Рабочая программа по географии 9 класс

       Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе «Закона об образовании», стандартов I поколения (2004 г) и с использованием проекта стандарта II поколения, примерной программы по курсу географии В.П. Дронов, В.Я. Ром (Население и хозяйство России») 1.1.Обоснование актуальности География – единственная наука в современной системе наук, относящаяся одновременно к естественному и общественному циклам. Главная задача современной географии – не землеописание, а изучение на ра...
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа

Предмет: География

Класс: 9

Учебник: География. Население и хозяйство. / В.П. Дронов, В.Я. Ром.-М.: Дрофа, 2013г.

Количество часов: 68ч























Структура рабочей программы: стр.

  1. Пояснительная записка

    • Обоснование актуальности программы……………………………………1

    • Кому адресована……………………………………………………………..1

    • Цели и задачи (обучения, воспитания, развития, валеологические)…….2

    • Характеристика предмета…………………………………………………..4

    • Ведущие принципы…………………………………………………………4

    • Учет возрастных и психологических особенностей……………………..5

    • Условия реализации программы……………………………………………6

    • Организация образовательного процесса (педтехнологии и методики)…6

    • Сроки и реализации программы, ориентация на конечный результат…..9

    • Связь программы с имеющимися разработками по данному

направлению, со смежными дисциплинами……………………………..9

  • Формы текущего и итогового контроля …………………………………..10

  • Ожидаемые результаты……………………………………………………..11

  1. Содержание деятельности……………………………………………………….12

  2. Результативность ……………………………………………………………19

  3. Литература ………………………………………………………………….21

  4. Учебно - тематический план

  5. Календарно - тематическое планирование

  6. Приложения..





Пояснительная записка

1. Актуальность программы.

Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе «Закона об образовании», стандартов I поколения (2004 г) и с использованием проекта стандарта II поколения, примерной программы по курсу географии В.П. Дронов, В.Я. Ром (Население и хозяйство России»)

1.1.Обоснование актуальности

География - единственная наука в современной системе наук, относящаяся одновременно к естественному и общественному циклам. Главная задача современной географии - не землеописание, а изучение на разных территориальных уровнях пространственно-временных связей и взаимозависимостей, возникающих в системе «человек-природа-хозяйство».

Среди всех курсов географии центральное место занимает курс «География России». До недавнего времени он состоял из двух курсов - «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). В настоящее время появились новые учебники, в которых данный курс, хотя и представлен в виде двух частей - 8-9 классах, но изучается как курс страноведческий, комплексный. Такой подход позволяет более широко использовать возможности географии в познании своего Отечества, в развитии нравственного сознания молодёжи, в воспитании уважения и любви к истории и культуре всех народов, населяющих нашу страну, в формировании ресурсосберегающего подхода к природе.

Курс географии 9 класса является наиболее сложным в преподавании географии в средней школе, так как требует совмещения знаний в области экономики, географии, демографии и социологии. Актуальность данной программы возрастает в связи с интересом к экономической географии и хозяйству родного края.

1.2. Адресат

Программа рассчитана на обу­чение географии учащихся 9 класса МБОУ Могсохонской средней общеобразовательной школы им. Дамдинжапова Ц-Д.Ж.







1.3. Цели и задачи курса:

Цель: Изучение курса «География населения и хозяйства России» направлено на формирование целостного представления о взаимосвязи природных условий и ресурсов с экономической деятельностью человека и его социумом, в единстве и неразрывной связи физической и экономической географии России.

Задачи курса:

Образовательные

  • освоение знаний об основных экономико- географических понятиях; об особенностях экономико-географического положения, административно-территориального устройства, населения и хозяйства разных территорий России; о России во всём её географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде и путях её сохранения и рационального использования ;

  • овладение умениями использования одного из «языков» международного общения - географической картой;

  • использование статистических материалов, современных геоинформационных технологий для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных;

  • применение географических знаний для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • решение географических задач;

Развивающие

  • развитие познавательного интереса учащихся, через создание проблемных ситуаций, исследовательской деятельности

  • умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, выделять причину и следствие изучаемых явлений, составлять цепочки причинно-следственных связей.

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдения за изменением окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека;

  • развитие навыков самостоятельного приобретения новых знаний.

Воспитательные

  • привитие норм поведения человека, адекватных реальным условиям и возможностям.

  • воспитание любви к своей Родине, толерантности;

  • воспитание экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде, к здоровью своему и окружающих;

  • применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

Валеологические

  • соблюдение гигиенические условия использования ТСО в классе в

соответствие требованиям САН ПиНа;

  • соблюдение смену учебной деятельности и видов преподавания;

  • проведение оздоровительных моментов;

  • формирование мотивационной деятельности учащихся на уроке;

  • оценивание уровня безопасности окружающей среды как сферы деятельности.

1.4. Характеристика предмета.

Курс «География: население и хозяйство России» даёт школьникам знания закономерностей социально-экономических явлений, обусловленных как естественными, так и антропогенными причинами. Курс состоит из трёх частей: общий обзор России; экономические районы России и география своего района. В региональной части курса, даётся комплексная характеристика географических районов России, ознакомление условиями жизни и хозяйственной деятельности людей, местными экономическими, социальными и экологическими проблемами, путями их решения.

