Урок Причины многообразия типов рельефа и минеральных ресурсов на территории России 8 класс

 Урок по географии на тему:"Причины многообразия типов рельефа и минеральных ресурсов на территории России" 8 класс. Данный урок в рамках современной классификации можно отнести к уроку построения системы знаний.      Урок включает в себя систематизацию и обобщение учебного материала по темам, изучающим геологическое строение и рельеф физико-географических регионов России. Так же на данном уроке формируются умения систематизировать и обобщать ранее изученный материал по геологическому и тектонич...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: «Причины многообразия типов рельефа и минеральных ресурсов на территории России»

Планируемые образовательные результаты

Предметные: применение знаний о геологическом и тектоническом строении для объяснения разнообразия минеральных ресурсов и типов рельефа территории России.

Метапредметные: владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем; применению различных методов познания; способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

Личностные: готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, а так же навыков сотрудничества со сверстниками.

Формирование уважительного отношения к природе, путем осознания уникальности и разнообразия тектонических структур, ландшафтов России.

Решаемые учебные проблемы

поиск взаимосвязи особенностей тектонического строения, геологической истории и многообразия минеральных ресурсов и типов рельефа территории России.

Основные понятия, повторяемые на уроке

Платформа, плита, складчатость, эры, виды минеральных ресурсов

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, проектор, 6 ноутбуков

Образовательные интернет-ресурсы

ЦОР «Строение земной коры и рельеф России» files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa16a505-4efc-4dad-ab71-7dbf40b95f96/004.swf

Урок Причины многообразия типов рельефа и минеральных ресурсов на территории России 8 класс

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний с создание проблемной ситуации с затруднением

1.Прочитайте текст:

Россия - ведущая мировая горнодобывающая держава. На неё приходится 12 % запасов нефти, 32 % - газа, 11 % - угля, 31 % - калийных солей, 21 % - кобальта, 25 % - железа, 15 % - цинка , 10 % - свинца от общих запасов мира.

Рельеф нашей страны является не менее разнообразным, обширные равнины соседствуют с высокими горными сооружениями.

Подумайте, что повлияло на появление всего многообразия минеральных ресурсов и типов рельефа? Во время мозгового штурма не рекомендуется перебивать друг друга, и давать оценки правильности вариантов одноклассников.

Свои варианты запишите в кластер, в строку «Гипотеза»

Деятельность учителя

Подумайте, что повлияло на появление всего многообразия минеральных ресурсов и типов рельефа? Во время мозгового штурма не рекомендуется перебивать друг друга, и давать оценки правильности вариантов одноклассников.

Свои варианты запишите в кластер, в строку «Гипотеза»

Деятельность обучающихся

В процессе мозгового штурма предлагают возможные причины многообразия минеральных ресурсов и типов рельефа России, записывая их в кластер

2. ЭТАП целеполагания

Деятельность учителя

Прочитайте в листе кластера проблему: В чём причины многообразия типов рельефа и минеральных ресурсов на территории России?

Деятельность обучающихся

Осознание цели предстоящей деятельности.

3. ЭТАП планирования.

Деятельность учителя

Какие карты нам понадобятся, что бы решить ее?

Ознакомьтесь с ЦОР «Строение земной коры и рельеф России» в ваших ноутбуках, в разделе справка в правом нижнем углу.

Деятельность обучающихся

Работа в группах. Определение необходимого набора карт (тетоническая, геологическая, физическая). Знакомство с ЦОР «Строение земной коры и рельеф России»

4 ЭТАП включения изученного в систему знаний

Познакомьтесь с правилами работы на уроке:


  • Выполняя поэтапно задания, мы заполним кластер по теме.

  • За каждое задание начисляются баллы.

  • Руководитель группы в лист оценивания выставляет баллы за полностью правильный ответ;

  • За частично правильный выставляется половина балла, за неправильный баллы не ставятся;

  • Оценивание работы как индивидуальное, так и групповое;

  • Оцениваются ответы только после поднятой руки;

  • Неуважительное отношение к выступлению членов других групп штрафуется (-1 балл);

  • Группа, выполнившая задание первой, получает дополнительно +1 балл.

  • Задание, выполненное после отведенного времени, проверяется , но не оценивается. Результативность группы: 30 - 37 - «5»;

  • 23 - 29 - «4»;

  • 12 - 16 - «3».

