- Преподавателю
- География
- Пояснительная записка по географии 8 класс
Пояснительная записка по географии 8 класс
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гринько Е.А. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации. Была использована Примерная программа основного общего образования по географии.
Статус документа.
Рабочая программа по географии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.
Структура программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая перечень оценочных практических работ.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в 8 классе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит темы по изучению географии своей области. Включение этих тем в программу связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Изучение географии в 8 классе школы направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории - от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа - общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:
- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);
- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;
- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».
Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 35 учебных недель, поэтому рабочая программа в 8 классе рассчитана на 70 учебных часов, по 2 часа в неделю.
Количество практических работ- 9
Количество самостоятельных работ - 2
Экскурсия - 1
Предусмотрены административные контрольные работы - 2 (тестирование)
Модификация программы состоит в следующем:
На протяжении изучения всего курса «География России» реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.
Используемые технологии:
Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
1. Объяснительно - иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
2. Частично - поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно - обобщающей.
3. Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.
Исследовательский метод используется:
- в организации метеорологических, гидрологических наблюдений, наблюдений за эрозией почвы и в обработке их результатов (составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.); в описании природных и экономических факторов и явлений, включая свою местность; при работе с различными источниками географического содержания;
в организации и проведении экскурсий.
Формы организации работы учащихся:
1. Индивидуальная.
2. Коллективная:
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
Формы учебных занятий:
-
Мини - лекции;
-
Диалоги и беседы;
-
Практические работы;
-
Семинары;
-
Дискуссии;
-
Круглые столы;
-
Проектные работы.
Виды деятельности учащихся:
-
Устные сообщения;
-
Обсуждения;
-
Мини - сочинения;
-
Работа с источниками;
-
Доклады;
-
Защита презентаций;
-
Рефлексия.
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.
УМК
Используемые программы: Примерная программа основного общего образования по географии - Москва: «Просвещение», 2010 г.
Учебник - В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе. - Москва: «Дрофа», 2004 г.
Учебно-методический комплекс:
-
С.А. Малиновская. Поурочные планы по учебнику А.И. Алексеева. - Волгоград: «Учитель», 2004 г.
-
В.А. Низовцев. Готовые домашние задания. - Москва: «Дрофа», 2005 г.
-
Л.Н. Полякова. Сборник заданий и упражнений по географии к учебнику «География России. 8-9 классы» под редакцией А.И. Алексеева. - Москва: «Экзамен», 2009 г.
-
В.И. Сиротин. Практические работы по географии. 6-10 классы. . - Москва: «АРКТИ», 2000 г.
-
Р.Х. Хабибуллин. Раздаточные материалы. - Москва: «Дрофа», 2002 г
-
С.А. Шинкарчук. «Доклады, рефераты, сообщения». - Санкт-Петербург: «Литера», 2007 г.
-
Г.Н. Элькин. Поурочное планирование «География России. Природа». - Санкт-Петербург: «Паритет», 2001 г.
-
Электронный учебник для 8 класса
Атлас географический для 8 класса
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии России ученик должен
знать/понимать:
основные географические понятия и термины; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
специфику географического положения Российской Федерации; особенности ее природы, населения, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Нормы оценки знаний
Оценка знаний учащихся
Критерии:
-
правильность и осознанность изложения материала, полнота раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;
-
самостоятельность ответа;
-
логичность, доказательность в изложении материала;
-
степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Оценка «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях.
Оценка «4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Оценка «3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
Оценка «2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.
Оценка практических умений учащихся
Оценка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Оценка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Оценка «3» - правильное использование основных источников знаний, допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Оценка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов;
Оценка умений проводить наблюдения в природе
Оценка «5» - правильное, проведенное по плану наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.
Оценка «4» - правильное, проведенное по плану наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.
Оценка «3» - допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объекта или явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.
Оценка «2» - неправильное выполнение задания; неумение сделать выводы на основе наблюдений.
4