Урок по географии для 9 класса Металлургический комплекс: черная металлургия

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Тематический план

По учебнику Географии, 9 класс, Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., 2012 г.

Раздел: Население России

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Опорные знания, умения и межпредметные связи

Методы обучения

Средства обучения

Практические работы

1.

Численность населения России

1

Комбинированный

Вспомнить численность населения земного шара

Словесный рассказ, наглядный

Учебник, атлас

Работа с картой

2.

Размещение населения России

1

Комбинированный

Вспомнить в каких районах мира сосредоточенно наибольшее количество населения

Словесный рассказ, наглядный

Учебник, атлас

Работа с картой

3.

Миграция населения

1

Комбинированный

Попытаться объяснить своими словами понятие «миграция»

Словесный, наглядный

Учебник

Выполнить задания в конце параграфа устно

4.

Формы расселения и урбанизация

1

Комбинированный

Назвать крупнейшие города России

Словесный, наглядный

Учебник, атлас

Выполнить задания в конце параграфа устно

5.

Этнический и религиозный состав России

1

Комбинированный

Подумать, какие народы преобладают на планете

Словесный,

наглядный, беседа

Учебник, атлас

Выполнить задания в конце параграфа

6.

Трудовые ресурсы и рынок труда

1

Комбинированный

Подумать, кого на планете больше мужчин или женщин и объяснить почему

Словесный, беседа

Учебник

Выполнить задания в конце параграфа устно



Тема: Этнический и религиозный состав населения России

Задачи:

Образовательные: познакомить с особенностями этнического и религиозного состава России.

Развивающие: продолжить формирование умений работать с разными источниками географических знаний, отработать умение обобщать и систематизировать знания.

Воспитательные: воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: стенные карты: «Политико-административная карта России», «Народы России», словари, атласы России.

Основные понятия: Этнос, ассимиляция, толерантность

План-сетка


Этапы урока

Время

Основные вопросы содержание

Методы обучения

Средства обучения

1.

Организационный момент

3 мин.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Словесный

Доска, мел, классный журнал, ручка

2.

Проверка домашнего задания

3мин.

Параграф 12, задания в конце параграфа устно

Словесный, беседа, наглядный

Карта, учебник

3.

Актуализация опорных знаний учащихся

10 мин.

Подумать, какие народы преобладают на планете. Вспомните религии, которые вы знаете.

Словесный

Учебник

4.

Изучение нового материала

15 мин.

Рассмотреть основные понятия, касающиеся темы, посмотреть этнический и религиозный состав России

Словесный, беседа, наглядный

Учебник, презентация

5.

Физкультминутка

5 мин.

Упражнение для кистей рук "Змейка", упражнение для пальцев "Пальчики"

Упражнения


6.

Закрепление

7 мин.

Задания после параграфа

Беседа

Учебник

7.

Домашнее задание

3 мин.

Параграф 13 прочитать

Словесный

Доска, мел

8.

Подведение итогов урока

2 мин.

Выставление оценок

Словесный

Классный журнал, ручка



Ход работы:

1. Орг.момент

Приветствие, проверка готовности к уроку

2. Проверка домашнего задания

Параграф 12, задания в конце параграфа устно

3. Актуализация опорных знаний учащихся

Подумать, какие народы преобладают на планете. Вспомните религии, которые вы знаете.

У вас на столах имеются тесты. Попробуйте в течение 1 минуты ответить на вопросы теста. Тест очень легкий, он настроит вас на работу на уроке.

1.Численность населения России (млн. )

а) 280 б) 354 в) 142

2.Место России по числу жителей

а) 3 б) 6 в) 7

3. Естественный прирост

а) умершие б) родившиеся в) разность

4.Воспроизводство

а) убыль б) возобновление в) рост

4. Изучение нового материала

Записываем тему нашего урока: «Этнический и религиозный состав населения России»

Мы с вами знаем, что по красоте и разнообразию ландшафтов, природных ресурсов равных России нет. Но самое главное богатство нашего государства - это народ, это российский народ, населяющий необъятные просторы нашей Родины.