Предмет «География: население и хозяйство России» является продолжением курса «Природа России», что помогает убедить учащихся в том, что знание географии - это не только общая культура, но и практические умения, необходимые для жизни. Ведь среди основных направлений школьной географии именно в курсе 9 класса чётко прослеживается влияние социологии, экологии и экономики на повседневную жизнь.

1.5. Ведущие принципы.

Особенностью содержания учебника «География: население и хозяйство России» является: его ориентация на личность учащегося, приоритет его индивидуальности, самобытности, при которой ученик изначально является субъектом познания, отражение идей современной географической науки с её проблемами.

В качестве базовых принципов, реализующих идеи географической науки, назовем следующие: научности, проблемности, историзма, интегративности, регионализации, гуманизации, ценностный и культурологический.

Принципы обучения - это исходные положения, руководящие требования к содержанию образования, процессу, методам и формам организации обучения.(Приложение 1)


1.6. Учет возрастных и психологических особенностей

Программа разработана для учащихся 9 класса (14 - 15 лет). В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Юношеский возраст - это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения, время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний.

В этом возрасте обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам, стремление проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Почти всегда этому способствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности. Поэтому в учебно-воспитательном процессе необходимо оставить время для самостоятельной работы.

Нравственные и социальные качества формируются ускоренными темпами. Этому способствует не только сензитивный период нравственной зрелости, но и новая обстановка: изменение характера деятельности, положения в обществе и коллективе, интенсивность общения. Более отчётливыми становятся моральные понятия, оценки, крепнут этические убеждения. Чувство взрослости становиться глубже и острее. Появляется стремление выразить свою индивидуальность, любым способом обратить на себя внимание, утвердить свою самобытность. Поэтому данная программа предусматривает карты индивидуальной траектории.

В этом возрасте усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеет статус (положение) личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива. Коллектив шлифует и корректирует качества личности, формирует те черты, которые культивируются в данном коллективе. Поэтому применяются педагогические технологии приведённые ниже.

1.7. Условия реализации программы.

Реализация целей, являющихся главным условием эффективной учебной деятельности школьников, невозможна без использования основных образовательных ресурсов: учебников, учебно-методических материалов, контурных карт, атласов, наборов географических карт, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, приборов и приспособлений, а также современных геоинформационных систем, Интернет, электронных учебников. При отборе средств обучения соблюдены следующие условия: учтена специфика предмета и соответственно включены характерные только для географии средства; учтены достижения новейших информационных технологий (мультимедиа, интерактивная доска, аудиовизуальные средства); особое внимание обращено на средства обучения, содержание которых имеет комплексный характер; учтено соблюдение системности, обеспечивающей пособиями и оборудованием все разделы и темы. (Приложение 2).


1.8. Организация образовательного процесса (методики и педтехнологии)


Организация образовательного процесса строится на разнообразных педагогических технологиях. Разнообразие педагогических технологий способствует максимальному усвоению знаний, умений, предоставляет учащемуся, возможность принимать решения в различных смоделированных учителем, а также жизненных ситуациях, принимать активное участие в формировании учебного процесса, целесообразным применять следующие:

Педагогические технологии по классификации Г.К.Селевко:

1. На основе личностной ориентации педагогического процесса:

  • Педагогика сотрудничества: два субъекта одного процесса должны действовать как партнёры составляя союз более старшего и опытного с менее опытным, но обладающим преимуществами молодости. Не один из них не может стоять над другим.

2. На основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  • Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (техника опорных сигналов В.Д.Шаталова позволяет сформировать ЗУНы) у всех детей с любыми индивидуальными данными, экономит время.

  • Игровые технологии, включающие группу методов и приёмов организации педагогического процесса (обучающие, развивающие, репродуктивные, творческие).

3. На основе эффективности управления и организации учебного процесса:

  • Групповые технологии, которые включают способы:

- классно-урочная организация

- лекционно-семинарские занятия

- дидактические игры

- нетрадиционные уроки (урок-суд, путешествие, интегрированный урок)

  • Технология проблемного обучения: постановка и решение проблемной ситуации, которая требует дифференцированного и индивидуального подхода. Личностный подход и мастерство учителя способны вызвать активную познавательную деятельность подростка.

  • Технология уровневой дифференциации при которой учитель работает с группами учащихся различающихся по уровню умственного развития, личностно-педагогическому типу (мышлению, темпераметру).

  • Технология саморазвивающего обучения, основанная на использовании мотивов самоусовершенствования личности. Педагогика сотрудничества, в которой ведущую роль играют теоретические знания.

  • Классно-урочная технология (не исключается), которая сформулирована Я.А.Коменским. При которой учащиеся одного возраста к уровню подготовки составляют класс, который на весь период обучения сохраняет постоянным состав, который по единому учебному плану и программе согласно расписанию основной единицей занятий является урок. Руководит уроком учитель: он оценивает результаты, уровень обученности.

  • Компьютерная технология обучения: включает наличие компьютерной информационной среды на современном уровне базы информации

- гипертекст

- мультимедиа

- электронные коммуникации (сети)

При реализации программы используются также отдельные элементы технологий:

- личностно- ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.

- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;

- объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний.

формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов.

- проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека решая эколого-географические и природоохранные проблемы;

- дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя;

- учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов;

- технология проблемного подхода.

Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов.

При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся. (Приложение 3)

1.9. Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат.

Данная программа рассчитана на 68 учебных часов в течение учебного года. (Приложение 4)

1.10. Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами.

