Урок географии 7 класс по теме Природные зоны Африки

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географии 7 класс

Разработала и провела учитель географии

I квалификационной категории

МБОУ «Сретенская СОШ»

Радостева Л.П.


Тема: Природные зоны Африки

Цель: Формирование представлений, знаний о природе материка Африка

Задачи:

1.Углубить знания об основном законе географии - широтная зональность на примере природных зон Африки.

2. Пробудить познавательный интерес, развивать коммуникативные умения, умения работать с источниками информации ( карты, справочная литература, учебник, интернет и т.д.)

3. Повышать географическую культуру учащихся

Оборудование:

Физическая карта Африки, карта «Природные зоны Африки», атласы, компьютеры, мультимедиапроектор, экран, дополнительная литература, учебники, тетради и т.Д.)

Методы:

Проблемно-поисковые

Словесные

Наглядные

Поощрения

Контроля (взаимоконтроля, самоконтроля)

Формы работы

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная



Ход урока

1.Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня замечательный день. Настроение у меня отличное, думаю у вас тоже. Я хочу, чтобы наш урок прошел хорошо, надеюсь, вы мне в этом поможете. Чтобы наша работа на уроке была успешной, попрошу вас быть дисциплинированными и активными, работать быстро и старательно, слушать меня внимательно.

2.Целеполагание.

Нет такого человека, которого бы не манили дальние страны и континенты.

Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,

всех её океанов, вершин ледяных и закатов,

только парус мечты вел по свету мои корабли,

только в фильмах и книгах встречал альбатросов и скатов. (Р.Рождественский) (Слайд1)

Ребята, а вы любите путешествовать пусть даже мысленно? (Ответы учащихся)

Привычка странствовать по картам, видеть в своем воображении разные места помогает правильно увидеть их в действительности. (К.Паустовский) (Слайд2)

Сегодня мы с вами, ребята, отправляемся в путешествие по природным зонам Африки. Предстоит увлекательная и интересная работа.

-Что хотели бы исследовать во время путешествия?

(Наша задача: необходимо познакомиться с природными зонами Африки, выявить особенности природных условий природных зон Африки и как можно глубже рассмотреть причины явлений, процессов и особенностей природы этого необычного материка.) (Слайд 3)

2.Актуализация знаний

-Что такое природная зона? (Слайд 4)

-В каких природных зонах расположен материк Африка?

(Слайд 5,6)

Работа с картой «Природные зоны Африки».

Организуем три экспедиции, результатом работы каждой экспедиции будет заполнение таблицы. После вашего возвращения - мы обменяемся впечатлениями. Ну, а теперь, - получите свои путевые дневники и - в путь! (Слайд 7)

Оформление наблюдений в таблице (Слайд 8)

3.Изучение нового материала

1)Работа в группах по предложенному плану.

На партах лежат географические атласы, географические справочники, дополнительная литература, иллюстрации представителей растительного и животного мира, ноутбуки с выходом в интернет

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 1 ГРУППЫ

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

Африка - красивый и загадочный материк. Какая же она, Африка? Вам необычайно повезло - так как именно вам выпала честь исследовать природную зону влажных экваториальных лесов!

Хотелось бы дать ряд ценных советов, которые помогут в работе вашей экспедиции:

  1. Выберите капитана - знатока этой местности,

  2. Распределите обязанности в группе.

  3. Строго выполняйте указания этих инструкций. (Если заблудились - вы всегда можете подать сигнал SOS учителю!)

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТОЧКА:

  1. Вспомните, что такое природная зона, природный комплекс?

  2. Где располагаются влажные природные леса? Покажите по карте.

  3. Каковы климатические условия этой природной зоны? Посмотри в карту климатических поясов.

  4. Какой тип почв в экваториальном лесу? Посмотри в почвенную карту.

  5. Какие растения произрастают в экваториальных лесах и почему их называют вечнозелеными?

  6. Вспомните, сколько ярусов в лесу? Кто потребляет продукцию верхнего яруса?

  7. Почему среди животных экваториального леса так мало крупных видов? Какие виды вам знакомы?

  8. Какие приспособления (адаптации) выработали животные к таким условиям среды обитания?

  9. К чему может привести вырубка экваториального леса?

