• Преподавателю
  • География
  • П Р О Г Р А М М А Дифференциация и индивидуализация в процессе обучения и воспитания на уроках географии

П Р О Г Р А М М А Дифференциация и индивидуализация в процессе обучения и воспитания на уроках географии

Каждый учитель стремиться к формированию познавательного интереса, который способствует познанию, расширению знаний по предмету.Так как все учащиеся развиваются не одинаково в классе появляются отличники и неуспевающие. Поэтому разработаны и внедряются в практику новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье обучающихся.Именно этот фактор - здоровье - заставляет нас сегодня обращаться к личностно-ориентированным технологиям, к которы...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФИЛИАЛ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С. ШИРОКИЙ ЛОГ












П Р О Г Р А М М А


Дифференциация

и индивидуализация в процессе

обучения и воспитания на уроках

географии




Автор: Короткова Галина Олеговна

учитель географии

филиала СОШ с. Широкий Лог












2013 год

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ




ВИД: Модифицированная

ПЕДАГОГ Короткова Г.О.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ география

ВОЗРАСТНОЙ ДИАПОЗОН 5-11классы


ПРОБЛЕМА:

Несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностям личности каждого ребенка, затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья.



ОБОСНОВАНИЕ:


Часть детей требует особенного подхода к организации учебного процесса.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ:


Приоритет индивидуальности, самобытности, самоценности ребенка.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ:


  • создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;

  • выстраивания ребенком совместно со взрослыми индивидуального пути развития.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

создание условий для успешной самореализации и развития ребенка; освоение содержания образования (по ступеням обучения).

ЗАДАЧИ:

- уменьшить отставание от уровня своих возможностей, повышая

уровень сформированности знаний и умений;

- развивать логическое мышление, креативность;

- создавать условия для развития интереса и способности каждого

ученика;

- не нанесения ущерба психофизическому здоровью учащимся,

нуждающимся в социально-педагогической и психологической

поддержке, поддержание и укрепление его.


ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

ПОТРЕБНОСТЕЙ:

Обучающихся:

  • получение общего среднего образования;

  • выбор формы получения образования.

Родителей:

  • в создании наиболее комфортных условии обучения своего ребенка;

  • в стабилизации отношении в семье: смягчение конфликтных ситуаций в школе.

Школы:

  • решение социально-педагогических и психологических проблем детей и подростков;

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБРАЗОВ А ТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ:

  • индивидуализация образовательного процесса;

  • обучение навыкам проектной и исследовательской деятельности;

  • диалоговая форма обучения;

  • эвристическая беседа;

  • игровые формы;

  • конспекты, памятки, карточки, творческие задания.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И А ТТЕСТАНИИ:

  • устные письменные опросы;

  • самостоятельные и проверочные работы;

  • диагностические работы;

  • предметные тесты;

  • контрольные работы;

  • зачеты;

  • защита проектов;

  • исследовательская деятельность.


ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПРОГРАММЫ.

Каждый учитель стремится к формированию познавательного интереса, который способствует познанию, расширению знаний по предмету. Так как все учащиеся неодинаково развиваются. В классе появляются отличники, хорошисты и отстающие. Поэтому разработаны и внедрены в практику новые образовательные технологии, которые призваны сделать обучение гуманным, защищающим интересы и здоровье ребёнка. Именно этот фактор - здоровье - заставляет нас сегодня обращаться к личностно-ориентированным технологиям, к которым относится дифференциация и индивидуализация обучения.

География - интереснейший предмет, позволяющий учащимся не только узнавать окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал. Творческий потенциал - внутренние возможности, позволяющие создавать новые по замыслу культурные или материальные ценности. У каждого ребенка есть способности и таланты.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, посвящённой проблеме дифференциации, позволил выбрать технологию внутриклассовой дифференциации Н.П. Гузика. Она оказалась наиболее приемлемой и актуальной в обучении географии.

Задача учителя - научить детей учиться, создать условия для саморазвития, самообразования детей: Трудно учиться или нет?

Выделяется три типа дифференцированных заданий (А; В; С) разной степени сложности. Между этими заданиями существует строгая преемственность, по каждой теме представлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать цельную картину основных представлений.

Основная задача, которая стоит перед педагогом, суметь одинаково продуктивно работать на всех уровнях одновременно. Кроме этого, внутри каждого уровня учащиеся различаются индивидуальными особенностями. Поэтому проблема дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения выдвигается на первый план.


ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

2010- 2011 учебный год - проектировочный.

Цель: подготовить условия для формирования системы дифференцированной и индивидуальной работы с обучающимися.

Задачи:

1.Изучение нормативной базы, подзаконных актов.

2.Изучение литературы по данной теме.

3.Создание учебно-методического обеспечения.


2011-2012 учебный год - экспериментальный.


Цель: апробация системы работы в одном классе.

Задачи:

1 .Диагностика склонностей обучающихся.

2.Разработка методических рекомендаций.

3.Оформление наглядно-дидактического материала, формирование методической библиотеки.

2012-2013, 2013-2014 учебный год - переход в режим функционирования.

Цель: Переход системы дифференциации и индивидуализации в процессе обучения и воспитания на уроках географии в режим функционирования.

Задачи:

1 .Переход к системе дифференцированной и индивидуальной работы с обучающимися в разных классах.