Реализация данной программы возможна в тесной связи с такими школьными предметами как, химия, физика, биология, экология и обязательное введение национально-регионального компонента.

Особое внимание следует уделять экологизации программы в связи с постоянно растущим производственным комплексом.

1.11. Формы текущего и итогового контроля

Предполагает непрерывное наблюдение за усвоением преподносимой информации и оценку работы ученика как на уроке так и во внеурочной деятельности.

Текущий контроль (проверка знаний и умений на разных этапах урока):

  • Индивидуальный опрос (устный и письменный).

  • Фронтальный опрос (устный и письменный).

  • Тестирование

Показывает усвоение материала урока.

Промежуточный необходим для диагностики усвоения разделов программы:

  • Уроки - семинары

  • Практические работы (текущие)

  • Тестирование

  • Диспуты

Итоговый контроль (устный и письменный) осуществляется с учётом указанных в стандартах в способах деятельности учащихся:

  • Называть(показывать)

  • Измерять (описывать)

  • Объяснять

  • Оценивать

  • Прогнозировать

  • Зачёты

  • Итоговые практические работы

  • Конференции

В итоговый контроль включены контрольные работы, практические работы, проектные работы, творческие (Приложение5)

1.12. Ожидаемые результаты

(характеристика компетенций, которыми должны владеть учащиеся).

В последние годы одним из наиболее успешно развивающихся направлений теории и практики образования стала концепция непрерывного образования. Роль школы в этих условиях - готовить ребенка к приобретению знаний самостоятельно, формировать мышление, готовое воспринимать и создавать новое видение объектов человеческой деятельности, новое знание, обеспечить свободное, эффективное участие индивидуума в формировании собственной личности.

Второе направление развития теории и практики образования сегодня - это идеи интегрированного развития компетентности, которая состоит в том, что не следует ограничиваться суммой знаний и умений, приобретенных в системе формального образования. Чтобы достичь подлинной эффективности, эти знания должны быть увязаны с более широким спектром знаний, приобретенных человеком вне системы формального образования. К областям развития компетентности отнесена учеба, работа, забота о здоровье, культура, политика, охрана окружающей среды, движение за мир и взаимопонимание. А в качестве средства формирования компетенции выступают общее образование, семейное воспитание, культурно-просветительская деятельность и т.д.

Быть компетентным означает мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. При обсуждении компетенции внимание обращается на конкретные ситуации, в которых они проявляются. Компетенция не может быть изолирована от конкретных условий её реализации. Она тесно связывает одновременную мобилизацию знаний, умений и способов поведения, настроенных на условия конкретной деятельности, нельзя свести компетенцию ни к знаниям, ни к умениям. Таким образом, компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике.

Главное место при обучении в школе должно занять содержание, направленное на формирование определенных черт личности, компетенций, которые требуется воспитать.

Ключевые компетенции: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, социально-трудовые

(Приложение 6)

Творческие задания

1. Россия на карте мира

По топонимам (географическим названиям) республики Бурятия определите, как шло освоение ее территории.

2. Человек и природа

Подготовьте сообщение об ученых, проводивших в разное время на территории Бурятии исследования географических объектов, природных ресурсов и условий.

3. Население России

Разработайте проект на тему: «Каким я вижу мой город в будущем».

4. Хозяйство России

А) Опираясь на материал учебника «География: природа России», заполните таблицу «Экологические проблемы топливно-энергетического комплекса» и сделайте выводы

Истоки экологических проблем

Сущность экологической проблемы

Пути решения


Б) Важнейшей проблемой сырьевой базы черной металлургии является ее удаленность от потребителя. Так, в Восточной Сибири сосредоточена большая часть топливно-энергетических ресурсов России, а основное потребление осуществляется в европейской части страны, что создает проблемы, связанные с большими транспортными затратами на перевозку. Предложите свой проект решения данной проблемы.

В) Какие экологические проблемы характерны для металлургического комплекса? Дайте свои рекомендации по их решению.

Металлургический комплекс

Экологические проблемы

Рекомендации по решению экологических проблем

Г) Используя дополнительные источники информации напишите доклад (реферат) о внедрении в нашей стране малоотходных технологий в химической промышленности.

Д) Используя материалы СМИ и Интернета напишите доклад о деятельности Байкальского ЦБК и внедрении на нем технологии замкнутого оборота воды.

Е) Напишите реферат на тему: «Влияние транспорта на состояние окружающей среды»

Содержание деятельности

Введение (1 час)

География как наука, задачи курса экономической и социальной географии.

Общая часть курса (38 часов)

Общий обзор России (3 ч)

Основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории.

Субъекты РФ, их различия.

Практические работы:

№1 Определение ЭГП России

.№2 Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономной области, входящих в состав РФ.

Население России (6)

Население России. Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Направления и типы миграции на территории страны. Половой и возрастной состав населения страны. Народы и религии России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Особенности расселения населения, городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны. Анализ карт населения России.

Практические работы:

№ 3 Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением Российской Федерации.

№4 Объяснение закономерностей в размещении населения России с использованием карт и статистических материалов. Прогнозирование динамики численности населения России.

Экономика России (6 ч)

Структурные особенности экономики России. Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства.

Особенности экономических систем.

Цикличность развития экономики.

Проблемы современного хозяйства.

