Рабочая программа по байкаловедению 6 класс

Программа составлена на основе  авторской программы Кузевановой Е.Н., Мотовилова Н.В. Байкаловедение. Программа спецкурса для учащихся 5(6), 6(7) классов общеобразовательных учреждений. – Иркутск. -2011г. Структура документа     Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование. Цель курса: ·        ...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по байкаловедению 6 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 71 г. Иркутска

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МОУ СОШ № 71 г. Иркутска

________________ И.И. Артамонова

«________»________________2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР МОУ СОШ №71 г. Иркутска

_________________________(Ф.И.О.)

«________»________________2014 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей ______________________________

Председатель МО

_____________________ (Ф.И.О.)

«________»________________2014 г.

Рабочая программа по байкаловедению для 6(7) класса на 2014/2015 учебный год

Учитель Кабенко Марина Юрьевна, высшая квалификационная категория



Количество часов: 34 часов

Учебно-методический комплекс:

  • Учебник Байкаловедение Е.Н.Кузеванова. Иркутск ,2011г.

  • Методическое пособие Байкаловедение Е.Н.Кузеванова. Иркутск ,2011г.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе авторской программы Кузевановой Е.Н., Мотовилова Н.В. Байкаловедение. Программа спецкурса для учащихся 5(6), 6(7) классов общеобразовательных учреждений. - Иркутск. -2011г.

Структура документа

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.

Цель курса:

  • Подготовка детей природоохранному и ресурсосберегающему поведению, содействие осознанию уникальности озера Байкал.

Задачи курса:

  • формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве воды

  • формирование знаний и умений по оценке состояния озера и прибрежных территорий

  • формирование понятий и представлений о методах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на природу

  • воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у детей



Содержание программы учебного курса

6 КЛАСС

(34 часов)

разд

Тематическое планирование

часы

Деятельность учащихся

Жизнь на байкальских берегах

9

Изучение природных зон Прибайкалья и основных природных комплексов растительности, животного мира, особо охраняемых территорий.

    Жизнь озера Байкал

    16

    Изучение условий обеспечивающих уникальность биологической жизни на Байкале.

    Характеристика видов растительности и видов животных.

    Изучение пищевых связей и круговорота органических веществ

      Человек на Байкале

      9

      Изучение древнейших, древних и современных людей на берегу Байкала.

      Изучение видов загрязнения озера и государственной системы охраны













      Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 6 класса

      Учащиеся должны знать:

      • методы изучения Байкала (перечислить и кратко характеризовать);

      • как люди открывали и исследовали Байкал (приводить примеры, называть имена 3-5 путешественников-открывателей и исследователей Байкала, кратко характеризовать их заслуги)

      • изменения на побережье Байкала и в самом Байкале, вызванные деятельностью человека (на уровне общих представлений)

      • важнейшие природоохранные проблемы на Байкале (перечислить и кратко характеризовать)

      Учающиеся должны уметь:

      • выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;

      • пользоваться простейшими измерительными приборами и лабораторным оборудованием (лупой, учебным микроскопом и др.);

      • показывать на карте Прибайкалья основные природные зоны;

      • составлять небольшие рефераты на основе собственных наблюдений за природными процессами и явлениями, практической работы, материалов учебника и дополнительной литературы, порекомендованной педагогом и подобранной самостоятельно;

      • оценивать по определенным критериям состояние качества прибрежных вод;

      • оценивать по определенным критериям степень воздействия человека на озеро Байкал и его побережье.



      Календарно-тематическое планирование 6 класс

      Дата (месяц)

      № урока

      Раздел, тема

      Кол-во часов

      Мате-риал учеб-ника


      Форма учеб-ного занятия

      Требования к уровню подготовки учащихся

      Базовые знания

      Развитие познавательных умений

      Формирование ценностно-мировоззренческих ориентаций

      Жизнь на байкальских берегах - 9 часов


      Природные зоны Прибайкалья.

      1

      10-15

      Урок с элементами лекции, практическая работа С картой.

      Практикум

      п/р «Природные зоны Прибайкалья.»

      Природные зоны Прибайкалья. Причины существования зон, расположение природных зон в районе Прибайкалья.

      Знакомятся природными зонами Байкала, расположением каждой из них, причинами неравномерного распределения природных зон.

      Отмечают на карте основные природные зоны Прибайкалья

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Степь.

      1

      40-45

      Урок изучения нового материала.

      Практикум

      п/р «Степь»

      Приспособленность к среде обитания растительности и животного мира. Редкие и исчезающие виды растений и животных.

      Знакомятся особенностями климата, животного и растительного мира степей. Отмечают по сообщениям учащихся на контурной карте места обитания редких и исчезающих растений и животных

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Горная Тайга

      1

      27-39

      Практикум

      п/р «Горная тайга»

      Приспособленность к среде обитания растительности и животного мира. Редкие и исчезающие виды растений и животных.

