Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т. П. «Работы на местности»

"Описание материала: Моя разработка от других пособий и тетрадей отличается тем, что сюда добавлен раздел «Работы на местности», который является обязательным краеведческим компонентом в изучении географии, с помощью этого раздела учащиеся смогут закрепить полученные теоретические знания полученные из учебников практически на местности. Особенно полезна тетрадь будет для учеников из сельских школ. Тетрадь включает в себя задания, представленные для выполнения на уроке, дома, на практике в прир...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Чёбаковская средняя общеобразовательная школа


А.А. Морозов



Рабочая тетрадь

«Начальный курс географии»






Чёбаково

2010г.

Посвящается светлой памяти моего учителя

профессора Владимира Андреевича Щенева


Предисловие

Рабочая тетрадь по географии подготовлена в соответствии с требованиями государственного стандарта по географии, а также рабочей программы по географии для 6 - 11 классов «Классическая линия» под редакцией Курчиной С.В. - М.: Дрофа, 2010г., является дополнением к учебнику Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., «Начальный курс географии» 6 класс - М.: Дрофа, 2010г.

Рабочая тетрадь предназначена для учащихся 6 класса, является дополнительным пособием и помощником в овладении «Начального курса географии». В тетради представлены материалы по курсу, а также дополнительные материалы для общего развития обучающихся 6 класса.

Тетрадь состоит из Введения и четырех разделов: «Виды изображений поверхности Земли», «Строение Земли. Земные оболочки», «Население Земли», «Работы на местности». Включает в себя задания, представленные для выполнения на уроке, дома, а также задания для самостоятельного и дополнительного изучения.

В конце тетради в Приложении приведены рекомендации для выполнения практических работ, календарь погоды, планы описания различных географических объектов, а также стран, номенклатура по курсу.

Рабочая тетрадь составлена на основе следующих пособий и учебников:

  1. Герасимова Т.П., «Начальный курс географии. 6 класс» (учебник)/ Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. - М.: Дрофа, 2010г

  2. Шатных А.В., «Начальный курс географии» (рабочая тетрадь к учебнику)/ Шатных А.В. - М.: Дрофа, 2010г.

  3. Беляев В.А., География Ярославской области (учебное пособие)/ Беляев В.А., Жихарев А.М., Иванова Т.Г., Секацкая З.С., Селищев Е.Н. - Ярославль: ОАО «Рыбинский Дом печати», 2008г.

  4. Баранов В.Н., География Ярославской области (учебное пособие)/ Баранов В.Н., Белоусов Ю.А. - Ярославль: Верхняя Волга, 1993

  5. Петрова Н.Н. География 6 класс/ Петрова Н.Н., Максимова Н.А. - М.: Мнемозина, 2009г


«Введение»

«Путешествия и географические открытия»

Задание 1. Используя текст учебника, заполните таблицу

Путешественник

Время путешествий

Маршруты путешествий

Открытия








Задание 2. Пользуясь картами атласа, приведите примеры географических объектов, названных в честь путешественников и мореплавателей.

Моря ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Проливы …………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………

Острова …………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

Страны ……………………………………………………………………………...

……………………………………………………………………………………….

Задание 3. В какой последовательности открывались материки:

……………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Виды изображений поверхности Земли

Задание 1. Изучите особенности плана местности и аэрофотоснимка, помещенных на форзаце 1 учебника. Обозначьте в таблице знаком «+» признаки, характерные для каждого из этих видов изображений местности. Сделайте вывод.

Признаки

План местности

Аэрофотоснимок

Объекты более похожи на их реальный вид на местности

Можно узнать название села, реки

Можно определить породы деревьев в лесу

Изображены все объекты, видимые сверху

Изображены только важные объекты

Объекты изображены условными знаками

Вывод: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание 2. Используя форзац 1 учебника, нарисуй условные знаки:

Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»

- грунтовая дорога

Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»

Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности» - река

Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»

- кустарник

Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»

- луг

Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»

- овраг

- обрыв

- лес лиственный

- лес хвойный

- болото

- озеро, пруд

МАСШТАБ

Задание 1. Определите во сколько раз уменьшено расстояние на планах с масштабом:

1:75

1:125

1:10 000

1:1 000 000

Задание 2. Определите численный масштаб плана местности, если расстояние в 2 км показано на нем отрезком линии длинной 4 см

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание 3. При масштабе плана 1:2500 расстояние в 50 м надо выразить отрезком в .................. см

