Статья «Информационные технологии на уроках географии»

Современная ро«ссийская школа требует множество перемен. Используя на уроках инновации в образовании, структуру урока можно менять в лучшую сторону. Поэтому, применяя на уроках географии современные авторские методики, технологии и разработки, педагог пробуждает в учениках не только интерес к предмету, но и чувство сопричастности к реальному социуму. Применяя метод контроля, используя при этом компьютер и несколько тестов для классов различной возрастной нормы, учитель преследует несколько целей...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Информационные технологии на уроках географии

Учитель географии БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 36» Л.Л. Литвинцев.

1. Введение.

Современная школа сложна и многообразна. Сегодня она очень быстро меняется. Но одной из главных образовательных задач остаётся задача достижения нового современного качества образования. В педагогическом плане - это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися суммы знаний, сколько на развитие личности. Учителя сегодня должны формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков. Все задачи должны решаться на основе применения информационных технологий и педагогического мониторинга. Информационные технологии на уроках являются одним из новых путей в преподавании географии.

Современная российская школа - это результат огромных перемен, произошедших в нашем образовании. Образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард. Вряд ли какая другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому являются предметом изучения. Сами по себе они не возникают, а являются результатом научных поисков передового опыта отдельных учителей и целых коллективов. «Инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. (Рапцевич Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Рапацевич Е.С. - Минск: издательство «Современное слово», 2005 год, стр. 198).

Новое качество образования - главная цель реформирования современной школы. Совершенствование или принципиальная перестройка содержания, форм и методов обучения и воспитания, организация образовательного процесса в соответствии с возрастающими традициями или переход в инновационный режим развития - всё это имеет смысл в том случае, если в результате мы получаем личность, способную жить в современном быстро изменяющемся мире. В сегодняшних условиях жизнь ставит проблему воспитания и развития свободных творческих личностей, способных решать сложные социально-нравственные задачи в условиях перехода к цивилизованному обществу.

2. Информационные технологии.

Применение компьютерных технологий на уроках географии позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы, сократить время для поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаёшь практически безграничные возможности его применения в обучении. Использование компьютера на уроках географии необходимо вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями обучения.

Использование медиатеки на уроках позволяет не только расширить знания о предмете, но и даёт знания о том, где найти нужную информацию, как правильно пользоваться компьютерами, компакт - дисками, работать с поисковыми информационными системами в Интернете, пользоваться электронной почтой. Образно представлять свои мысли, создавая мультимедиа презентацию, буклеты и др. Информационные технологии дают прекрасную возможность для самореализации личности обучающегося. При создании презентаций к урокам удобно использовать программу «MSO PowerPoint». Она позволяет создавать «образ территории» в сознании обучающихся, что является одной из целей изучения курса географии. Применение компьютерной техники, возможность моделировать на экране явления и процессы, изучаемые в географии, поднимают её на более высокий уровень, где происходит взаимодействие с другими областями знаний. Это позволяет проводить межпредметные уроки.

Общение ученика с компьютером помогает ему чувствовать себя не просто исполнителем готовым воспроизвести только действия по определённому образцу, а реализовать свои творческие способности. Поделиться с другими учениками своим опытом. Ученик приобретает опыт публичного выступления, что важно для современного молодого человека. Выполнение практических работ занимает определённую часть уроков географии и является неотъемлемой частью программного материала по предмету. И здесь компьютер хороший помощник. Например, в 6 классе, практическая работа «Наблюдение за погодой и обработка материалов»: график температур, диаграмма облачности, осадков, вычерчивание розы ветров, описание погоды за определённый период. Без использования доски и мела можно построить график годового хода температур, диаграммы облачности и осадков, розу ветров.

При внедрении информационно-компьютерных технологий на уроках возникают проблемы, которые необходимо учитывать.