      Знакомятся с особенностями климата, животного и растительного мира, горной тайги. Отмечают по сообщениям учащихся на контурной карте места обитания редких и исчезающих растений и животных

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Альпийские луга.

      1

      17-26

      Практикум

      п/р «Альпийские луга»

      Приспособленность к среде обитания растительности и животного мира. Редкие и исчезающие виды растений и животных.

      Знакомятся с особенностями климата, животного и растительного мира альпийских лугов.

      Отмечают по сообщениям учащихся на контурной карте места обитания редких и исчезающих растений и животных»

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Горная тундра.

      1

      20-21

      Практикум

      п/р «Горная тундра»

      Приспособленность к среде обитания растительности и животного мира. Редкие и исчезающие виды растений и животных.

      Знакомятся с особенностями климата, животного и растительного мира.

      Отмечают по сообщениям учащихся на контурной карте места обитания редких и исчезающих растений и животных

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Птицы Байкала.

      1

      62

      Практикум

      п/р «Птицы Байкала»

      Птицы, обитающие на берегах Байкала

      Учатся узнавать птиц по рисункам, голосам.

      Выступают с рефератами о птицах Байкала

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Особо охраняемые территории.

      1

      47-50

      Урок-путешествие. Работа в группах.

      Национальные парки, заповедники, заказники.

      Знакомятся с особо охраняемыми территориями.

      Составляют таблицы с информацией об охраняемых территориях

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Памятники Природы на побережье Байкала.

      1

      76-82

      Урок изучения нового материала

      Памятники природы на побережье Байкала.

      Познакомить учащихся с памятниками природы на Байкале.

      Составляют таблицы с информацией об охраняемых территориях

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Урок обобщения.

      1

      84

      Урок-путешествие. Конкурс между командами.

      Природные зоны Прибайкалья и их характеристика.

      Систематизируют знания по теме.

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.

      Жизнь озера Байкал - 19 часов


      Уникальность Байкальского водоёма.

      1

      86

      Урок изучения нового материала.

      Температура, содержание кислорода, химический состав, течения, характеризующие уникальность Байкала. Разнообразие условий обитания в Байкале.

      Знакомятся с уникальностью Байкальского водоёма, как средой формирования эндемичных видов.

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Фитопланктон.

      1

      97-100

      Урок изучения нового материала

      Практикум

      п/р «Фитоплан-ктон»

      Сообщество поверхностного слоя Байкала.

      Доминирующие виды фитопланктона и его роль.

      Знакомятся с фитопланктоном Байкала, его компонентами и ролью.

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Микробные сообщества. Роль в Байкале.

      1

      101-103

      Урок изучения нового материала с элементами лекции

      Бактериопланктон. Донные микробные сообщества. Их роль в деятельности байкальских организмов.

      Знакомятся с разными группами микробных сообществ и их ролью в Байкале.

      Работают с картами

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Донная растительность

      1

      92-93

      Урок изучения нового материала

      Практикум

      п/р «Донные водоросли Байкала.»

      Сообщество донных растений, особенности во времена года, эндемичные виды донной растительности, гигантизм некоторых видов.

      Знакомятся с донными растениями.

      Работают с определителем водорослей

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Зоопланктон.

      1

      122-126

      Урок изучения нового материала

      Практикум

      п/р «Зоопланктон»

      Простейшие одноклеточные организмы.

      Знакомятся с зоопланктоном Байкала, его ролью в жизни озера.

      Работают с микроскопом, рассматривают обитателей байкальской воды

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Гаммариды.

      1

      107

      Урок изучения нового материала

      Практикум

      п/р «Гаммариды.»

      Представители, особенности строения, биологии развития и поведения.

      Знакомятся с представителями гаммарид.

      Работают с раздаточным объектами, рисунками

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Губки.

      1

      107-110

      Урок изучения нового материала

      Практикум

      п/р «Байкальские губки.»

      Особенности строения, среды обитания, представители, пищевые связи. Роль в экосистеме Байкала.

      Познакомить учащихся с особенностями строения губок, их жизнедеятельностью, представителями губок.

      Работают с раздаточным объектами, рисунками

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Планарии.

      1

      118-121

      Урок изучения нового материала

      Практикум

      п/р «Планарии»

      Байкальские черви. Плоские черви на примере планарии. Особенности жизнедеятельности, строения, роль в экосистеме Байкала.

      Знакомятся с особенностями строения и жизне-деятельности планарии - санитаров Байкала.

      Работают с раздаточным объектами, рисунками

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Олигохеты.

      1

      119-120

      Урок изучения нового материала

      Практикум

      п/р «Олигохеты.»