Задание 4. По известному численному масштабу запишите именованный:

1:500

1:1000

1:25000

1:50000

Задание 5. Именованный масштаб плана - в 1см - 250м. Рассчитайте, сколько сантиметров надо отложить на этом плане при изображении расстояния в:

500м

1км

1250м

100м

Задание 6. Используя прием работы с линейным масштабом, определите по плану местности на форзаце 1 учебника:

длину центральной улицы в деревне Елагино: ____________________

ширину реки Нара ________________________

длину ручья, впадающего в р. Нара ______________________________

Стороны горизонта. Ориентирование

Задание 1. Пользуясь компасом, определите азимут точек школьного двора (указываются учителем). Определите расстояния в шагах.

Заполните таблицу

Азимут

Название точки







На миллиметровой бумаге изобразите маршрут вашего движения в масштабе

Задание 2. Используя план местности (выдается учителем) заполните таблицу:

Наблюдаемый объект

Расположения объекта к месту наблюдения

Азимут

Расстояние от объекта












Географическая карта


Задание 1. Заполните таблицу «Виды географических карт»

Виды географических карт

Что изображено

Физическая карта

Физическая карта России

Политическая карта

Экономическая карта

Контурная карта

Задание 2. Определите по карте протяженность:

Африки по меридиану 20° в.д. __________________________

Атлантического океана на экваторе ______________________

Аравийского моря по параллели 20° с.ш. __________________

Задание 3. Заполните таблицу «Свойства линии градусной сети»

Признаки линий

Меридианы

Параллели

В какие стороны горизонта направлены

Длинна в градусах

Длинна в км

Какую форму имеет на глобусе

Какую форму имеет на карте полушарий

Задание 4. Определите географические координаты объектов и объекты по их географическим координатам. Заполните таблицы

На контурную карту нанесите эти объекты и подпишите их координаты

Название объекта

Географические координаты

г. Джомолунгма

г. Костюшко

г. Аканкагуа

г. Эльбрус

50° ю.ш.

150° в.д.

75° с.ш.

38° в.д.

0° с.ш.

140° з.д.

Задание 5. Используя шкалу глубин, проанализируйте изменение глубин Индийского океана по экватору

Зона

Изменение долготы

Средняя глубина

Цвет на карте

42-43°

Бледно-голубой

43-45°

Светло-голубой

45-65°

Голубой

65-75°

Светло-голубой

75-89°

Голубой

89-91°

Светло-голубой

91-97°

Голубой

97-98°

Светло-голубой

98-100°

Бледно-голубой

Вывод: ……………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание 6. На контурной карте покажи направления и подпиши расстояния от Москвы до ближайших морей. Каким видом транспорта лучше воспользоваться в каждом случае при перевозке крупногабаритного груза? ………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

«Строение Земли. Земные оболочки»

ЛИТОСФЕРА

Задание 1. Изобразите внутренне строение Земли, подпишите все слои

Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»




Задание 2. Заполните таблицу «Свойства горных пород»

Горная порода

Происхождение

Твердость

Цвет

Блеск

Примечание











Задание 3. Заполните таблицу «Движение земной коры»

Вид движения земной коры

Районы проявления

Медленно поднимается

Медленно опускается

Землетрясения

Задание 4. Заполните схему «Виды гор»

Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»

Задание 5. Опишите горную систему по карте согласно плану

Название горной системы

Где находится (ГП)

В каком направлении протянулась, определите протяженность

Высокие точки

Задание 6. Нанесите на контурную карту России горы, равнины, низменности (смотри номенклатуру в приложении)

Задание 7. Нарисуйте вулкан и подпишите его части



ГИДРОСФЕРА

Задание 1. Нарисуйте схему «Круговорот воды в природе»



Задание 2. Нарисуйте волну и подпишите ее части


Задание 3. На контурную карту нанесите номенклатуру по теме гидросфера (смотри приложение). Выдели границы океанов (смотри приложение)

Задание 4. Заполните схему «Воды суши»

Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»


Задание 5. Заполните схему «Питание реки»

Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»


Задание 6. Опишите реку по плану (смотри приложение)

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание 7. Заполните таблицу «Режим рек Ярославской области по временам года»

Время года

Поступление воды в реки, % от годового стока

Состояние уровня воды

Причина

Температура воды

Весна

60-70

Ниже чем воздуха

Лето

10-15

Ниже среднесут. в.

Осень

15-20

Немного выше среднесут. в.