  1. При поиске информации: теряются в огромном объёме информации, не обрабатывают, не оформляют полученные тексты;

  2. составление графиков и диаграмм: плохо разбираются в возможностях компьютерных программ;

  3. составление презентаций: слайды бывают «перегружены» текстом или анимацией;

  4. выступления обучающихся с использованием информационно-компьютерных технологий: заменяют своё выступление презентацией (презентация - дополнение к выступлению).

Способы решения проблем.

  1. Давать больше заданий на работу с текстом, на составление конспектов, развёрнутых планов, как в письменном, так и в электронном виде;

  2. наглядно показывать способы работы с программами;

  3. тактично указать на недостатки и недочёты работы;

  4. Предложить заменить текст презентации устным выступлением, а в слайде презентации выразить материал в тезисной форме (самое главное).

При решении данных проблем необходимо помнить, что в зависимости от индивидуальных особенностей восприятия информации, часть обучающихся предпочитает получать новую информацию в виде картинок, образов, другая часть лучше понимает учителя при устном изложении темы. Третьим для усвоения знаний требуется попробовать их на «зубок» - потрогать, повертеть, сделать, что-нибудь самим. Поэтому, например, использование при обсуждении материалов урока наглядных пособий, мультимедиа компонентов позволит, активно включиться в обсуждение темы урока визуалам, выразительная речь с учётом соответствующих субмодальностей, музыкальное оформление презентации обеспечит полную вовлеченность в процесс обучения аудиалов. При регулярном использовании информационно-компьютерных технологий на уроках географии большая часть обучающихся грамотно организовывает свой ответ, умеет анализировать учебный материал и делать выводы, иллюстрирует свои ответы, умеет работать с ключевыми понятиями.

Часто жалуются, что география из тех предметов, где нужно много запоминать.

Ведь карта - неисчерпаемая информационная ёмкость, а без карты нет географии. Здесь учитель должен не столько «грузить» информацией, сколько подарить знакомство с картой. И тут компьютер первый помощник. В нём у меня есть различные задачи для всех классов. Например, «Покажи, где это находится», «Определи страну (природную зону, климатический пояс) по описанию. Задачи не предполагают испытание памяти. Они учат сравнивать, выбирать, устанавливать соотношения. Способность ученика решать различные задачи по карте и должно служить показателем его географической подготовленности. Так ученик вникает в карту, расширяет общекультурный кругозор, многое узнает. Так вырастет самостоятельным, мыслящим человеком.

И наконец, в заключении. Мы все вступили в 21 век, век совершенных достижений человеческой мысли, время развитых технологий, к которым человечество очень долго шло. Информационно-компьютерные технологии это новая дорога к знаниям, которая даст возможность новым поколениям не только получить качественное образование, но и уютно чувствовать себя в информационном обществе. Современная эпоха интеллектуальных технологий, разнообразных инноваций, глобализации выдвигает новые ценности, новые требования к уровню знаний, диктует свои условия жизни социума в масштабах всей планеты.

Китайская мудрость гласит: «Не бойся, что знаешь, бойся, что не научишься».



Список литературы.

  1. В помощь учителю. Серия: Дидактический и раздаточный материал. География 7 - 8 классы. Многовариантные проверочные работы. База дифференцированных заданий. Издательство «Учитель».

  2. Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Е.С. Рапацевич. - Минск: издательство «Современное слово», 2005 год.

  3. Педагогика. / В.А. Сластёнин. - Москва: издательство «Школа - Пресс», 2000 год.

  4. Словарь русского языка/ С.И. Ожигов. - Москва, 1978 год.

  5. В помощь учителю. Серия: Тестовый контроль. География 9 класс. Редактор тестов, тематические тесты. Издательство «Учитель».

  6. Попов К.А. Подготовка учителя к использованию современных технологий в образовании // Вопросы Интернет - образования. № 18, 2004 год.

  7. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать и использовать тесты для целей образования. - Москва: издательство «Народное образование», 2000 год, стр.351.

  8. Закон Российской Федерации «Об образовании».



© 2010-2022