Практические работы

№ 5. Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства.

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (19 ч)

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт России.

Научный комплекс - вершина экономики России. Машиностроительный комплекс. Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Факторы размещения машиностроения.

География машиностроения. Военно-промышленный комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Роль, значение и проблемы. Топливная промышленность . Электроэнергетика. Комплексы конструкционных материалов. Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс Чёрная металлургия. Цветная металлургия. Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Факторы размещения химических предприятий. Лесная промышленность. Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК. Земледелие и животноводство. Пищевая и лёгкая промышленность. Инфраструктурный комплекс. Связь. Сфера обслуживания. Роль транспорта. Виды транспорта

Практические работы:

№ 6. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.

№ 7

Составление характеристики одного из угольных бассейнов

№8 Составление характеристики одной из металлургических баз

№ 9 Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.

№10 Составление характеристики отрасли, составление таблицы

№ 11. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам

№ 12. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

№13 Заполнение таблицы «Виды транспорта»

Региональная часть курса

Общественная география крупных регионов России-24

Районирование, факторы районирования, ТПК, экономический район, границы экономических районов. Характеристика состава и ЭГП региона. Оценка природных и трудовых ресурсов. Выявление ведущих отраслей хозяйства. Проблемы взаимодействия природы и человека. Прогноз развития региона.

Экономическое районирование. Районирование России. Западный макрорегион - Европейская Россия. Население и трудовые ресурсы. Экономика и её территориальная структура. Узловые районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.

Центральная Россия. Состав, историческое изменение географического положения. Природные условия и ресурсы. Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный район. Северо-Западная Россия и Санкт-Петербургский узловой район. Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население Европейского Севера. Хозяйство Европейского Севера. Европейский Юг - Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы. Население Северного Кавказа. Хозяйство Северного Кавказа. Поволжье: ГП, природные условия и ресурсы. Население Поволжья. Хозяйство Поволжья. Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население Урала. Хозяйство Урала. Восточный макрорегион. Общая характеристика. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики Восточного макрорегиона. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.

Практические работы:

№14 Сравнение географического положения и планировки двух столиц - Москвы и Санкт- Петербурга

№ 15 Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.

№16 Выявления и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

№17 Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья.

№18 Экологические и водные проблемы Волги - оценка и пути решения.

№19 Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы.

№20 Составление характеристики Норильского промышленного узла (географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры)

№21 Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.

География своего региона - (4часа)

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика. Наблюдение за природными компонентами, географическими объектами, процессами и явлениями своей местности.

Россия в современном мире. Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.


Структура организации содержания образования

(«Учебно - тематический план»)


п\п

Название разделов и тем

Количество часов

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

Введение.

1

1


2

Раздел I. Общая часть курса




2.1

Тема. 1 Россия на карте мира

3


2

2.2

Тема.2 Население России

6

1

2

2.3

Тема 3. Экономика России

6


1

3

Раздел II. Хозяйство России

18

1

8

4

Раздел III. Регионы России

24

1

8

5

Раздел IV. География своего региона

4



6

Тема 4. Россия и мир

1



7

Раздел V. Россия и СНГ

3



8

Обобщение и повторение

1



Итого:

68

4

21














Основная литература для учащихся

1. В.П. Дронов, В. Я. Ром «География: население и хозяйство России»; 9 класс .М.: Просвещение, 2007г /383 стр./

2. Рабочая тетрадь по географии, 9 класс. В.П. Дронов, В. Я. Ром М.:

Просвещение, 2004г /96 стр./

Литература, использованная при написании рабочей программы:

  1. Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. М.,1987.

  2. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии: Практ. пособие для молодых учителей. - М.: Изд-во "Московский лицей", 1996.стр. 108; 125; 68

  3. Игнатова Г.А., Фролова Н.В. Практические работы в курсе "География России". - М.: Просвещение, 1996.

  4. Крылова О.В. Интересный урок географии. - М., 1998

  5. Левицкий И.Ю., Евгевская Я.В. Решение задач по географическим картам. - М, 1996.

  6. Методическое пособие по географии России /Под ред. В.П. Дронова. - М., 1993.

  7. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии. - М., 2000.

  8. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. - М., 1991.

  9. Практикум по методике обучения географии /Под ред. Р.П. Мышинской. - М., 1986.

  10. Петрова Н.Н. Методика преподавания географии в дифференцированной школе: Метод. пособие для учителей географии. - М.: "БЛИК и Ко", 2000.

  11. Петрова Н.Н., Сиротин В.И. настоятельная книга учителя географии. Справочное методическое пособие АСТ. М. 2002г

  12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.1998г Стр.16, 34

  13. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. М., 2004г. Стр.151; 155 -15





Приложение 1

Принцип научности. Этот принцип базируется на фундаментальности знаний, связанных с формированием научной картины мира. Реализация этого принципа позволяет сформировать четкую и последовательную иерархическую систему географических знаний. Отбор содержания учебного материала основан на ознакомлении с методами научных исследований: наблюдения, картографическим, статистическим, социологическим, моделирования, прогнозирования и др.

Принцип проблемности и историзма объясняется наличием нескольких теорий, описывающих, одни и те же явления. Этот принцип позволяет рассматривать изменения в природе, хозяйстве в единстве с историческими судьбами людей, населяющих территорию. Реализация этого принципа предполагает рассмотрение эволюции социальных, экономических, экологических проблем и раскрытие путей их решения с позиций общечеловеческих и общественнозначимых ценностей.