Зима

5-10

Подо льдом от 0 до 4°С

АТМОСФЕРА

Задание 1. На рисунке подпиши и выдели границы слоев атмосферы

Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»

Запиши процентное соотношение газов в атмосфере

N2 (азот) -

O2 (кислород) -

Ar (аргон и инертные газы) -

CO2 (углекислый газ) -

Задание 2. Определите высоту горы, если известно, что температура воздуха на вершине -8°С, а у подножья +16°С


Задание 3. Определите температуру воздуха на высоте 1154 м если у подножья температура равна 20,5°С


Задание 4. На миллиметровой бумаге постройте «График суточного хода температуры воздуха», используя данные таблицы

Время

1

5

9

11

13

19

22

t°С

-4

-2

0

+1

+3

+1

-2

Вывод к графику: ………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание 5. На миллиметровой бумаге постройте «График среднего распределения температуры воздуха у поверхности», используя данные таблицы Северное полушарие

φ°

90°

80°

70°

60°

50°

40°

30°

20°

10°/0°

Январь

-41

-30

-25

-16

-7

7

14

22

26/27

Июль

-1

-1

7

13

17

23

28

28

27/26

Ср.г

-23

-17

-10

-1

5

14

21

25

27/26

Южное полушарие

φ°

0°/10°

20°

30°

40°

50°

60°

70°

80°

90°

Январь

27/26

26

23

16

9

2

-7

-11

-14

Июль

26/25

21

17

14

4

-10

-23

-40

-48

Ср.г

26/25

23

19

13

6

-6

-13

-25

-30

Выводы по графику: ………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание 6. Определите атмосферное давление на вершине горы, если давление у ее подножия равно 740 мм рт. ст., а высота горы - 3150 м


Задание 7. На миллиметровой бумаге начертите розы ветров, используя данные таблицы:

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

СЗ

З

3

1

0

2

3

1

2

0

6

1

4

1

1

4

1

1

Выводы по графику: ………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание 8. Определите относительную влажность воздуха если при температуре +10°С в воздухе содержалось 1гр воды


Задание 9. Заполните схему «Климатообразующие факторы»

Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»



Задание 10. Заполните таблицу «Освещение Земли Солнцем»

Дата

Северное полушарие

Южное полушарие

22 июня

День ночи

День ночи

На параллели 23,5° с.ш.

На параллели 23,5° ю.ш.

На параллели 66,5° с.ш.

На параллели 66,5° ю.ш.

23 сентября

День ночи

День ночи

На экваторе

На экваторе

22 декабря

День ночи

День ночи

На параллели 23,5° с.ш.

На параллели 23,5° ю.ш.

На параллели 66,5° с.ш.

На параллели 66,5° ю.ш.

21 марта

День ночи

День ночи

На экваторе

На экваторе

БИОСФЕРА

Задание 1. Заполните схему «Царства живой природы»

Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»

Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»

Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»

Царства живой природы

Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»

Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»

Задание 2. На контурную карту нанесите границы природных зон Земли, раскрасьте природные зоны цветными карандашами (используйте рис. 93 учебника, или карту атласа)

Задание 3. Заполните таблицу «Природные зоны Земли»

Природная зона

Особенности климата

Растительность

Животный мир

Влажные экваториальные леса



Саванны



Пустыни



Степи



Лесная зона



Задание 4. Нарисуйте схему «почвообразующие факторы»



ЗРабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П. «Работы на местности»

адание 5. Подпишите названия частей (слоев) почвенного профиля

«Население Земли»

Задание 1. Заполните таблицу «Расы»

Раса

Где живут

Признаки расы

Европеоиды


Монголоиды


Негроиды


Задание 2. На миллиметровой бумаге начертите график роста численности населения Земли (данные у учителя)

Задание 3. На контурной карте выделите границы и подпишите названия государств и их столиц, которые указаны в номенклатуре

«Практические работы на местности»

Работа №1 Изучение горных пород. Сбор коллекции

Цель работы: «познакомиться с горными породами и минералами своей местности, научиться проводить описание геологических обнажений»

Оборудование: планшет, молоточек

План работы:

1. Сбор образцов горных пород, характерных для данной местности

Горная порода

Происхождение

Твердость

Цвет

Блеск

Примечание











2. Описание геологических обнажений:

Выделение горизонтов по цвету и слоистости; описание горизонтов: цвет, слоистость, наличие включений. Сделать рисунок




………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Работа №2 Описание форм рельефа

Цель работы: «научиться делать описание форм рельефа на местности»