  1. Развитие творческого потенциал, как средства дифференцированной и индивидуальной работы с обучающимися.

  2. Анализ итога реализации программы.

  3. Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения географии.

5 .Обобщение результатов.




ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.


Учебный год

Мероприятие

2010-2011

Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных документов.

Организация педагогического процесса. Конструирование урока (сокращение периода врабатывания и удлинение периода оптимизации)

  1. Создание ситуации игры, интереса, высокой мотивации сокращает период врабатывания.

  2. Удлинить период оптимизма за счет чередования видов деятельности, набора интересного материала.

  3. Для снижения падения работоспособности использовать компенсаторную перестройку: рассказ, просто отдых, расслабляющее замечание и т.д.

С учетом фактора утомляемости строить каждый урок, оценивать по трём параллелям:

Т - трудность (в зависимости от мысленной деятельности);

Н - насыщенность (по числу видов учебной деятельности);

Э - характеристика эмоционального состояния (которая складывается из оценки положительных реакций на учебную нагрузку, особенности изложения учителем материала, формы, характера учебного задания и т.д.).

Анализ учебной деятельности учащихся экспериментального класса за 2010-2011 учебный год. Участие в школьных и районных олимпиадах.

Описание системы работы.

Организация воспитательной работы (школьное лесничество). Участие в районных, областных конференциях. Участие в конкурсах, проектной деятельности.

2011-2012

Диагностика склонностей обучающихся.

Учёт уровней способностей и знаний обучающихся:

1 .Разработка заданий по уровням для самоопроса, самоконтроля.

2.Обучение приёмам рациональной умственной деятельности.

3.Дифференциация заданий по степени оказания помощи (опоры различного типа, деление сложных задач на составляющие, алгоритмы выполнения заданий).

Дифференциация домашних заданий: 1 вариант для учеников увлеченных, легко усваивающих материал, 2 вариант для испытывающих определенные затруднения, 3 вариант для имеющих существенные пробелы в знаниях, неуверенных в себе.

Подбор заданий разного уровня к уроку контроля на выбор самих учеников:

Задание I варианта требуют воспроизведение материала, содержат даже определенную дозу помощи.

Задания II варианта направлены на применение знаний, умений в новой ситуации, установление связей между понятиями.

Задания III варианта рассчитаны на обучающихся, проявляющих большую степень самостоятельности (творческие задания). Оцениваются задания разных вариантов неодинаково.

Работа в школьном лесничестве.

Участие в конкурсах, проектной работе.

Пополнение методической библиотеки.

Разработка элективных курсов.

Разработка методических рекомендаций по основам исследования школьников.

2012-2013

Диагностика склонностей обучающихся.

Развитие творческого потенциала:

1) ежегодное анкетирование;

2) разработка творческих заданий для учащихся, способствующих развитию психических свойств личности;

3) классификация творческих задач.

Работа в школьном лесничестве.

Анализ итогов реализации программы

Обобщение результатов работы.




МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОДЕРЖАНИЕ

Информационное обеспечение.


  1. Нормативно-правовое обеспечение:

  • О проведении школьного тура предметных

олимпиад

  • О проведении предметной недели (декады)

  • О краеведческой конференции

  • О конкурсах, викторинах и т.п.

  1. Программное обеспечение (типовые авторские

программы спецкурсов, факультативов и т.п.)

  1. Наличие комплекта информационнометодических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

  2. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчётов.

Из

Организационно- методическое обеспечение

  1. Повышение квалификации через систему школьных тематических семинаров.

  2. Разработка программы «Школьное лесничество».

  3. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

  4. Мониторинг работы системы.




ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


Форма

Задачи

Факультатив

Учет индивидуальных возможностей учащихся. Повышение степени самостоятельности учащихся. Расширение познавательных возможностей учащихся.

Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая

конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно- популярной, учебной и справочной литературой.

  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

  • Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя (декада)

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

  • Развитие творческих способностей учащихся.

Школьное лесничество «Зелёный дом»

Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной и практической деятельности.

Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.





ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.


5 КЛАСС

Подготовительный этап:

  • Формирование навыков научной организации труда.

  • Вовлечение в активные формы

познавательной

деятельности.

  • Формирование познавательного интереса.

Выявление способных учащихся

Формы:

урок,

внеклассная работа

6-7 КЛАСС

Творческий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Творческое развитие учащихся.

  • Индивидуальная работа со школьниками.

Формы:

урок,

внеклассная работа,

предметные недели,

краеведческая конференция

занятия школьного леничества.

8-9 КЛАСС

Развивающий этап:


• Совершенствование

навыков научной

организации труда.

• Развитие и расширение

познавательных интересов учащихся.

• Формирование исследовательских

навыков.

Развитие информационной культуры обучающихся.

Формы:

урок,

внеклассная работа,

предметные недели,

краеведческая конференция

занятия школьного леничества,

индивидуальная работа по разработке программ, проектов, выполнение рефератов, презентаций.

Элективные курсы:

«Выбор профессии»,

«Сельское хозяйство»,

«Лесное хозяйство».

10-11 КЛАСС

Исследовательский этап:

  1. Совершенствование исследовательских навыков.

  2. Совершенствование информационной культуры учащихся.

  3. Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.


Формы:

Урок.

Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Профильные спецкурсы. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.



© 2010-2022