Принцип интегративности. Этот принципа обусловлен интегративностью географической науки и многоаспектностью изучаемых проблем, предполагающими объединение различных областей научного знания в курсе (географии, экологии, экономики, социологии, демографии и т.д.) и введение в курс междисциплинарных понятий, несущих ценностно-нормативную нагрузку: природные условия, природные ресурсы, окружающая среда, разностороння связь человека с природой, универсальная ценность природы, рациональное природопользование, население, воспроизводство населения, хозяйство, отрасль хозяйства и др. Основой интеграции в учебнике выступает проблема и последовательное раскрытие ее истоков, сущности путей решения. Учащиеся устанавливают особенности социальных, экологических, экономических и других проблем. Реализация данного принципа через преемственность с учебником «География: природа России» дает возможность получить новый результат, превосходящий по своей эвристической значимости познавательную, оценочную, деятельную ценность всех интегрируемых компонентов. Ориентация на этот принцип позволяет выявлять многообразные типы отношений школьников к окружающей среде.

Принцип регионализации способствует детальному рассмотрению регионов России, выявлению в них природных, социальных, национальных, хозяйственных, экологических особенностей. Реализация данного принципа позволяет детально рассматривать регион своего проживания. Принцип регионализации находит свое воплощение также в реализации краеведческого подхода как лучшей формы синтеза познавательного и эмоционального компонентов.

Принцип гуманизации объясняется общей тенденцией науки, рассматривающей центральное положение человека в ней. В этой связи обращено внимание на изучение темы «Население России» и проблем, связанных с воспроизводством, образом и качеством жизни населения, многообразием культурных миров. Реализация принципа гуманизации позволяет подвести учащихся к выводу, что главное действующее лицо цивилизации - человек и от ценностной направленности его деятельности зависит будущее нашей страны.

Ценностный принцип предполагает усвоение личностных приоритетов, адекватных общечеловеческим и общественно значимым ценностям. Размещение населения и хозяйства в учебнике рассматривается с позиций улучшения качества жизни человека и окружающей среды, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, преодоления кризисных явлений в экономике. С этой целью в учебник вводится понятие «ценность», а важнейшим способом действия школьников становятся оценочные умения, с помощью которых они осуществляют свой выбор, ранжирование, прогноз, принимают решения, отстаивают свою позицию. Отражением этого принципа являются иллюстрации, рассматривающиеся с позиций общественных ценностей принятых стандартов.

Содержание курса раскрывается как средствами научного знания (понятия, идеи, теории, закономерности) - основной компонент, так и с помощью литературы, искусства, религии (аспектное сопутствующее знание). В связи с этим в систему задания включены задания, анализирующие высказывания известных ученых, писателей, поэтов.

Культурологический принцип позволяет реализовать цели географического образования - воспитание географической и экологической культуры как частей общей культуры, используя для достижения этой цели географию России - часть мировой культуры со своей национальной спецификой. Культурологический принцип дает возможность рассматривать многообразие культурных миров в России, ознакомить учащихся с различными традициями, спецификой материальных и духовных ценностей, созданных человеком.







Приложение 2

Учебно - методический комплект по географии для 9 класса

Методическая литература:

Наименование

Автор

Издательство

Год издания

Дата приобретения

1.

Учебник «Население и хозяйство России»

В.П. Ром, В.Я. Дронов

Дрофа

2004

2004

2.

Атлас с комплектом контурных карт

Роскартография

2004

2007

3.

Атлас

Дрофа

2005

2006

4.

Поурочные планы

Никитина

Вако

2006

2006

5.

Методическое пособие

Ермошкина А.С.

Владос

2004

2005

6.

Методическое пособие

НиколинаВ.В.

Просвещение

2002

2005

Раздаточный материал:

  1. Разноуровневые контрольные работы и тесты по темам:

    • Население России;

    • Машиностроительный комплекс;

    • ТЭК;

    • Комплексы конструкционных материалов;

    • Химико- лесной комплекс;

    • Агропромышленный комплекс;

    • Транспортный комплекс;

    • Западный макрорегион: Центральная Россия;

    • Европейский Север;

    • Европейский Юг;

    • Поволжский район;

    • Урал;

    • Восточный макрорегион: Западная Сибирь;

    • Восточная Сибирь и Дальний Восток;

2. Контрольно - измерительные материалы. Подготовка к ЕМЭ.

Наглядный материал:

Таблицы:

  1. Машиностроение и металлообработка

  2. Топливная промышленность

  3. Структура хозяйства России

  4. Таблица

ТСО:

  1. Мультимедиа издание по географии для общеобразовательных учебных заведений. Республиканский мультимедиа центр, 2003г.

  2. Электронная карта мира;

  3. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 9 класс. (51 мультимедийных уроков по курсу, более 800 медиаиллюстраий, более 250 тестов и проверочных заданий по урокам курса, 14 интерактивных тренажеров, более 600 терминов и понятий в справочнике, экзамен по курсу, факультатив по курсу: энциклопедические статьи, стимулирует познавательный интерес и поисково - исследовательскую деятельность, проверка успеваемости и дневник)

  4. Презентация к урокам. 9 класс.

Дополнительная литература:

  1. Новое в России. Ром В.Я. Дрофа, 2005

  2. Экзаменационные вопросы и ответы. М, «Аст пресс», 2005

  3. Домашний репетитор. «Экзамен на пять».

