Урок географии по теме Сохраним особенности Севера

Урок "Сохраним особенности Севера" является конкурсным уроком, цель которого- понимание учащимися ответственного отношения к будущему  своей страны и  своему профессиональному будущему через  анализ ситуации российского Севера. Урок нетрадиционный, включает несколько направлений: работа видеорядом для активизации и мотивации учебной деятельности, определение направлений и масштабов российского севера, ролевая игра "SOS: судьба оленеводческого севера" с приходом нефтегазодобычи, фиксация проблем ...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Сохраним особенности Севера



Цель: понимание учащимися ответственного отношения к будущему своей страны и своему профессиональному будущему через анализ ситуации российского Севера.

Задачи:

  1. Активизировать имеющиеся знания учащихся для работы по данной теме.

  2. Зафиксировать масштабность российского Севера.

  3. Организовать ролевую коммуникацию по выявлению проблем и поиску их решений.

  4. Обеспечить проявление позиций учащихся и ее фиксация.

  5. Провести эмоциональную рефлексию по теме урока.

Используемые приемы, методы, технологии обучения:

наглядные (текстовые материалы, карты, мультимедийная презентация, видео и аудиоматериал), ролевая игра,

частично-поисковые методы (поиск информации, и её анализ),

Метапредмет - пространство и время

1.Организационный этап- подготовка учащихся к работе на уроке.

Время

Деятельность

учителя

Педагогические

приемы, формы работы

Деятельность

учащихся

Ожидаемые

результаты

1 мин

Приветствует обучающихся, настраивает на урок: Прошу садиться

Мотивационный момент

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Эмоциональный настрой, готовность к работе, организация внимания учащихся

2. Мотивационный этап -актуализация полученных раннее знаний

3 мин

-Природа Севера скромная, неброская

Под стать природе - души у людей.

- Перед вами яркие характеристики Севера. Оживите их, подобрав стихотворные строчки к каждому из них.

1 группа- 1,4

2 группа- 2,5

3 группа -3,6 ( Здесь воздух свеж, здесь нефть и газ!
Сюда мы приглашаем Вас?)

- Зачем можно поехать на Север?

- С какой целью мы отправимся туда? ( Мы должны определить судьбу Севера)

Фоторяд,

стихотворные строки

песня "Увезу тебя я в тундру"



Подведение к целям урока

-воспринимают фоторяд

-устанавливают соответствие

Формулируют цель путешествия

Освежат знания по Северу страны

Сформулируют цели путешествия

3. Этап фиксации масштабности Севера

4 мин

- А где он этот крайний Север?

Давайте вместе определим положение Крайнего Севера карте?

Перед вами 7 ориентиров, выберите 3 главных, точно показывающих на север.

- Проверяем! есть ли дополнения ?

-Кто готов показать ориентиры на карте?

- Какую часть России относят к Крайнему Северу ? А если сравнить с государственным делением, то сколько процентов?

Проблемный вопрос

Выбор ориентиров



Сопоставление карт

- определяют ФГП Севера

- говорят о масштабности (больше 50% страны, а точнее 64% страны или 11 млн. км2)

Определение географического

положения Севера фиксация масштабности

4. Этап осмысления материала Дискуссия "Судьба оленеводческого Севера" SOS

18 мин







-Ямал ,мороз и мчатся чьи-то нарты
В оленьих шкурах не совсем тепло
Жизнь бросила его на север карты
И снега горсть в замерзшее лицо.

- Кого жизнь бросила на север России?

-А может быть геолога, который пытается найти новые месторождения нефти и газа?

Крайний Север- это оленеводство и нефтегазодобыча. Малые народы и цивилизация.

КАК БЫТЬ?

Судьба оленеводческого Севера. : SOS

- Ребята, возьмите, пожалуйста роли и определите своё участие в нашей дискуссии.

роли:

1 группа- старый оленевод, молодой оленевод, сын-школьник, этнограф ( специалист, изучающий народы, проживающие в стране)

2 группа - эколог, технолог, менеджер по персоналу, инженер

- Задания экспертам: Зафиксировать проблемы, которые мы будем обсуждать и предложенные пути решения этих проблем.

Прикрепите свои роли

В нашем ток -шоу принимают участие представители АО "Газпром"- основные газо и нефтедобытчики страны, представители малых народов Севера- оленеводы , и эксперты

(слайд "Слова Д.Хороля)

Вопрос оленеводам: Почему народы Севера называют себя "Дети Оленя?"

Ведущий - этнографу: Как судьба этноса (народа) севера зависит от оленя?

Ведущий: Есть ли другие суждения по данному вопросу.

Ведущий :Уважаемые газовики! Президент ОАО "Газпром" Алексей Миллер заявил, что к 2020 году объемы добычи газа увеличатся в 1,5 раза, причем районы добычи будут сконцентрированы на севере страны?:Почему России необходимо добывать нефть и газ"?

Ведущий :Сегодня в студии присутствует один из старейших оленеводов России Вар Хороля. Сколько лет вы кочуете? ( более 40 лет)

Ведущий :А с какими трудностями вы сталкиваетесь в последние годы, перегоняя своё стадо?