  10. Результаты своих наблюдений обсудите в группе, заполните таблицу и нанесите природную зону на контурную карту.

Природная зона

Географическое

положение

Климат

Почвы

Растительность (представители)

Животный мир (представители)

Капитану и дружному экипажу желаем удачи в поисках приключений!

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 2 ГРУППЫ:

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

Африка - красивый и загадочный материк. Какая же она, Африка? Вам необычайно повезло - так как именно вам выпала честь исследовать природную зону саванн!

Хотелось бы дать ряд ценных советов, которые помогут в работе вашей экспедиции:

  1. Выберите капитана - знатока этой местности.

  2. Распределите обязанности в группе.

  3. Строго выполняйте указания этих инструкций. (Если заблудились - вы всегда можете подать сигнал SOS учителю!)

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТОЧКА:

  1. Вспомните, что такое природная зона, природный комплекс?

  2. Что называется саванной?

  3. Где располагается саванна? Покажите по карте.

  4. В пределах какого климатического пояса лежит эта природная зона? Дайте характеристику данному климату. Посмотри в карту климатических поясов.

  5. Пожары в сухой период бывают часто. Каковы главные причины возгорания?

  6. По карте почв определите, какой тип почв в саванне и дайте ему характеристику.

  7. Какие последствия наблюдаются после пожаров в саванне?

  8. Какие растения восстанавливаются, а какие нет после пожара? Каким способом спасаются животные?

  9. Разнообразие крупных животных - главная черта животного мира саванн. Как животные приспосабливаются к открытому пространству?

  10. Результаты своих наблюдений обсудите в группе, заполните таблицу и нанесите природную зону на контурную карту.

Природная зона

Географическое

положение

Климат

Почвы

Растительность (представители)

Животный мир (представители)

Капитану и дружному экипажу желаем удачи в поисках приключений!

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 3 ГРУППЫ:

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

Африка - красивый и загадочный материк. Какая же она, Африка? Вам необычайно повезло - так как именно вам выпала честь исследовать природную зону тропических пустынь!

Хотелось бы дать ряд ценных советов, которые помогут в работе вашей экспедиции:

  1. Выберите капитана - знатока этой местности,.

  2. Распределите обязанности в группе.

  3. Строго выполняйте указания этих инструкций. (Если заблудились - вы всегда можете подать сигнал SOS учителю!)

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТОЧКА:

  1. Вспомните, что такое природная зона, природный комплекс?

  2. Что такое пустыня? Какие впечатления возникают у вас перед глазами при упоминании этого слова?

  3. Какие пустыни вы увидели на территории Африки? Покажите по карте.

  4. Какая из пустынь самая большая? Какие типы пустынь вы увидели?

  5. В пределах какого климатического пояса лежит эта природная зона? Дайте характеристику данному климату. Посмотрите в карту климатических поясов.

  6. По карте почв определите, какой тип почв в пустыне и дайте ему характеристику.

  7. Какую воду используют жители? Как называются уголки жизни в пустыне?

  8. Какие растения произрастают и как они приспособились к жизни в пустыне?

  9. Какие животные обитают в пустынях? Как они приспосабливаются к условиям пустыни?

  10. Результаты своих наблюдений обсудите в группе, заполните таблицу и нанесите природную зону на контурную карту.

Природная зона

Географическое

положение

Климат

Почвы

Растительность (представители)

Животный мир (представители)

Капитану и дружному экипажу желаем удачи в поисках приключений!

2)Выступления групп учитель сопровождает показом слайдов 9-17

Заполнение таблицы

4.Закрепление изученного материала. Итог урока.

-Какие природные зоны находятся в Африке?

-Чем объясняется такой набор природных зон в Африке?

-Что больше всего вас удивило во время заочного путешествия по природным зонам Африки? (Слайд 19)

Д/З прочитать параграф 18, 19, записи в тетради/ Задания по выбору: подобрать дополнительный материал о растениях и животных Африки или написать сочинение на тему «Три дня в Африке» (Слайд 20)

Учитель: « Наше путешествие подошло к концу, вы хорошо справились с поставленными задачами. Я учту ваши устные ответы, баллы, таблицу и практическую работу и за урок каждый получит оценки. Спасибо за работу, урок окончен, до свидания. (Слайд 21)


© 2010-2022