Большой справочник по географии. И.И. Баринова, В.А. Горбанев, И.В. Душина. М.: Дрофа, 1999г.



Приложение 3

Методы обучения

В дидактике «метод» - способ вооружения учащихся под руководством учителя знаниями, умениями и навыками, формирования мировоззрения и развития познавательных способностей.

В связи с необходимостью реализации развивающего обучения в 70-х годах ХХ века И.Я. Лернером и И.А. Скаткиным (1975) была разработана классификация методов обучения, учитывающая характер познавательной деятельности учащихся разных возрастов.

Появление классификации методов обучения, основанной на учете характера познавательной деятельности учащихся, способствовало решению задачи развивающего обучения. Она представляет собой 5 основных методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный метод, когда учитель объясняет, а ученик запоминает и воспроизводит знания в том виде, в каком дал их учитель, или как они изложены в учебнике и т.п. Наиболее распространенными методическими приемами этого метода являются: объяснение, рассказ (с показом на карте и т.п.), чтение, пересказ учебника, нахождение сведений в таблицах. Данный процесс происходит без творческого и самостоятельного поиска знаний учащимися. (см. приложение 2)

Репродуктивный метод. Сущность его - научить школьников применять полученные знания и умения в знакомой ситуации (работа по типовому плану) или для получения готовых знаний. Учитель предлагает типовые задания для самостоятельной работы.

Большое место в репродуктивном методе занимает прием работы по типовым планам и картам, где учитель должен дать инструкцию по выполнению типового плана.

Методы проблемного обучения. Данный метод занимает особое место в школьном образовании в связи с тем, что оно реализуется, и в проблемном изложении, и в частично-поисковом (эвристическая беседа) и в исследовательских методах. Общим для проблемного обучения является использование проблемных заданий или вопросов, создание проблемных ситуаций и решений учебных проблем.

Метод проблемного изложения. Сущность метода проблемного изложения состоит в том, что в ходе изложения нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения использования полученных ранее знаний. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя решить, найти способы ее решения или пути применения уже имеющихся знаний в новых условиях. Противоречия между имеющимися знаниями и новым заданием преодолеваются самостоятельными умственными и практическими действиями творческого характера. Создается проблемная ситуация - психологическое состояние умственного затруднения ученика при решении учебной проблемы или вопроса, поставленного учителем.

Частично-поисковый метод. Данный метод состоит в приобщении учеников к творческой деятельности. Это достигается с помощью проблемных и творческих заданий, способ выполнения которых не заранее не известен. Наиболее выразительной формой является эвристическая беседа. Поисковая деятельность направляется учителем. При эвристической беседе ученики проявляют большую активность, чем при катехизической (вопрос-ответ).

Исследовательский метод Ученики решают проблему в целом. Функции учителя сводятся к постановке проблемы, ознакомлению с методом работы и корректировке работы. Ученик таким образом решает новую задачу.

Приложение 4

В результате изучения курса «География: население и хозяйство России» ученик должен:

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Приложение 5

Критерии оценки устного ответа:

Критерии оценки за все виды деятельности

Виды проведения проверок: письменная, устная, комбинированная.

1. Письменная - предполагает письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты.

2. Устная - предполагает устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования.

Критерии и нормы оценочной деятельности.

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход.

Оценка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. не делает выводов и обобщений.

  3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2) или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;

  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Критерии и оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:

Отметка «5». Работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно.

Отметка «4». Работа выполняется самостоятельно в полном объёме.

Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения ,не влияющие на правильность конечного результата. Могут быть небольшие неточности.

Отметка «3». Работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя. На выполнение работы затрачивается много времени(можно дать возможность доделать дома).

Отметка «2». Выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Требования к работе в контурных картах:

1.Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.

2.При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.

3.Все надписи на контурной карте делают мелко, чётко, красиво и печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы синей пастой.

4.Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.

5.Если требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.

6.В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.

Требования учителя к ведению тетрадей:

1.Тетрадь должна быть в клетку, желательно 48 листов.

2.Все записи в тетрадях делать синей пастой, при необходимости выделить текст, можно использовать другие цвета.

3.Рисунки выполняются простыми карандашами.

4.Писать, рисовать только с разрешения учителя.

5.Тетрадь приносить на каждый урок и при ответе давать учителю вместе с дневником.

6.Между темами оставлять расстояние 4 клетки.

7.В конце четверти оценивается ведение тетради.










Приложение 6

Быть компетентным в современных условиях - значит быть способным мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт.

В образовательной программе школы ориентиром образованности обозначены именно эти компетенции:

  1. Социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений.

  2. Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации.

  3. Способы учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной, так и социальной жизни.

Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта Республики Бурятия, определил в качестве главного результата образования - достижение социальной компетентности обучающегося (выпускника), основан на единстве обучения и воспитания, развитии личной инициативы, различных форм самодеятельности учащейся молодежи и её гражданской ответственности.

(Социальная компетентность - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, которые приобретены благодаря образованию и позволяют устанавливать связи между знаниями и жизненной (социальной) ситуацией, обнаруживать процедуры, подходящие для решения той или иной проблемы.)

Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету его деятельности.


1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.






























Календарно-тематическое планирование

по географии России (Население и хозяйство) 9 класс.

