлива и других источников)
-
Сохранение почв от деградации, поддерживает постоянный уровень грунтовых вод, сохраняет реки .
-
Конструкционный материал (строительный)
-
Источник энергии (топливо)
-
Сырье для промышленности (ЦБК)
-
Краса Земли
Все верно. И сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать лес с точки зрения - ресурсов. Что же такое - лесные ресурсы?
Лесные ресурсы - запасы древесины на корню (в лесах); возобновимые и, при правильном ведении лесного хозяйства, неисчерпаемые ресурсы.
-
(Слайд 8) Запасы и размещение.
30% суши - леса. Они отличаются по породному составу, запасам древесины, возрасту, техническим качествам и др.признакам.
Sобщ (лесов мира) = 5,1 млрд.га - это площадь древесной растительности без учета экономической ценности.
С точки зрения экономики лесные ресурсы характеризуются - запасами древесины, продуктивностью лесов, составом древесных пород. (Слайд 9)
2 лесных пояса (анализ карты рис.12, стр.31)
Северный
Леса умеренных широт,
67% хвойных пород,
33 % лиственных,
небольшой видовой состав,
медленный прирост
Россия, Канада, США,
Финляндия, Швеция
Южный
Тропики + экватор
На 1 га - более 100 видов(большое разнообразие)
Большой прирост
Центральная и Южная Америка
Экваториальная Африка
Ю и Ю-В Азия
?!! Выполнение упражнения: Используя рис. 9 учебника ( стр. 31 ), выпишите по 5 стран Северного и Южного лесных поясов.
(Слайд 10) Оценку лесных ресурсов производят по параметрам:
-
Лесистость Sлеса / Sобщ - самая высокая лесистость: СЛП - Финляндия, Швеция; ЮЛП - Суринам и Гвиана (Лат.Амер.), Габон и Конго (Африка)
-
Лесная площадь
(анализ таблицы №2, стр.30)
-
Запас древесины
(Слайд 11) Крупнейшие страны мира по площади лесов Показать по карте, к какому поясу относится: Россия, Бразилия, Канада, США, Китай
Лесистость регионов.
( Слайд 12)Задание: Используя карту (дид.материал) определите страны, имеющие самую большую и самую маленькую обеспеченность лесными ресурсами
Гвиана(144)
Суринам(36)
Габон (36)
Конго (20)
Папуа Новая Гвинея (15)
Канада (14)
Афганистан (0,03)
Великобритания (0,03)
Сомали (0,06)
ФРГ (0,06)
Ливия (0,07)
Видеоролик: «Мир в цифрах. Лесные ресурсы»
-
Лесопользование (Слайд 13)
Общий объем заготовок древесины в мире - 4 млрд м3/год:
-
50% - используется в качестве топлива ( большая часть приходится на государства тропической Азии, Латинской Америки и Африки - развивающиеся страны)
-
Развитые страны - в основном являются импортерами деловой древесины (строевого леса): Япония -свой лес не расходует, а импортирует из ЮВ Азии, в Великобритании - лесистость возросла на 20%, но древесину импортирует.
-
Расширились масштабы переработки древесины(фанера, бумага, целлюлоза и т.д): развитые страны - из 1000 м3 древесины получают 200т бумаги и картона, в Африке - 13 т, в России - 40 т.
Сжигание древесины в качестве топлива -
нерациональное использование лесных ресурсов.
(Слайды 14-17)
-
Леса в опасности
«Первое срубленное дерево явилось началом цивилизации, а последнее срубленное дерево будет означать её конец».
Леса предшествовали человеку, пустыни следовали за ним. Ф. ШАТОБРИАН
Какой смысл заложен в этих высказываниях? (Леса в опасности, а вместе с ними и все живое на планете Земля)
Главная причина сокращения площади лесов - хозяйственная деятельность человека.
Ежегодно площадь лесов сокращается на 25 млн.га
-
Исчезают постоянно влажные тропические леса
-
Деградируют от загрязнения воздушной среды и почв лесные массивы развитых стран
-
Из-за нерационального использования
Эта проблема особенно актуальна для Южного лесного пояса.
Детский писатель Виталий Бианки много рассказов написал о природе. Сейчас я вам зачитаю отрывок из его обращения к человечеству:
«…Природа человеку не враг! Человек находил и находит в ней все, что ему нужно для жизни. Не покорять ее нужно, а понять, изучить, узнать, и она тогда сама откроет тебе свои кладовые и свои музеи. И первое, с чего надо начать, это перестать природу грабить. Да, да, грабить! У природы надо брать в долг. Срубил 1000 гектаров леса - столько же и посади. Выловил в озере крупную рыбу - дай подрасти малькам. Иначе останешься без леса и рыбы. Мало тебе зверей в лесу - организуй лесное хозяйство. Но не будь хапугой, не превращай свою землю в пустыню!...»
В. БИАНКИ
Рациональное лесопользование - условие сохранения лесов планеты. Необходимо:
-
Чтобы ежегодный прирост древостоя превышал лесозаготовку
-
Нужна глубокая, тщательная переработка древесины (безотходное производство)
-
Сократить долю дров в топливном балансе
-
Проведение лесовосстановительных работ
-
Закрепление.
Стр.34 №1.
А)Хвойные леса: Россия, Канада, Финляндия, Швеция, США(Аляска)
Б) Влажные тропические леса: Бразилия, Суринам, Гвиана, Гайана, Конго, ДР Конго, Габон, Индия, Тайланд, Индонезия
5. Обобщение и подведение итогов.
-
Леса располагаются по территории суши………..(неравномерно)
-
Можно выделить ……..лесных пояса:………..и………….(2, северный и южный)
-
Северный пояс это леса………………(умеренных широт)
-
Самые большие площади леса имеют страны……………………..(Россия, Бразилия, Канада, США, Китай)
-
Наибольшая обеспеченность лесными ресурсами в стране …(Габон)-….лесного пояса (южного)
-
Леса находятся в опасности из-за……………….(хоз-ной деят-ти человека)
А закончить наш урок мне бы хотелось словами из произведения Антона Павловича Чехова "Дядя Ваня"
«… когда я слышу, как шумит молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти, и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я.» Берегите природу!
.
Домашнее задание
-
Параграф 7, термины
-
Стр. 34 №9:
-
Герасимов С. - а)
-
Халдин Г. - б)
-
Пелихова Т., Чернышова Ю. - в)
РЕФЛЕКСИЯ