Индивидуальные баллы: 8-10 - «5»

6-7 - «4»

4-5 - «3» (баллы по желанию могут быть перенесены на следующий урок)

При проверке выступает группа, выполнившая задание первой, а остальные проверяют себя, дополняют ответ первой группы.

5. Определите по Тектонической карте России в атласе, какие минеральные ресурсы характерны для Русской равнины, примеры впишите в соответствующий элемент кластера.

6. Прочтите страницы 175-176 в учебнике, выделите особенности рельефа Русской равнины, впишите в соответствующий элемент кластера, самые основные черты рельефа.

7.Используя ЦОР «Строение земной коры и рельеф России» определите:

а) Какая тектоническая структура лежит в основании Русской равнины (в списке блоков выберите пункт тектоника);

б) Определите возраст платформы (геологическую эру) используйте геохронологическую таблицу, нажимая на значок «глаз».

в) Перечислите основные этапы геологической истории стр. 174-175 (указывая одним словом процесс или явление, преобладающие в геологическом прошлом, например, горы-море-поднятие-оледенение) Русской равнины; Запишите в соответствующие части кластера по разделу Русская равнина.

8) Определите название физико-географического района по описанию и запишите ответ в кластер:

Это одна из самых большихнизменных равнин земного шара. Располагается к С. от мелкосопочной равнины Казахстанаи гор Алтая, между Уралом

на З. и Среднесибирским плоскогорьем на В. Она представляет собой своеобразное гигантское блюдце с приподнятыми бортами. Поверхность равнинная, слаборасчленённая, с небольшими амплитудами высот. Высоты низменностей северных и центральных районов не превышают 50-150 м, невысокие возвышенности (до 220-300 м) характерны главным образом для западных, южных ивосточных окраин равнины. Распространены болота. В тектоническом отношении представляет собой молодую плиту.

9. Определите возраст фундамента платформы, ответ запишите в кластер.

10. Ответив на все вопросы, определите физико-географический район:

а) Данная горная система имеет Палеозойский возраст

Урок Причины многообразия типов рельефа и минеральных ресурсов на территории России 8 класс

б) Вдоль данной горной системы проходит крупный тектонический разлом

(в правом нижнем углу показан значок в легенде карты, которым обозначаются разломы).

Урок Причины многообразия типов рельефа и минеральных ресурсов на территории России 8 класс

вУрок Причины многообразия типов рельефа и минеральных ресурсов на территории России 8 класс) Протяженность этих гор составляет 2500 км.

Запишите название данной горной системы. Определите по ресурсу «Строение земной коры и рельеф России» к какой складчатости она относится, запишите ответ в кластер.

11. Прочтите описание выдуманной горной страны:

Огромной, непреодолимой стеной протянулись горные хребты. Остроконечные покрытые снегом и льдом пики поднимались до самого неба, пронизывая собой облака.

Время от времени, эта территория сотрясается мощными землетрясениями. Но не только они показывают суровый нрав гор, повсюду видны следы недавней тектонической активности, которая продолжается до сих пор. Потухшие вулканы, горячие источники минеральных вод, лакколиты формируют пейзаж данной местности.

Но это еще все чем может удивить вас данная территория. В горах, которые возвышаются над окружающей поверхностью более чем на 2000-3000 м, можно найти ископаемые остатки морских организмов! Когда-то это место было дном моря.

С какой горной страной России данная территория схожа, и почему вы так решили?

12. Какой возраст имеет данная территория России?(укажите эру, ответ запишите в кластер).


7 ЭТАП Рефлексия и домашнее задание

Деятельность учителя

13. Заполнив все недостающие элементы кластера, ответим на вопрос, который являлся проблемой нашего урока:

В чем причины многообразия типов рельефа и минеральных ресурсов на территории России?

Назовите какое из заданий вызвало у вас наибольшее затруднение и почему? Подчеркните эти задания, повторение соответствующих им тем, будет вашим домашним заданием.

А теперь посчитайте свои индивидуальные и групповые баллы, листы оценивания сдайте.

Деятельность обучающихся

Выявляют зависимость между тектоническим строением, геологической историей и богатством и разнообразием минеральных ресурсов на территории России. Сравнивают данную закономерность со своими предположениями, высказанными в начале урока.

Отмечают наиболее трудные задания,


© 2010-2022