на 2014-2015 учебный год

(68 часов, 2 часа в неделю)


Составлен в соответствии с программой по географии для общеобразовательных учреждений. Под редакцией

Рома В. Я., Дронова В. П. - М.: Дрофа, 2013.


Базовый учебник: Дронов В. П. География. Россия. Население и хозяйство. 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений/

В. П. Дронов, В. Я. Ром. - М. : Дрофа, 2013г.


Учитель: _____________________________________________________________

Плановых контрольных уроков ____, зачётов____, практических работ_____.




Календарно - тематическое планирование. 9 класс

Учебник: Дронов В. П. География. Россия. Население и хозяйство. 9 кл.: В. П. Дронов, В. Я. Ром. - М,: Дрофа, 2013

Количество часов: всего 68 часов, в неделю - 2 часа; практических работ - 20, из них оценочных -

Тема урока

Тип урока

Элементы обязательно го минимума образования

Формы и вид контроля

Практические работы

Домашнее

задание

Дата проведения

Введение (1 ч)

1

Что изучает экономическая география России?

Изучение нового материала

География как наука, задачи курса экономической и социальной географии.

Фронтальный



Общая часть курса (38 часов)

Общий обзор России (3 ч)

Знать: специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации.

Уметь:

составлять; краткую географическую характеристику территории России на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для чтения карт различного содержания.

2

Государственная территория России. Россия на карте мира

Изучение нового материала

Основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории.

Субъекты РФ, их различия.

Работа с картами


3

Экономико-географическое положение России

Комбинированный

Самостоятельная работа

№1 Определение ЭГП России


4

Политико - административное устройство России

Комбинированный

Практическая работа

.№2 Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономной области, входящих в состав РФ.


Население России (6)

Знать: географические термины и понятия: человеческий потенциал страны, численность, размещение, естественное движение населения, направления и типы миграции, половой и возрастной состав населения, городское и сельское население, основная полоса расселения, народы и основные религии России, роль крупнейших городов в жизни страны.

Уметь:

анализировать; карты населения страны, половозрастные пирамиды, особенности расселения.

выявлять; территориальные аспекты межнациональных отношений, определять; основные показатели, характеризующие население страны и её отдельные территории.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов.

5

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

Комбинированный

Численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности года России, городские агломерации, география народов и религий страны.

Миграция, эмиграция, депортация, иммиграция.

Города, типы населённых пунктов, зоны расселения.

Трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица.

Работа с картами, составление прогнозов.


6

Численность и естественный прирост населения.

Комбинированный


7

Национальный состав населения.

Комбинированный

Работа по вопросам семинара.

Практическая работа.

№ 3 Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением Российской Федерации.


8

Миграции населения.

Комбинированный

Составление диаграмм.

№4 Объяснение закономерностей в размещении населения России с использованием карт и статистических материалов. Прогнозирование динамики численности населения России.


9

Городское и сельское население.

комбинированный

Проверочная работа



10

Итоговый урок по теме: «Население России»

Урок контроля

Контрольная работа № 1 по теме: «Население России»



Экономика России (6 ч)

Знать: понятия и термины основные циклы и стадии развития экономики, существующие проблемы в современной экономике России, особенности развития командной, рыночной и традиционной экономик.

Уметь:

анализировать; статистический и картографический материал, приводить примеры; внутригосударственных и внешнеэкономических связей России.

определять; перспективы развития экономики России, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной

жизни для решения практических задач современного хозяйства.

11

Экономические системы в развитии России. Традиционная и командная системы. Командная экономическая система СССР

Изучение нового материала

Структурные особенности экономики России. Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства.

Особенности экономических систем.

Цикличность развития экономики.

Проблемы современного хозяйства.

Развернутый план, практическая работа

№ 5. Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства.


12

Рыночная и смешанная экономика

Комбинированный

Развернутый план


13

Социально-экономические реформы в России

Комбинированный

Проверочная работа


14

Структурные особенности экономики России

Комбинированный

Составление схемы


15

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.

Комбинированный

Анализ диаграмм


16

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.

Лекция



Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (19 ч)

Знать: географические понятия и термины особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов, производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.

Уметь: приводить примеры; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, составлять; географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации,

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами и явлениями, их изменениями в результате антропогенных воздействий и оценки их последствий

18




Научный комплекс - вершина экономики России.

Изучение нового материала

Важнейшие межотраслевые комплексы (МОК) России.

География комплексов: роль, значение, состав, факторы размещения, перспективы развития, проблемы и пути их решения.

Анализ экономических карт.






Работа с учебником и картами.


19

Машиностроительный комплекс. Роль, значение и проблемы

развития машиностроения.

Лекция

Развёрнутый план



20

Факторы размещения машиностроения.

География машиностроения

Практикум

Составление характеристики отрасли Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения

№ 6. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.


21

Военно-промышленный комплекс.

Изучение нового материала

Составление характеристики отрасли, работа с картами



№ 7

Составление характеристики одного из угольных бассейнов


22

Топливно-энергетический комплекс. Роль, значение и проблемы.

Изучение нового материала

Составление характеристики отрасли, работа с картами


23

Топливная промышленность

Исследование

Сравнение между собой крупных угольных бассейнов


24

Электроэнергетика

Семинар

Составление характеристики отрасли, работа по вопросам семинара


25

Комплексы конструкционных

материалов. Состав и значение комплексов.