Оборудование: рулетка, планшет, компас, молоточек, лопатка

План работы:

Выбрать участок: равнина или холм

Определить тип земной коры, тектоническое строение, рельеф, горные породы его слагающие, их залегание. Какие внутренние и внешние силы участвовали и участвуют в формировании рельефа вашей местности

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Рисунок описываемого участка


Работа №3 Описание участка реки

Цель работы: «научиться делать описание реки на местности»

Оборудование: планшет, рулетка, водомерная рейка, термометр, поплавки, веревка с грузом

План работы:

Особенности

Краткая характеристика

Название

Место где проводилось описание

Характер берегов


Цвет воды

Ширина участка реки

Температура воды

Расход

Тип питания

Максимальная глубина

Средняя глубина

Притоки

Биота


Использование


Выводы по работе: ………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Работа №4 Определение характеристик погоды

Цель работы: «научиться измерять характеристики погоды с помощью приборов»

Оборудование: термометр, барометр, психрометр

План работы:

Показатель

На улице

У водоема

Здание 1 этаж

Здание 2 этаж

Температура воздуха


t° влажного


t° сухого


Влажность воздуха


Давление


Выводы по работе: ………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Работа №5 Изучение природных комплексов

Цель работы: «научиться проводить исследования компонентов природы»

Оборудование: термометр, планшет, рулетка, компас, молоточек, лопатка

План работы:

  1. Выбрать площадку 10х10 м - на открытой местности

  2. Описание ПК:

    1. Назвать участок (по преобладающей растительности)

    2. Выявить особенности компонентов: форма рельефа, горные породы, тип почвы, залегание грунтовых вод, растительность (скудная, богатая), виды растений, животные, оценить возможности использования человеком

    3. Выявить особенности ПК

    4. Оценить влияние человека на ПК

  3. Сделать выводы о том, что нужно сделать, чтобы улучшить ПК

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарь погоды

Сентябрь

Дата




t




Осадки





Облачность




Направление ветра





Дата




t




Осадки





Облачность




Направление ветра




Октябрь

Дата




t




Осадки





Облачность




Направление ветра





Дата




t




Осадки





Облачность




Направление ветра




Ноябрь

Дата




t




Осадки





Облачность




Направление ветра





Дата




t




Осадки





Облачность




Направление ветра




Другие явления

Декабрь

Дата




t




Осадки





Облачность




Направление ветра





Дата




t




Осадки





Облачность




Направление ветра




Январь

Дата




t




Осадки





Облачность




Направление ветра





Дата




t




Осадки





Облачность




Направление ветра




Февраль

Дата




t




Осадки





Облачность




Направление ветра





Дата




t




Осадки





Облачность




Направление ветра





Другие явления



Март

Дата




t




Осадки





Облачность




Направление ветра





Дата




t




Осадки





Облачность




Направление ветра




Апрель

Дата




t




Осадки





Облачность




Направление ветра





Дата




t




Осадки





Облачность




Направление ветра




Май

Дата




t




Осадки





Облачность




Направление ветра





Дата




t




Осадки





Облачность




Направление ветра





Другие явления


План описания реки


  1. Название

  2. На каком материке и в какой его части находиться река

  3. Положение относительно форм рельефа, где начинается река (исток), в каком направлении течет, куда впадает (устье), примерная длина

  4. Характер течения

  5. Режим реки

  6. Питание

  7. Притоки

  8. К бассейну, какого океана относиться


План описания страны (для 6 класса):


  1. Название

  2. Столица

  3. Форма правления

  4. Численность населения

  5. Площадь

  6. ГП

  7. Пограничные страны


План описания гор


  1. Назвать и показать горы на карте

  2. Определить к каким горам они относятся по высоте

  3. На каком материке и в какой его части находятся

  4. В каком направлении протянулись и на сколько километров

  5. Как расположены относительно соседних объектов природы

План описания равнин


  1. Назвать и показать равнину на карте

  2. Определить к каким равнинам по высоте она относится

  3. На каком материке и в какой его части находиться

  4. В каком направлении протянулась и на сколько км

  5. Как расположена относительно природных объектов



Словарик терминов по курсу

География - наука, занимающаяся описанием Земли

Луна - естественный спутник Земли

Солнце - ближайшая к нам звезда

Глобус - уменьшенная модель Земли

Теллурий - прибор для демонстрации вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

Топографический план - изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков

Масштаб - степень уменьшения размеров и расстояний между ними по сравнению с истинными размерами и расстояниями на местности

Азимут - угол между направлением на север и направлением на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке

Относительная высота - превышение одной точки земной поверхности над другой по отвесной линии

Абсолютная высота точки - превышение это точки земной поверхности по отвесной линии над уровнем моря

Горизонтали - это условные линии, которые соединяют точки земной поверхности, лежащие на одинаковой высоте

Географическая карта - это уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости при помощи условных знаков

Географическая широта заданной точки определяется величиной в градусах дуги меридиана от экватора до параллели, проходящей через эту точку

Географическая долгота заданной точки определяется величиной в градусах дуги параллели от начального меридиана до меридиана, проходящего через эту точку

Литосфера - твердая (каменная) оболочка земли

Рельеф - совокупность неровностей земной поверхности

Гора - это выпуклая форма рельефа, возвышающаяся над окружающей местностью на высоту более 200м

Горный хребет - это горы расположенные друг за другом в ряд

Горная долина - понижение между горными хребтами

Равнина - обширный участок земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью

Возвышенность - равнина, абсолютная высота которой от 200 до 500 м

Плоскогорье - равнина, высота которой над уровнем моря более 500м

Шельф - часть материковой земной коры, продолжающаяся под океаническими водами до глубины 100-200м

Океанический желоб - длинное узкие понижение дна океана глубиной свыше 6000м

Срединно-океанические хребты - горные системы на дне океанов общей длинной свыше 60 тыс. км, шириной около 2000 км и относительной высотой 3-4 км

Атолл - коралловый остров в форме кольца с внутренним водоемом

Остров - небольшой участок суши, окруженный с четырех сторон водой

Полуостров - участок суши, вдающийся в море или океан, омываемый водами с трех сторон

Архипелаг - группа близко расположенных друг к другу островов

Гидросфера - водная оболочка земли

Море - часть океана, отделенная от него островами или полуостровами, отличающаяся от океана свойствами воды, обитателями

Залив - часть океана, моря, вдающаяся в сушу

Подземные воды - воды, находящиеся в земной коре

Грунтовые воды - воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами

Межпластовые воды - подземные воды, расположенные под двумя водоупорными слоями

Река - водный поток, текущий в выработанном им углублении - русле реки

Исток - начало реки

Устье - место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан

Бассейн реки - участок земной коры, с которого вся вода стекает в реку

Речная система - это главная река со всеми своими притоками

Водораздел - граница, разделяющая соседние речные бассейны

Режим реки - изменение уровня воды в реке за определенный промежуток времени

Половодье - ежегодный продолжительный подъем уровня воды в реке

Пойма - часть дна речной долины, затопляемая во время разлива реки

Паводки - кратковременные подъемы уровня воды в реке

Озеро - замкнутый водоем, образованный в поверхности суши в природном углублении

Ледник - многолетнее скопление льда на суше

Снеговая граница - уровень, выше которого снег может накапливаться

Канал - искусственная река

Атмосфера - газовая или воздушная оболочка Земли

Суточная амплитуда температуры воздуха - разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток

Атмосферное давление - это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы

Ветер - движение воздуха в горизонтальном направлении

Абсолютная влажность воздуха - количество водяного пара в граммах в 1м³ воздуха

Относительная влажность - отношение количества водяного пара, находящегося в воздухе, к тому количеству водяного пара, которое воздух может содержать при данной температуре

Атмосферные осадки - вода в жидком или твердом виде, выпадающая из облаков или выделяющаяся из воздуха на охлажденных поверхностях

Погода - состояние тропосферы в данном месте за определенный промежуток времени

Климат - многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности

Тропик - параллель 23,5° широты, на которой один раз в год, в один из дней солнцестояния, полуденное солнце бывает в зените

Полярный круг - параллель 66,5° широты, на которой в один из дней солнцестояния наблюдается полярный день, а в другой полярная ночь

Биосфера - живая оболочка Земли (все живое)

Почва - верхний слой земной коры, покрытый растительностью и обладающий плодородием

Природный комплекс - это закономерное сочетание компонентов природы: горных пород, воздуха, вод, растений, животных и почв на определенной территории


Номенклатура по курсу

Тема "План и карта"

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Тема "Литосфера"

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

Тема "Гидросфера"

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.

Тема "Человечество на Земле"

Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.

Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония

24 ©Морозов А.А. МОУ Чебаковская СОШ



© 2010-2022