      Малощетинковые черви, особенности их строения, жизнедеятельности. Эндемичные представите ли олигохет.

      Знакомятся с представителями олигохет Байкала на примере эндемичных видов.

      Работают с раздаточным объектами, рисунками

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Моллюски.

      1

      111-115

      Урок изучения нового материала

      Практикум

      п/р «Моллюски.»

      Моллюски Байкала, их строение, жизнедеятельность, биологическая роль в экосистеме Байкала.

      Знакомятся с моллюсками, обитающими в Байкале, их ролью.

      Работают с раздаточным объектами, рисунками

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Рыбы Байкала

      1

      131-142

      Урок изучения нового материала

      Практикум

      п/р «Рыбы Байкала»

      Общая характеристика обитающих в Байкале рыб. Промысловые рыбы. Эндемики. Соровые рыбы.

      Знакомятся с рыбами, обитающими в озере.

      Составляют классификационной схемы рыб, обитающих в Байкале

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Байкальские бычки.

      1

      131-142

      Урок изучения нового материала

      Практикум

      п/р «Байкальские Бычки»

      Особенности строения видов в связи со средой обитания (донные, пелагические). Голомянка. Особенности биологии, участие в пищевых взаимоотношениях.

      Знакомятся с байкальскими бычками и их уникальным представителем-голомянкой.

      Работают с определителем байкальских бычков

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Омуль.

      1

      132-134

      Урок изучения нового материала

      Практикум

      п/р «Байкальский омуль.»

      Омуль, популяции омуля, особенности биологии и миграций, Омуль как основная промысловая рыба.

      Знакомятся с особенностями биологии, миграций омуля, его значимости для местного населения как промысловой рыбы.

      Работают с картой.

      Заполняют таблицы

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Нерпа.

      1

      142-145

      Урок изучения нового материала

      Практикум

      п/р «Нерпа»

      Морфологические характеристики. Гипотезы о происхождении.

      Особенности биологии. Миграционные пути. Роль в пищевых связях.

      Знакомятся с единственным млекопитающим Байкала - нерпой.

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Пищевые связи.

      1

      152-154

      Урок-конкурс

      Взаимосвязь живых организмов, обитающих в Байкале в круговороте органического вещества.

      Составляют пищевые цепи, приводят примеры организмов - эндемиков

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Обобщение по теме

      1

      155

      Урок-путешествие. Конкурс между командами.

      Природные зоны Прибайкалья и их характеристика.

      Систематизируют знания по теме.

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.

      Человек на Байкале - 9 часов


      Древнейшие люда на берегу Байкала.

      1

      158

      Урок изучения нового материала

      Стоянки древнейших людей, заселение людьми байкальского побережья.

      Знакомятся с историей заселения побережья Байкала человеком.

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Древние люди.

      1

      162

      Урок изучения нового материала

      Представители, формировавшие бурятскую национальность. Занятия рыболовством, охотой, с/х.

      Продолжают знакомится с историей заселения побережья озера человеком

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Современные народности.

      1

      162

      Урок изучения нового материала

      Легенды, сказания, народы, населяющие район Байкала, занятия рыболовством, охотой, с/х.

      Знакомятся с культурой народов, населяющих побережье озера Байкал

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Хозяйственное использование озера.

      1

      194

      Комбинированный урок

      Практикум

      п/р «Влияние туризма на Байкале»

      Рыболовство, охота, с/х, туризм, санаторно-курортное лечение.

      Изучают использование озера в хозяйственных целях

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Загрязнение озера Байкал.

      1

      171-178

      Урок изучения нового материала

      Практикум

      п/р «Экологические проблемы Байкала»

      Загрязнение воды, воздуха, почв. Источники загрязнения. Последствия загрязнения для экосистемы Байкала и для

      человека.

      Учатся выступать с материалами по экологическим проблемам.

      Высказывают свою точку зрения.

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Биологическое загрязнение.

      1

      191-193

      Комбинированный урок

      Микробное загрязнение.

      Элодея канадская, пелядь, амурский сом

      Описывают биологические загрязнения, их влияние на Байкал.

      Описывают условия биологического загрязнения

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Закон об охране озера.

      1

      200-201

      Комбинированный урок

      История его создания. Виды деятельности, запрещённые и ограниченные на байкальской территории.

      Рассматривают закон об охране озера

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Государственная система охраны озера.

      1

      199-207

      Урок изучения нового материала в форме решения экологических задач

      Ознакомление с функциями государственных структур по охране озера.

      Рассматривают государственную систему охраны озера

      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.


      Байкал -участок мирового наследия.

      1

      207-209

      Урок изучения нового материала


      Обобщение знаний полученных в ходе курса «Байкаловедение».


      Расширение кругозора.

      Формирование любви к природе.

      Формирование основ экологических знаний.



      © 2010-2022