Как мы уже говорили, наша Родина велика. Необозримы и прекрасны её просторы. Но самое прекрасное - это наш народ. В нашей стране проживает огромное количество народов, больших и малых, более 120. Но свой вклад в развитие страны, ее культуры вносили и вносят большие и малые этносы.

Давайте вспомним, что же такое «этнос» . Запишите в тетради: «этнос» - народ, этнография - наука о народах.

Ассимиляция (от лат.) - слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания.

Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям…

Какие народы живут сейчас на территории России, и как они размещаются на территории России? Достаточно одного взгляда чтобы увидеть, что Россия многонациональное государство.

На карте что указывает на многонациональность? (разнообразие фоновой окраски).

Россия - страна многонациональная. Каждая нация имеет свой язык значит Россия и многоязычная. Ученые насчитывают более 150 языков. Здесь на равных учтены как русский, которым в России владеют 98% населения, так и языки малых народов, численность которых лишь несколько десятков. Есть ли похожие языки? Да некоторые языки очень похожи, люди могут говорить каждый на своем языке и при этом прекрасно понимать друг друга. Например, русский - белоруса, татарин - башкира, калмык - бурята. Почему? Потому что группы языков имеют общий язык-предок - праязык. Древние племена, говорившие на одном из таких языков, переселялись, смешивались с другими народами, и единый язык распадался на несколько. Так и возникло множество похожих языков.

По сходству языков народы России относят к 4 большим языковым семьям. Такой выбор оправдан: сходство языков в большинстве случаев говорит о родстве народов, их общем происхождении.

Откройте атлас - на странице 13 «Народы России». Все народы объединены в языковые группы, а группы - в семьи. Прочитайте, какие языковые семьи представлены в России.

-Какая языковая семья самая многочисленная? Да, 89% населения страны принадлежит к индоевропейской семье.

- Рассмотрим, на какие языковые группы делится индоевропейская семья, какие народы к ней относятся?

-Какая группа самая многочисленная и какие народы можно выделить в этой группе?

- По условным знакам определите в атласе, где проживают эти народы? -

- Какие еще крупные народы из других групп этой семьи можно выделить?

- А какой народ этой семьи самый малочисленный?

-Вслушайтесь в звучание названий языковых семей: индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская. Почему они так называются?

- Какой народ является государствообразующим? (русский).

Посмотрите на флаг России. Бело-сине-красный. Почему Петр 1 выбрал эти цвета, есть разные версии. Я хочу предложить еще одну символическую версию. Красный - имел обрядовое значение у славянских народов, синий - цвет неба, священный для тюркских народов, белый - цвет снега - традиционный для уральских народов, а долголетие флага сродни кавказскому народу.

Славяне, тюрки, представители уральско-юкагирской семьи и семьи северо- кавказской, как мы только что выяснили, составляют большинство, 95% населения России, бело-сине-красный флаг нашей Родины можно назвать своеобразной этнографической картой.

Давайте теперь поговорим о религиозном составе нашей страны. Наша страна не только многонациональна, но и исповедует множество религий. Большинство верующих России православные-80% (славянские народы, карелы, мордва, коми, удмурты, чуваши, осетины и т.д.); ислам исповедуют тюркоязычные народы России, а так же народы, говорящие на языках северокавказской группы. Буддизм распространен среди бурят, калмыков, тувинцев. Иудаизм исповедуют евреи, проживающие в крупных городах.Как вы понимаете выражение «этнорелигиозные конфликты»? Как вы думаете где они распространены и чем обусловлены? (Беседа с ребятами)

5. Физкультминутка

6. Закрепление

Вопросы в конце параграфа

7. Домашнее задание

Прочитать параграф 13

8. Подведение итогов урока

Выставление и обоснование оценок за урок.


© 2010-2022