  • тундра вся перекрыта нефте и газопроводами, оленям двигаться трудно,

  • собаки, охраняющие городки газовиков, пугают оленей.) Кто-то должен решать наши проблемы?

Ведущий : Данный вопрос мы адресуем главному экологу РАО "Газпрома" ( должны за это отвечать мастера участков, они работают по плану строительства)

Старый оленевод -экологу: Оленей скоро кормить будет нечем, весь ягель нефтью залили. Постоянно аварии бывают.

Ведущий : Прояснить ситуацию нам поможет инженер по производству.

Инженер: В Инженерно-техническом центре, где я работаю, делают всё , чтобы никаких аварий не случалось вовсе. Здесь испытывают на прочность трубу, по которой течёт газ. Изучают дефекты трубы. Аттестуют сварщиков, которые должны на высоком уровне сваривать стыки газопровода. Испытывают на прочность даже обыкновенные домкраты. В центре имеются 12 стационарных и 10 передвижных лабораторий, которые помогают надёжной и безопасной эксплуатации системы.

Ведущий :А как с нефтяными пятнами будем бороться, чтобы сохранить кормовую базу? Спасибо

слайд (горящие факела)

Ведущий :Если посмотреть на территорию тундры с самолета, то можно увидеть более 3000 факелов. Это горит попутный газ.

Ведущий : По- моему есть вопрос у экспертов?

Эксперты: У нас даже два вопроса. Оленеводам "Как вы себя чувствуете в дымовой завесе?" и представителям Газпрома " У этого газа разве нет другого применения?"

Ведущий : Кто из Газпрома может ответить, технолог? Слово технологу группы компании "Сибур", одного из основных предприятий Чайковского.

(Пока попутный газ используется в стране примерно на 15%. Мы активно разрабатываем и уже применяем технологию получения пластмасс из низкоуглеродного сырья, каким является попутный газ, параллельно добываемый с нефтью)

Ведущий : В студии присутствует менеджер по персоналу -

- При такой масштабной добыче газа, где вы будете набирать трудовые ресурсы: буровиков, монтажников, изолировщиков?

Менеджер по кадрам: У нас часто возникают периоды, когда не хватает приезжих рабочих, вахтовиков. Может молодые оленеводы пойдут к нам работать?

Ведущий : А в Чайковском для Вас есть трудовые ресурсы? А какими стимулами вы будете их привлекать?

видео

- Как вернуть доверии к вахтовикам? Ответ на этот вопрос, наверное, знает менеджер по персоналу.

( На предприятиях Газпрома уже 20 лет действует программа по работе с трудовыми ресурсами, мы проводим занятия, семинары, где рассказываем о взаимоотношениях с коренными жителями)

- Ведущий : В нашей студии два поколения оленеводов. Что волнует бригадира молодежной оленеводческой бригады Аника Хороля

Молодой Оленевод: В тундре много сломанной брошенной технике, когда вы её уберете? Давайте наведем порядок на нашей земле. Ведь за что болеем-то , чтоб Газпром добывал свой газ, но оставил нашу землю такой, какая она была прежде.

Ведущий : самому юному участнику ток -шоу: Ты знаешь что твои сверстники с Большой Земли учатся в школе. Расскажи, как учатся дети в вашей семье?

Менеджер по персоналу- сыну оленевода: А как ты думаешь обучаться профессии?

видеофрагменты

человека, чукчу, тундровика, оленевода)


Выбирают и осмысливают роль


Работают с текстовыми материалами

Выступление перед аудиторией, дополнение одноклассников

Задают вопросы



Эксперты фиксируют обсуждаемые проблемы и предлагаемые пути решения











Осмысление видеофрагмента, отвечают на вопрос



Умения вести дискуссию, в соответствии с ролью, отвечать на вопросы, задавать вопросы



Умения работать с информацией


Осмысление личной причастности к профессиональному выбору и сложностям профессий


4. Этап рефлексии.

SOS "Сохраним особенности Севера"


Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Присвоение нового знания, нового способа получения информации учеником. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

5 мин

Ведущий Вопрос экспертам: Какие проблемы мы обсуждали сегодня?( экологические, образ жизни оленеводов, трудовых ресурсов, взаимоотношений)

- Какие пути решения проблем были предложены?:

  • перерабатывать вторичное сырье

  • использовать попутный газ

  • рассказывать о народах севера

  • находить компромиссы

  • сохранить Север

Ведущий : Мы пришли к главному выводу: Судьба оленеводческого Севера зависит от того, как мы сохраним особенности Севера.

Зимой Крайний Север, огнями дразня,
В полярную ночь ждет полярного дня.
А летом Светило не прячет лучей,
И столько же тянется день без ночей.

Чтобы Солнце светило ярче -дополните его лучиками своего настроения

Фиксируют проблемы и пути их решения на

Сайте "СтранаСевера.ру"



Выражают свое отношение

к теме урока




Выражают свое отношение к уроку

Через лучи настроения


Содержательная рефлексия




Эмоциональная рефлексия



© 2010-2022