Лекция с элементами

беседы

Составление характеристики

отрасли, работа с картами, фронтальный опрос



26

Металлургический комплекс Чёрная металлургия.

Практикум

Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.

№8 Составление характеристики одной из металлургических баз


27

Цветная металлургия.

Практикум

Составление характеристики отрасли, тестирование, сообщения учащихся

№ 9 Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.


28

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.

Исследование

Составление характеристики отрасли, составление таблицы

№10 Составление характеристики отрасли, составление таблицы


29

Факторы размещения химических предприятий.

Практикум

Составление схемы, презентации Power Point

№ 11. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам


30

Лесная промышленность

Лекция

Составление характеристики отрасли составление картосхемы.


31

Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК. Земледелие и животноводство.


Изучение нового материала

Составление характеристики отрасли


32

Пищевая и лёгкая промышленность.

КБ

Практическая работа

№ 12. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.


33

Инфраструктурный комплекс. Связь. Сфера обслуживания.

Изучение нового материала

Развёрнутый план


34

Роль транспорта

Виды транспорта

Практикум

№13 Заполнение таблицы «Виды транспорта»


35

Контрольно-обобщающее повторение общей части курса

контрольный урок

Индивидуальная


Региональная часть курса

Общественная география крупных регионов России-24

36

Экономическое районирование. Районирование России.

Изучение нового материала

Районирование, факторы районирования, ТПК, экономический район, границы экономических районов.

Работа с картами, схемой



37

Западный макрорегион - Европейская Россия.

Центральная Россия. Состав, историческое изменение географического положения. Природные условия и ресурсы.

Комбинированный

Характеристика состава и ЭГП региона. Оценка природных и трудовых ресурсов. Выявление ведущих отраслей хозяйства. Проблемы взаимодействия природы и

человека. Прогноз развития региона.

Фронтальный опрос



38

Население и трудовые ресурсы. Экономика и её территориальная структура.

Практикум

Практическая работа


39

Узловые районы Центральной России. Москва и Московский

столичный регион.

Практикум

Самостоятельная работа

№14 Сравнение географического положения и планировки двух столиц -

Москвы и Санкт- Петербурга.


40

Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный район.

Комбинированный

Работа в группе

№ 15 Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.


41

Северо-Западная Россия и Санкт-Петербургский узловой район

Изучение нового материала

Фронтальный опрос


42

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

Лекция с элементами беседы

Составление картосхемы


43

Население Европейского Севера

Практикум

Работа в группах


44

Хозяйство Европейского Севера.

Практикум

Работа в парах


45

Европейский Юг - Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы.

Комбинированный

Фронтальный опрос



46

Население Северного Кавказа

Комбинированный

Взаимоопрос



47

Хозяйство Северного Кавказа.

Практикум

Составление картосхемы.

№16 Выявления и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.


48

Поволжье: ГП, природные условия и ресурсы.

Комбинированный

Практическая работа

Географический диктант


49

Население Поволжья.

Практикум

Взаимоопрос

№17 Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности

Европейского Юга и Поволжья.


50

Хозяйство Поволжья.

Исследование

Самостоятельная работа

№18 Экологические и водные проблемы Волги - оценка и пути решения.


51

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

Лекция

Тестирование


52

Население Урала.

Комбинированный

Самостоятельная работа



53

Хозяйство Урала.

Лекция с элементами беседы

Составление конспекта

№19 Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы.


54

Восточный макрорегион. Общая характеристика.

Изучение нового материала

Работа в группах


55

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики Восточного макрорегиона.

Изучение нового материала

Практическая работа

№20 Составление характеристики Норильского промышленного узла (географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры)


56

Западная Сибирь

Практикум

Заполнение таблицы Практическая работа


57

Восточная Сибирь.

Изучение нового материала

Тестирование Сообщения учащихся презентации Power Point


58

Дальний Восток.

Комбинированный Практикум

Сообщения учащихся презентации

Power Point Практическая работа

№21 Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных,

деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.


59





Контрольно-обобщающее повторение региональная часть курса.

Контрольный урок

Индивидуальная


География своего региона - (4часа)

60

Особенности ЭГП территории

УИНМ

Пограничные субъекты: особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ. Численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы, проживающие на территории Бурятии. Городское и сельское население. Города. Природно - ресурсный потенциал республики.


61

Население и хозяйство

Бурятии

КБ


62

АПК республики

КБ





63



Социально - экономические проблемы

УИНМ



Россия и мир - 1 час

64

Место России среди стран мира

УИНМ

Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия


Россия и страны нового зарубежья (3 часа)

Знать:

специфику географического положения стран нового зарубежья и СНГ.

Уметь:

составлять; краткую географическую характеристику стран нового зарубежья и СНГ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

65

Страны нового зарубежья. СНГ. Белоруссия. Страны Балтии

Изучение нового материала

Основные особенности ЭГП стран нового зарубежья и СНГ, их связь с Россией.

Работа с учебником и картами.



66

Европейский Юго-Запад. Закавказье.

Комбинированный

Заполнение таблицы Сообщения учащихся



67

Азиатский Юго-Восток

Комбинированный



Обобщение и повторение изученного за год (1 час)

68



Обобщающее повторение курса «География хозяйства и населения России»

Обобщающий урок

Фронтальная










© 2010-2022